ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ВВЕДЕНИЕ
Образовательная программа Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан (далее Образовательная программа) разработана:
· в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.), где дается определение образовательной программы: «Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов»;
· в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей № 1725-р;
· в соответствии с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (пр. Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008);
· в соответствии с Уставом МАУ ДО ЦДТ;
· в соответствии с основными целями МАУ ДО ЦДТ
· на основе анализа работы МАУ ДО ЦДТ за 2022-2023 учебный год.
Данная образовательная программа МАУ ДО ЦДТ рассчитана на 2023 - 2024 учебный год.
Образование личности - целостный, единый процесс и его специальная педагогическая организация результативна только при целенаправленности на развитие способности человека к самостоятельному, осознанному решению проблем жизнедеятельности.
Образовательный процесс есть нерасчлененное единство обучения и самостоятельной познавательной деятельности, воспитания и самовоспитания, естественного взросления и социализации.
Образовательно-воспитательный процесс носит программный характер и направлен на создание условий для развития детей с учетом их возможностей, способностей и мотивации. Процесс обучения в ЦДТ представляет специально организованную деятельность педагогов и обучающихся, направленную на решение задач образования, воспитания, развития, социальной адаптации личности.
Образовательная деятельность МАУ ДО ЦДТ направлена:
Ø формирование и развитие творческих способностей учащихся;
Ø удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии;
Ø формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
Ø обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
Ø выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
Ø профессиональную ориентацию учащихся;
Ø создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
Ø социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
Ø формирование общей культуры учащихся.
Образовательный процесс предусматривает развитие ребенка в процессе активно-деятельностного освоения ценностей культуры. Образовательный процесс в МАУ ДО ЦДТ предполагает создание пространства многообразных видов деятельности и развивающихся человеческих общностей, обеспечивающих индивидуальности каждого ребенка приобретение новых способностей и совершенствования уже имеющихся у него способностей.
Основная цель МАУ ДО ЦДТ – усовершенствование целостной среды становления и развития личности учащегося и педагога, способствующей освоению ими социокультурных ценностей, формированию у них потребности в самоопределении и саморазвитии.
Для достижения поставленной цели в соответствии с задачами определены следующие основные направления работы:
1. Образовательная деятельность
2. Воспитательная деятельность
3. Учебно-методическое обеспечение
4. Психолого-педагогическое обеспечение
5. Деятельность по сохранению здоровья и формированию положительного отношению к здоровому образу жизни
6. Работа с родителями, общественностью
7. Материально-техническое обеспечение и финансовое обеспечение
8. Управление и контроль
9. Педагогический мониторинг
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Цель образовательной деятельности МАУ ДО ЦДТ – обеспечение целостности образовательного процесса в МАУ ДО ЦДТ на основе компетентностного подхода в рамках личностно-ориентированной парадигмы.
Задачи:
1) приведение нормативно- правовых документов в области реализации дополнительных общеобразовательных программ в соответствие с требованиями «Закона об образовании в РФ» и «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
2) реализация дополнительных общеобразовательных программ в полном объеме в соответствии с поставленными целями и задачами,
3) корректировка, обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ с учетом современных требований и ФГОС,
4) Повышение качества дополнительных образовательных услуг.
Дополнительное образование осуществляется в ходе освоения ребенком общеразвивающих дополнительных общеобразовательных программ.
Характеристика дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых МАУ ДО ЦДТ в 2023 – 2024 учебном году.
в 2023 – 2024 учебном году МАУ ДО ЦДТ реализует дополнительные общеобразовательные программы 5 направленностей:
1) социально-педагогическая направленность – 1 программа
2) художественно направленность – 14 программ
3) техническая направленность – 2 программы
4) туристско-краеведческая направленность – 2 программы
5) естественно – научная направленность – 1 программа.
Художественно направленность представлена двумя направлениями: декоративно-прикладное и музыкально-эстетическое.
Программы декоративно-прикладного направления предназначены для обучающихся дошкольного, младшего школьного и среднего возраста и старшего возраста. Данное направление ориентировано на обучение, воспитание и развитие детей средствами различных видов изобразительного, декоративно-прикладного творчества и дизайна, развитие творческих особенностей обучающихся, воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных навыков.
Программы музыкально-эстетического направления предназначены для обучающихся в возрасте от 6 до 18 лет. Реализация программ данного направления предполагает развитие музыкальных, кинестетических и творческих способностей обучающихся.
Программы социально-педагогической направленности рассчитаны для обучения детей в возрасте от 5 до 18 лет. Особое внимание при освоении содержания данных программ уделяется развитию личности средствами различной деятельности: игровой, творческой, сценической, а также развитию социальной активности обучающихся, включению подростков и детей в социально-значимую деятельность.
Программы технического творчества направлены на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся взаимодействию с различными социальными институтами, создание условий для развития успешной личности, на воспитание позитивного отношения к профессиональному труду, аккуратности, точности.
