ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО

Пояснительная записка

 

       Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Гончарное дело» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

-Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее - 273-ФЗ);

-                                    Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Приказ № 196);

-                                    Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196» (далее – Приказ № 533);

-Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (далее – СП 2.4.3648-20);

-Приказ министерства просвещения   России   от   03.09.2019   №   467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

-Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678 – р  «О концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Гончарное дело»  художественной направленности, рассчитана на 1 год обучения. Программный материал в количестве 144 часов, рассчитан на возраст  учащихся 7-10 лет. Уровень освоения программы – базовый.

Гончарное ремесло считается одним из древнейших ремёсел на земле. Оно зародилось еще в эпоху неолита, что подтверждают многочисленные находки археологических раскопок: вылепленные вручную глиняные изделия, примитивная посуда для приготовления пищи на огне, сосуды для воды и зерна. Сохранившиеся до сих пор, эти прочные изделия очень ярко рассказывают, как развивалось это древнее ремесло, которое со временем превратилось в искусство.

Глина была распространена повсеместно и являлась тем подручным материалом, который легко можно обработать и из которого можно вылепить всё. В умелых руках мастера бесформенный, пластичный материал, как по волшебству, превращался в посуду, украшения, скульптуры. Конечно, сначала древние глиняные сосуды лепили вручную, и их форма была далека от идеала. Но с изобретением гончарного круга, а затем с открытием технологии обжига, гончарные изделия стали самыми распространенными в быту. История гончарного ремесла у каждого народа своя.

Гончарное ремесло на Руси зародилось ещё в доисторическую эпоху и при раскопках археологи до сих пор находят различные горшки, кувшины, сковороды, корчаги и другую утварь, слепленную вручную. Позже, с появлением гончарного круга, ремесло превратилось в промысел и глиняную посуду стали использовать повсеместно. В это время появилось множество гончарных мастерских, имеющих своё «фирменное» клеймо. Изделия каждой мастерской отличались друг от друга по форме, размерам, технологии обжига. Гончарство в те времена было самым почётным и важным промыслом, который постоянно развивался и совершенствовался. Однако на смену глине, со временем, пришёл металл и глиняную посуду заменила оловянная, серебряная, а позже пластмассовая. И могло так случиться, что древнее ремесло исчезло бы навсегда…

Но история, как известно, развивается по спирали, и в наш век нанотехнологий люди стали вновь испытывать интерес к гончарству, как к искусству. Изделия современных гончаров, по-прежнему, вызывают восторг и восхищение, а спрос на ручную керамику постоянно растёт. Раскупают всё: копилки, статуэтки, кувшины, тарелки. «Глиняных дел» мастера дают мастер-классы. И можно надеяться, что гончарное искусство, которое столь популярно в настоящее время, не забудется и не исчезнет с лица земли.

Соединяя навыки и сноровку с ловкостью рук, гончарное дело – одно из самых увлекательных занятий, которое действительно затягивает. Польза этого ремесла не только в нём самом, оно может также помочь в общении с другими людьми. Проявить себя в творчестве, показать близких и знакомых подарком ручной работы.

 

Актуальность данной программы состоит в обращении к народной культуре, попытке через прикосновение к народным ремёслам, традициям, создать микроклимат добра и взаимопонимания, воспитывать бережное отношение к труду и творчеству других людей. Манипуляции с глиной – от простого разминания до создания шедевров декоративной пластики очень органично взаимодействуют со всеми направлениями познавательной и декоративно – прикладной деятельности. Глина – это благородный материал. На нём дети развивают мелкую моторику руки, творческое воображение, мышление, речь, фантазию, художественные способности, эстетические чувства.

Программа «Гончарное дело» посвящена сохранению и развитию искусства глиняных народных промыслов. Её назначение - заложить фундамент для развития художественного вкуса детей, привить интерес и любовь к прикладному творчеству, дать определённые навыки в освоении художественного ремесла, показать эстетическую ценность произведений ручного труда, заполнить свободное время ребят, заняв их данным видом деятельности. Актуальность программы определена развитием  мотивации учащихся к изготовлению глиняных изделий, эстетическим воспитанием детей, пониманием красоты и изящества.

 

Особенности программы. Знакомство и приобщение учащихся  к народному творчеству имеет образовательное и воспитательное значение. Это не только приобщение к исторически сложившимся веками культурным корням, но и к эстетическим ценностям, передаваемым из поколения в поколение. В конечном счёте, занятия в объединении по интересам «Гончарное дело» способствуют формированию и развитию творческих способностей, самостоятельности и трудолюбия учащихся. Одной из задач объединения по интересам «Гончарное дело» является передача учащимся профессиональных навыков, выработанных не одним поколением российских гончаров, обучение основным приёмам лепки  и росписи, т.е. заключается в преемственности поколений и сохранение сложившихся культурных традиций. В процессе обучения учащиеся проходят начальный курс скульптуры. Знакомятся как с круглой скульптурой, так и с различными формами рельефа. Учатся работать как в объёме, так и на плоскости. Осваивают гончарный промысел. Программа носит вариативный характер и может изменяться, дополняться в зависимости от новых требований, социального заказа, от материально-технической базы, от уровня подготовки детей, а также в связи с местными условиями работы.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям детей и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Творческие работы, проектная деятельность детей основаны на их природной любознательности, которую и следует поддерживать, развивать и направлять.

