ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ВВЕДЕНИЕ

Образовательная программа Муниципального автономного учреждения  дополнительного образования «Центр детского творчества» муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан  (далее Образовательная программа) разработана:

·                   в соответствии с «Законом об образовании  в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.), где дается определение образовательной программы: «Образовательная программа -  комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов»;

·                   в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей № 1725-р;

·                   в соответствии с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (пр. Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008);

·                   в соответствии с Уставом МАУ ДО ЦДТ;

·                    в соответствии с основными целями МАУ ДО ЦДТ

·                   на основе анализа работы МАУ ДО ЦДТ за 2022-2023 учебный год.

Данная образовательная программа МАУ ДО ЦДТ рассчитана на 2023 - 2024 учебный год.

Реализуя образовательную программу, педагогический коллектив ЦДТ исходит, прежде всего, из того, что дополнительное образование детей – единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Дополнительное образование детей – это, прежде всего, развивающие образование.

       Образование личности - целостный, единый процесс и его специальная педагогическая организация результативна только при целенаправленности на развитие способности человека к самостоятельному, осознанному решению проблем жизнедеятельности.

      Образовательный процесс есть нерасчлененное единство обучения и самостоятельной познавательной деятельности, воспитания и самовоспитания, естественного взросления и социализации.

      Образовательно-воспитательный процесс носит программный характер и направлен на создание условий для развития детей с учетом их возможностей, способностей и мотивации. Процесс обучения в ЦДТ представляет специально организованную деятельность педагогов и обучающихся, направленную на решение задач образования, воспитания, развития, социальной адаптации личности.

     Образовательная деятельность МАУ ДО ЦДТ направлена:

Ø    формирование и развитие творческих способностей учащихся;

Ø    удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии;

Ø    формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

Ø    обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;

Ø    выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

Ø    профессиональную ориентацию учащихся;

Ø    создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

Ø    социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

Ø    формирование общей культуры учащихся.

Образовательный процесс предусматривает развитие ребенка в процессе активно-деятельностного освоения ценностей культуры. Образовательный процесс в МАУ ДО ЦДТ предполагает создание пространства многообразных видов деятельности и развивающихся человеческих общностей, обеспечивающих индивидуальности каждого ребенка приобретение новых способностей и совершенствования уже имеющихся у него способностей.

 Основная цель МАУ ДО ЦДТ – усовершенствование целостной среды становления и развития личности учащегося и педагога, способствующей освоению ими социокультурных ценностей, формированию у них потребности в самоопределении и саморазвитии.

         Для достижения поставленной цели в соответствии с задачами определены следующие  основные направления  работы:

1.                 Образовательная деятельность

2.                 Воспитательная деятельность

3.                 Учебно-методическое обеспечение

4.                 Психолого-педагогическое обеспечение

5.                 Деятельность по сохранению здоровья и формированию положительного отношению к здоровому образу жизни

6.                 Работа с родителями,  общественностью

7.                 Материально-техническое обеспечение и финансовое обеспечение

8.                 Управление и контроль

9.                  Педагогический мониторинг

 

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Цель образовательной деятельности МАУ ДО ЦДТ –  обеспечение целостности образовательного процесса в МАУ ДО ЦДТ на основе компетентностного подхода в рамках личностно-ориентированной парадигмы.

Задачи:

1) приведение нормативно- правовых документов в области реализации дополнительных общеобразовательных программ в  соответствие с требованиями «Закона об образовании в РФ» и «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

 2) реализация  дополнительных общеобразовательных программ в полном объеме в соответствии с поставленными целями и задачами,

3) корректировка, обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ с учетом современных требований и ФГОС,

 4) Повышение  качества дополнительных образовательных услуг.

Дополнительное образование осуществляется в ходе освоения ребенком общеразвивающих дополнительных общеобразовательных программ.

 

Характеристика дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых МАУ ДО ЦДТ в 2023 – 2024  учебном году.

 

в 2023 – 2024 учебном году МАУ ДО ЦДТ реализует дополнительные общеобразовательные программы 5 направленностей:

1) социально-педагогическая направленность – 1 программа

2) художественно направленность – 14 программ

3) техническая направленность – 2 программы

4) туристско-краеведческая направленность – 2 программы

5) естественно – научная направленность – 1 программа.

Художественно направленность представлена двумя направлениями: декоративно-прикладное и музыкально-эстетическое.

Программы декоративно-прикладного направления предназначены для обучающихся дошкольного, младшего школьного и среднего возраста и старшего возраста. Данное направление ориентировано на обучение, воспитание и развитие детей средствами различных видов изобразительного, декоративно-прикладного творчества и дизайна, развитие творческих особенностей обучающихся, воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных навыков.

Программы музыкально-эстетического направления  предназначены для обучающихся в возрасте от 6 до 18 лет. Реализация программ данного направления предполагает развитие музыкальных, кинестетических и творческих способностей обучающихся.