Социально-педагогическая направленность ЦДТ представлена следующими
дополнительными общеобразовательными программами:
Название программы |
Продолжительность обучения |
Возраст обучаю-щихся |
Вид и тип программы |
Особенности программы |
«Умники и умницы»
|
1 год |
5 - 7 лет |
Общеобразовательная, общеразвивающая
|
Подготовить дошкольников к обучению, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков, научить читать, не вступая в противоречие с методами школьного обучения; математическое развитие младших школьников |
Туристическая направленность ЦДТ представлена следующими дополнительными общеобразовательными программами:
Название программы |
Продолжительность обучения |
Возраст обучаю-щихся |
Вид и тип программы |
Особенности программы |
«Пешеходный туризм»
|
1 год |
8 - 15 лет |
Общеобразовательная, общеразвивающая
|
Программа направлена на изучение основных сведений по организации туристского быта, основ топографии и ориентирования на местности, организационным вопросам подготовки и проведения походов; обучение основам гигиены туриста, умению оказывать помощь условно пострадавшему; получение знаний о своём крае, ознакомление с культурноисторическими достопримечательностями, изучение основ природоохранной деятельности. |
«Детский туризм» |
3 года |
10 - 14 лет |
Общеобразовательная, общеразвивающая
|
Формирование здорового образа жизни средствами туризма и краеведения, создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности |
Художественно-эстетическая направленность ЦДТ представлена следующими дополнительными общеобразовательными программами:
Название программы |
Продолжительность обучения |
Возраст обучаю-щихся |
Вид и тип программы |
Особенности программы |
«Художественная керамика» |
3 года |
5 – 18 лет |
Общеобразовательная, общеразвивающая
|
Программа данного курса позволяет показать обучающимся как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир керамического искусства. В процессе изучения программы дети получают знания о способах и приёмах работы с материалами и инструментами; знакомятся с художественными и культурными ценностями России и населяющих её народов; обучаются основам художественной композиции и цветоведения, используемым в керамическом искусстве, а также декорированию готовых изделий из керамики. Обучающиеся развивают мелкую моторику рук, уверенность в своих силах и творческую смекалку, логику и мышление, воображение, художественный вкус, чувство гармонии в познании мира. |
«Волшебная кисть» |
1 год |
5 - 15 лет |
Общеобразовательная, общеразвивающая |
На занятиях дети знакомятся с разнообразием способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование с добавлением нетрадиционных способов увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. |
«Гончарное дело» |
1 год |
7 - 10 лет |
Общеобразовательная, общеразвивающая |
Способствовать развитию умений и творчества детей в лепке из глины, развивать художественные способности, абстрактное мышление и воображение. способность к самовыражению, сформировать эстетический опыт, создание условий для развития художественно-творческих способностей учащихся овладение знаниями и представлениями о гончарном ремесле |
«Баян» |
3 года |
7-17 лет |
Общеобразовательная, общеразвивающая
|
Программа направлена на обеспечение развития музыкально – творческих способностей обучающегося на основе приобретенных знаний, умений и навыков в области инструментального исполнительства, выявление одаренных детей в области музыкального исполнительства на баяне |
«Синтезатор» |
3 года |
7-17 лет |
Общеобразовательная, общеразвивающая
|
Программа направлена на обеспечение развития музыкально – творческих способностей обучающегося на основе приобретенных знаний, умений и навыков в области инструментального исполнительства, выявление одаренных детей в области музыкального исполнительства на синтезаторе |
«Гитара» |
3 года |
10-18 лет |
Общеобразовательная, общеразвивающая
|
Программа направлена на формирование и развитие творческих способностей. Музыка - искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека, и поэтому она может играть огромную роль в воспитании детей и юношества. Гитара всегда пользовалась огромной популярностью в молодежной среде. Умение играть на этом великолепном музыкальном инструменте - это своеобразная сфера духовной жизни подростка, его самовыражение и самоутверждение, ярко раскрывающее индивидуальную самобытность каждого |
«Современные танцы» |
1 год |
7-15 лет |
Общеобразовательная, общеразвивающая
|
Программа направлена на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения современного танца. |
«Ритмика» |
1 год |
5 – 8 лет |
Общеобразовательная, общеразвивающая
|
Содержание программы «Ритмика» направлено на обеспечение двигательных потребностей детей, на развитие их моторики, координации движений, ориентировки в пространстве, на улучшение эмоционального состояния |
«Вокал» |
3 года |
7-17 лет |
Общеобразовательная, общеразвивающая
|
Развитие музыкальных способностей, вокального мастерства, активное участие в концертной деятельности, социально-значимой деятельности обучающихся |
«Кукольный театр» |
1 год |
7 – 12 лет |
Общеобразовательная, общеразвивающая
|