 

Новизна и отличительные особенности данной программы заключаются в том, что систематизирующей основой её содержания является интегрирование разных видов художественной деятельности (общая история искусства, эстетика, археология, теория конструирования форм, теория цвета, основы неорганической химии, основы теплотехники, материаловедение, теория орнамента, лепка и скульптура, декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусство) с творческой проектной деятельностью. Использование разных видов пластического материала для работы: полимерная глина, гончарная керамика, фарфор, шамотная керамика, шликер, голубая глина.

Такой комплекс изучаемых видов искусства позволяет всесторонне развивать творческие способности учащихся (воображение, пространственное мышление, колористический вкус), а также даёт возможность приобрести умения и навыки работы с различными художественными материалами.

 

Цель программы. Развитие творчески мыслящей личности, обогащённой знанием народных традиций в области декоративно-прикладного искусства, создание системы действенной профориентации учащихся.

 

Задачи:

 

Обучающие

- обучить детей основным приёмам и навыкам работы с глиной на гончарном круге;

- научить видеть главное, сравнивать формы и размеры предметов, сохранять пропорции  

  изображаемого объекта;

- научить при росписи работать со всей палитрой красок, знать основы цветоведения;

- научить передавать движение, отображать наиболее характерное, значимое;

- формировать знания о свойствах и применении различных художественных материалов;

- научить учащихся по возможности отражать свои жизненные впечатления в  работах; 

- способствовать приобретению детьми знаний в области проектной деятельности.

 

Развивающие

- содействовать в развитии художественно-творческих способностей учащихся в области  

  лепки, декоративно-прикладного и  изобразительного искусства;

- развивать пространственные представления, художественно-образное восприятие  

  действительности, эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям  

 действительности;

- развивать образное мышление и творческое воображение, активное эстетическое 

  отношение к окружающему миру, искусству;

- развивать коммуникативные качества личности ребёнка, культуру речи, способности    

  доказательного и аргументированного высказывания;

- развивать умения творчески взаимодействовать и проявлять навыки сотрудничества и  

  позитивного общения при работе в парах, группах, коллективе;

- развивать навыки проектной деятельности.

- расширить знания учащихся в области применения различных материалов для лепки:    

  глина, шамот, фарфор и др.;

- познакомить детей с различными народными промыслами (керамика) России;

- создать условия для самореализации детей;

- стимулировать творческую активность каждого учащегося, развить индивидуальные

  задатки и способности.

 

Воспитательные

- способствовать формированию духовной культуры детей, потребности общаться с произведениями декоративно-прикладного и изобразительного искусства;

- способствовать воспитанию нравственных и патриотических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;

- воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к труду других учащихся; 

- формировать потребность в творческом развитии и самообразовании, умения адекватно и объективно оценивать свои возможности.

 

В целом, занятия способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребёнка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Организация учебного процесса:

-        Количество учебных часов в год – 144.

-        Количество учебных часов в неделю – 4.

-        Режим занятий -  2 раза в неделю по 2 учебных часа

-        Продолжительность 1 учебного часа – 45 минут.

-        Форма обучения – групповая.

-        Место проведения занятий – кабинет «Гончарное дело» МАУ ДО «Центр детского творчества» МР Илишевский район РБ

-        Количество учащихся в группе - 15 человек.

Адресат программы:

Программа разработана для учащихся в возрасте от 7 до 10 лет.

Срок реализации : 1 год.  (Примечание: После прохождения курса обучающиеся продолжат обучение в объединении «Художественная керамика»)

Содержание программы включает три главы:  «Декорирование и моделирование керамических изделий», «Лепка изделий из глины», «Роспись гончарных изделий», представляющих собой единый блок предметов курса «Гончарное дело», содержание которых тесно взаимосвязано и взаимно-дополняемо.

«Декорирование и моделирование керамических изделий»состоит из трёх тематических блоков: «Керамика и её свойства»,  «Ручное формирование. Ленточно-жгутовая техника», «Работа на гончарном круге».

Программный материал данного модуля предусматривает:

 - обучение замешиванию глины, выжимания влаги, центровке глины на круге, вытягивать, сужать, расширять глиняные формы;

- выполнение работ из глины пластическим, комбинированным, конструктивным способами;

-декорировать гончарные изделия в технике тиснения, гравировки, налепными узорами;

-творчески подходить к выполнению своих работ, лепить предметы простой и сложной формы.

