ТЕАТРАЛИКА

                                              Пояснительная записка

Нормативно-правовое обеспечение программы

Дополнительная      общеобразовательная       общеразвивающая       программа

«Театралика» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:

-Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее - 273-ФЗ);

-  Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Приказ № 196);

-   Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196» (далее – Приказ № 533);

-Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года

№ 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (далее – СП 2.4.3648-20);

-Приказ министерства просвещения   России   от   03.09.2019   №   467

«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

-Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242

«О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678 – р  «О концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».

 

Направленность программы

Образовательная программа «Театралика» имеет художественную направленность. Ориентирована на развитие общей и эстетической культуры учащихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации. Предмет изучения - основы театрального искусства, азы актерского исполнительского мастерства.

 

Новизна программы

Новизна образовательной программы «Театралика» состоит в системном и комплексном подходе к театральному образованию учащихся через

использование методов театральной педагогики и инновационных образовательных технологий: личностно-ориентированного подхода, применением игровых и здоровьесберегающих технологий, новых информационных технологий, проектной деятельностью. Программа обучения театральному искусству по данной программе представляет целостную систему взаимосвязанных между собою разделов: «Основы театральной культуры», «Техника и культура речи»,

«Ритмопластика», «Актерское мастерство», «Работа над пьесой и спектаклем».

 

Актуальность программы

Данная дополнительная общеобразовательная программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует: формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся. Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Театралика» состоит в том, что обучение учащихся театральному искусству, как искусству синтетическому, является одним из средств воспитания школьника через слово, движения, голос, отношение к окружающему миру, что в результате характеризует действительно культурного человека, человека любящего свое Отечество.

Тенденции, происходящие в современном обществе, политика государства в области образования и духовно-нравственного воспитания, диктуют особые требования к развитию и воспитанию учащихся. С античных времен человечество использовало театр и формы театрального действа в целях образования и развития личности, воспитания общественного сознания. История приобщения учащихся к искусству театра в России начинается с 17 века, так же, как и вся история русского театрального искусства. В настоящее время занятия театральным творчеством учащихся не потеряли своей актуальности. Гармоничное развитие личности тесно связано с процессом формирования ее духовных запросов, с одной стороны, и с реализацией творческих возможностей, с другой. Оба эти процесса идут в теснейшей связи друг с другом, находятся в диалектическом единстве.

 

Педагогическая целесообразность

Образовательная программа «Театралика» педагогически целесообразна, т.к. направлена, прежде всего, на развитие творческого начала в каждом учащемся, на выражение его личного «Я» и помогает решить следующие проблемы:

1)             Занятия в детском театральном коллективе способствуют более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей учащихся, которые не всегда удается рассмотреть на уроке в школе.

2)        Обучение актерскому мастерству обеспечивает равномерные физические, интеллектуальные и духовные нагрузки, способствует формированию и физического и духовного здоровья.

3)   Знакомство с основами театральной культуры расширяет кругозор школьников, философские представления о мире в конкретных чувственных формах, позволяет войти в пространство возможного и невозможного посредством игры, формирует

мировоззрение, эстетический вкус, пробуждает самостоятельное и независимое мышление. Занятия театральным творчеством приобщают учащихся к музыке, литературе, изобразительному искусству.

4)    Привлечение учащихся к занятиям в детском театральном коллективе решает одну из острейших социальных проблем, исключая возможность пребывания учащихся «на улице».

5)       Театр помогает социальной и психологической адаптации учащихся, их личностному росту. Театральная модель жизненных ситуаций позволяет учащимся приобрести полезные навыки для преодоления конфликтов и создания вокруг себя комфортной среды.

Театральное творчество богато ситуациями совместного переживания, которое способствует эмоциональному сплочению коллектива. Острота и глубина восприятия искусства, в особенности театра, нередко определяют духовный облик школьника на всю жизнь.

 

Уровни сложности

Программа рассчитана на обучение учащихся 7-10 лет на основе разноуровневого подхода в соответствии с содержанием программы.

Стартовый уровень предполагает первоначальное знакомство с предметом

«Театр», сценическое искусство, формирует интерес к данным видам деятельности, приобретение первоначального опыта деятельности по предмету.

Базовый уровень предполагает освоение умений и навыков по предмету.

Продвинутый уровень предполагает формирование компетентностей и творческой самореализации воспитанников, проявляющих особые способности.

Каждый учащийся имеет право на доступ к любому из представленных уровней, которое реализуется через организацию условий и процедур оценки изначальной готовности учащегося к освоению содержания и материала заявленного уровня.

 

Отличительные особенности

Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной программы заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ и с учетом задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения. Данная дополнительная общеобразовательная программа даѐт возможность каждому учащемуся с разными способностями реализовать себя как в массовой постановочной работе, так и в сольном исполнении, выбрать самому из предложенного материала роль, элементы костюма, музыкальное сопровождение.

 

Планируемые результаты и способы, формы их проверки и подведения итогов реализации программы.

 

Ожидаемый результат:

·        Сформированы знания основных театральных терминов и истории театра, культура восприятия сценического действия, сформирован стойкий интерес к театральному искусству.

·        Владение навыками актерского мастерства.

·        Владение навыками сотрудничества и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

·        Устойчивая мотивация к обучению.

Учащиеся будут знать:

·        Историю театрального искусства, виды и жанры театрального искусства, театральные профессии.

·        Этику поведения в театре и в обществе.

Будут уметь:

·        Управлять своим дыханием и голосом.

·        Формулировать и выражать свою мысль.

·        Использовать полученные навыки в работе над образом в сценической постановке.

·        Свободно общаться с партнером на сцене.

·        Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Будут развиты:

·        Внимание, воображение, память, образное мышление, эмоциональность.

·        Художественный вкус.

·        Речевые характеристики голоса.

·        Познавательные интересы.

 

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:участие в показе спектаклей, концертов, конкурсно-игровых программ; участие в районных, областных конкурсах и фестивалях; проектная и социально- творческая деятельность.

 

Объем и сроки реализации программы

Полный курс программы рассчитан на 3 года обучения (36 рабочих недель в учебный год).

1   год обучения – 144 часа.

2   год обучения – 144 часа.

3   год обучения – 144 часа.

Формы и методы организации занятий

Все   занятия  по   программе  построены  с   учетом   основных  принципов педагогики искусства:

1.     От постановки творческой задачи до достижения творческого результата.

2.     Вовлечение в творческий процесс всех учеников.

3.     Смена типа и ритма работы.

4.     От простого к сложному.

5.     Индивидуальный поход к каждому учащемуся.

Основными   формами  организации  образовательного  процесса  являются коллективная, групповая, индивидуально-групповая.

 

Формы проведения занятий: беседа, игра, тренинг, творческая мастерская, учебный показ, репетиция, дистанционное обучение, спектакль, просмотр спектакля с последующим обсуждением, дискуссия, экскурсия,, проектная деятельность.

В процессе обучения используются следующие методы

Методы формирования интереса к учению: общеразвивающие и познавательные игры, поддержка, создание комфортной эмоциональной атмосферы, создание эмоциональных нравственных ситуаций, создание ситуаций новизны, удивления, успеха, использование занимательных примеров.

Словесный- рассказ, беседа, лекция, работа с печатными источниками. Деятельность обучающихся заключается в восприятии и осмыслении получаемой информации, выполнении записей, работе с наглядным материалом.

Наглядный- демонстрация наглядных пособий (предметов, схем, таблиц), просмотр спектаклей, видеофильмов и т.д.

Практический- тренинги, упражнения, творческие задания и показы. Данный метод является основным.

 

Особенности организации образовательного процесса

В освоении данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы участвуют Учащиеся в возрасте 7-10 лет.