Программа предназначена для введения детей в прекрасный мир кукольного театра, направлена на создание самодеятельного театра кукол, в котором дети могут быть как актерами, так и создателями театральных кукол и декораций. |
«Кройка и шитьё» |
1 год |
6 – 17 лет |
Общеобразовательная, общеразвивающая
|
Программа направлена на формирование у обучающихся практических трудовых навыков, эстетического воспитания обучающихся, расширение их кругозора. Обучающимся предоставляется возможность для освоения навыков ручного и машинного шитья, конструирования, приобретения навыков работы с необходимыми инструментами |
«Театралика» |
3 года |
7-10 лет |
Общеобразовательная, общеразвивающая
|
Занятия в театральном коллективе формируют устную речь, развивают ее выразительные и интонационные возможности, развивают память, формируют художественный вкус ребенка. |
«Бисероплетение» |
|
7 – 15 лет |
Общеобразовательная, общеразвивающая
|
Программа направлена на овладение учащимися основными приёмами бисероплетения, создаёт благоприятные условия для интеллектуального и эстетического воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. |
«Акварель» |
|
5 -12 лет |
Общеобразовательная, общеразвивающая
|
На занятиях дети знакомятся с разнообразием способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование с добавлением нетрадиционных способов увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. |
Техническая направленность ЦДТ представлена следующими дополнительными общеобразовательными программами:
Название программы |
Продолжительность обучения |
Возраст обучаю-щихся |
Вид и тип программы |
Особенности программы |
«Робототехника» |
1 год |
7- 10 лет |
Общеобразовательная, общеразвивающая
|
Определение и различение и название деталей конструктора. Работа по образцу, по чертежу; развитие мелкой моторики |
«Аэроквантум» |
1 год |
10 - 16 лет |
Общеобразовательная, общеразвивающая
|
Программа направлена на обучение учащихся основам робототехники, устройства беспилотных летательных аппаратов, программирования. Программа способствует развитию творческих способностей в процессе конструирования, проектирования, управления беспилотными летательными аппаратами |
Естественно - научная направленность ЦДТ представлена следующими дополнительными общеобразовательными программами:
Название программы |
Продолжительность обучения |
Возраст обучаю-щихся |
Вид и тип программы |
Особенности программы |
Лаборатория юного эколога» |
1 год |
10 - 14 лет |
Общеобразовательная, общеразвивающая
|
Направлена на формирование системного подхода в восприятии мира, представлений о взаимосвязи и взаимозависимости живого и неживого, экологическое воспитание и просвещение, в области «устойчивого развития», развитие навыков изучения (юные исследователи природы) и сохранения живой природы, рационального природопользования (сфера деятельности «человек-природа»). |
Формы обучения в МАУ ДО ЦДТ
В соответствии Устава МАУ ДО ЦДТ деятельность обучающихся в учреждении осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам: клуб, кружок, студия, ансамбль, группа, секция, театр и др., в которых могут заниматься дети преимущественно в возрасте от 4 до 18 лет.
Занятия проводятся по группам, индивидуально или со всем составом объединения. Для обучающихся в вокальных, инструментальных, вокально-инструментальных объединениях наряду с занятиями со всем составом объединения, проводятся индивидуальное обучение.
Годовой календарный учебный план-график
муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан
на 2023-2024 учебный год
Годовой календарный учебный график муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан на 2023 - 2024 учебный год является одним из основных документов, регламентирующих организацию образовательного процесса. Нормативную базу Годового календарного учебного графика образовательного учреждения составляют:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2);
СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 9.202 г. №28);
Устав муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан.
1. Продолжительность учебного года в МАУ ДО ЦДТ (основные) :
Начало учебного года- 01.09.2023 г.
Начало учебных занятий - 01.09.2023 г.
Окончание учебного года - 31.05.2024 г.
Продолжительность учебного года -36 недель (с учетом аттестации обучающихся).
Год обучения |
1 полугодие |
Образовательный процесс |
Зимние каникулы |
2 полугодие |
Образовательный процесс |
Летние каникулы |
Всего в год |
1 год обучения |
01.09.2023-31.12.2023 |
17 недель |
01.01.2024- 08.01.2024 |
09.01.2024-31.05.2024 |
19 недель |
01.06.2024-31.08.2024 |
36 недель |
2 год обучения |
01.09.2023-31.12.2023 |
17 недель |
01.01.2024- 08.01.2024 |
09.01.2024-31.05.2024 |
19 недель |
01.06.2024-31.08.2024 |
36 недель |
3 и более год обучения |
01.09.2023-31.12.2023 |
17 недель |
01.01.2024- 08.01.2024 |
09.01.2024-31.05.2024 |
19 недель |
01.06.2024-31.08.2024 |
36 недель |
Этапы образовательного процесса |
1 год обучения |
2 год обучения |
3 год обучения |
Начало учебного года |
01 сентября |
01 сентября |
01 сентября |
Продолжительность учебного года |
36 недель |
36 недель |
36 недель |
2. Продолжительность учебного года в МАУ ДО ЦДТ (совместители) :
Начало учебного года- 01.10.2023 г.
Начало учебных занятий - 01.10.2023 г.
Окончание учебного года - 30.04.2024 г.