Программы социально-педагогической направленности рассчитаны для обучения детей в возрасте от 5 до 18 лет. Особое внимание при освоении содержания данных программ уделяется развитию личности средствами различной деятельности: игровой, творческой, сценической, а также развитию социальной активности обучающихся, включению подростков и детей в социально-значимую деятельность.

Программы технического творчества направлены на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся взаимодействию с различными социальными институтами, создание условий для развития успешной   личности,                     на                 воспитание              позитивного     отношения     к профессиональному труду, аккуратности, точности.

 

Социально-педагогическая направленность ЦДТ представлена следующими

дополнительными общеобразовательными программами:

 

Название

программы

Продолжительность обучения

Возраст

обучаю-щихся

Вид и тип программы

Особенности программы

«Умники и умницы»

 

 

 

1 год

5 - 7 лет

Общеобразовательная,

общеразвивающая

 

Подготовить дошкольников к обучению, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков, научить читать, не вступая в противоречие с методами школьного обучения; математическое развитие младших школьников

 

Туристическая направленность ЦДТ представлена следующими дополнительными общеобразовательными программами:

 

Название

программы

Продолжительность обучения

Возраст

обучаю-щихся

Вид и тип программы

Особенности программы

«Пешеходный туризм»

 

1 год

8 - 15 лет

Общеобразовательная,

общеразвивающая

 

Программа направлена на изучение основных сведений по организации туристского быта, основ топографии и ориентирования на местности, организационным вопросам подготовки и проведения походов;  обучение основам гигиены туриста, умению оказывать помощь условно пострадавшему; получение знаний о своём крае, ознакомление с культурноисторическими достопримечательностями, изучение основ природоохранной деятельности.

«Детский туризм»

3 года

10 - 14 лет

Общеобразовательная,

общеразвивающая

 

Формирование здорового образа жизни средствами туризма и краеведения, создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности

Художественно-эстетическая направленность ЦДТ представлена следующими дополнительными общеобразовательными программами:

 

Название

программы

Продолжительность обучения

Возраст

обучаю-щихся

Вид и тип программы

Особенности программы

«Художественная керамика»

3 года

5 – 18 лет

Общеобразовательная,

общеразвивающая

 

Программа данного курса позволяет показать обучающимся как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир керамического искусства. В процессе изучения программы дети получают знания о способах и приёмах работы с материалами и инструментами; знакомятся с художественными и культурными ценностями России и населяющих её народов; обучаются основам художественной композиции и цветоведения, используемым в керамическом искусстве, а также декорированию готовых изделий из керамики. Обучающиеся развивают мелкую моторику рук, уверенность в своих силах и творческую смекалку, логику и мышление, воображение, художественный вкус, чувство гармонии в познании мира.

«Волшебная кисть»

1 год

5 - 15 лет

Общеобразовательная,

общеразвивающая

На занятиях дети знакомятся с разнообразием способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование с добавлением нетрадиционных способов увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

«Гончарное дело»

1 год

7 - 10 лет

Общеобразовательная,

общеразвивающая

Способствовать развитию умений и творчества детей в лепке из глины, развивать художественные способности, абстрактное мышление и воображение. способность к самовыражению, сформировать эстетический опыт, создание условий для развития художественно-творческих способностей учащихся овладение знаниями и представлениями о гончарном ремесле

«Баян»

3 года

7-17 лет

Общеобразовательная,

общеразвивающая

 

Программа направлена на обеспечение развития музыкально – творческих способностей обучающегося на основе приобретенных знаний, умений и навыков в области инструментального исполнительства, выявление одаренных детей в области музыкального исполнительства на баяне

«Синтезатор»

3 года

7-17 лет

Общеобразовательная,

общеразвивающая

 

Программа направлена на обеспечение развития музыкально – творческих способностей обучающегося на основе приобретенных знаний, умений и навыков в области инструментального исполнительства, выявление одаренных детей в области музыкального исполнительства на синтезаторе

«Гитара»

3 года

10-18 лет

Общеобразовательная,

общеразвивающая

 

Программа направлена на формирование и развитие творческих способностей.   Музыка - искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека, и поэтому она может играть огромную роль в воспитании детей и юношества. Гитара всегда пользовалась огромной популярностью в молодежной среде.       Умение играть на этом великолепном музыкальном инструменте - это своеобразная сфера духовной жизни подростка, его самовыражение и самоутверждение, ярко раскрывающее индивидуальную самобытность каждого

«Современные танцы»

1 год

7-15 лет

Общеобразовательная,

общеразвивающая

 

Программа  направлена на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения современного 

танца.

