БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ

1 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1.1. Нормативно-правовые основания проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

 

-Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее - 273-ФЗ);

-                                    Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Приказ № 196);

-                                    Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196» (далее – Приказ № 533);

-Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (далее – СП 2.4.3648-20);

-Приказ министерства просвещения   России   от   03.09.2019   №   467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

-Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678 – р  «О концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».

   Направленность.

   Настоящая программа относится к художественной направленности и ориентирована на приобщение детей к бисероплетению – старинному виду рукоделия, имевшему прежде широкое распространение в России.

   Уровень сложности программы.

   «Базовый уровень» программы предполагает формирование у обучающихся устойчивой мотивации к получению знаний, умений, навыков в выбранном виде деятельности, готовности к дальнейшему творческому самоопределению. Входная диагностика проводится с целью выявления уровня готовности ребенка к освоению программы базового уровня.

    Актуальность.

   Программа актуальна, поскольку дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно – прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

   Основная задача занятий заключается в формировании у детей практических трудовых навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса. Занятия не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению игрушек-сувениров, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.

   Новизна.

   Новизна данной программы заключается в том, что в процессе реализации используются новые педагогические технологии индивидуализации обучения, которые способствуют созданию ситуации успеха, формируют у воспитанников положительную «я – концепцию».

Отличительные особенности программы

   Дополнительная образовательная программа "Бисероплетение”, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами бисероплетения. Занятия бисероплетением вызывает у школьников большой интерес.  Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.  

   Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей.

   Адресат программы.

   Данная программа рассчитана возраст обучающихся 7-15 лет которые занимаются по 2 раза в неделю по 1 часу (36 недель по 2 часа) в объеме 72 часа.

   Занятия строятся с учетом скорости усвоения специальных навыков и умений. При необходимости проводятся индивидуальные занятия с дополнительными упражнениями для обработки навыков.

   У учащихся еще недостаточно развита мускулатура рук, мелкая моторика рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный инструктаж. На теоретическую часть занятия должно отводиться меньше времени, чем на практические действия. Использование схем и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя “работу ума и работу рук”, а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.

   Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, простейшему чертежу, рисунку, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника.

   Формы и методы обучения.

   Форма обучения – очная, в исключительных случаях (по особому распоряжению) электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий. Допускается сочетание различных форм обучения. При этом используются разнообразные формы проведения занятий: беседа, лекция, объяснение, демонстрация и показ слайдов, творческая работа.

Методы обучения – основные методы стимулирования и мотивация учения - качественные оценки деятельности учащихся, похвала, поощрение, восхищение.

Словесные: рассказ, беседа, художественное слово, объяснение, лекция.

Наглядные: Метод иллюстрации (предполагает показ обучающимся иллюстративных пособий: кроссворды, плакаты, таблицы, карты, зарисовки на доске).

Метод демонстрации - связан с демонстрацией материала, показ, иллюстрации, демонстрации, видео, презентаций.

Практические.

   Тип и формы организации занятий.

Занятия в учебном кабинете:

- Вводное занятие – знакомство обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год.

- Тематические занятия - каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической (теоретическая часть - изучение учебной темы; практическая часть практическая работа)

- Конкурсные занятия – подготовка к конкурсам, знакомство с темой, с правилами, постановка правильных задач. Работа над конкурсной работой.

- Самостоятельная работа - обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию подростка, раскрепощают его;

- Итоговое занятие – подведение итогов работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде итогового задания, мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.

   Выездные занятия – учебные экскурсии, организация экскурсий в музеи, посещение выставок детских работ.

Объем и сроки реализации программ.

Программа рассчитана на один учебный год: год обучения – 72 часа.

   Занятия проводятся: один раз в неделю по два часа.

 

1.2.   Цели и задачи программы

    Целью данной общеобразовательной программы является раскрытие творческих способностей обучающихся, развитие художественно вкуса, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники бисероплетения.

    Научить детей самостоятельно создавать изделия из бисера, пользоваться схемами и самостоятельно составлять их, развивать эстетический вкус, внимание, терпение в работе, чувство коллективизма. Во время занятий дети, которым легче удается усвоить практические навыки, помогают другим детям.

Задачи:

Обучающие:

1. Углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения;

2. Формирование знаний по основам композиции, цветоведения и освоения техники бисероплетения.