Продолжительность учебного года - 28 недель (с учетом аттестации обучающихся).
Год обучения |
1 полугодие |
Образовательный процесс |
Зимние каникулы |
2 полугодие |
Образовательный процесс |
Летние каникулы |
Всего в год |
1 год обучения |
01.10.2023-31.12.2023 |
13 недель |
01.01.2024- 08.01.2024 |
09.01.2024- 30.04.2024 |
15 недель |
01.05.2024-30.09.2024 |
28 недель |
2 год обучения |
01.10.2023-31.12.2023 |
13 недель |
01.01.2024- 08.01.2024 |
09.01.2024- 30.04.2024 |
15 недель |
01.05.2024-30.09.2024 |
28 недель |
3 и более год обучения |
01.10.2023-31.12.2023 |
13 недель |
01.01.2024- 08.01.2024 |
09.01.2024- 30.04.2024 |
15 недель |
01.05.2024-30.09.2024 |
28 недель |
Этапы образовательного процесса |
1 год обучения |
2 год обучения |
3 год обучения |
Начало учебного года |
01 октября |
01 октября |
01 октября |
Продолжительность учебного года |
28 недель |
28 недель |
28 недель |
Дополнительные дни отдыха:
11 октября – День Республики
04 - 06 ноября – День народного единства
01 – 08 января – Новогодние каникулы
23 – 25 февраля – День защитника Отечества
08 – 10 марта – Международный женский день
10 апреля – Ураза - байрам
28 апреля - 01 мая – День Весны и Труда
09 – 12 мая – День Победы
Прием обучающихся в МАУ ДО ЦДТ производится по заявлениям родителей (законных представителей) в начале учебного года с 25 августа по 10 сентября.
МАУ ДО ЦДТ организует работу с обучающимися в течение всего календарного времени в течение 36 недель учебных занятий.
Количество учебных групп по годам обучения и направленностям:
Направления |
1 год обучения |
2 год обучения |
3 год обучения и далее |
Всего групп |
Социально-педагогическая |
137 |
|
|
9 |
Художественная |
443 |
47 |
15 |
50 |
Туристско – краеведческая |
75 |
15 |
15 |
7 |
Техническая |
75 |
|
|
5 |
Естественно – научная |
60 |
|
|
4 |
ИТОГО |
790 |
62 |
30 |
75 |
Регламент образовательного процесса
Количество учебных часов в неделю в зависимости от года обучения и количества часов для освоения программы, в соответствии с СанПин 2.4.4. 3172-14 составляет от 1 до 4 академических часов в неделю.
Дополнительные образовательные программы всех профилей первого года обучения ориентированы на 4 академических часа в неделю, второго-третьего годов обучения - на 4 академических часов в неделю.
Для освоения дополнительных курсов к основной дополнительной образовательной программе создаются экспериментальные группы, группы совершенствования, ориентированные на 1 – 2 академических часа в неделю.
Максимально допустимая недельная учебная нагрузка на одного обучающегося в ЦДТ не превышает 12-ти академических часов.
Занятия проводятся по группам, индивидуально или со всем составом объединения. Для обучающихся в вокальных, инструментальных, вокально-инструментальных объединениях наряду с занятиями со всем составом объединения, проводятся индивидуальное обучение.
Численный состав объединения первого года обучения - 12-15 человек, второго года обучения - 10-12 человек, последующих годов обучения – 8-10 человек.
Режим занятий
Занятия проводятся по расписанию, утвержденному директором МАУ ДО ЦДТ.
Начало занятий в детских объединениях в 08.30, окончание учебных занятий в 19.30.
Продолжительность 1 часа учебного занятия:
· для детей дошкольного возраста составляет 30 минут,
· младшего, среднего и старшего школьного возраста - 40-45 минут.
В расписании занятий предусмотрен перерыв 10-15 минут.
Во время школьных каникул занятия в детских объединениях ЦДТ проводятся в виде организационно-массовых и воспитательных мероприятий.
Максимальная величина недельной образовательной нагрузки (количество посещений занятий в неделю - от 1 до 3 раз.
Максимальная нагрузка в течение дня - 3 занятия в день с перерывом 10-15 минут.
№ |
Содержание деятельности |
Ответственные за выполнение |
Срок выполнения |
1. |
Совершенствование организации образовательного процесса в соответствии с существующим законодательством |
методист, педагоги ДО |
в теч. всего периода |
2. |
Разработка, корректировка модифицированных, авторских дополнительных общеобразовательных программ, календарных учебных планов, оформление дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями |
администрация, педагоги ДО |
в теч. всего периода |
3. |
Совершенствование системы отслеживания результативности образовательного процесса. |
директор, МО |
в теч. всего периода |
5. |
Введение и использование инновационных технологий обучения |
педагоги ДО |
в теч. всего периода |
6. |
Использование различных форм обучения |
педагоги ДО |
в теч. всего периода |
7. |
Обновление и систематизация дидактического материала |
педагоги ДО, методисты |
октябрь-ноябрь |
8. |
Проверка журналов учета кружковой работы, правильности и своевременности оформления записей в журнале |
методист |
в теч. всего периода |
9. |
Посещение занятий начинающих педагогов, молодых специалистов |
директор, Методист |
в теч. всего периода |
11. |
Диагностика индивидуального развития учащихся ЦДТ |
педагоги |
Сентябрь-май |
12. |
Работа над сохранностью контингента учащихся ЦДТ. Уточнение и анализ контингента. |
педагоги ДО
|
в теч. всего периода |
13. |
Проверка посещаемости обучающимися занятий. Учет и оформление посещаемости в журналах. |
Методист |
Октябрь, Март |
14. |
Проверка выполнения учебных планов и образовательных программ за 1-ое полугодие, за 2-ое полугодие |
методист |
Январь, Май |
15.