«Ритмика»

1 год

5 – 8 лет

Общеобразовательная,

общеразвивающая

 

Содержание программы «Ритмика» направлено на обеспечение двигательных потребностей детей, на развитие их моторики, координации движений, ориентировки в пространстве, на улучшение эмоционального состояния 

«Вокал»

3 года

7-17 лет

Общеобразовательная,

общеразвивающая

 

Развитие музыкальных способностей, вокального мастерства, активное участие в концертной деятельности, социально-значимой деятельности обучающихся

«Кукольный театр»

1 год

7 – 12 лет

Общеобразовательная,

общеразвивающая

 

Программа  предназначена для введения детей в прекрасный мир кукольного театра, направлена на создание самодеятельного театра кукол, в котором дети могут быть как актерами, так и создателями театральных кукол и декораций.

«Кройка и шитьё»

1 год

6 – 17 лет

Общеобразовательная,

общеразвивающая

 

Программа направлена на формирование у обучающихся практических трудовых навыков, эстетического воспитания обучающихся, расширение их кругозора. Обучающимся предоставляется возможность для освоения навыков ручного и машинного шитья, конструирования, приобретения навыков работы с необходимыми инструментами

«Театралика»

3 года

7-10 лет

Общеобразовательная,

общеразвивающая

 

Занятия в театральном коллективе формируют устную речь, развивают ее выразительные и интонационные возможности, развивают память, формируют художественный вкус ребенка.

«Бисероплетение»

 

7 – 15 лет

Общеобразовательная,

общеразвивающая

 

Программа направлена на овладение учащимися основными приёмами бисероплетения, создаёт благоприятные условия для интеллектуального и эстетического воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

«Акварель»

 

5 -12 лет

Общеобразовательная,

общеразвивающая

 

На занятиях дети знакомятся с разнообразием способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование с добавлением нетрадиционных способов увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

 

 

 

Техническая направленность ЦДТ представлена следующими дополнительными общеобразовательными программами:

 

 

Название

программы

Продолжительность обучения

Возраст

обучаю-щихся

Вид и тип программы

Особенности программы

«Робототехника»

1 год

7- 10 лет

Общеобразовательная,

общеразвивающая

 

Определение и различение и название деталей конструктора. Работа по образцу, по чертежу; развитие мелкой моторики

«Аэроквантум»

1 год

10 - 16 лет

Общеобразовательная,

общеразвивающая

 

Программа направлена на обучение учащихся основам робототехники, устройства беспилотных летательных аппаратов, программирования. Программа способствует развитию творческих способностей в процессе конструирования, проектирования, управления беспилотными летательными аппаратами

 

Естественно - научная направленность ЦДТ представлена следующими дополнительными общеобразовательными программами:

 

 

Название

программы

Продолжительность обучения

Возраст

обучаю-щихся

Вид и тип программы

Особенности программы

Лаборатория юного эколога»

1 год

10 - 14 лет

Общеобразовательная,

общеразвивающая

 

Направлена на формирование системного подхода в восприятии мира, представлений о взаимосвязи и взаимозависимости живого и неживого, экологическое воспитание и просвещение, в области «устойчивого развития», развитие навыков изучения (юные исследователи природы) и сохранения живой природы, рационального природопользования (сфера деятельности «человек-природа»).

 

 

Формы обучения в МАУ ДО ЦДТ

 

В соответствии Устава МАУ ДО ЦДТ деятельность обучающихся в учреждении осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам: клуб, кружок, студия, ансамбль, группа, секция, театр и др., в которых могут заниматься дети преимущественно в возрасте от 4 до 18 лет.

Занятия проводятся по группам, индивидуально или со всем составом объединения. Для обучающихся в вокальных, инструментальных, вокально-инструментальных объединениях наряду с занятиями со всем составом объединения, проводятся индивидуальное обучение.

 

Годовой календарный учебный план-график

муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан

на 2023-2024 учебный год

 

Годовой календарный учебный график муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан  на 2023 - 2024 учебный год является одним из основных документов, регламентирующих организацию образовательного процесса. Нормативную базу Годового календарного учебного графика образовательного учреждения составляют:

 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской  Федерации от 28.01.2021 №2);

СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской

Федерации от 28 9.202 г. №28);

 Устав муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан.

 

1.     Продолжительность учебного года в МАУ ДО ЦДТ (основные) :

Начало учебного года- 01.09.2023 г.

Начало учебных занятий - 01.09.2023 г.

Окончание учебного года - 31.05.2024 г.

Продолжительность учебного года -36 недель (с учетом аттестации обучающихся).

 

Год обучения

1 полугодие

Образовательный процесс

Зимние каникулы

2 полугодие

Образовательный процесс

Летние каникулы

Всего в год

1 год обучения

01.09.2023-31.12.2023

17 недель

01.01.2024- 08.01.2024

09.01.2024-31.05.2024

19 недель

01.06.2024-31.08.2024

36 недель

2 год обучения

01.09.2023-31.12.2023

17 недель

01.01.2024- 08.01.2024

09.01.2024-31.05.2024

19 недель

01.06.2024-31.08.2024

36 недель

3 и более год обучения

01.09.2023-31.12.2023

17 недель

01.01.2024- 08.01.2024

09.01.2024-31.05.2024

19 недель

01.06.2024-31.08.2024

36 недель

 

Этапы образовательного процесса

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

Начало учебного года

01 сентября

01 сентября

01 сентября

Продолжительность учебного года

36 недель

36 недель

36 недель

 

 

2.     Продолжительность учебного года в МАУ ДО ЦДТ (совместители) :

Начало учебного года- 01.10.2023 г.