3. Обучение всем видам и техникам плетения бисером.

Воспитательные:

1. Привитие интереса к работе с бисером и желание совершенствоваться в данном направлении декоративно – прикладного творчества;

2. Привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;

3. Формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной;

4. Приобщение детей к общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого

5. Воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости и терпения при работе с мелкими деталями, самостоятельности, умения довести начатое дело до конца, гордости за свой выполненный труд, взаимопомощи при выполнении работ, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.

Развивающие:

1. Раскрытие творческих способностей детей;

2. Развитие образного мышления, моторных навыков, внимания, фантазии;

3. Формирование эстетического художественного вкуса;

4. Обучение детей работать самостоятельно и в коллективе.

1.3. Планируемые результаты

Курс направлен на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

- формирование уважительного отношения к другому мнению, истории и культуре других народов через декоративно – прикладное искусство;

- формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Предметные результаты:

- овладение практическими умениями и навыками в декоративно-прикладной деятельности;

- сформированность основ художественной культуры на основе народной культуры России, в том числе культуры своего края.

Метапредметные результаты:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий для решения учебных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; аргументировано излагать свою точку зрения.

 

 

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.        Учебный план

Один год обучения (72 часа, 2 часа в неделю).

п/п

Название темы

Всего часов

Теория

Практика

Формы контроля

I

Введение в предмет

4

2

2

 

1

 

Вводное занятие.

Комплектование группы.

 

2

 

1

 

1

 

Тест «Входная диагностика»

2

Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Техника плетения.

2

1

1

Тест «Бисеринка»

II

Техника плетения.

46

14

32

 

2.1       Методы плетения (6 часов).

3

Французское осевое плетение

2

1

1

Корректировка

4

Бисерный крест

2

 

2

Текущий контроль

5

 

Плетение методами параллельного, игольчатого, петельного

2

 

1

 

1

 

Наблюдение

2.2       Плетение плоских фигурок животных (16 часов)

6,7

Стрекоза

4

1

3

Наблюдение

8,9

Рыбка

4

1

3

корректировка

10

Морские обитатели

2

1

1

Самостоятельная работа.

11

Бабочка

2

 

2

Текущий контроль

12,13

Паук

4

1

3

Изготовление поделок к выставке

2.3     Плетение объемных фигурок (12 часа)

14,15

Крокодил

4

1

3

Наблюдение

16,17

Акула

4

1

3

Корректировка

18,19

Обитатели моря

4

1

3

Опрос

Текущий контроль

2.4       Украшения (10 часов)

20

Низание в одну нить

2

1

1

Изготовление поделок к выставке

21

Цепочка «Капельки»

2

1

1

Наблюдение

22

Цепочка «Фонарики»

2

 

2

Корректировка

23

Кольцо из ромбиков

2

1

1

Опрос

24-25

Низание в две нити

4

2

2

Текущий контроль

III

Творческий поиск

16

2

14

 

26-33

Индивидуальные творческие работы.

16

 

 

2

14

Отбор работ на конкурс

Самоконтроль

IV

Клубные дни

6

1

5

 

34-35

Экскурсии.

Выставка.

4

 

1

3

Выставки лучших работ

36

Итоговое занятие

2

 

2

Подведение итогов.

 Поощрение лучших учеников.

 

Итого

72

19

53

 

 

2.2. Содержание учебной программы.

I. Введение в предмет (4 часа).

Теория. Цель, содержание и формы кружка. Знакомство учащихся с планом и режимом работы на учебный год. Знакомство с историей и основами бисероплетения. Правила безопасности.

Практика. Знакомство с техникой плетения. Просмотр презентации про бисер.

 

II. Техника плетения (46 часов).

Методы плетения

Французское осевое плетение

Теория. Изучение и закрепление техник: «французское осевое плетение»

Практика. Выполнение округлых листьев цветка дуговым плетением параллельными участками (французское осевое плетение)

Бисерный крест

Теория. Изучение и закрепление техник: «бисерный крест»

Практика. Выполнение простой цепочке в технике «бисерный крест»

Плетение методами параллельного, игольчатого, петельного.

Теория. Изучение и закрепление техник.

Практика. Выполнение упражнений по изготовлению отдельных деталей при помощи изучаемых техник и скреплению их.