«Лепка изделий из глины»включает в себя четыре раздела: «Лепка малых форм», «Лепка на тему «Животные», «Знакомство с традициями русской глиняной игрушки», «Лепка на свободную тему».

«Роспись гончарных изделий» включает в себя два раздела: «Орнаментальная композиция и особенности её построения»; «Башкирские узоры и орнаменты».

Программный материал данного модуля предусматривает:

изучение орнаментальной композиции и особенности её построения;

- изучение башкирской  росписи;

- изучение элементов орнаментов башкир: «Кускар», «Сердечко», «Ромб», «Бегущая волна», «Ограда»;

- зарисовка эскизов женщин, мужчин и детей в национальной одежде с использованием орнамента на одежде.

 

Ожидаемые результаты освоения программы

 

Главным результатом реализации программы является создание каждым ребёнком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами гончарного ремесла может каждый, по - настоящему желающий этого ребёнок. Дети, в процессе освоения программных требований, получают до профессиональную подготовку. Наиболее, одарённые дети – возможность продемонстрировать своё мастерство в конкурсах различного уровня.

 

1. Личностные результаты освоения программы:

- ответственное отношение к учению, способность к самообразованию;

- способность к эмоциональному восприятию изготавливаемых изделий;

- умение контролировать процесс и результат своей деятельности;

- первоначальные представления о гончарном деле как сфере человеческой деятельности,  

  об этапах её развития, о её значимости для человека;

- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в

  образовательной, творческой и других видах деятельности;

- творческий подход при работе над изделием;

- усидчивость, терпеливость;

- мотивационная основа художественно - творческой деятельности,  включая социальные     

  и     познавательные мотивы;

- устойчивый интерес к новым, нетрадиционным видам прикладного творчества в работе с

  глиной, новым способам и неожиданным решениям в технологии и материаловедении,  

  новым способам самовыражения.

 

2. Метапредметные результаты освоения программы:

-Регулятивные. Учащиеся получат возможность научиться составлять план и последовательность действий, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата, осуществлять контроль по результату и способу действия, адекватно оценивать результат выполнения задания;

-Познавательные. Учащиеся получат возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепочки рассуждений, планировать деятельность исследовательского характера, выбирать эффективные способы изготовления изделий; анализировать объекты;

- проводить сравнение, классификацию, синтез по разным критериям;

- проводить наблюдения и эксперименты;

- делать выводы.

-Коммуникативные. Учащиеся получат возможность научиться организовать совместную деятельность и учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками, работать в группе, распределять функции и роли, разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, аргументировать свою позицию.

 

3. Предметные результаты.

Учащиеся получат возможность научиться:

- подготавливать глиняную массу для работы

- самостоятельно изготавливать изделия из глины при помощи технологических карт  

  различными способами;

- использовать справочные материалы;

- уметь осуществлять отбор необходимого материала при работе над изделием;

- понимать рисунки, эскизы, определять размеры;

- знать названия, правила пользования инструментами и приспособлениями для обработки  

  глины;

- самостоятельно выполнять изделия по образцу, рисунку, эскизу.

 

Основные виды деятельности учащихся:

- самостоятельная работа;

- работа в парах, в группах, индивидуально;

- творческие работы;

- экскурсия.

 

Ожидаемые результаты

«Декорирование и моделирование керамических изделий»

 

Учащиеся будут знать:

- технику безопасности при работе с различными материалами;

- историю возникновения гончарного искусства и искусства лепки и обработки глины;

- технологию приготовления глиняной массы, материалы, инструменты, приспособления   

  для работы;

- правила сушки и обжига готовых гончарных изделий;

- правила «центрации» рук при работе на гончарном круге;

- особенности изготовления сферических и цилиндрических форм, технические приёмы  

  при работе на гончарном круге;

- эстетические требования  к качеству изделия.

Учащиеся будут уметь:

- пользоваться материалами и приспособлениями;

- различать виды керамики, такие, как: майолика, фаянс, фарфор;

- выполнять из глины поделки пластическим, комбинированным, конструктивным 

  способами;

- замешивать глину, выжимать влагу, центровать глину на круге, вытягивать, сужать,      

  расширять глиняные формы;

- выполнять цилиндрические формы с наращиванием объёма глины, сохраняя  

 симметричность изделия;

- выполнять сферические и цилиндрические формы, декоративные элементы для готовых

  изделий;

- декорировать гончарные изделия в технике тиснения, гравировки, налепными узорами;

- творчески подходить к выполнению своих работ, лепить предметы простой и сложной  

  формы;

- планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на

  функциональность, удобство, рациональность, и безопасность в размещении и 

применении необходимых  принадлежностей и материалов;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её 

 реализации;

- выделять основные этапы и приёмы изготовления изделия;

- производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение);

- работать со словарями, справочной литературой, художественной и научной 

  литературой;

- находить необходимые сведения в Интернете.