Начало учебных занятий - 01.10.2023 г.

Окончание учебного года - 30.04.2024 г.

Продолжительность учебного года - 28 недель (с учетом аттестации обучающихся).

 

Год обучения

1 полугодие

Образовательный процесс

Зимние каникулы

2 полугодие

Образовательный процесс

Летние каникулы

Всего в год

1 год обучения

01.10.2023-31.12.2023

13 недель

01.01.2024- 08.01.2024

09.01.2024- 30.04.2024

15 недель

01.05.2024-30.09.2024

28 недель

2 год обучения

01.10.2023-31.12.2023

13 недель

01.01.2024- 08.01.2024

09.01.2024- 30.04.2024

15 недель

01.05.2024-30.09.2024

28 недель

3 и более год обучения

01.10.2023-31.12.2023

13 недель

01.01.2024- 08.01.2024

09.01.2024- 30.04.2024

15 недель

01.05.2024-30.09.2024

28 недель

 

Этапы образовательного процесса

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

Начало учебного года

01 октября

01 октября

01 октября

Продолжительность учебного года

28 недель

28 недель

28 недель

 

Дополнительные дни отдыха:

11 октября – День Республики

04 - 06 ноября – День народного единства

01 – 08 января – Новогодние каникулы

23 – 25 февраля – День защитника Отечества

08 – 10  марта – Международный женский день

10 апреля – Ураза  - байрам

28 апреля - 01 мая – День Весны и Труда

09 – 12  мая – День Победы

 

Прием обучающихся в МАУ ДО ЦДТ производится по заявлениям родителей (законных представителей) в начале учебного года с 25 августа по 10 сентября.

МАУ ДО ЦДТ организует работу с обучающимися в течение всего календарного времени в течение 36 недель учебных занятий.

 

 

Количество учебных групп по годам обучения и направленностям:

 

Направления

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения и далее

Всего групп

Социально-педагогическая

137

 

 

9

Художественная

443

47

15

50

Туристско – краеведческая

75

15

15

7

Техническая

75

 

 

5

Естественно – научная

60

 

 

4

ИТОГО

790

62

30

75

 

 Регламент образовательного процесса

 

Количество учебных часов в неделю в зависимости от года обучения и  количества часов для освоения программы,  в соответствии с СанПин 2.4.4. 3172-14 составляет от 1 до 4 академических часов в неделю.

Дополнительные образовательные программы всех профилей первого года обучения ориентированы на 4 академических часа в неделю, второго-третьего годов обучения - на 4 академических часов в неделю.

Для освоения дополнительных курсов к основной дополнительной образовательной программе создаются экспериментальные группы, группы совершенствования, ориентированные на 1 – 2 академических часа в неделю.

Максимально допустимая недельная учебная нагрузка на одного обучающегося  в ЦДТ не превышает 12-ти академических часов.

Занятия проводятся по группам, индивидуально или со всем составом объединения. Для обучающихся в вокальных, инструментальных, вокально-инструментальных объединениях наряду с занятиями со всем составом объединения, проводятся индивидуальное обучение.

Численный состав объединения первого года обучения -  12-15 человек, второго года обучения - 10-12 человек,   последующих годов обучения – 8-10 человек.

 

Режим занятий

 

Занятия проводятся по расписанию, утвержденному директором МАУ ДО ЦДТ.

Начало занятий в детских объединениях в 08.30, окончание учебных занятий в 19.30.

Продолжительность 1 часа учебного занятия:

·                   для детей дошкольного возраста составляет 30 минут,

·                   младшего, среднего и старшего школьного возраста - 40-45 минут.

В расписании занятий предусмотрен перерыв 10-15 минут.

Во время школьных каникул занятия в детских объединениях ЦДТ проводятся в виде организационно-массовых и воспитательных мероприятий.

Максимальная величина недельной образовательной нагрузки (количество посещений занятий  в неделю - от 1 до 3 раз.

Максимальная нагрузка в течение дня - 3  занятия в день с перерывом 10-15 минут.

 

Основные мероприятия по организации образовательной деятельности.

Содержание деятельности

Ответственные за выполнение

Срок выполнения

1.

Совершенствование организации образовательного процесса в соответствии с существующим законодательством

методист, педагоги ДО

в теч. всего периода

2.

Разработка, корректировка модифицированных, авторских дополнительных общеобразовательных программ, календарных учебных планов, оформление дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями

администрация, педагоги ДО

в теч. всего периода

3.

Совершенствование системы отслеживания результативности образовательного процесса.

директор,

МО

в теч. всего периода

5.

Введение и использование инновационных технологий обучения

педагоги ДО

в теч. всего периода

6.