|
Организация промежуточной аттестации обучающихся |
педагоги ДО |
Декабрь, январь |
16. |
Организация итоговой аттестации обучающихся |
директор, МО, педагоги ДО |
Апрель-май |
17. |
Отслеживание результативности дополнительных общеобразовательных программ |
педагоги ДО, МО педагог-психолог, директор, |
в теч. всего периода |
18. |
Организация участия обучающихся и педагогов дополнительного образования в конкурсных мероприятиях различного уровня с целью демонстрации достижений в обучении |
директор, МО, педагоги ДО |
в теч. всего периода |
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Задачи:
1) Развитие воспитательной системы МАУ ДО ЦДТ.
2) Выявление и раскрытие природных способностей каждого учащегося.
3) Достижение оптимального уровня воспитанности учащихся ЦДТ.
4) Развитие личности обучающегося с учетом его возраста, интеллекта и интересов.
5) Развитие управленческой, методической структуры модели воспитательной системы
Основные мероприятия
№ |
Содержание деятельности
|
Ответственные за выполнение |
Срок выполнения |
|
||
1. |
Анализ работы МАУ ДО ЦДТ за 2022 - 2023 уч. год.
|
директор методист |
До 1 сентября 2023 г. |
|||
2. |
Организация деятельности совета обучающихся МАУ ДО ЦДТ |
методист. |
в теч. всего периода |
|||
3. |
Психолого-педагогические исследования по вопросам воспитания обучающихся, определение структуры их интересов и ценностей |
Биктимирова О.Р. |
в теч. всего периода |
|||
4. |
Развитие взаимодействия с культурными и образовательными учреждениями |
директор, педагоги ДО |
в теч. всего периода |
|||
5. |
Организация обучения лидеров детского движения и ученического актива |
педагоги ДО методист |
в теч. всего периода |
|||
6. |
Традиционные мероприятия ЦДТ. Общие праздники МАУ ДО ЦДТ |
МО |
в теч. всего периода |
|||
7. |
Участие обучающихся МАУ ДО ЦДТ в муниципальных, республиканских, всероссийских, международных конкурсах |
педагоги ДО |
в теч. всего периода |
|||
8. |
Сохранение и поддержка воспитательных традиций МАУ ДО ЦДТ |
МО |
в теч. всего периода |
|||
9. |
Организация профориентационной работы |
педагоги ДО |
в теч. всего периода |
|||
10. |
Включение обучающихся ЦДТ в социально-значимую деятельность, разработка и реализация социальных проектов |
педагоги ДО |
в теч. всего периода |
|||
11. |
Участие ЦДТ в муниципальных, республиканских, всероссийских, международных конкурсах социально-педагогической направленности |
директор, МО |
в теч. всего периода |
|||
12. |
Использование возможностей сайта учреждения для освещения деятельности МАУ ДО ЦДТ |
МО |
в теч. всего периода |
|||
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Участники |
1. |
Всемирный день знаний. День открытых дверей «Здравствуй, мир творчества и искусства». |
Сентябрь |
Методист, педагоги ДО |
Учащиеся ОУ
|
2. |
Всемирный день туризма. Проведение туристических мероприятий в общеобразовательных учреждениях. |
Сентябрь |
Методист, педагоги ДО |
Учащиеся ОУ
|
3. |
День пожилых людей. Концертные номера, театральные представления. Приглашение дедушек и бабушек воспитанников ЦДТ |
Октябрь |
Методист, педагоги ДО |
Учащиеся ОУ
|
4. |
Празднование Дня учителя. Концертные номера, театральные представления для педагогов ЦДТ |
Октябрь |
Методист, педагоги ДО |
Учащиеся ОУ
|
5. |
Концертное мероприятие «Цвети, мой край родной», посвященный ко Дню Республики Башкортостан» с воспитанниками ЦДТ |
Октябрь |
Методист, педагоги ДО |
Учащиеся ОУ
|
6. |
Осенний бал в объединениях « Здравствуй, осень золотая!» |
Октябрь |
Методист, педагоги ДО |
Учащиеся ОУ
|
7.. |
«Спасибо, что ты есть, мама!» Праздничное мероприятие, посвященное ко дню матери с приглашением мам воспитанников Центра детского творчества |
Ноябрь |
Методист, педагоги ДО |
Учащиеся ОУ
|
8. |
Новогодние праздники по направлениям |
Декабрь |
Методист, педагоги ДО |
Учащиеся ОУ
|
9. |
Праздничный концерт ко дню Защитника Отечества |
Февраль |
Методист, педагоги ДО |
Учащиеся ОУ
|
10. |
Праздничный концерт, посвящённый международному женскому Дню 8 Марта «Будьте счастливы всегда!»