 

Ожидаемые результаты по модулю

«Лепка изделий из глины»

 

Учащиеся  будут знать:

-       технику безопасности при работе с глиной;

-        разнообразные технологические способы изготовления изделий из глины;

-        технологический процесс изготовления и обжига лепных изделий;

-        отличия механического и ручного способа выполнения лепных изделий и отдельных элементов задуманных композиций.

            Учащиеся будут уметь:

-       практически приготовить материал для изготовления изделий;

-       лепить формы и подбирать подходящий декор;

-       изготавливать круглые, полые изделия и игрушки - миниатюры обобщённых форм;

-        изготавливать различные приспособления из подручного материала;

-        самостоятельно лепить фигурки человека, животных, птиц;

-        переносить задуманные сюжеты в мелкую пластику и игрушку;

-        самостоятельно выполнять заготовку и оправку задуманного изделия, продумывать композицию многофигурных работ;

-        обосновать выбор темы и сюжетов, декоративных средств и способов;

      -    владеть различными кистями при ручной росписи по обожжённому черепку.

Ожидаемые результаты по модулю

«Роспись гончарных изделий»

 

Учащиеся должны знать:

- знать приёмы выполнения эскизов и подготовительных рисунков;

-требования к качеству выполнения художественной росписи и отделки   художественных

 изделий;

- основные приёмы росписи и типовые композиции изделий из глины.

 

Учащиеся должны уметь:

- использовать основные приёмы создания декоративных композиций;

- стилизовать природные объекты в декоративные, на основе художественного отбора;  

- владеть различными приёмами выполнения художественной росписи; 

- уметь расписывать гончарные изделия.

 

Оценка результатов освоения программного материала

 

Важной составляющей дополнительной общеразвивающей программы  является мониторинг качества образования  в объединении, который представляет собой совокупность диагностических и оценочных процедур по оценке ключевых компетенций учащихся: личностных, метапредметных, предметных. 

Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями — познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными — овладеют учащиеся в ходе образовательного процесса

Программа предусматривают аттестацию учащихся: входную, промежуточную  и итоговую аттестацию. Аттестация может проходить в разных формах: выставка работ, практическое занятие, беседа, наблюдение, тестирование, по итогам участия в конкурсах и выставках различных уровней.

Основные критерии  и показатели эффективности реализации

дополнительной общеразвивающей программы

Важной составляющей общеразвивающей программы является мониторинг качества образования в объединении, который представляет собой совокупность диагностических и оценочных процедур по оценке ключевых компетенций учащихся: личностных, метапредметных, предметных. 

Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями — познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными — овладеют учащиеся в ходе образовательного процесса.

Программа предусматривает аттестацию учащихся.По завершению освоения программы проводится итоговая аттестация.Форма аттестации - защита творческого проекта.

 

Учебный план

 

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

 

Всего

Теория

Практика

I.                   Введение

1.1.

Вводное занятие

2

2

   

1.1.1.

Правила  по ТБ, ПБ

1

1

 

 

1.1.2.

Ознакомительная беседа. Правила работы в кабинете

1

1

 

 

II. «Декорирование и моделирование керамических изделий»

2.1.

Керамика и её свойства

10

4

6

 

2.1.1.

Понятие «керамика»

1

1

 

 

2.1.2.

Краткая история керамики и её свойства

1

1

 

 

2.1.3.

Полезные и вредные примеси. Живая и тощая глина

1

1

 

 

2.1.4.

Основные месторождения глины. Глиняные массы

1

1

 

 

2.1.5.

Знакомство с материалом приготовления глиняной массы

2

 

2

 

2.1.6.

Формирование различных предметов из глины разной толщины и размеров

4

 

4

 

2.2.

Ручное формирование. Ленточно – жгутовая техника

20

5

15

 

2.2.1.

Оборудование для приготовления глиняных масс

2

1

1

 

2.2.2.

Основные инструменты для обработки глины

2

1

1

 

2.2.3.

Правила пользования инструментами при работе с глиной

2

1

1

 

2.2.4.

Декорирование изделий с помощью различных инструментов

4

1

3

 

2.2.5.

Техника формования жгутами и работа со шликером

4

1

3

 

2.2.6.

Изготовление кружки с ручкой из жгутов

6

 

6

 

2.3.

Работа на гончарном круге

22

3

19

 

2.3.1.

Знакомство с гончарным кругом. Техника безопасности

2

1

1

 

2.3.2.

Конструкции гончарных кругов: ручные, ножные, электрические

2

1

1

 

2.3.3.

Понятие «центрация рук» при работе на гончарном круге

2

1

1

 

2.3.4.

Центрование  глины на круге

2

 

2

 

2.3.5.

Поднятие глиняного цилиндра

2

 

2

 

2.3.6.

Поднятие глиняного конуса

2

 

2

 

2.3.7.