Формирование учебных групп осуществляется на добровольной основе, без специального отбора.

Обучающийся может быть зачислен на базовый и продвинутый уровни обучения при условии наличия базовых знаний, умений и навыков, соответствующих учебному содержанию программы. Для определения степени подготовленности проводятся: собеседование и выполнение контрольно- диагностических заданий.

Учащиеся могут переходить от одного уровня сложности к последующему в порядке возрастания. Перевод на следующий уровень обучения осуществляется автоматически по результатам учебного года.

Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения и закрепления инструктажа по технике безопасности по соответствующим инструкциям.

 

Режим организации занятий

Количество учебных часов в год – 144 часа. Занятия проводятся  2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность занятия – 45 минут с 10 минутным перерывом. Наполняемость групп:

Год обучения, количество часов

Количество часов в неделю

Рекомендуемый состав

учебных групп

1 год обучения – 144 ч.

2 раза в неделю по 2 ч.

20 - 25  человек

2 год обучения – 144 ч.

2 раза в неделю по 2 ч.

20 - 25 человек

3 год обучения – 144 ч.

2 раза в неделю по 2 ч.

20 - 25 человек

 

 

Цель и задачи программы

 

Цель   программы:  развитие  творческих  способностей   учащихся  средствами театрального искусства.

 

Задачи программы:

Обучающие:

·   Познакомить с историей театрального искусства.

·   Помочь в овладении теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области театральной деятельности.

Воспитательные:

·     Приобщить к духовным и культурным ценностям мировой культуры, к искусству.

·     Воспитать эстетический вкус.

·     Сформировать   у   учащихся   и   подростков   нравственное   отношение к  окружающему миру, нравственные качества личности.

·     Сформировать адекватную оценку окружающих, самооценку, уверенность в себе.

Развивающие:

·   Развить познавательные процессы: внимание, воображение, память, образное и логическое мышление.

·   Развить речевые характеристики голоса: правильное дыхание, артикуляцию, силу голоса; мышечную свободу; фантазию, пластику.

·   Развить творческие и организаторские способности.

·   Активизировать познавательные интересы, самостоятельность мышления.

Учебно-тематический план

1 год обучения, уровень «Стартовый»

Задачи:

Обучающие:

Познакомить с историей зарождения театрального искусства.

Помочь в овладении    теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области театральной деятельности.

Воспитательные:

Приобщить к духовным и культурным ценностям мировой культуры, к искусству. Воспитать эстетический вкус.

Сформировать  у   учащихся  нравственное  отношение   к   окружающему  миру, нравственные качества личности.

Сформировать адекватную оценку окружающих, самооценку, уверенность в себе.

Развивающие:

Развить познавательные процессы: внимание, воображение, память, образное и логическое мышление.

Развить речевые характеристики голоса: правильное дыхание, артикуляцию, силу голоса; мышечную свободу; фантазию, пластику.

Развить творческие и организаторские способности.

Активизировать познавательные интересы, самостоятельность мышления.

 

Учебный план

 

 

№ п.п.

Название раздела, темы

Количество часов

 

Всего

теория

практика

Первый год обучения

1

Вводное занятие

2

 

2

 

2

Основы театральной культуры

12

6

6

 

2.1

Зарождение искусства

2

1

1

 

2.2

Театр как вид искусства

2

1

1

 

2.3

Театр Древней Греции

2

1

1

 

2.4

Русский народный театр

2

1

1

 

2.5

Театр и зритель

2

1

1

 

2.6

Театральное закулисье

2

1

1

 

3

Техника и культура

Речи

32

4

28

 

3.1

Речевой тренинг

22

2

20

 

3.1.1.

Строение голосового – речевого аппарата

2

2

 

 

3.1.2.

Дыхательная гимнастика

2

 

2

 

3.1.3.

Артикуляционная гимнастика

2

 

2

 

3.1.4.

Разогревающий массаж

2

 

2

 

3.1.5.

Интонационная выразительность

2

 

2

 

3.1.6.

Прочтение текста

4

 

4

 

3.1.7.

Артикуляционная гимнастика

2

 

2

 

3.1.8.

Интонационная выразительность

2

 

2

 

3.1.9.

Прочтение текста

4

 

4

 

3.2

Работа над литературно- художественным

Произведением

10

2

8

 

3.2.1.

Разбор текста

1

1

 

 

3.2.2.

Основной сюжет

1

1

 

 

3.2.3.

Главные герои произведения

1

 

1

 

3.2.4.

Финал произведения

1

 

1

 

3.2.5.

Инсценировка произведения

6

 

6

 

4

Ритмопластика

24

2

22

 

4.1

Пластический тренинг

12

2

10

 

4.1.1.

Этюд и его виды

2

2

 

 

4.1.2.

Этюды на бессловесное действие

2

 

2

 

4.1.3.

Этюды на словесное действие

2

 

2

 

4.1.4.

Этюды на заданную тему

2

 

2

 

4.1.5.

Парные этюды

4

 

4

 

4.2

Пластический образ персонажа

12

 

12

 

4.2.1.

Возрастные особенности персонажа

2

 

2

 

4.2.2.

Характерные особенности персонажа

2

 

2

 

4.2.3.

Этюд с незримым предметом

2

 

2

 

4.2.4.

Этюды: «Превращение»

2

 

2

 

4.2.5.

Этюды на заданную музыкальную тему

4

 

4

 

5

Актерское

Мастерство

38

4

34

 

5.1

Организация внимания, воображения, памяти

10

2

8

 

5.1.1.

Круги внимания – малый, средний, большой

2

1

1

 

5.1.2.

Снятие мышечного зажима

2

 

2

 

5.1.3.

Мимика и жесты

2

1

1

 

5.1.4.

Импровизация в работе актера

4

 

4

 

5.2

Сценическое действие

12

2

10

 

5.2.1.

Шаги и поклоны

2

 

2

 

5.2.2.

Упражнения на фиксацию точки

2

 

2

 

5.2.3.

Легатированное движение

4

 

4

 

5.2.4.

Передний план

2

1

1

 

5.2.5.

Задний план

2

1

1

 

5.3

Творческая мастерская

16

 

16

 

5.3.1.

Предлагаемые обстоятельства

2

 

2

 

5.3.2.

Сочинение сказок на различные темы

2

 

2

 

5.3.3.

Организатор, ведущий игры

2

 

2

 

5.3.4.

Методика преподнесения и проведения массовых игр

2

 

2

 

5.3.5.

Сюжетно – ролевые игры

4

 

4

 

5.3.6.

Мизансцена

2

 

2

 

5.3.7.

Ограниченность в мизансцене

2

 

2

 

6

Работа над пьесой и спектаклем

34

2

32

 

6.1

Выбор пьесы

2

2

 

 

6.2

Тема,         сверхзадача,

событийный ряд

2

 

2

 

6.3

Анализ      пьесы      по

Событиям

2

 

2

 

6.4

Работа над отдельными

Эпизодами

4

 

4

 

 

Массовая сцена

4

 

4

 

6.5

Выразительность речи, мимики, жестов

4

 

4

 

6.6

Изготовление

реквизита, декораций

4

 

4

 

6.7

Прогонные                 и генеральные репетиции

8

 

8

 

6.7.1.

Техническая репетиция

4

 

4

 

6.7.2.

Генеральная репетиция

4

 

4

 

6.8

Показ спектакля

4

 

4

 

7.