|
Март |
Методист, педагоги ДО |
Учащиеся ОУ
|
11. |
Мастер - класс с воспитанниками объединений «Кройка и шитьё», «Художественная керамика» «Подарок своими руками» |
Март |
Методист, педагоги ДО |
Учащиеся ОУ
|
12. |
Конкурс рисунков с воспитанниками ЦДТ, посвященный всемирному дню авиации и космонавтики |
Апрель |
Методист, педагоги ДО |
Учащиеся ОУ
|
13. |
Отчетный концерт Центра детского творчества |
Апрель |
Методист, педагоги ДО |
Учащиеся ОУ
|
14. |
«Вахта памяти», посвященная Дню победы |
Май |
Методист, педагоги ДО |
Учащиеся ОУ
|
15. |
Детский фестиваль дружбы, посвященный Дню рождения пионерии. Принятие в пионерию |
Май |
Методист, педагоги ДО |
Учащиеся ОУ
|
16. |
День защиты детей |
Июнь |
Методист, педагоги ДО |
Учащиеся ОУ
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Проблема, над которой работает педагогический коллектив: «Совершенствование модели культурно-образовательного пространства развития одаренных детей в МАУ ДО ЦДТ в условиях реализации ФГОС»
Цели и задачи работы по учебно-методическому обеспечению образовательной программы на 2023-2024 учебный год:
Цели:
§ совершенствование содержания и технологий дополнительного образования детей в МАУ ДО ЦДТ в условиях модернизации современного образования на основе коспетентностного подхода в рамках личностно-ориентированной парадигмы;
§ развитие профессиональных компетентностей педагогов МАУ ДО ЦДТ;
§ развитие единого социокультурного и образовательного пространства в условиях интеграции ЦДТ и общеобразовательных школ города;
§ непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников ЦДТ и ОУ;
Задачи:
§ организация методической работы МС, направленной на модернизацию образовательного процесса в соответствии с Уставом, Концепцией и Программой развития ЦДТ;
§ создание условий в ЦДТ для реализации воспитательной системы и новых педагогических технологий личностно-ориентированной направленности;
§ приведение нормативно-правового и программно-методического обеспечения образовательного процесса в ЦДТ в соответствие с государственными и региональными требованиями к системе дополнительного образования;
§ разработка дополнительных общеобразовательных программ нового поколения по различным видам досуговой и образовательной деятельности, научно-методических и дидактических материалов;
§ организация повышения квалификации педагогических работников МАУ ДО ЦДТ;
§ организация и проведение мероприятий по повышению качества ведения документации административными и педагогическими работниками (учебно-методическое документационное обеспечение, организационно-распорядительное обеспечение);
§ выявление, изучение, формирование, обобщение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих педагогов, методистов ЦДТ;
§ создание прикладной методической продукции (методические рекомендации по проведению воспитательных мероприятий, конкурсов, выставок, сценарии праздников и др.).
§ использование коммуникационных технологий для распространения опыта работы педагогических работников МАУ ДО ЦДТ.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Приоритетным направлением действий психологического обеспечения реализации образовательной программы ЦДТ выступает развитие личности ребенка. Личностное развитие обучающихся напрямую связано с развитием педагогов и является качественным показателем результативности образовательной деятельности. Реализация этих идей нам видится в организации психологического сопровождения. Оно подразумевает сопровождение ребенка в период развития: возрастного созревания, личностного роста и т.д. Это мы видим 1) в создании единого образовательно-воспитательного пространства, условий развития и 2) помощь ребенку в период социальной адаптации (педагогическая поддержка ребенка в период адаптации, поощрение развития индивидуальности детей и их способностей, совершенствование навыков социального взаимодействия.).
Психологическое сопровождение позволяет обеспечить целостность и полноту всех источников дополнительного образования – воспитания, образование и самообразование, развития и саморазвитие обучающихся. Это осуществляется через изучение эффективности воспитательных воздействий (оценка уровня воспитанности обучающихся, уровня их социальной адаптированности), соответствие образовательных программ ЦДТ возрасту, особенностям, интересам и потребностям, а также соответствие педагогических технологий, методов, средств и организационных форм, используемых педагогами ЦДТ, задачам образования и воспитания обучающихся; изучение динамики развития способностей детей.
Задачи.
ü Создать условия для сохранения здоровья учащихся в период пребывания в МАУ ДО ЦДТ.
ü Развивать положительное отношение к здоровому и безопасному образу жизни.