Использование различных форм обучения

педагоги ДО

в теч. всего периода

7.

Обновление и систематизация дидактического материала

педагоги ДО, методисты

октябрь-ноябрь

8.

Проверка журналов учета кружковой работы, правильности и своевременности оформления записей в журнале

методист

в теч. всего периода

9.

Посещение занятий начинающих педагогов, молодых специалистов

директор,

Методист

в теч. всего периода

11.

Диагностика индивидуального развития учащихся ЦДТ

педагоги

Сентябрь-май

12.

Работа над сохранностью контингента учащихся ЦДТ. Уточнение и анализ контингента.

педагоги ДО

 

в теч. всего периода

13.

Проверка посещаемости обучающимися занятий. Учет и оформление посещаемости в журналах.

Методист

Октябрь,

Март

14.

Проверка выполнения учебных  планов и  образовательных программ за 1-ое полугодие,

 за 2-ое полугодие

методист

Январь,

        Май

15.

 

Организация промежуточной аттестации обучающихся

педагоги ДО

Декабрь, январь

16.

Организация итоговой аттестации обучающихся

директор,

МО, педагоги ДО

Апрель-май

17.

Отслеживание результативности дополнительных общеобразовательных программ

педагоги ДО, МО педагог-психолог, директор,

в теч. всего периода

18.

Организация участия обучающихся и педагогов дополнительного образования в конкурсных мероприятиях различного уровня с целью демонстрации достижений в обучении

директор,

МО, педагоги ДО

в теч. всего периода

 

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Цель воспитательной деятельности МАУ ДО ЦДТ – создание условий для целенаправленного систематического саморазвития человека как субъекта деятельности, как свободной личности и индивидуальности.

Задачи:

1) Развитие воспитательной системы МАУ ДО ЦДТ.

2) Выявление и раскрытие природных способностей каждого учащегося.

3) Достижение оптимального уровня воспитанности учащихся ЦДТ.

 4) Развитие личности обучающегося с учетом его возраста, интеллекта и   интересов.

 5) Развитие  управленческой, методической структуры модели воспитательной системы

Основные мероприятия

 

Содержание деятельности

 

Ответственные за выполнение

Срок выполнения

 

1.              

Анализ работы МАУ ДО ЦДТ за 2022 -  2023 уч. год.

 

директор

методист

До 1 сентября

2023 г.

2.              

Организация  деятельности совета обучающихся МАУ ДО ЦДТ

методист.

в теч. всего периода

3.              

Психолого-педагогические исследования по вопросам воспитания обучающихся, определение структуры  их интересов и ценностей

Биктимирова О.Р.

в теч. всего периода

4.              

Развитие взаимодействия с культурными и образовательными  учреждениями

директор, педагоги ДО

в теч. всего периода

5.              

Организация обучения лидеров детского движения и ученического актива

педагоги ДО

методист

в теч. всего периода

6.              

Традиционные мероприятия ЦДТ. Общие праздники МАУ ДО ЦДТ

МО

в теч. всего периода

7.              

Участие обучающихся  МАУ ДО ЦДТ в муниципальных, республиканских, всероссийских, международных  конкурсах

педагоги ДО

в теч. всего периода

8.              

Сохранение и поддержка воспитательных традиций МАУ ДО ЦДТ

МО

в теч. всего периода

9.              

Организация профориентационной работы

педагоги ДО

в теч. всего периода

10.          

Включение обучающихся ЦДТ в социально-значимую деятельность, разработка и реализация социальных проектов

педагоги ДО

в теч. всего периода

11.          

Участие  ЦДТ в муниципальных, республиканских, всероссийских, международных  конкурсах социально-педагогической направленности

директор,

МО

в теч. всего периода

12.          

Использование возможностей сайта учреждения для освещения деятельности МАУ ДО ЦДТ

МО             

в теч. всего периода

             

 

 

Массовые мероприятия

МАУ ДО ЦДТ с обучающимися ЦДТ

 

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Участники

1.

Всемирный день знаний. День открытых дверей «Здравствуй, мир творчества и искусства».

Сентябрь

Методист, педагоги ДО

Учащиеся ОУ

 

2.

Всемирный день туризма. Проведение туристических мероприятий в общеобразовательных учреждениях.

Сентябрь

Методист, педагоги ДО

Учащиеся ОУ

 

3.

День пожилых людей. Концертные номера, театральные представления. Приглашение дедушек и бабушек воспитанников ЦДТ

Октябрь

Методист, педагоги ДО

Учащиеся ОУ

 

4.

Празднование Дня учителя.  Концертные номера, театральные представления для педагогов ЦДТ

Октябрь

Методист, педагоги ДО

Учащиеся ОУ

 

5.

Концертное мероприятие «Цвети, мой край родной», посвященный ко Дню Республики Башкортостан» с воспитанниками ЦДТ

Октябрь

Методист, педагоги ДО

Учащиеся ОУ

 

6.