Вытягивание изделий из глины, расширение, сужение, обтачивание  глиняного изделия, придание изделию нужной формы

4

 

4

 

2.3.8.

Изготовление набора вазочек

6

 

6

 

III. «Лепка изделий из глины»

 

3.1.

Лепка малых форм

20

5

15

 

3.1.1.

Объём и форма

2

1

1

 

3.1.2.

Изготовление изделия «Конвертик»

4

1

3

 

3.1.3.

Изготовления изделия «Копилка»

4

1

3

 

3.1.4.

Изготовление изделия «Колокольчик»

4

1

3

 

3.1.5.

Плоская тарелочка

4

1

3

 

3.1.6.

Роспись, дизайн

1

 

1

 

3.1.7.

Промежуточная аттестация. Практическая работа

1

 

1

 

3.2.

Лепка на тему «Животные»

24

6

18

 

3.2.1

Мелкая пластика «Черепашка»

4

1

3

 

3.2.2.

Мелкая пластика «Собачка»

4

1

3

 

3.2.3.

Мелкая пластика «Кошечка»

4

1

3

 

3.2.4.

Мелкая пластика «Козечка»

4

1

3

 

3.2.5.

Мелкая пластика «Барашка»

4

1

3

 

3.2.6

Лепка морских видов рыб

4

1

3

 

3.3.

Знакомство с традициями русской глиняной игрушки

10

3

7

 

3.3.1

Знакомство с русским народным творчеством

2

1

1

 

3.3.2.

Дымковская, Филимоновская, Каргопольская, Калининская игрушка

8

2

6

 

3.4.

Лепка на свободную тему

4

 

4

 

3.4.1.

Лепка на свободную тему

4

 

4

 

IV. «Роспись гончарных изделий»

 

4.1.

Орнаментальная композиция и особенности её построения

12

5

7

 

4.1.1.

Виды и структура орнаментов

2

1

1

 

4.1.2.

Основные орнаментальные фигуры

2

1

1

 

4.1.3.

Знакомство с основным материалом, используемым в росписи – гуашь

2

1

1

 

4.1.4.

Составление орнамента

6

2

4

 

4.2.

Башкирские узоры и орнаменты

18

8

10

 

4.2.1.

Знакомство с орнаментами и узорами башкир

2

1

1

 

4.2.2.

Элементы башкирского орнамента. «Кускар»

2

1

1

 

4.2.3.

Элементы башкирского орнамента. «Сердечко»

2

1

1

 

4.2.4.

Элементы башкирского орнамента. «Ромб»

2

1

1

 

4.2.5.

Элементы башкирского орнамента. «Бегущая волна»

2

1

1

 

4.2.6.

Элементы башкирского орнамента «Ограда»

2

1

1

 

4.2.6.

Зарисовка эскизов женщин, мужчин и детей в национальной одежде с использованием орнамента на одежде

6

2

4

 

5.

Итоговое занятие

2

1

1

 

 

 

144

42

102

 

 

 

Содержание программы

 

1.      Вводное занятие – 2 часа

Тема: правила по технике безопасности, противопожарной безопасности, правила работы в кабинете

 

Теория: правила по технике безопасности, беседа о плане эвакуации в случае возникновения пожара, знакомство с планом работы на учебный год и режимом занятий. Решение организационных вопросов.

 

II.                 «Декорирование и моделирование керамических изделий» - 52 часа

 

Тема: «Керамика и её свойства»

 

Теория: Понятие «керамика», краткая история керамики и её свойства. Химический состав. Полезные и вредные примеси. Живая и тощая глина. Основные месторождения глины. Глиняные массы (фарфор, фаянс, тонко - каменные изделия, майолика, терракота, гончарная керамика,шамотная керамика).

 

Практика: Знакомство с материалом Приготовление глиняной массы. Формование различных предметов из глины разной толщины и размеров. Формирование чувств пластичности материала.

 

Тема  «Ручное формирование. Ленточно-жгутовая техника» 

 

Теория:Оборудование для приготовления глиняных масс. Конструкции печей: горновые (земляные, кирпичные, каменные, горшковые), газовые, электрические и их основные показатели.

 

Практика:Ознакомить технике формования жгутами и работе со шликером (связующим материалом для склеивания жгутов).Изготовление небольшой вазочки и кружки с ручкой из жгутов.

 

Тема «Работа на гончарном круге (центрование)»

 

Теория: Знакомство с гончарным кругом. Конструкции гончарных кругов: ручные, ножные (пинковые, педальные), электрические. Техника безопасности. Понятие «центрация рук» при работе на гончарном круге.

 

Практика: Освоение технологических способов, приёмов: центрование глины на круге, поднятия глиняного цилиндра, поднятия глиняного конуса, вытягивания изделий из глины, расширение, вытягивания изделий из глины, сужение, обтачивание глиняного изделия, придание изделию нужной формы. Особенность изготовления и изучение технических приемов. Симметричность, статичность, пропорции. Изготовление набора вазочек и простейшие методы декорирования.