Основные мероприятия
№ |
Содержание деятельности |
Ответственные за выполнение |
Срок выполнения |
1 |
Использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий. |
ПДО |
в теч. всего периода |
1. |
Обеспечение санитарно-гигиенического режима |
Директор,
|
в теч. всего периода |
2. |
Поддержание системы комфортной вещно-пространственной среды: влажная уборка, освещение, проветривание, тепловой режим. |
Директор ГилемхановаР.К. |
в теч. всего периода |
3. |
Рациональная организация учебы и отдыха на занятиях |
ПДО |
в теч. всего периода |
4. |
Развитие системы ОБЖ, изучение правил дорожного движения, предупреждения травматизма, соблюдение правил охраны труда и техники безопасности. |
ПДО
|
в теч. всего периода |
5. |
Организация акций и мероприятий по безопасности дорожного движения |
ПДО |
В период каникул |
6. |
Профилактика употребления алкоголя, наркотических и токсических веществ, табакокурения |
Директор, ПДО |
в теч. всего периода |
7. |
Создание благоприятной психологической среды |
Директор, ПДО |
в теч. всего периода |
8. |
Социальная защита участников образовательного процесса |
Директор |
в теч. всего периода |
9. |
Организация летнего отдыха обучающихся ЦДТ |
ПДО |
май-июль |
10. |
Организация прохождения медицинского осмотра сотрудников |
Директор
|
До конца уч. года |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ, ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Задачи:
ü Включение родителей в МАУ ДО ЦДТ
ü Привлечение потенциала социума для развития МАУ ДО ЦДТ.
Основные мероприятия
№ |
Содержание деятельности |
Ответственные за выполнение |
Срок выполнения |
|
1. |
Организация работы Совета обучающихся |
Кадраева Г.Ф. |
в теч всего периода. |
|
2. |
Организация психолого-педагогического просвещения родителей уч-ся. |
ПДО |
в теч всего периода. |
|
3. |
Организация системы совместной работы с родителями, с социумом по благоустройству ЦДТ, проведению культурно-массовых мероприятий |
Директор, ПДО |
в теч всего периода. |
|
4. |
Вовлечение родителей в организацию воспитательной работы с обучающимися |
Директор, ПДО |
в теч всего периода. |
|
5. |
Привлечение родителей, представителей общественности к пополнению материально-технической базы ЦДТ |
Директор |
в теч всего периода. |
|
6. |
Индивидуальная работа с родителями обучающихся по вопросам учебно-воспитательной работы |
ПДО |
в теч всего периода. |
|
7. |
Организация и проведение родительских собраний ЦДТ в т.ч. в форме творческих отчетов учащихся |
ПДО |
май |
|
8. |
Организация рекламы услуг МАУ ДО ЦДТ |
Директор |
в теч всего периода. |
|
9. |
Создание и поддержка позитивного имиджа ЦДТ, благоприятного общественного мнения о ЦДТ |
Директор |
в теч всего периода. |
|
10. |
Участие в районных массовых мероприятий, организуемых общественностью района. |
Директор, ПДО |
в теч всего периода. |
|
11. |
Развитие контактов с общественными организациями, объединениями |
Директор, ПДО |
в теч всего периода. |
|
12. |
Организация работы сайта МАУ ДО ЦДТ |
Директор, ПДО |
в теч всего периода. |
|
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Задачи:
ü Создать необходимые условия для успешной работы коллектива педагогов и учащихся
ü Обеспечить сохранность зданий, оборудования, имущества
ü Организовать многоканальное финансирование работы МАУ ДО ЦДТ
ü Расширять поле бизнес-партнёрства МАУ ДО ЦДТ
ü
Основные мероприятия
№ |
Содержание деятельности |
Ответственные за выполнение |
Срок выполнения |
1. |
Создание условий для надлежащего обеспечения санитарно-гигиенического, теплового, светового, противопожарного режима. |
Галаутдинов Ф.Т. Гилемханова Р.К. |
в теч. всего периода |
2. |
Инвентаризация материальных ценностей |
Галаутдинов Ф.Т.
|
ноябрь |
3. |
Благоустройство территории ЦДТ |
Галаутдинов Ф.Т. Гилемханова Р.К. |
в теч. всего периода |
4. |
Мероприятия по охране труда и технике безопасности |
Султанова Г.М. ПДО |
в теч. всего периода |
5. |
Приобретение расходных и канцелярских товаров для организации работы |
Директор |
При наличии средств |
6. |
Привлечение внебюджетных средств.
|
Директор |
в теч. всего периода |
7. |
Смотр кабинетов к началу учебного года |
Директор, методист |
август |
8. |
Подготовка кабинетов к зиме |
ПДО |
ноябрь |
9. |
Озеленение кабинетов |
ПДО Гилемханова Р.К. |
ноябрь |
10. |
Обновление цветочной клумбы ЦДТ |
ПДО |
Апрель-май |
11. |
Оформление актового зала к новогодним праздникам |
ПДО |
декабрь |
12. |
Контроль за состоянием повреждений стен помещений здания МАУ ДО ЦДТ |
Галаутдинов Ф.Т.
|
В течение всего периода |
13. |
Текущий ремонт здания, помещений ЦДТ |
Галаутдинов Ф.Т.
|
Лето 2023г. |
УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Цель управления ЦДТ
ü Развитие эффективной системы управления ЦДТ.