2.2       Плетение плоских фигурок животных

Стрекоза

Теория. Знакомство работы по схемам. Изучение и закрепление техник: игольчатое и параллельное.

Практика. Выполнение стрекозы при помощи проволоки игольчатым и параллельными методами. Пользуясь схемой выполнения.

Рыбка.

Теория. Изучение и закрепление техники параллельного плетения.

Практика. Выполнение рыбки при помощи параллельного плетения, гармонично сочетая цвета.

Морские обитатели.

Теория. Изучение и закрепление техники параллельного плетения.

Практика. Плетение морских обитателей по схеме.

Бабочка.

Теория. Изучение и закрепление техники параллельного плетения.

Практика. Плетение крыльев и тельца насекомого по схеме. Соединение деталей.

Паук.

Теория. Изучение и закрепление техники параллельного плетения.

Практика. Плетение лапок и тельца насекомого по схеме. Соединение деталей.

2.3     Плетение объемных фигурок

Крокодил:

Теория. Изучение и закрепление технике параллельного плетения.

Практика. Плетение по схеме. Подплетение лапок и соблюдение узора.

Акула:

Теория. Изучение и закрепление техники параллельного плетения.

Практика. Выполнение объемной фигуры акула. Пользуясь схемами, комбинируя приемы. Закрепить правила техники безопасности и организация рабочего места

Обитатели моря.

Теория. Изучение и закрепление технике параллельного плетения.

Практика. Плетение морской звезды по схеме, изготовление пяти сегментов, сшивающих между собой проволокой.

2.4       Украшения.

Низание в одну нить.

Теория. Знакомство с видами украшений выполненных в технике нанизывание в одну нить.

Практика. Плетение простейших цепочек на одной игле.

Цепочка «Капельки»

Теория. Изучение и закрепление техники нанизывание в одну нить.

Практика. Выполнение украшения комбинируя бисер разной величины и в цветовой гамме.

Цепочка «Фонарики»

Теория. Изучение и закрепление техники бисерный крест.

Практика. в технике бисерный крест

Кольцо из ромбиков.

Теория. Изучение и закрепление техники бисерный крест.

 

Практика. Выполнение кольца в технике бисерный крест комбинируя бисер разной величины.

Низание в две нити

Теория. Изучение и закрепление техники низание в две нити.

Практика. Выполнение полуобъемного браслета на леске в технике низание в две нити.

III. Творческий поиск (16 часа).

Теория. Поиск фигурки по выбору, подбор цвета.

Подведение итогов года.

Практика. Изготовление фигурки по выбору. Отбор работ на конкурс.

Выполнение эскизов. Самостоятельная работа. Поиск путей разрешения
графических задач для создания полноценного образа предмета.

Клубные дни.

Теория. Отбор лучших работ на выставку. Награждение активных участников.

Практика. Подведение итогов года. Обобщение знаний и умений.

 

2.3 Система оценки достижения планируемых результатов

      Контроль является одним из основных компонентов управления качества образования. В настоящее время педагогический контроль приобретает особое значение и поэтому эффективность систем контроля и оценка хода результативности обучения необходимы для того, чтобы обоснованно судить о том, насколько точно и полно реализуются цели обучения, насколько достигнуты прогнозируемые результаты и своевременно вносить требуемые коррективы, стимулировать обучающихся к успешному овладению программы.

   Текущий контроль осуществляется в целях диагностирования хода учебного процесса, сопоставления реально достигнутых на определённом этапе результатов с запроектированными; определение и ликвидация пробелов в усвоении материала, повышения общей продуктивности учебного труда.

   В ходе реализации программы «Бисероплетение» проводится контроль усвоения знаний обучающимися. Оценка при текущем контроле выставляется в виде уровней: низкий, средний, высокий. В процессе обучения детей по данной программе проводится предварительный, промежуточный и итоговый контроль.

 

Год

обучения

Вид контроля

Месяц

Формы подведения итогов по программе

 

 

 

 

 

 

1 год обучения

 

 

 

 

 

 

Предварительный

контроль

 

Сентябрь

Определить с какими знаниями и навыками пришел обучающийся

(творческое задание).