 

III.              «Лепка изделий из глины» - 58 часов

 

Тема:«Лепка малых форм»

Теория: Понятие о форме и объёме. Роспись. Дизайн

 

Практика: Лепка фигур

Примерный перечень работ: «Конвертик»,  «Копилка»,  «Колокольчик», «Плоская тарелочка».

 

Тема: «Лепка на тему «Животные»

 

Теория: Форма и объём. Роспись. Дизайн

 

Практика: Лепка фигур

Примерный перечень работ: «Черепашка»,  «Собачка»,  «Кошечка», «Козечка», «Барашка», «Морские виды рыб».

 

Тема: «Знакомство с традициями русской глиняной игрушки»

Теория: Знакомство с русским народным творчеством.

 

Практика: Дымковская, Филимоновская, Каргопольская, Калининская игрушка Беседы и просмотр образцов.

 

Тема: «Лепка на свободную тему»

Практика: Лепка на свободную тему.

 

IV.             «Роспись гончарных изделий» - 30 часов

 

 Тема: «Орнаментальная композиция и особенности её построения»

 

Тема: «Виды и структура орнаментов»

 

Теория. Правила и законы орнаментальной композиции (закон пропорциональности, доминанты, контраста и др.), отличительные особенности орнамента, основные орнаментальные фигуры.  Демонстрация изделий и иллюстраций. Беседа на тему: ''Связь цвета и формы''. Знакомство с основным материалом, используемым в росписи – гуашь. Особенности материала, его приготовление для росписи, хранение.

 

Практика. Определение пропорций отдельных элементов, соотношение их друг с другом. Отработка правильного переноса выбранных соотношений в свою работу.

Примерный перечень практических заданий: «Составление орнамента».

 

Тема: «Башкирские узоры и орнаменты»

 

Теория: Знакомство с орнаментами и узорами башкир. Узоры, отражающие окружающую природу, растительный и животный мир, повседневный быт человека, его мечтания и пожелания.

 

Практика: Просмотр наглядного пособия орнаментов и узоров. Зарисовка эскизов женщин, мужчин и детей в национальной одежде с использованием орнаментов на одежде.

Примерный перечень работ: элементы башкирского орнамента «Кускар», «Сердечко»,  «Ромб», «Бегущая волна», «Ограда».

 

 

V.                Итоговое занятие – 2 часа

 

Методическое обеспечение программы

 

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Обучение по программе строится на сочетании коллективных и индивидуальных форм работы, что воспитывает у учащихся взаимное уважение, умение работать в группе, развивает способность к самостоятельному творческому поиску и ответственность за свою работу, от которой зависит общий результат.

Освоение программного материала подразумевает постепенное погружение в сложный и многогранный мир декоративно-прикладного искусства, живое и непосредственное общение детей и педагога в режиме сотворчества. Большая часть занятий проходит в атмосфере творческой мастерской, которая обеспечивает эмоционально-психологический комфорт каждому ребёнку и является наиболее приемлемой для детского самовыражения, моделируя ситуацию успеха на каждом занятии.

Получая знания в объединении, дети не только могут связать свою дальнейшую профессию с декоративно-прикладным творчеством, но и получают умение справляться с любой поставленной перед ними задачей, учатся не бояться трудностей и доводить до конца любое дело. Это очень важные качества для любой профессии.

Изучая традиции ремесла, усваивая язык форм, знакомясь с особенностями материалов, изучается накопленный человечеством опыт, постигаются национальные и культурные корни русского народа.

Структурной особенностью программы является планирование содержания занятий по блокам и темам. Основные разделы программы группируются вокруг единой темы.  Содержание основывается на тематических блоках.

Обучение сочетает в себе теоретические и практические занятия. Теоретический материал излагается в форме бесед и содержит сведения об истории развития различных видов искусств и народных ремёсел. Основное время уделяется практическим занятиям, на которых учащиеся совершенствуют свои умения. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве (общая история искусства, эстетика, археология, теория конструирования форм, теория цвета, основы неорганической химии, основы теплотехники, материаловедение, теория орнамента, лепка и скульптура, декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусств). По мере освоения ребёнком теоретического материала происходит наращивание спектра художественных приёмов, усложнение (расширение) техник.

Содержанием программы предусмотрено выделение значительного количества учебных часов на создание проектной творческой работы «от эскиза до выставки». Данная программа допускает творческий, импровизированный подход со стороны учащихся и педагогов, это касается возможной замены порядка освоения разделов, введения дополнительного материала, методики проведения занятий. Руководствуясь данной программой, педагоги имеют возможность увеличить или уменьшить объём и степень сложности материала в зависимости от состава группы, и конкретных условий работы.