Итоговое занятие

2

 

2

 

 

ИТОГО

144

18

126

 

 

Содержание

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Театралика»

 1 года обучения

 

1.   Вводное занятие

Практика.Знакомство с коллективом. Игра «Снежный ком»,     «Знакомство-

дразнилка». Выявление уровня и объема знаний о театре. Игра «Продолжи…». Особенности занятий в театральной студии. Театр - коллективное творчество. Игра

«Клубок». Обсуждение плана работы на год. Требования к знаниям и умениям. Требования к нормам поведения. Инструктаж по технике безопасности.

 

2.   Основы театральной культуры

2.1.   Зарождение искусства.

Теория.Обряды и ритуалы в первобытном обществе. Зарождение искусства. Просмотр    презентации,    видеофильма    («Театральная    Фа-соль-ка»,    канал

«Карусель»).

Практика.Игра «Путешествие на машине времени».

 

2.2.   Театр как вид искусства.

Теория. Виды искусства (литература, музыка, живопись). Театр как вид искусства. Особенности театрального искусства. Отличие театра от других видов искусства. Виды и жанры театрального искусства. Презентация «Виды театрального искусства».

Театральные термины:Театр, Опера, Балет, Кукольный Театр.

Практика.Просмотр отрывков из спектаклей (кукольный театр, драматический театр, театр оперы и балета).

 

2.3.   Театр Древней Греции.

Теория. Представления в честь Дионисия. Мифологические основы представлений. Устройство древнегреческого театра. Маски древнегреческого театра. Драматургия Древней Греции. Основные жанры. Презентация «Театр Древней Греции».

Практика.Чтение отрывков из драматургических текстов.

 

2.4.   Русский народный театр.

Теория. Народные обряды и игры. Скоморошество. Народная драма. Церковный, школьный театр. Создание профессионального театра. Презентация «Русский народный театр».

Театральные термины:Скоморохи.

Практика.Инсценировка «Ярмарка с Петрушкой» с элементами ряженья и кукольного театра.

 

2.5. Театр и зритель.

Теория.Этикет в театре. Культура восприятия театральной постановки. Анализ постановки.

Практика.   Театральная   гостиная.   Просмотр   в/записи    спектакля    (детский спектакль).

Театральные термины:Спектакль, Этикет, Премьера, Аншлаг, Билет, Афиша, Акт, Антракт, Капельдинер.

 

2.6.   Театральное закулисье.

Теория.   Театр-здание.   Устройство   сцены   и   зрительного   зала.   Театральные

профессии. Просмотр презентации «В театре» (в/ф «Путешествие в театр»).

Театральные термины:Сцена, Актер, Режиссер, Бутафор, Гример.

Практика.Творческая мастерская «Мы - художники».

 

3.   Техника и культура речи.

3.1.   Речевой тренинг.

Теория. Рождение звука. Строение речевого аппарата. Дыхание и голос. Постановка дыхания. Артикуляция и дикция. Звукоряд. Гласные, согласные. Свойства голоса. Тон. Тембр. Интонация. Расширение диапазона и силы голоса. Полетность голоса.

Практика.Речевой тренинг: дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика: упражнения для языка, челюсти, губ. Дикционные упражнения. Упражнения на развитие речевых характеристик голоса. Чистоговорки, скороговорки, потешки, небылицы, стихи.

 

3.2.   Работа над литературно-художественным произведением.

Теория. Орфоэпия. Нормы произношения. Говорим правильно. Логико- интонационная структура речи. Интонация, паузы, логические ударения.

Практика.Работа над литературным текстом (стихотворение, произведения фольклора). Выбор произведения. Индивидуальная и подгрупповая работа над выбранным материалом. Аудиозапись и прослушивание. Самоанализ творческой работы. Конкурс чтецов.

 

4.   Ритмопластика.

4.1.   Пластический тренинг.

Теория.Пластическая выразительность.

Практика.Ритмопластический тренинг: Осанка. Построение позвоночника. Развитие индивидуальности. Коммуникабельность и избавление от комплексов. Разминка, настройка, освобождение мышц от напряжения и зажимов, релаксация.

 

4.2.   Пластический образ персонажа.

Практика. Музыка и движение. Темп и ритм. Эмоциональное восприятие музыки через пластику тела.

Пластический образ живой и неживой природы. Просмотр д/ф о природе, животных. Пластические импровизации на музыкальную тему. Пластические импровизации на смену настроения. Пластические импровизации на передачу образа животных.

 

5.   Актерское мастерство.

5.1.   Организация внимания, воображения, памяти.

Теория.Внимание. Воображение. Память. Снятие зажимов и комплексов. Развитие фантазии и воображения.

Практика.   Актерский   тренинг:   Общеразвивающие   и   театральные   игры и упражнения. Упражнения на коллективность творчества.

5.2.   Сценическое действие.

Теория. Действие - язык театрального искусства. Целенаправленность и логика действия. Связь предлагаемых обстоятельств с поведением. «Я в предлагаемых обстоятельствах». Этюд. Виды этюдов. Элементы бессловесного действия. «Вес».

«Оценка». «Пристройка».

Театральные термины:«действие», «предлагаемые обстоятельства», «событие»,

«этюд», «вес», «оценка», «пристройка».

Практика. Практическое овладение логикой действия. Упражнения и этюды. Выбор драматического отрывка (миниатюры). Этюдные пробы. Анализ. Показ и обсуждение.

 

5.3.   Творческая мастерская.

Практика. Новогоднее театрализованное представление. Работа над созданием образа сказочных персонажей. Характер, речь персонажа, походка. Костюм и грим. Работа со зрителем: проведение конкурсов и игр. Изготовление реквизита, костюмов. Репетиции. Творческий показ. Анализ работы и обсуждение.

 

6.   Работа над пьесой и спектаклем. 6.1.Выбор пьесы.

Практика.Работа за столом. Чтение пьесы. Обсуждение пьесы. Что понравилось. Какие вызвала чувства.

 

6.2.   Тема, сверхзадача, событийный ряд.

Практика.Определение темы пьесы. Основная идея пьесы. Анализ сюжетной линии. Главные события, событийный ряд. Основной конфликт. «Роман жизни героя».

 

6.3.   Анализ пьесы по событиям.

Практика. Анализ пьесы по событиям.   Выделение в событии линии действий. Определение мотивов поведения, целей героев. Выстраивание логической цепочки.

 

6.4.   Работа над отдельными эпизодами.

Практика. Творческие этюдные пробы. Показ и обсуждение. Распределение ролей. Составление графика репетиций. Работа над отдельными сценами. Закрепление мизансцен отдельных эпизодов. Репетиции. Групповая, подгрупповая, индивидуальная работа.

 

6.5.   Выразительность речи, мимики, жестов.

Практика.Работа над созданием образа, выразительностью и характером персонажа. Поиск выразительных средств и приемов. Выбор музыкального оформления. Подбор грима.

 

6.6.   Изготовление реквизита, декораций.

Практика.Эскизы декораций и костюмов. Оформление сцены. Изготовление костюмов, реквизита, декораций.

6.7.   Прогонные и генеральные репетиции.

Практика.Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта.

 

6.8.   Показ спектакля.

Практика.Премьера. Показ спектакля зрителю (младшим школьникам, одноклассникам, родителям (законным представителям несовершеннолетнего учащегося)). Творческие встречи со зрителем. Анализ показа спектакля. Оформление альбома «Наш Театр».

 

7.   Итоговое занятие.

Практика. Подведение итогов обучения. Творческие задания: Викторина о театре, тест на знание специальной терминологии, творческие задания по речи, ритмопластике и актерскому мастерству. Лучшие творческие работы за год. Награждение.

 

 

К концу первого годаобучения учащиеся будут знать:

·        Историю возникновения театрального искусства.

·        Театральные термины: «Афиша», «Антракт», «Премьера», «Сцена», «Актер»,

«Режиссер», «Бутафор», «Гример».

