КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1.          Пояснительная записка

Дополнительная   общеобразовательная    общеразвивающая    программа

«Кукольный театр» (далее Программа) имеет художественную направленность, уровень Программы -стартовый.

Нормативно – правовое основание разработки программы

-Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее - 273-ФЗ);

-  Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Приказ № 196);

-   Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196» (далее – Приказ № 533);

-Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года

№ 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (далее – СП 2.4.3648-20);

-Приказ министерства просвещения   России   от   03.09.2019   №   467

«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

-Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242

«О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678 – р  «О концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».

Актуальность

Актуальность Программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности учащихся. Используя такие виды художественного творчества, как актерское мастерство, сценическое движение, сценическая речь, художественное чтение, появляется возможность формирования социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Отличительные особенности Программы и новизна

Отличительной особенностью Программы является деятельный подход к обучению, развитию, воспитанию учащихся средствами интеграции, т.е. в течение обучения по Программе обучающиеся остаются вовлеченными в продуктивную созидательную деятельность, позволяющую им с одной стороны выступать в качестве исполнителей, а с другой - авторов-творцов. Это требует от обучающихся самостоятельности, внутренней свободы, оригинальности

мышления. Программа включает в себя все этапы создания кукольного спектакля. Учащиеся сами выступают в роли художников, исполнителей, режиссеров и композиторов спектакля. Новизна программы заключается в том, что, вместе с обучением мастерству актера-кукольника, предполагаются занятия по декоративно-прикладному искусству в области изготовления кукол, декораций, реквизита к кукольным спектаклям.

Педагогическая целесообразность Программы

Занятия по данной Программе развивают у обучающихся фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию коммуникабельности, развивают моторику рук, двигательную активность. Кукольный театр играет огромную роль в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения. Играя в спектакле, обучающиеся перевоплощаются в разные образы, учатся выражать свои чувства в слове, интонации. Благодаря этому развивается выразительность речи. В процессе обучения по Программе обучающиеся учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива.

Адресат Программы

Возраст учащихся в объединении предлагается от 7 до 12 лет. В объединение принимаются все дети, которым хотелось бы развить себя как личность, развить в себе художественно-творческие умения, приобрести комплекс знаний и определённые умения в области театрального искусства. При зачислении в объединение проводится стартовая диагностика с целью выявления уровня готовности ребенка и его индивидуальных особенностей.  В этом возрасте у детей появляется стремление выделиться, обратить на себя внимание. У детей формируется волевое поведение, целеустремленность, поэтому занятия в кружке дают детям возможность доводить дело до конца, добиваться поставленной цели. В возрасте 7-12 лет ребенок склонен к фантазиям и воображениям, что позволяет развивать в детях творческие возможности. Количество детей в группе  -15  человек.

Объем и срок освоения Программы

Объем программы – 144 часа.

Срок освоения программы – 36 недель, 9 месяцев.

Срок реализации Программы - 1 год.

 

Особенности организации образовательного процесса

 

В объединение принимаются все желающие с 7 летнего возраста, имеющие склонности к этому виду искусства. Эта норма исходит из санитарно – гигиенических норм. Расписание занятий составляется с учетом пожеланий учащихся, их родителей, а также возможностей учреждения. Постигать данное искусство учащиеся будут постепенно: изучат историю, овладеют навыком работы с куклой, умением самостоятельно изготавливать куклы и бутафорию, а потом приступят к работе над выбранной пьесой. Форма обучения - групповая, количество обучающихся в группе не более 15 человек. На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Одним из важных моментов и условий плодотворной работы является подведение итогов: выступления перед зрителями – родителями, одноклассниками, участие в районных фестивалях. Форма обучения – очная. Форма проведения занятий – аудиторные и внеаудиторные. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Занятие длится 45 минут, перемена 10 минут.

Формы организации учебного занятия:

1. Занятие- лекция проводится с использованием иллюстрированного материала, фильмов, слайдов.                                                                                 

Цель: получение информации о театральном искусстве.

2. Занятие–беседа   осуществляется  с  целью формирования навыка коллективной работы и навыка общения.

3. Занятие-этюд   предполагает     выполнение упражнений с анализом пластической реакции, развитие мимических,  жестовых навыков.                  

4. Игра - драматизация  проводится с целью  развития  речи воспитанников и их двигательной культуры.

5. Занятие–спектакль   совершенствует  технику сценической речи, формирует навык   коллективной работы и творческой дисциплины.

6. Занятие–путешествие  осуществляет развитие творческих способностей, фантазии и воображения у детей.