Успешной реализации программы способствуют разнообразные формы и виды деятельности, применение современных педагогических технологий. Так, применение мультимедийных технологий усиливает наглядность для более доступного объяснения сложного нового материала. Благодаря мультимедийным технологиям, знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий, репродукций произведений искусства с одновременным прослушиванием музыкальных произведений. Активно применяются проблемный, проектный методы обучения. Отдельные занятия планируются в форме самостоятельной творческой работы. В начале каждого занятия несколько минут отводится теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

 Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребёнку. Важен  принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Результаты коллективного художественного творчества учащихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях работы, используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов творческой деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Учитывая национально-региональный компонент, программа предусматривает учебные занятия, знакомящие с элементами национальной культуры народов Ямала, с созданием сюжетных композиций на национальную тематику.  С целью расширения кругозора и обретения новых знаний в области народных ремёсел, для учащихся проводятся викторины, конкурсы, виртуальные путешествия в многообразный мир искусства.

Эффективным стимулом для создания оригинальных творческих произведений являются выставки и конкурсы детского творчества. Периодическая организация выставок даёт учащимся возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Повышению самооценки и статуса учащихся способствует размещение широкой информации о достижениях на официальном сайте учреждения, в социальных сетях, в СМИ.

Наравне с образовательной задачей программа решает и воспитательные задачи через взаимодействие с другими коллективами, экскурсии в музеи и выставочные центры, посещение выставок, концертов, массовых мероприятий, проходящих в ЦДТ. Вовлечение родителей в образовательный процесс играет большую роль в реализации программы. Они на практике должны видеть, каких результатов добиваются их дети. С этой целью организуются родительские собрания, семейные праздники и игровые программы.

Работа по данной дополнительной общеразвивающей программе направлена на постоянную поддержку интереса учащихся к декоративно-прикладному творчеству, повышение их самооценки, личностного развития. Поэтому основным методическим приёмом проведения занятий является постоянное создание ситуации успеха. Поощрение, создание положительной мотивации (выставки).

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебной деятельности, привлечение жизненного опыта детей и примеров из окружающей среды, позволяют сделать занятия   насыщенными информационно и эмоционально.

Получая знания в объединении, дети не только могут связать свою дальнейшую профессию с декоративно-прикладным творчеством, но и получают умение справляться с любой поставленной перед ними задачей, учатся не бояться трудностей и доводить до конца любое дело. Это очень важные качества для любой профессии.

Изучая традиции ремесла, усваивая язык форм, знакомясь с особенностями материалов, изучается накопленный человечеством опыт, постигаются национальные и культурные корни русского народа.

 

Материально-техническое обеспечение

 

Данная программа предусматривает проведение учебно-воспитательного процесса с детьми в светлом помещении, где у каждого ребёнка имеется рабочее место и необходимые материалы. Учебная мебель должна соответствовать возрастным особенностям строения тела ребёнка с учётом направления дневного и вечернего освещения (слева, сверху). Помимо этого, в кабине должны быть шкафы для хранения методической литературы, наглядных пособий, приспособлений, инструментов и материалов, детских работ, образцов изделий.

 

- Столы

- Муфельная печь

- Стул   для гончарных работ

- Шкаф сушильный 

- Гончарный круг

- Турнетка настольная

- Полимерная глина

- Гончарная керамика

- Фарфор

- Шамотная глина

- Шликер

- Голубая глина

- Миски для воды

- Краски

- Кисти

 

-  Проволока

- Фурнитура

- Набор стеков-петля, двусторонние

- Глазурь  боросиликатная прозрачная

- Губка-кисть

- Нож скульптурный, односторонний

- Набор стеков деревянный

- Набор для моделирования

- Стеки

- Скалка

- Фартуки для работы за гончарным кругом

- Акриловая краска

- Гуашевая краска

- Альбомы

 

Формы и методы отслеживания результативности

( промежуточная и итоговая аттестация)

Для успешной реализации программы  предлагается  непрерывное и систематическое отслеживание результатов деятельности каждого обучающегося, в процессе которого вырабатывается определенная система контроля успехов и достижений. Отслеживается уровень знаний, умений, навыков несколькими видами диагностики: входная, промежуточная, итоговая

 

   Сроки

Форма отслеживания

Объект отслеживания

Методы

Сентябрь

Входная аттестация

Диагностика уровня подготовленности обучающихся, изучение мотивации к выбранной деятельности, а также их личностных качеств

Беседа, наблюдение

Декабрь

Промежуточная аттестация

Диагностика сформированности знаний, умений и навыков по итогам 1 полугодия

Контроль ЗУН по итогам полугодия.  Практическая работа. Работа, выполненная в технике ручной лепки на любую из изученных тем

Май

Итоговая

аттестация

Диагностика сформированности знаний, умений и навыков по итогам года

Выставка работ обучающихся

 

Календарный учебный график

 

Программа

Дополнительная                    общеобразовательная общеразвивающая       программа                                       художественной направленности «Гончарное дело»

1

Начало учебного года

С 01.09.2023  года

2

Продолжительность     учебного

Периода

36 учебных недель

3

Продолжительность

Недели

учебной

5 дней

4

Периодичность

Занятий

учебных

2 раза в неделю по 2  часа

5

Продолжительность

Занятий

учебных

Продолжительность учебного часа 45 минут

6

Время     проведения

Занятий

учебных

Начало не раннее чем через 1 час после учебных

занятий, окончание не позднее 19.30

7

Продолжительность перемен

10-15 минут

8

Окончание учебного года

31.05.2024  года

9

Аттестация обучающихся

Вводный мониторинг –сентябрь 2023 года. Промежуточная аттестация – декабрь 2023 года.