Осенний  бал в объединениях « Здравствуй, осень золотая!»

Октябрь

Методист, педагоги ДО

Учащиеся ОУ

 

7..

«Спасибо, что ты есть, мама!»  Праздничное мероприятие, посвященное ко дню матери с приглашением мам воспитанников Центра детского творчества

Ноябрь

Методист, педагоги ДО

Учащиеся ОУ

 

8.

Новогодние праздники по направлениям

Декабрь

Методист, педагоги ДО

Учащиеся ОУ

 

9.

Праздничный концерт ко дню Защитника Отечества

Февраль

Методист, педагоги ДО

Учащиеся ОУ

 

10.

Праздничный концерт,

посвящённый  международному женскому Дню 8 Марта «Будьте счастливы всегда!»

 

Март

Методист, педагоги ДО

Учащиеся ОУ

 

11.

Мастер  - класс с воспитанниками объединений «Кройка и шитьё», «Художественная керамика» «Подарок своими руками»

Март

Методист, педагоги ДО

Учащиеся ОУ

 

12.

Конкурс рисунков с воспитанниками ЦДТ, посвященный всемирному дню  авиации и космонавтики

Апрель

Методист, педагоги ДО

Учащиеся ОУ

 

13.

Отчетный концерт Центра детского творчества

Апрель

Методист, педагоги ДО

Учащиеся ОУ

 

14.

«Вахта памяти», посвященная Дню победы

Май

Методист, педагоги ДО

Учащиеся ОУ

 

15.

Детский фестиваль дружбы, посвященный Дню рождения пионерии. Принятие в пионерию

Май

Методист, педагоги ДО

Учащиеся ОУ

 

16.

День защиты детей

Июнь

Методист, педагоги ДО

Учащиеся ОУ

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Проблема, над которой работает педагогический коллектив: «Совершенствование модели культурно-образовательного пространства развития одаренных детей в МАУ ДО ЦДТ  в условиях реализации ФГОС»

Цели и задачи  работы  по учебно-методическому обеспечению образовательной программы на 2023-2024 учебный год:

Цели:

§     совершенствование содержания и технологий дополнительного образования детей в МАУ ДО ЦДТ в условиях модернизации современного образования на основе коспетентностного подхода в рамках личностно-ориентированной парадигмы;

§     развитие профессиональных компетентностей педагогов МАУ ДО ЦДТ;

§     развитие единого социокультурного и образовательного пространства в условиях интеграции ЦДТ и общеобразовательных школ города;

§     непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников ЦДТ и ОУ;

§     мотивация педагогического коллектива к работе в режиме инновационной деятельности.

Задачи:

§     организация методической работы МС, направленной на модернизацию образовательного процесса в соответствии с Уставом, Концепцией и Программой развития ЦДТ;

§     создание условий в ЦДТ для реализации воспитательной системы и новых педагогических технологий личностно-ориентированной направленности;

§     приведение нормативно-правового и программно-методического обеспечения образовательного процесса в ЦДТ в соответствие с государственными и региональными требованиями к системе дополнительного образования;

§     разработка дополнительных общеобразовательных программ нового поколения по различным видам досуговой и образовательной деятельности, научно-методических и дидактических материалов;

§     организация повышения квалификации педагогических работников МАУ ДО ЦДТ;

§     организация и проведение мероприятий по повышению качества ведения документации административными и педагогическими работниками (учебно-методическое документационное обеспечение, организационно-распорядительное обеспечение);

§     выявление, изучение, формирование, обобщение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих педагогов, методистов ЦДТ;

§     создание прикладной методической продукции (методические рекомендации по проведению воспитательных мероприятий, конкурсов, выставок, сценарии праздников и др.).

§     использование коммуникационных технологий для распространения опыта работы педагогических работников МАУ ДО ЦДТ.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

          Приоритетным направлением действий психологического обеспечения реализации образовательной программы ЦДТ выступает развитие личности ребенка. Личностное развитие обучающихся напрямую связано с развитием педагогов и является качественным показателем результативности образовательной деятельности. Реализация этих идей нам видится в организации психологического сопровождения. Оно подразумевает сопровождение ребенка в период развития: возрастного созревания, личностного роста и т.д. Это мы видим 1) в создании единого образовательно-воспитательного пространства, условий развития и 2) помощь ребенку в период социальной адаптации (педагогическая поддержка ребенка в период адаптации, поощрение развития индивидуальности детей и их способностей, совершенствование навыков социального взаимодействия.).

          Психологическое сопровождение позволяет обеспечить целостность и полноту всех источников дополнительного образования – воспитания, образование и самообразование, развития и саморазвитие обучающихся. Это осуществляется через изучение эффективности воспитательных воздействий (оценка уровня воспитанности обучающихся, уровня их социальной адаптированности), соответствие образовательных программ ЦДТ возрасту, особенностям, интересам и потребностям, а также соответствие педагогических технологий, методов, средств и организационных форм, используемых педагогами ЦДТ, задачам образования и воспитания обучающихся; изучение динамики развития способностей детей.