Промежуточный

контроль

Декабрь

Определить степень усвоения материала. Выявить имеющиеся недостатки, недочеты, чтобы вовремя скорректировать работу с обучающимися (анкетирование, игровые ситуации).

Итоговый

контроль

 

Май

По завершении реализации программы. Определить степень достижения результатов (выставка, тесты на знание профессиональных терминов, устанавливающие уровень освоения образовательной программы).

 

Календарный учебный график

 

Программа

Дополнительная                    общеобразовательная общеразвивающая       программа                                       художественной направленности «Бисероплетение»

1

Начало учебного года

С 01.09.2023  года

2

Продолжительность     учебного

Периода

36 учебных недель

3

Продолжительность

Недели

учебной

5 дней

4

Периодичность

Занятий

учебных

2 раза в неделю по 1  часу

5

Продолжительность

Занятий

учебных

Продолжительность учебного часа 45 минут

6

Время     проведения

Занятий

учебных

Начало не раннее чем через 1 час после учебных

занятий, окончание не позднее 19.30

7

Продолжительность перемен

10-15 минут

8

Окончание учебного года

31.05.2024  года

9

Аттестация обучающихся

Вводный мониторинг –сентябрь 2023 года. Промежуточная аттестация – декабрь 2023 года.

Итоговая аттестация – май 2024 года.

 

 

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Методическое обеспечение программы.

     В процессе реализации программы используются образовательные технологии личностноориентированного обучения, учебной дискуссии. В течение года обучающиеся могут принимать участие в различных тематических мероприятиях (Новогодний праздник, День защитника Отечества, 8 марта, День Победы и др.), экскурсиях (музей, выставка и др.). Такие формы проведения занятий позволяют качественнее реализовывать воспитательные задачи: способствуют воспитанию уважительного отношения как к старшим по возрасту, так и к своим сверстникам, к мнению другого, повышают способности обучающегося к общению с другими в атмосфере доброжелательности, способствуют воспитанию художественного вкуса. Участие в конкурсных мероприятиях (фестивалях, выставках и др.) различного уровня способствует развитию целеустремленности, ответственности, коммуникативных навыков.

    В процессе выполнения практических работ происходит обсуждение способов выполнения поставленной задачи, выбора техник, материалов и текстур, обсуждение применения изготовленного изделия в практической жизни.

 

3.2 Материально-техническое обеспечение программы

 Материалы и инструменты.

     Для занятий в кружке необходимо иметь:

-цветные швейные нити, «Ирис».

- картон белый и цветной,

- скотч,

-инструменты: шило, пинцет, ножницы, циркуль, транспортир, карандаши простые, линейки. 

 Картон, нитки и инструменты для выполнения работы обучающиеся приобретают самостоятельно. Руководитель имеет запасные материалы и инструменты.

 

3.3 Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов:

1.      Лындина, Л. Фигурки из бисера / Л. Мартынова, Г. Гаврилова. – Москва: Культура и традиции, 2001, 2003. – 80 с. – Текст: непосредственный.

Дополнительная литература:

2.      Несмиян, Т. Б. Ювелирные украшения из бисера и самоцветов / Т. Б. Несмиян. – Москва: Эксмо, 2007. – 64 с.

3.      Барковская, Н. Ф. Уроки Труда. Игрушки из бисера / Н. Ф. Барковская. – Минск: Кузьма, 2014. – 32 с.

4.      Уизерс, С. Энциклопедия бисероплетения: наглядное пошаговое руководство и вдохновляющая галерея уникальных изделий / С. Уизерс, С. Бернхем. – Москва: Издательство Астрель, 2006. – 160 с.

Электронные ресурсы:

5. «Бисероплетение для начинающих». Источник: https://handsmake.ru/biseropletenie-dlya-nachinayuschih-foto.htmlhttps://handsmake.ru/biseropletenie-dlya-nachinayuschih-foto.html (дата обращения 26.09. 2022)

6. Мастер-классы. «Фигурки из бисера» Источник: https://pleteniebiserom.ru/ (дата обращения 14.11. 2022)

 7. «Плоские фигурки из бисера» Источник: https://izbiserka.ru/category/master-klassy-biseropletenija/ploskie-figurki-iz-bisera/

8. «Поделки из бисера» Источник: https://podelunchik.ru/podelki-iz-bisera (дата обращения 16.02.2023)