·        Профессиональную        терминологию:        «действие»,        «предлагаемые обстоятельства», «событие», «этюд», «вес», «оценка», «пристройка».

·        Правила зрительского этикета.

 

Учащиеся будут уметь:

·        Владеть навыками работы над голосом (речевой тренинг).

·        Сосредотачиваться на выполнении индивидуального задания, исключая из поля внимания помехи внешнего мира.

·        Действовать по принципу «Я в предлагаемых обстоятельствах».

·        Видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах.

·        Видеть   в   особенностях   бессловесных   элементов   действий   проявления определенной индивидуальности человека.

·        Определять замысел, сценическую задачу этюда.

·        Показать индивидуальный этюд на предложенную тему.

·        Анализировать свою работу на сценической площадке и работу своих товарищей.

·        Коллективно выполнять задания.

 

Учебно-тематический план

2 год обучения,  уровень «Базовый»

Задачи:

Обучающие:

Познакомить с историей театрального искусства 18-19 веков.

Помочь в овладении    теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области театральной деятельности.

Воспитательные:

Приобщить к духовным и культурным ценностям мировой культуры, к искусству. Воспитать эстетический вкус.

Сформировать  у   учащихся  нравственное  отношение   к   окружающему  миру, нравственные качества личности.

Сформировать адекватную оценку окружающих, самооценку, уверенность в себе.

Развивающие:

Развить познавательные процессы: внимание, воображение, память, образное и логическое мышление.

Развить речевые характеристики голоса: правильное дыхание, артикуляцию, силу голоса; мышечную свободу; фантазию, пластику.

Развить творческие и организаторские способности.

Активизировать познавательные интересы, самостоятельность мышления.

 

№ п.п.

Название раздела, темы

Количество часов

 

Всего

Теория

практика

 

Второй год обучения

1

Вводное занятие

2

 

2

 

2

Основы театральной культуры

8

4

4

 

2.1

Виды театрального

Искусства

2

1

1

 

2.2

Театральное

Закулисье

2

1

1

 

2.3

Театр и зритель

2

1

1

 

2.4

История русского театра 18 – 19 в.

2

1

1

 

3

Техника и культура   речи

28

6

22

 

3.1

Речевой тренинг

12

6

6

 

3.1.1.

Орфоэпия. Свойства голоса

2

1

1

 

3.1.2.

Постановка дыхания

2

1

1

 

3.1.3.

Артикуляционная гимнастика

2

1

1

 

3.1.4.

Речевая гимнастика. Выразительность речи

2

1

1

 

3.1.5.

Дикция. Интонация

2

1

1

 

3.1.6.

Полётность. Диапозон голоса

2

1

1

 

3.2

Работа над литературно-

художественным произведением

16

 

16

 

3.2.1.

Особенности работы над стихотворным и прозаическим текстом

2

 

2

 

3.2.2.

Выбор басни

2

 

2

 

3.2.3.

Выбор стихотворения, прочтение

2

 

2

 

3.2.4.

Тема. Сверхзадача

2

 

2

 

3.2.5.

Логико – интонационная структура текста

2

 

2

 

3.2.6.

Индивидуальная работа

2

 

2

 

3.2.7.

Работа в малой группе

2

 

2

 

3.2.8.

Аудиозапись и прослушивание

2

 

2

 

4

Ритмопластика

16

2

14

 

4.1

Пластический тренинг

4

 

4

 

4.1.1.

Работа над освобождением мышц от зажимов

2

 

2

 

4.1.2.

Развитие пластической выразительности

2

 

2

 

4.2

Пластический образ персонажа

4

 

4

 

4.2.1.

Приёмы пластической выразительности в работе над сказочным персонажем

2

 

2

 

4.2.2.

Походка, жесты, пластика тела

2

 

2

 

4.3

Элементы танцевальных  движений

8

2

6

 

4.3.1.

Русский народный танец

4

1

3

 

4.3.2.

Эстрадный танец

4

1

3

 

5

Актерское мастерство

32

2

30

 

5.1.

Организация внимания,

воображения, памяти

6

 

6

 

5.1.1.

Упражнения на раскрепощение

2

 

2

 

5.1.2.

Упражнения на развитие актёрских навыков

2

 

2

 

5.1.3.

Коллективные коммуникативные игры

2

 

6

 

5.2.

Сценическое действие

10

 

10

 

5.2.1.

Элементы сценического действия

2

 

2

 

5.2.2.

Бессловесные элементы действия

2

 

2

 

5.2.3.

Словесные действия

2

 

2

 

5.2.4.

Логика действий и предлагаемые обстоятельства

2

 

2

 

5.2.5.

Составные образа роли

2

 

2

 

5.3.

Творческая

Мастерская

16

2

14

 

5.3.1.

Конкурсно – игровая программа

2

 

2

 

5.3.2.

Проведение конкурсов  и обобщение со зрительным залом

2

 

2

 

5.3.3.

Игры с залом

2

 

2

 

5.3.4.

Ведущие конкурсной программы

2

 

2

 

5.3.5.

Особенности написания сценария

4

2

2

 

5.3.6.

Работа над сценарием

4

 

4

 

6

Работа над пьесой и спектаклем

54

4

50

 

6.1.

Выбор пьесы

2

2

 

 

6.2

Анализ пьесы по

Событиям

2

2

 

 

6.3.

Работа                  над

отдельными эпизодами

18

 

18

 

6.3.1.

Творческие пробы

2

 

2

 

6.3.2.

Показ и обсуждение

2

 

2

 

6.3.3.

Распределение ролей

2

 

2

 

6.3.4.

Работа над созданием образа

4

 

4

 

6.3.5.

Работа над выразительностью характера персонажа

4

 

4

 

6.3.6.

Репитиция отдельных сцен,картин

4

 

4

 

6.4.

Выразительность

речи, мимики, жестов

6

 

6

 

6.5.

Закрепление

Мизансцен

4

 

4

 

6.6.

Изготовление

реквизита, декораций, костюмов

8

 

8

 

6.6.1.

Изготовление костюмов

4

 

4

 

6.6.2.

Изготовление реквизита, декораций

4

 

4

 

6.7.

Прогонные и генеральные

Репетиции

10

 

10

 

6.7.1.

Репетиции с главными героями

4

 

4

 

6.7.2.

Генеральная репетиция

6

 

6

 

6.8

Показ спектакля

4

 

4

 

7

Итоговое занятие

4

 

4

 

 

ИТОГО

144

18

128

 

 

Описание содержания

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Театралика»

2 года обучения

1.Вводное занятие.

Практика. Итоги 1 года обучения. Игра «Что я знаю о театре» (по типу «Снежный ком»). Обсуждение плана работы на год. Требования к знаниям и умениям 2 года обучения. Инструктаж по технике безопасности. Организационные вопросы. График занятий и репетиций. Этюдные показы «Летние наблюдения».

 

2. Основы театральной культуры.

2.1.   Виды театрального искусства.

Теория.Музыкальный театр: Опера, Балет, Мюзикл. Особенности и история развития. Эстрада. Театр кукол. Самые знаменитые театры мира. Лучшие театральные постановки. Просмотр в/записей спектаклей.

Практика.Проектная работа-презентация «Музыкальный театр», «Кукольный театр» (по группам, индивидуально).

 

2.2.Театральное закулисье.

Теория.Сценография. Театральные декорации и бутафория. Грим. Костюмы.

Практика.Творческая мастерская: «Грим сказочных персонажей».

 

2.3.Театр и зритель.

Теория.   Театральный   этикет    (повторение).   Культура   восприятия   и   анализ театральной постановки  музыкального спектакля.