7. Занятие–погружение  формирует   нравственное отношение к культурным ценностям.

8.Занятие–представление  осуществляет формирование навыка согласованности действий.

9. Занятие–сюрприз развивает самостоятельную  творческую активность воспитанников.

10. Занятие–фантазия развивает  пластику сценического движения воспитанников.

11. Занятие-творчество предполагает приобретение или совершенствование навыков работы по оформлению спектакля.

12. Занятие–конкурс  развивает и  совершенствует  навыки  театрально-исполнительской деятельности.

13. Занятие–творческий отчет  осуществляет обобщение опыта коллективной работы.

В целях успешной работы по программе осуществляется использование методических, дидактических материалов и наглядных пособий.

1.2.           Цель и задачи Программы

Цель - развитие творческих способностей детей средствами кукольного театрального искусства.

Задачи

Предметные:

·                      ознакомление учащихся с историей кукольного театра;

·                      обучение видам кукольного театра, разновидностям кукол;

·                      обучение изготовлению театральных кукол из папье-маше, картона, ткани, пряжи;

·                      обучение технике актёрского мастерства;

·                      обучение навыкам сценического мастерства.

Метапредметные:

·                      развитие индивидуальных, творческих способностей обучающихся;

·                      развитие точности и координации движений, умение ориентироваться в малом и большом пространствах;

·                      развитие воображения, пространственного мышления детей;

·                      развитие мелкой моторики, выразительности речи;

·                      развитие коммуникативных качеств: умение общаться и сотрудничать со сверстниками в процессе образовательной, творческой деятельности; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Личностные:

·                      воспитание   художественно-эстетического   вкуса   и   творческого подхода к выполнению заданий различной сложности;

·                      воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки;

·                      воспитание   уважительного  и   доброжелательного  отношения  к

 другому человеку, его мнению;

·                      воспитание волевых качеств личности.

 

1.3.          Содержание Программы

1.3.1. Учебный план

 

№ п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Формы аттестации и контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

Техника безопасности

2

2

 

 

1.1

Вводное занятие.

Техника безопасности

2

2

 

Наблюдение

2

Знакомство с миром

Искусства

14

8

6

 

2.1

История театра кукол от

первобытного человека до древней Греции

2

2

 

 

2.2

Разнообразие кукол для кукольного театра

2

1

1

 

2.2.1

Виды кукол

2

1

1

 

2.3

Театральные образы

простых предметов

2

1

1

Наблюдение

2.3.1

Театр веселой и умной игры

2

1

1

 

2.4

Современные куклы в

театре и на телевидении

4

2

2

Творческая

Работа

3

Основы актерского мастерства

28

6

22

 

3.1

Дикция. Гимнастика губ, языка.

2

1

1

 

3.1.1

Артикуляционная гимнастика. Упражнения на произношение гласных и согласных

2

 

2

 

3.1.2

Произношение скороговорок от простых к сложным

2

 

2

 

3.2

Актерское мастерство

2

1

1

Наблюдение

3.2.1

Виды эмоций, настроения, способы их выражения

2

1

1

 

3.2.2

Этюды на публичное одиночество

2

 

2

 

3.2.3

Этюды на смену эмоционального состояния

2

 

2

 

3.2.4

Этюды на память физического действия, на взаимопонимание

2

 

2

 

3.3

Секреты сценического мастерства. Слова и эмоции

2

1

1

 

3.3.1

Образ эмоции. Активизация словаря

2

1

1

 

3.4

Сценическое движение

2

1

1

Творческая работа

3.4.1

Тематические сценки на характер поведения животных.

2

 

2

 

3.4.2

Тематические сценки на двух исполнителей, на точность физических действий

2

 

2

 

3.4.3

Этюды на характер поведения животных

2

 

2

 

4

Творческая мастерская

36

8

28

 

4.1

Изготовление простейших

перчаточных кукол

2

1

1

 

4.1.1

Способы изготовления перчаточных кукол

2

1

1

 

4.1.2

Избавление от набивного материала

2

 

2

 

4.1.3

Подгонка под руку актера

2

 

2

 

4.1.4

Пришивание недостающих деталей

2

 

2

 

4.2

Изготовление

пальчиковых кукол

2

1

1

 

4.2.1

Способы изготовления пальчиковых кукол

2

1

1

 

4.2.2

Изготовление пальчиковых кукол -топотушек из плотной бумаги

2

 

2

 

4.2.3

Изготовление пальчиковых кукол из ткани и бумаги

2

 

2

 