 

 

 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ И ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Задачи.

ü    Создать условия для сохранения здоровья учащихся в период пребывания в МАУ ДО ЦДТ.

ü    Развивать  положительное отношение к здоровому  и безопасному образу жизни.

Основные мероприятия

Содержание деятельности

Ответственные за выполнение

Срок выполнения

1

Использование  здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий.

    ПДО

в теч. всего периода

1.                  

Обеспечение санитарно-гигиенического режима

Директор,

 

в теч. всего периода

2.                  

Поддержание системы комфортной вещно-пространственной среды: влажная уборка, освещение, проветривание, тепловой режим.

Директор

ГилемхановаР.К.

в теч. всего периода

3.                  

Рациональная организация учебы и отдыха на занятиях

ПДО

в теч. всего периода

4.                  

Развитие системы ОБЖ, изучение правил дорожного движения, предупреждения травматизма, соблюдение правил охраны труда и техники безопасности.

ПДО

 

в теч. всего периода

5.                  

Организация акций и мероприятий по безопасности дорожного движения

ПДО

В период каникул

6.                  

Профилактика употребления алкоголя, наркотических и токсических веществ, табакокурения

Директор,

ПДО

в теч. всего периода

7.                  

Создание благоприятной психологической среды

Директор,

            ПДО

в теч. всего периода

8.                  

Социальная защита участников образовательного процесса

Директор

в теч. всего периода

9.                  

Организация летнего отдыха обучающихся ЦДТ

ПДО

май-июль

10.             

Организация прохождения медицинского осмотра сотрудников

Директор

 

До конца уч. года

 

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ, ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Задачи:

ü    Включение родителей в МАУ ДО ЦДТ

ü    Привлечение потенциала социума для развития МАУ ДО ЦДТ.

 

Основные мероприятия

Содержание деятельности

Ответственные

за выполнение

Срок

выполнения

1.

Организация работы Совета обучающихся

Кадраева Г.Ф.

в теч всего периода.

2.

Организация психолого-педагогического просвещения родителей уч-ся.

ПДО

в теч всего периода.

3.

Организация системы совместной работы с родителями, с социумом по благоустройству ЦДТ, проведению культурно-массовых мероприятий

Директор, ПДО

в теч всего периода.

4.

Вовлечение родителей в организацию воспитательной работы с обучающимися

Директор, ПДО

в теч всего периода.

5.

Привлечение родителей, представителей общественности  к пополнению материально-технической базы ЦДТ

 Директор

в теч всего периода.

6.

Индивидуальная работа с родителями обучающихся по вопросам учебно-воспитательной работы

ПДО

в теч всего периода.

7.

Организация и проведение родительских собраний ЦДТ в т.ч.  в форме творческих отчетов учащихся

           ПДО

май

8.

Организация рекламы услуг МАУ ДО ЦДТ

Директор

в теч всего периода.

9.

Создание и поддержка позитивного имиджа ЦДТ, благоприятного общественного мнения о ЦДТ

Директор

в теч всего периода.

10.

Участие в районных массовых мероприятий, организуемых общественностью района.

Директор, ПДО

в теч всего периода.

11.

Развитие контактов с общественными организациями, объединениями

Директор, ПДО

в теч всего периода.

12.

Организация работы сайта МАУ ДО ЦДТ

Директор, ПДО

в теч всего периода.

         

 

 

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Задачи:

ü    Создать необходимые условия для успешной работы коллектива педагогов и учащихся

ü    Обеспечить сохранность зданий, оборудования, имущества

ü    Организовать многоканальное финансирование работы МАУ  ДО ЦДТ

ü    Расширять поле бизнес-партнёрства МАУ ДО ЦДТ

ü     

Основные мероприятия

 

Содержание деятельности

Ответственные за выполнение

Срок выполнения

1.

Создание условий для надлежащего обеспечения санитарно-гигиенического, теплового, светового, противопожарного режима.

Галаутдинов Ф.Т.

Гилемханова Р.К.

в теч. всего периода

2.

Инвентаризация материальных ценностей

Галаутдинов Ф.Т.

 

ноябрь

3.

Благоустройство территории ЦДТ

Галаутдинов Ф.Т.

Гилемханова Р.К.

в теч. всего периода

4.

Мероприятия по охране труда и технике безопасности

Султанова Г.М.

ПДО

в теч. всего периода

5.

Приобретение расходных и канцелярских товаров для организации работы

Директор

При наличии средств

6.

Привлечение внебюджетных средств.

 

Директор

в теч. всего периода

7.

Смотр кабинетов к началу учебного года

Директор, методист

август

8.

Подготовка кабинетов к зиме

ПДО

ноябрь

9.

Озеленение кабинетов

ПДО                       Гилемханова Р.К.

ноябрь

10.

Обновление  цветочной клумбы ЦДТ

ПДО

Апрель-май

11.