Практика. Просмотр в/записи: оперный спектакль, балет. Обсуждение. Делимся впечатлениями.

 

2.4.   История русского театра 18 -19 в.

Теория.Русский Театр 18 века – начала 19 века. Крепостные театры. Профессиональные театры. Провинциальные театры. Особенности репертуара. Драматургия. Известные русские актеры. «Театральные перекрестки Кузбасса».

Практика.Проектная работа «История театрального движения на Дальнем Востоке» (групповая работа). Оформление буклета «Театральные перекрестки Дальнего Востока».

 

3. Техника и культура речи. 3.1.Речевой тренинг.

Теория.Орфоэпия. Свойства голоса.

Практика.Речевые тренинги: Постановка дыхания. Артикуляционная гимнастика. Речевая гимнастика. Дикция. Интонация. Полетность. Диапазон голоса. Выразительность речи. Работа над интонационной выразительностью. Упражнения на полетность голоса. Упражнения на развитие диапазона голоса. Упражнения на выбор адекватной громкости голоса.

 

3.2.Работа над литературно-художественным произведением.

Практика. Особенности работы над стихотворным и прозаическим текстом. Выбор произведения: Басня, стихотворение, отрывок из прозаического художественного произведения. Тема. Сверхзадача. Логико-интонационная структура текста. Индивидуальная работа. Работа в малой группе. Аудиозапись и прослушивание.

 

4.   Ритмопластика.

4.1.   Пластический тренинг.

Практика. Работа над освобождением мышц от зажимов. Развитие пластической выразительности. Разминка, настройка, релаксация, расслабление — напряжение. Упражнения на Внимание, Воображение, Ритм, Пластику.

 

4.2.   Пластический образ персонажа.

Практика.Музыка и движение. Приемы пластической выразительности в работе над сказочным персонажем. Походка, жесты, пластика тела.

Этюдные пластические зарисовки «Заколдованный лес», «Гадкий утенок», «Зимнее королевство».

 

4.3.   Элементы танцевальных движений.

Теория.Танец как средство выразительности при создании образа сценического персонажа. Народный танец. Современный эстрадный танец.

Практика.    Основные    танцевальные   элементы.    Русский    народный   танец. Эстрадный танец. Танцевальные этюды.

 

5. Актерское мастерство.

5.1.   Организация внимания, воображения, памяти.

Практика.Актерский тренинг. Упражнения на раскрепощение и развитие актерских навыков. Коллективные коммуникативные игры.

 

5.2.   Сценическое действие.

Теория.Элементы сценического действия. Бессловесные элементы действия.

«Вес». «Оценка». «Пристройка». (Повторение). Словесные действия. 11 способов словесного действия. Логика действий и предлагаемые обстоятельства. Связь словесных элементов действия с бессловесными действиями. Составные образа роли. Драматургический материал как канва для выбора логики поведения.

Театральные термины: «действие», «предлагаемые обстоятельства», «простые словесные действия».

Практика.Практическое освоение словесного и бессловесного действия. Упражнения и этюды. Работа над индивидуальностью.

 

5.3.Творческая мастерская.

Практика. Конкурсно-игровая программа. Проведение конкурсов и общение со зрительным залом. Игры с залом. Ведущие конкурсной программы. Особенности написания сценария. Выбор темы конкурсно-игровой программы. Работа над сценарием. Распределение ролей и обязанностей. Музыкальное и сценическое оформление, костюмы, реквизит. Выступление перед выбранной аудиторией. Творческий проект.

 

6. Работа над пьесой и спектаклем.

6.1.   Выбор пьесы.

Теория. Выбор пьесы. Работа за столом. Чтение. Обсуждение пьесы. Анализ пьесы. Определение темы пьесы. Анализ сюжетной линии. Главные события, событийный ряд. Основной конфликт. «Роман жизни героя».

 

6.2.   Анализ пьесы по событиям.

Теория.Анализ пьесы по событиям. Выделение в событии линии действий. Определение мотивов поведения, целей героев. Выстраивание логической цепочки. Театральные термины: «событие», «конфликт».

 

6.3.   Работа над отдельными эпизодами.

Практика. Творческие пробы. Показ и обсуждение. Распределение ролей. Работа над созданием образа, выразительностью и характером персонажа. Репетиции отдельных сцен, картин.

 

6.4.   Выразительность речи, мимики, жестов.

Практика.Работа над характером персонажей. Поиск выразительных средств и приемов.

Театральные термины:«образ», «темпоритм», «задача персонажа», «замысел отрывка, роли», «образ как логика действий».

6.5.   Закрепление мизансцен.

Практика.Репетиции. Закрепление мизансцен отдельных эпизодов.

Театральные термины:«мизансцена».

 

6.6.   Изготовление реквизита, декораций.

Практика. Изготовление костюмов, реквизита, декораций. Выбор музыкального оформления.

 

6.7.   Прогонные и генеральные репетиции.

Практика.Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта.

 

6.8.   Показ спектакля.

Практика. Премьера. Творческие встречи со зрителем. Анализ показа спектакля. Оформление альбома «Наш Театр».

 

7.   Итоговое занятие.

Практика.Конкурс «Театральный калейдоскоп». Творческие задания по курсу обучения. Основы театральной культуры-тест по истории театра и театральной терминологии. Чтецкий отрывок наизусть. Этюд на взаимодействие. Отрывки из спектакля. Анализ работы коллектива. Награждение.

 

К концу второго года обучения учащиеся будут знать:

·       Виды театрального искусства, устройство театра.

·       Театральную терминологию «действие», «предлагаемые обстоятельства»,

«событие», «конфликт», «мизансцена», «образ», «темпоритм», «простые словесные действия», «задача персонажа», «замысел отрывка, роли», «образ как логика действий».

 

Учащиеся будут уметь:

·       Поддерживать свое дыхание и голос в рабочей форме самостоятельно.

·       Выполнять    словесное    действие,    заданное    педагогом    на знакомом литературном материале.

·       Выполнять индивидуальные задания, не реагируя на сигналы из внешнего

мира.

·       Передать пластическую форму живой природы, предмета через пластику собственного тела.

·       Использовать необходимые актерские навыки: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредотачивать внимание, «включать» эмоциональную память.

·       Оправдывать установленные мизансцены.

·       Точно соблюдать авторский текст.

·       Анализировать работу свою и товарищей с точки зрения реализации замысла

Учебно-тематический план

3 год обучения, уровень «Профи»

 

Задачи:

Обучающие:

Познакомить с историей театрального искусства 19-21 веков.

Помочь в овладении    теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области театральной деятельности.

Воспитательные:

Приобщить к духовным и культурным ценностям мировой культуры, к искусству. Воспитать эстетический вкус.

Сформировать  у   учащихся  нравственное  отношение   к   окружающему  миру, нравственные качества личности.

Сформировать адекватную оценку окружающих, самооценку, уверенность в себе.

Развивающие:

Развить познавательные процессы: внимание, воображение, память, образное и логическое мышление.

Развить речевые характеристики голоса: правильное дыхание, артикуляцию, силу голоса; мышечную свободу; фантазию, пластику.

Развить творческие и организаторские способности.

Активизировать познавательные интересы, самостоятельность мышления.

 

п.п.

Название раздела, темы

Количество часов

 

всего

теория

практика

Третий год обучения

1

Вводное занятие

2

2

 

 

2

Основы театральной культуры

10

7

3

 

2.1

Театральные жанры

2

2

 

 

2.2

Театр итальянского Возрождения

2

2

 

 

2.3

Театр Шекспира

2

1

1

 

2.4

История русского театра 19-21 в.