Итоговая аттестация – май 2024 года.

 

Информационные источники к разделу

«Декорирование и моделирование керамических изделий»

 

1.      Поверин А. Гончарное дело. Техника, приёмы, изделия; Москва. АСТ – Пресс, 2007г.

2.      Бугамбаев М. Гончарное ремесло – Керамика. Терракота.;  Ростов – на/Д.: Феникс, 2000г.

3.      Долорс Рос, Керамика: техника, приемы, изделия; Пер. с нем. – Ю. О. Бел.   Москва. АСТ – Пресс книга, 2003г.

4.      Конструирование художественных изделий из керамики. Авт. Лукич Г.Е.

5.      Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий. Авт. Акунова, Приблуда

6.      Обжиг спекающихся керамических масс. Авт. ДудеровГ.Н. Москва., 1957.

7.      Претте М. К.   Капальдо  Творчество и выражение: курс художественного воспитания;  Москва. Сов. Художник, 1981г.

8.      Технология производства и декорирование художественных керамических изделий. Авт. Акунова, Крапивин.

9.      Узоры и орнаменты для мастера. Авт. Чебан В.

10.  Федотов Г. Послушная глина;  Москва. АСТ-Пресс, 1997г.

 

Информационные источники к разделу

«Лепка изделий из глины»

 

1.      Алексахин Н.Н. Волшебная глина. – АГАР.- Москва, 2001.-47с.

2.      Блинов Г. Сказки без слов. – Коммунар.- Тула, 1974.-124с.

3.      БурдейныйМ.А. Искусство керамики. – М.: Профиздат, 2005.-104с.

4.      Волшебная глина. Смоленск: Русич, 2001.-160с.

5.      Данилова Л. И. Камень, глина и фантазия: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.-239с.

6.      Дайн Г. Л. Игрушечных дел мастер: Кн. Для учащихся.- М.: Просвещение, 1994.-288с.

7.      Конышева Н.М. Лепка в начальных классах: Кн. для учителя.-2-е изд., дораб. - М.:                             Просвещение, 1985.-80с.

8.      Рубцова Е. С. Фантазии из глины.- М.: Эксмо, 2007.-64с.

9.      Сюзи О’ Рейчи. Лепка. Изд-во Полигон.- С.-Петербург. 1997.-30с.

10.  Талигина Н. М. Обряды жизненного цикла у сынскиххантов. –  Томск: Изд-во Том. Ун-та,2005.-176с.

11.  Федотов Г. Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.-144с.

12.  Ямру Е. И. Коренные народы Ямала: что делать? - ГУПЯНАО «Издательство «Красный Север», 2004.-160с.

 

Информационные источники к разделу

«Роспись гончарных изделий»

             1.Ращупкина С., «Лепка из глины для детей. Развиваем пальцы и голову скачать книгу». М.: РИПОЛ Классик, 2010.

      2. Художественные промыслы  Подмосковья.

 

Интеренет- ресурсы:

http://dopedu.ru-Информационно-методический портал «Добразование»

http://dop-obrazovanie.com-сайт о дополнительном образовании «Внешкольник»

Программа по предмету Гончарное дело ДООП - Гончарное дело-

http://dshipriv.ru/students/khudozhestvennoe-otdelenie.php?ELEMENT_ID=284

Гончарное дело. Энциклопедия. Техника. Приемы.

http://www.kodges.ru/hobbi/sdelaisam/120489-goncharnoe-delo.-yenciklopediya.-texnika.-priemy..html

Педагогам дополнительного образования.

http://www.kdcsozvezdie.ru/wiki-lavka/pedagogam-dopolnitelnogo-obrazovaniya.php

Методичка: Художественная обработка керамики--PAGE_BREAK--                 

http://www.ronl.ru/metodichki/proizvodstvo/274337/

Керамика -.это доступно каждому.

http://biend.ucoz.ru/publ/12-1-0-10

Что такое глина? Свойства и виды глины. Применение глины.

https://tvoi-uvelirr.ru/chto-takoe-glina-svojstva-i-vidy-gliny-primenenie-gliny/

Основные способы работы с глиной. Техники лепки.

http://leonardo-master.com/?page=23