№ |
Содержание деятельности |
Ответственные за выполнение |
Срок выполнения |
1. |
Корректировка правоустанавливающих документов МАУ ДО ЦДТ в соответствии с законом «Об образовании в РФ», внесение изменений в Устав МАУ ДО ЦДТ, рассмотрение возможностей о внесении изменений в лицензию (дополнение адресов ведения образовательной деятельности) |
Директор |
2023 |
2. |
Разработка необходимых локальных актов в соответствии с законом «Об образовании в РФ» и «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» |
Директор, методист |
В теч. всего периода |
3. |
Формирование банка педагогической информации ЦДТ: оперативной, тематической, стратегической |
Директор |
в теч. всего периода |
4. |
Развитие системы мотивации всех участников педагогического процесса. Использование административного, морально-психологического и материального поощрения. |
Директор, методист |
в теч. всего периода |
5. |
Организационно-педагогическая деятельность администрации Центра детского творчества: - распределение прав, обязанностей, ответственности между членами администрации, - подготовка и сдача отчетности, - составление циклограммы работы ЦДТ, - комплектование учебных групп, отслеживание движения контингента, - организация традиционных мероприятий ЦДТ |
Директор, методист |
в теч. всего периода |
1. |
Инспекционно-контрольная деятельность: Предварительный контроль: Комплектование кадров, тарификация |
Директор |
Август- сентябрь |
2. |
Составление учебного плана |
Методист |
август |
3. |
Контроль за комплектованием учебных групп |
Директор, методист |
сентябрь |
4. |
Контроль за качеством программного обеспечения образовательного процесса |
Директор |
В теч. года |
5. |
Проверка состояния учебных кабинетов, готовность ЦДТ к учебному году |
Директор |
Август |
6. |
Утверждение образовательных программ
|
Директор |
сентябрь |
7. |
Текущий контроль: Заседания методического отдела |
Методист |
1р. в месяц |
8. |
Совещания при директоре |
Директор |
еженедельно |
9. |
Заседания методических объединений |
Методист |
1р. в четверть |
10 |
Контроль за выполнением образовательных программ |
МО |
В теч всего периода |
11. |
Контроль за качеством образовательного процесса в учебных группах |
МО |
В теч всего периода |
12. |
Контроль за сохранностью контингента |
ПДО |
В теч всего периода |
13. |
Контроль за сроками реализации документов
|
ПДО |
В теч всего периода |
14. |
Контроль за ведением документации педагогов ДО |
Директор, методист. |
В теч всего периода |
15. |
Контроль за обеспечением учебно-воспитательного процесса детских объединений, работающих на базе образовательных учреждений (школы, детские сады) |
Директор, методист |
В теч всего периода |
16. |
Контроль за соблюдением охраны труда и техники безопасности |
ПДО |
В теч всего периода |
17. |
Отслеживание результативности участия уч-ся ЦДТ в выставках, конкурсах, фестивалях, соревнованиях (муниципальный, республиканский, всероссийский, международный уровень) |
МО |
В теч всего периода |
18. |
Организация и проведение мониторинга результативности учебно-воспитательного процесса |
МО |
Март-май |
9. МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Основная цель изучения заключается в выявлении способности учреждения содействовать развитию личности ребенка. Чем более высок уровень способности, тем выше эффективность системы, и наоборот. Задачи изучения следующие:
- определить компоненты и факторы системного образования, которые в большей или меньшей степени влияют на развитие личности ребенка;
- выявить сформированность отдельных качеств личности обучающегося;
-выявить образовательный уровень обучающихся;
-определить уровень профессионального мастерства педагогического коллектива;
- выяснить уровень удовлетворенности членов сообщества процессом воспитания и жизнедеятельностью в МАУ ДО ЦДТ.
Критерии «факта»:
· реализация основных направлений программы развития,
· соответствие содержание, объема и характера образовательно-воспитательного процесса возможностям и условиям данного ОУ,
· связь образовательной и воспитательной деятельности обучающихся и педагогов,
· четкий режим и организация жизни,
· удовлетворение образовательных и социальных запросов обучающихся,
· сохранность контингента обучающихся,
· высокий уровень результатов участия обучающихся в конкурсах, соревнованиях, смотрах,
· улучшение материально-технической базы.
Качественные критерии.
· общий психологический климат в ОУ,
· стиль отношений в ОУ,
· самочувствие ребенка, его социальная защищенность, комфорт,
· изменения уровня воспитанности выпускников ОУ, нравственности, социализации, поведения обучающихся,
· изменение творческой активности и мотивации педагогов и обучающихся,
· профессиональный и личностный рост педагогов.