2

1

1

 

2.5

Театр и зритель. Культура зрительского восприятия

2

1

1

 

3

Техника и культура  речи

24

5

19

 

3.1

Речевой тренинг

10

 

10

 

3.1.1.

Постановка дыхания

2

 

2

 

3.1.2.

Артикуляционная гимнастика

2

 

2

 

3.1.3.

Дикционные упражнения

2

 

2

 

3.1.4.

Развитие диапазона голоса

2

 

2

 

3.1.5.

Упражнения на развитие свойств голоса

2

 

2

 

3.2

Работа над литературно-

художественным произведением

14

5

9

 

3.2.1.

Выбор произведения

2

2

 

 

3.2.2.

Словесное действие

2

 

2

 

3.2.3.

Логика строения текста

2

1

1

 

3.2.4.

Работа над драматическим отрывком

4

 

4

 

3.2.5.

Стиль написания произведения

2

1

1

 

3.2.6.

Основные герои произведения

2

1

1

 

4

Ритмопластика

20

4

16

 

4.1

Пластический тренинг

4

 

4

 

4.1.1.

Разминка. Настройка

2

 

2

 

4.1.2.

Разминка. Релаксация

2

 

2

 

4.2

Пластический образ

Персонажа

4

2

2

 

4.2.1.

Рождение пластического образа

2

1

1

 

4.2.2.

Пластический этюд

2

1

1

 

4.3

Сценическое движение

4

 

4

 

4.3.1.

Сценическое падение

2

 

2

 

4.3.2.

Шаг, поклон

2

 

2

 

4.4

Элементы

танцевальных  движений

8

2

6

 

4.4.1.

Основные танцевальные элементы

4

1

3

 

4.4.2.

Современный танец

4

1

3

 

5

Актерское

Мастерство

38

8

30

 

5.1

Организация внимания,

воображения, памяти

10

 

10

 

5.1.1.

Актёрский тренинг

2

 

2

 

5.1.2.

Внимание и воображение

2

 

2

 

3.1.3.

Психологический жест

2

 

2

 

5.1.4.

Импровизация

4

 

4

 

5.2

Сценическое

Действие

14

3

11

 

5.2.1.

Общение

2

 

2

 

5.2.2.

Логика межличностного общения

2

 

2

 

5.2.3.

Работа над ролью в спектакле

4

 

4

 

5.2.4.

Рисунок роли

2

1

1

 

5.2.5.

Характер персонажа

2

1

1

 

15.2.6.

Параметры общения

2

1

1

 

5.3

Творческая

Мастерская

14

5

9

 

5.3.1.

Создание характера сценического образа

4

1

3

 

5.3.2.

Выбор отрывка. Этюдные пробы

2

1

1

 

5.3.3.

Средства органичности и выразительности

2

1

1

 

5.3.4.

Музыкальное и световое оформление отрывка

6

2

4

 

6

Работа над пьесой и спектаклем

42

2

40

 

6.1

Выбор пьесы

2

1

1

 

6.2

Углубленный анализ

по событиям

4

1

3

 

6.3

Работа над отдельными

Эпизодами

14

 

14

 

6.3.1.

Распределение ролей

2

 

2

 

6.3.2.

Творческие пробы

4

 

4

 

6.3.3.

Работа над созданием образа

4

 

4

 

6.3.4.

Выразительность характеров персонажей

4

 

4

 

6.4

Изготовление

декораций, костюмов, музыкального

оформления

10

 

10

 

6.4.1.

Изготовление декораций

4

 

4

 

6.4.2.

Изготовление костюмов

4

 

4

 

6.4.3.

Изготовление музыкального сопровождения

2

 

2

 

6.5

Репетиции отдельных

картин с элементами костюмов, декораций

6

 

6

 

6.5.1.

Темпоритм

4

 

4

 

6.5.2.

Видеозапись репетиций

2

 

2

 

6.6

Прогонные и генеральные

Репетиции

6

 

6

 

6.7

Показ спектакля

4

 

4

 

7

Итоговое занятие

4

 

4

 

 

ИТОГО

144

28

116

 

 

Описание содержания

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Театралика»

 3 года обучения

1.   Вводное занятие.

Практика. Итоги 2 года обучения. План работы на год. Требования к знаниям и умениям 3 года обучения. Инструктаж по технике безопасности.

Просмотр «Летних наблюдений».

 

2.   Основы театральной культуры.

2.1.   Театральные жанры.

Теория.Театральные жанры. Трагедия. Комедия. Драма.

Театральные термины:Трагедия. Комедия. Драма.

Практика.Просмотр в/записи спектакля.

Театр-экспромт «Сказка в разных жанрах» (по группам).

2.2.   Театр итальянского Возрождения.

Теория.   Театр   итальянского   Возрождения.  История   развития.               Драматургия. Особенности актерского исполнения. Презентация.

Практика.Игра «Знатоки театра».

 

2.3.   Театр Шекспира.

Теория.Английский театр. Театр «Глобус». История развития. Устройство сцены. Драматургия. Презентация «Театр Шекспира».

Практика.   Аудиопрослушивание   спектакля   по   пьесе   Шекспира   «Ромео  и  Джульетта».

 

2.4.   История русского театра.19-21в.

Теория.Русский театр в 19-20в. Рождение МХАТ. Станиславский. Немирович- Данченко. Творческий путь Вахтангова. Мейерхольд. Советское театральное искусство.

Театр в 21 веке. «Театральные перекрестки  Новокузнецка».

Практика.Проектная деятельность. Подготовка презентаций по выбору. Изготовление буклета «Театральные перекрестки Новокузнецка».

 

2.5.   Театр и зритель.

Практика. Театр и зритель. Культура зрительского восприятия. Какие спектакли мы смотрим. Что оцениваем в актерской игре, сценическом решении спектакля. Лучшие театральные постановки Новокузнецких театров. Просмотр спектакля (экскурсия) и обсуждение.

 

3. Техника и культура речи.

3.1.   Речевой тренинг.

Практика. Речевой тренинг: Постановка дыхания. Артикуляционная гимнастика. Дикционные упражнения. Развитие диапазона голоса. Упражнения на развитие свойств голоса. Индивидуальная работа.

 

3.2.   Работа над литературно-художественным произведением.

Практика.Выбор произведения (отрывок из драматургического произведения). Словесное действие. Логика строения текста. Работа над драматургическим отрывком. Самостоятельная творческая работа.

 

4. Ритмопластика.

4.1.   Пластический тренинг.

Практика.Пластический тренинг: Разминка. Настройка. Релаксация.

 

4.2.   Пластический образ персонажа.

Практика.Рождение пластического образа. Пластический этюд.

 

4.3.   Сценическое движение.

Теория.Сценическое движение. Сценическое падение.

Практика.Отработка упражнений на сценическое падение.

 

4.4.   Элементы танцевальных движений.

Практика. Танец как средство выразительности при создании образа сценического персонажа. Танцы народов мира. Современный эстрадный танец. Основные танцевальные элементы. Танцевальные этюды.

 

5.   Актерское мастерство.

5.1.   Организация внимания, воображения, памяти.

Практика.Актерский тренинг. Внимание и воображение. Психологический жест. Импровизация. Тренинговые упражнения.

 

5.2.   Сценическое действие.

Теория.Общение. Логика межличностного общения. Борьба в межличностном общении как условие сценической выразительности. Параметры общения.

Практика.Характер персонажа. Работа над ролью в спектакле. Характер и характерность.   Рисунок   роли.           Импровизация и точность выполнения установленных мизансцен.

 

5.3.   Творческая мастерская.

Практика. Применение полученных знаний в создании характера сценического образа. Выбор отрывка. Этюдные пробы. Поиск средств органичности и выразительности. Музыкальное и световое оформление отрывка. Показ и анализ работы.