Оформление актового зала к новогодним праздникам

ПДО

декабрь

12.

Контроль за состоянием повреждений стен помещений здания МАУ ДО ЦДТ

Галаутдинов Ф.Т.

 

В течение всего периода

13.

Текущий ремонт здания, помещений ЦДТ

Галаутдинов Ф.Т.

 

Лето 2023г.

 

УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Цель управления ЦДТ

ü  Развитие эффективной системы управления ЦДТ.

 

Основные мероприятия

 

Содержание деятельности

Ответственные за выполнение

Срок выполнения

1.  

Корректировка правоустанавливающих  документов МАУ ДО ЦДТ в соответствии с законом «Об образовании в РФ», внесение изменений в Устав МАУ ДО ЦДТ, рассмотрение возможностей о внесении изменений в лицензию (дополнение адресов ведения образовательной деятельности)

Директор

2023

2.

Разработка необходимых локальных актов в соответствии с законом «Об образовании в РФ» и «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Директор, методист

В теч. всего периода

3.

Формирование банка педагогической информации ЦДТ: оперативной, тематической, стратегической

Директор

в теч. всего периода

4.

Развитие системы мотивации всех участников педагогического процесса. Использование административного, морально-психологического и материального поощрения.

Директор, методист

в теч. всего периода

5.

Организационно-педагогическая деятельность администрации  Центра детского творчества:

-         распределение прав, обязанностей,

ответственности между членами администрации,

-         подготовка и сдача отчетности,

-         составление циклограммы работы ЦДТ,

-         комплектование учебных групп, отслеживание движения контингента,

-         организация традиционных мероприятий ЦДТ

Директор, методист

в теч. всего периода

 

 

1.

Инспекционно-контрольная деятельность:

Предварительный контроль:

Комплектование кадров, тарификация

Директор

Август- сентябрь

2.

Составление учебного плана

Методист

август

3.

Контроль за комплектованием учебных групп

Директор, методист

сентябрь

4.

Контроль за качеством программного обеспечения образовательного процесса

Директор

В теч. года

5.

Проверка состояния учебных кабинетов, готовность ЦДТ к учебному году

Директор

Август

6.

Утверждение образовательных программ

 

Директор

сентябрь

 

7.

Текущий контроль:

Заседания методического отдела

 

Методист

 

1р. в  месяц

8.

Совещания при директоре

Директор

еженедельно

9.

Заседания методических объединений

Методист

1р. в четверть

10

Контроль за выполнением образовательных программ

МО

В теч всего периода

11.

Контроль за качеством образовательного процесса в учебных группах

МО

В теч всего периода

12.

Контроль за сохранностью контингента

ПДО

В теч всего периода

13.

Контроль за сроками реализации документов

 

ПДО

В теч всего периода

14.

Контроль за ведением документации педагогов ДО

Директор, методист.

В теч всего периода

15.

Контроль за обеспечением учебно-воспитательного процесса детских объединений, работающих на базе образовательных учреждений (школы, детские сады)

Директор, методист

В теч всего периода

16.

Контроль за соблюдением охраны труда и техники безопасности

ПДО

В теч всего периода

17.

Отслеживание результативности участия уч-ся ЦДТ в выставках, конкурсах, фестивалях, соревнованиях (муниципальный, республиканский, всероссийский, международный  уровень)

МО

В теч всего периода

18.

Организация и проведение мониторинга результативности учебно-воспитательного процесса

МО

Март-май

 

9.  МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ

 

     Основная цель изучения заключается в выявлении способности учреждения содействовать развитию личности ребенка. Чем более высок уровень способности, тем выше эффективность системы, и наоборот. Задачи изучения  следующие:

- определить компоненты и факторы системного образования, которые в большей или меньшей    степени влияют на развитие личности ребенка;

- выявить сформированность отдельных качеств личности обучающегося;

-выявить образовательный уровень обучающихся;

-определить уровень профессионального мастерства педагогического коллектива;

- выяснить уровень удовлетворенности членов  сообщества процессом воспитания и жизнедеятельностью  в МАУ ДО ЦДТ.

Критерии «факта»:

·        реализация основных направлений программы развития,

·        соответствие содержание, объема и характера образовательно-воспитательного процесса возможностям и условиям данного ОУ,

·        связь образовательной и воспитательной деятельности обучающихся и педагогов,

·        четкий режим и организация жизни,

·        удовлетворение образовательных и социальных запросов обучающихся,

·        сохранность контингента обучающихся,

·        высокий уровень результатов участия обучающихся в конкурсах, соревнованиях, смотрах,

·        улучшение материально-технической базы.

Качественные критерии.

·        общий психологический климат в ОУ,

·        стиль отношений в ОУ,

·        самочувствие ребенка, его социальная защищенность, комфорт,

·        изменения уровня воспитанности выпускников ОУ, нравственности, социализации, поведения обучающихся,

·        изменение творческой активности и мотивации педагогов и обучающихся,

 

·        профессиональный и личностный рост педагогов.