 

6.   Работа над пьесой и спектаклем.

6.1.Выбор пьесы.

Теория Работа   за   столом‖.   Чтение.       Обсуждение   пьесы.   Анализ   пьесы. Определение темы пьесы. Анализ сюжетной линии. Главные события, событийный ряд. Основной конфликт. «Роман жизни героя».

Театральные термины:«амплуа», «образ спектакля», «сверхзадача», «идея спектакля», «сквозное действие», «характер», «характерность».

 

6.2.   Углубленный анализ по событиям.

Теория.Анализ пьесы по событиям. Выделение в событии линии действий. Определение мотивов поведения. Определение целей героев. Выстраивание логической цепочки.

 

6.3.   Работа над отдельными эпизодами.

Практика.Распределение ролей. Творческие пробы. Показ и обсуждение. Работа над созданием образа, выразительностью и характером персонажа.

 

6.4.   Изготовление декораций, костюмов, музыкального оформления.

Практика.Изготовление костюмов, реквизита, декораций. Выбор музыкального

оформления.

 

6.5.   Репетиции отдельных картин с элементами костюмов, декораций.

Практика. Репетиции как творческий процесс. Коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта. Репетиции. Закрепление мизансцен. Темпоритм. Видеозапись репетиций. Просмотр. Обсуждение.

 

6.6.   Прогонные и генеральные репетиции.

Практика. Прогонные и генеральные репетиции, в костюмах, с музыкальным и сценическим оформлением. Видеозапись, просмотр, обсуждение. Доработка отдельных сцен.

 

6.7.   Показ спектакля.

Практика. Премьера. Показ спектакля перед детской аудиторией и родителями (законными представителями несовершеннолетних учащихся), учителями. Творческие встречи. Анализ показа спектакля. Оформление альбома «Наш Театр».

 

7.   Итоговое занятие.

Практика.Подведение итогов обученности по программе. Лучшие творческие работы. Награждение по номинациям «Лучшая актерская работа», «Лучший проект по истории театра», «Лучшая чтецкая работа». Вручение сертификатов о прохождении курса «Театралика».

 

К концу третьего годаобучения учащиеся будут знать:

·        Историю развития театрального искусства.

·        Специфику театральных жанров.

·        Театральную терминологию.

·        Законы логического построения речи.

·        Правила орфоэпии, применять их в работе с текстом.

 

Учащиеся будут уметь:

·        Самостоятельно работать над голосовым аппаратом.

·        Производить   анализ    и    воплощение   поэтического,    прозаического и  драматического текста.

·        Владеть пластическим тренингом.

·        Действовать в «предлагаемых обстоятельствах».

·        Различать компоненты актерской выразительности.

·        Раскладывать сквозное действие на простые физические действия.

·        Определять событийный ряд, выстраивать линию поведения персонажа и реально осуществлять ее на сцене.

·        Выстраивать мизансцены.

·        Применять полученные навыки в работе над образом.

·        Свободно общаться с партнером на сцене и зрителем в зале.

 

Планируемые результаты реализации программы

 

Ожидаемый результат:

·        Сформированы знания основных театральных терминов и истории театра, культура восприятия сценического действия, сформирован стойкий интерес к театральному искусству.

·        Владение навыками актерского мастерства.

·        Владение навыками сотрудничества и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

·        Устойчивая мотивация к обучению.

Учащиеся будут знать:

·     Историю театрального искусства, виды и жанры театрального искусства, театральные профессии.

·     Этику поведения в театре и в обществе.

Будут уметь:

·        Управлять своим дыханием и голосом.

·        Формулировать и выражать свою мысль.

·        Использовать полученные навыки в работе над образом в сценической постановке.

·        Свободно общаться с партнером на сцене.

·        Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Будут развиты:

·     Внимание, воображение, память, образное мышление, эмоциональность.

·     Художественный вкус.

·     Речевые характеристики голоса.

·     Познавательные интересы.

 

 

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

·        Помещение для занятий – просторный, хорошо проветриваемый класс со свободной серединой и минимальным количеством мебели, пригодной для использования в качестве выгородки, в соответствии с нормами СанПиН.

·        Элементы театральной декорации (ширмы, кубы, скамейки), костюмы, ростовые костюмы.

·        Компьютер, проектор, экран.

·        Звуковая аппаратура: динамики, микрофоны

 

Информационное обеспечение:интернет-ресурсы, видео материал.

 

Формы аттестации

Свидетельством успешного обучения являются портфолио обучающихся, сформированные из дипломов, грамот, фотографий, видео (результат участия в конкурсах, фестивалях и мероприятиях).

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:участие в показе спектаклей, концертов, конкурсно-игровых программ; участие в районных, областных конкурсах и фестивалях; проектная и социально- творческая деятельность.

Оценочные материалы

Формой подведения итогов по образовательной программе выбран: спектакль, участие в областных, международных, всероссийских конкурсах, фестивалях.

Критерии и формы оценки качества знаний Программой предусмотрены формы контроля:

-анкетирование;

-тестирование;

Эффективным способом проверки реализации программы является итоговая творческая работа каждого учащегося ( проза, стихотворение, монолог).

Результат обучения прослеживается в творческих достижениях (грамоты, дипломы грант) обучающихся, в призовых местах на конкурсах и фестивалях.

 

В процессе реализации программы «Театралика» на каждом этапе обучения проводится мониторинг знаний, умений и навыков.

Вводный– проводится в начале учебного года в виде собеседования, творческого задания, викторины.

 

1    год обучения – собеседование (уровень и объем знаний о театре), творческое задание (на фантазию и творческое мышление).

2      год обучения– викторина, тест на знание основ театральной культуры, творческое задание (этюд на предложенную тему), чтение наизусть стихотворения.

3   год обучения – тест на знание основ театральной культуры, творческое задание (этюд на предложенную тему), чтение наизусть стихотворения.

 

Промежуточный– по итогам первого полугодия (усвоение программы, выполнение контрольных упражнений, этюдов, участие в новогоднем театрализованном представлении, творческих показах на мероприятиях общеобразовательного учреждения).

 

Итоговый– в конце учебного года (активность участия в творческих показах, участие в учебном спектакле и уровень освоения программ).

 

1    год обучения – викторина (уровень и объем знаний о театре), тест на знание специальной терминологии, чтение наизусть стихотворения, показ этюда «Я в предлагаемых обстоятельствах», участие в коллективной творческой работе (миниатюра, спектакль).

2   год обучения – тест на знание основ театральной культуры, творческое задание (этюд на взаимодействие, общение), чтение наизусть стихотворения, тест на знание специальной терминологии, участие в коллективной творческой работе (миниатюра, спектакль, театрализованное представление).

3    год обучения – проектная работа по основам театральной культуры (история театра), творческое задание (самостоятельная творческая работа), чтение

наизусть стихотворения и прозаического отрывка, тест на знание специальной терминологии, участие в коллективной творческой работе (миниатюра, спектакль, театрализованное представление).

 

Так   же   в   течение   учебного  процесса  проводится  текущий  контроль             по освоению конкретной темы, упражнения, задания.

Применяются следующие формы проверки усвоения знаний:

·        Участие в дискуссии.

·        Выполнение контрольных упражнений, этюдов.

·        Показ самостоятельных работ.

·        Участие в играх, викторинах, конкурсах, фестивалях.

·        Работа над созданием спектакля.

 

Методическое обеспечение программы:

                    Наглядные пособия (иллюстрации, таблицы, видеоматериал, презентации, фонограммы, карточки для заданий).

                    Музыкальная фонотека: классическая и современная музыка, театральные шумы и звуки, звуки природы, аудиотеатр.

                    Видеотека: записи спектаклей.

                    Методическая копилка (разработки занятий, сценарии и т.д.) Средства общения:

                    Участие в детских театральных фестивалях, мероприятиях школы.

                    Посещение профессиональных и самодеятельных театров, встречи с членами

других детских театральных коллективов.

                    Взаимное общение учащихся из различных творческих объединений.

 

Материально-техническое обеспечение:

·            Зал для занятий, репетиций и выступлений

·            Ноутбук, музыкальный центр и фонотека с необходимым музыкальным материалом

·            Шкаф для книг, сценариев, разработок, методической и дидактической литературы

·            Раздвижные и стационарные ширмы

·            Стол

·            Стулья по количеству участников

·            Реквизит для занятий по сценическому движению и актерскому мастерству

·            Информационный стенд о жизни группы

·            Ростовой костюм

·            Коврик гимнастический

·            Беспроводной головной микрофон

 

Календарный учебный график

 

Программа

Дополнительная                    общеобразовательная общеразвивающая       программа                                       художественной направленности  «Театралика»

1

Начало учебного года

С 01.09.2023  года

2

Продолжительность     учебного

Периода

36 учебных недель

3

Продолжительность

Недели

учебной

5 дней

4

Периодичность

Занятий

учебных

2 раза в неделю по 2  часа

5

Продолжительность

Занятий

учебных

Продолжительность учебного часа 45 минут

6

Время     проведения

Занятий

учебных

Начало не раннее чем через 1 час после учебных

занятий, окончание не позднее 19.30

7

Продолжительность перемен

10-15 минут

8

Окончание учебного года

31.05.2024 года

9

Аттестация обучающихся

Вводный мониторинг –сентябрь 2023 года. Промежуточная аттестация – декабрь 2023 года.

Итоговая аттестация – май 2024 года.

 

Список литературы

 

Список литературы используемой при составлении программы

1.                 Базанов, В. В. Сцена XX века: учеб. пособие для студентов театр. вузов и сред. спец. учеб. заведений / В. В. Базанов. - Ленинград: Искусство, Ленингр. отд- ние, 2010. - 238 с.

2.                 Бауэн, Н. Игры со светом в 3ds max. Освещение и световые эффекты / Н. Бауэн. - М.: НТ Пресс, 2007. - 432 с.

3.                 Березкин, В. И. Искусство сценографии мирового театра: вторая половина ХХ в.: В зеркале Праж. Квадриеннале 1967-1999 гг. / В.И. Березкин; Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ. - М.: УРСС, 2011. - 807 с.

4.                 Благов, Ю.А. В содружестве с Мельпоменой / Ю.А. Благов - Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2013. - 187 с.

5.                 Бланк, Б. В защиту дизайнерской сценографии / Б. Бланк, на вопр. "ДИ" отвечает худож. и реж. Борис Бланк // Декоративное искусство. - 2014. - N 2. - С. 52-55 Беседа о том, чем должна быть современная сценография - дизайнерством или содержательным элементом спектакля.

6.                 Беляев Д.А. История культуры и искусств: словарь терминов и понятий, учебное пособие / Д.А. Беляев Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2013. - 81 с.

7.                 Буйлова, Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время – новые подходы. Методическое пособие [Текст] / Л.Н. Буйлова. Педагогическое общество России, 2015. – 272с.

8.                 Гвоздев, А. А. История европейского театра: театр эпохи феодализма / А.А. Гвоздев. - Москва: URSS; Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2013. - 330 с.: ил.- (Школа сценического мастерства).

9.                 Головня, В.В. Древнегреческий театр / В.В. Головня в кн.: История зарубежного театра. Театр Западной Европы, т.1, с. 11-54. - М. Искусство 2013. - 400 с.

10.             Карпов Н. В. Уроки сценического движения [Текст]: пособие для вузов / Н. В. Карпов. - М., 2015. - 200с.

11.             Кузнецова Н. А. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей [Текст]: пособие для руководителей и педагогов / Н. А. Кузнецова, Д. Е. Яковлев. - М.: Айрис - пресс, 2014. - 96с.

12.             Латышев, В.В. Очерк греческих древностей / В.В. Латышев - СПб.: Алетейя. Богослужебные и сценические древности, 2007 - 317 с.

13.            Медведева И. А.   Улыбка судьбы. Роли и характеры. [Текст]: пособие для вузов /  И. А. Медведева.- М.: Линка - ПРЕСС, 2012. - 240с.

14.            Никитина А. Б. Театр, где играют Учащиеся [Текст]: учебно-методическое пособие / А. Б. Никитина. - М.: Владос, 2014. - 288с.

15.            Сорокина Н. Ф.   Играем в кукольный театр [Текст]:   пособие для пед. доп. обр. /  Н. Ф. Сорокина. - М.: Аркти, 2012. - 208с.

Список рекомендуемой литературы для учащихся и родителей (законных представителей несовершеннолетнего учащегося)

1.                 Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников. [Текст] - М.: Просвещение, 2015. - 126 с.

2.                 Бочкарева, Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников.

Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. [Текст] - Ульяновск, ИПКПРО, 2010. - с.3

3.                 Венгер, Л.А., Мухина В.С. Психология. [Текст] - М., 2016. - 483 с.

4.                 Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок. [Текст] - М., 2015.

5.                 Генов, Г.В. Театр для малышей. - М.: Просвещение, 2015. - 154 с.

6.                 Ершова, А. Вреден ли театр дошкольникам? // Обруч. - 2013. - № 4. - С.3-4.

7.                 Жуковская, Р.И. Творческие ролевые игры в детском саду. [Текст] - М., 2015.

8.                 Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: В 2т. - М., 2016. Т. 1. - 682 с.

9.                 Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению. Характер,

коммуникабельность. [Текст] - Ярославль: Академия развития, 2011. - 240 с.

10.            Макаренко, Л. Здравствуй театр: К проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к театральному искусству // Дошкольное воспитание. - 2007.

- № 1. - С.39-44.

11.            Маханева, М.Д. Театральная деятельность дошкольника // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 11. - С.6-14.с.

12.            Неменова, Т. Развитие творческого проявления детей в процессе театральных игр // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 1. - С.19.

13.            Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 2008. - 28 с.

14.            Прохорова, Л.Н. Путешествие по Фанталии: Практические материалы по

развитию творческой активности дошкольников. - СПб.: Детство-пресс,2009. - 160 с.

15.            Рогов, Е.И. Психология человека. - М.: Азбука психологии, 2009. - 320 с.

16.            Селиванова, Л.Т. Кукольный театр в детском саду // Дошкольное воспитание.

- 2011. - № 12.Томчикова, С.Н. У истоков театра: Программа творческого развития детей шестого года жизни в театрализованной деятельности. - Магнитогорск: МаГУ, 2012. - 69 с.

17.            Фурмина, Я.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театральных играх: Художественное творчество и ребенок / под ред. Н.А.

Ветлугиной. - М.: Педагогика, 2012. - 99 с.

Эльконин, Д.Б. Психология игры. - М., 2009 – 113с.

Аудиоиздания

1.     Шедевры классической музыки [Звукозапись] / Фрагменты из произведений, исполненных симфоническими оркестрами Лондона, Вены - М.: "Весть - ТДА", 2012 - 92. - 5 мк.

2.   Волшебная флейта [Звукозапись] / классика для детей - СПб.: Лаборатория звука, 2015. - 1 мк.

 

Интернет – ресурсы

1.     http://www.art-education.ru

2.     http://www.vcht.ru

3.     http://www.forum.numi.ru

4.     http://www.tvkultura.ru

5.     http://www.openlesson.ru

6.     http://www.telespektakli.ru

7.     http://www.900igr.net