4.2.4

Игры по ролям. Сценки с изготовленными пальчиковыми куклами

2

 

2

 

4.3

Изготовление деталей

Лица

2

1

1

 

4.3.1

Особенности изготовления деталей лица для куклы

2

1

1

 

3.3.2

Изготовление деталей лица из бумаги, тканого полотна с использованием пуговиц, бусин, кнопок, ниток

2

 

2

 

4.4

Декорация из картона и

Бумаги

2

2

 

Выставка

4.4.1

Изготовление декораций

2

 

2

 

4.4.2

Выбор цветной гаммы и материала

2

 

2

 

4.4.3

Лес, поляна, домик

2

 

2

 

5

Кукловождение

18

4

14

 

5.1

Пластические

возможности руки

4

1

3

 

5.2

Простейшие физические действия перчаточных

кукол

4

1

3

Наблюдение

5.3

Освоение семи правил

кукловождения

2

1

1

Открытое

Занятие

5.3.1

Движение актера с куклой за ширмой

2

1

1

 

5.3.2

Подробный показ возможных движений головы, рук, корпуса перчаточной куклы

2

2

 

 

5.3.3

Этюдный тренаж: упражнения на развитие внимания, памяти

2

2

 

 

5.3.4

Упражнения для обработки навыков разговора куклы. Диалог героев

2

2

 

 

6

Работа над спектаклем

42

6

36

 

6.1

Чтение пьесы.

Определение темы, идеи

2

1

1

 

6.1.1

Выразительное   чтение   с   комментариями   и   пояснениями

2

1

1

 

6.1.2

Распределение ролей. Этюдный тренаж на выражение основных эмоций, воспроизведение отдельных черт характера героя

2

 

2

 

6.1.3

Дикционные упражнения

2

 

2

 

6.1.4

Творческая работа обучающихся над выразительным чтением

2

 

2

 

6.2

Работа над ролью и с

текстом

2

1

1

 

6.2.1

Анализ роли. Внешнее и внутреннее соответствие героя

2

1

1

 

6.2.2

«Застольная» репетиция. Характеристика персонажей

2

 

2

 

6.2.3

Монологи, диалоги, массовые сцены

2

 

2

 

6.2.4

Распределение технических обязанностей по спектаклю

2

 

2

 

6.2.5

Выстраивание мизансцен. Изготовление реквизита. Запись фонограммы спектакля

2

 

2

 

6.2.6

Монтажные репетиции. Прогоны. Музыкальное оформление

2

 

2

 

6.3

Репетиции спектакля. Вождение куклы. Походка, жест, поворот головы, корпуса

2

1

1

 

6.3.1

Оценка факта. Физическое и психологическое самочувствие актера в роли через куклу

2

1

1

 

6.3.2

Приспособление к реквизиту, декорации. Общение через куклу. Музыка и движение куклы

2

 

2

 

6.3.3

Речь актера и движения куклы, жест

2

 

2

 

6.3.4

Репетиции на сцене. Отработка деталей спектакля за ширмой

2

 

2

 

6.3.5

Работа над постановочным планом.

2

 

2

 

6.3.6

Генеральная репетиция. Отработка выразительности речи и жестов

2

 

2

 

6.3.7

Оформление сцены.

2

 

2

 

6.3.8

Репетиция выхода актеров на поклон

2

 

2

 

7

Постановка спектакля

4

 

4

Спектакль

7.1

Показ спектакля

2

 

2

 

7.2

Обсуждение итогов

2

 

2

 

8

Итоговое занятие

2

 

2

 

8.1

Итоговое занятие

2

 

2

 

 

Итого

144

34

110

 

1.3.2. Содержание учебного плана

1.                 Вводное занятие. Техника безопасности

Теория. Знакомство. Обсуждение организационных вопросов. Инструктаж по технике безопасности при работе с колющими, режущими предметами. Бережное отношение к кукле. Правила переноса и хранения декорации. Установка ширмы, стоек под декорацию. Хранение реквизита. Безопасное обращение с выключателями и розетками. План эвакуации.

2.                 Знакомство с миром искусства

2.1      История театра кукол от первобытного человека до древней Греции

Теория. Разновидности театров. Знакомство с историей возникновения кукольного театра. Знакомство с театральной лексикой (см. Приложение 1), профессиями людей, которые работают в театре.

2.2   Виды кукол

Теория. Разнообразие кукол для кукольного театра. Виды кукол. Славянские куклы. Куклы Востока и Индокитая: тростевые куклы. Япония и Индия – театр теней.

Практика. Этюдный тренаж: упражнения на развитие внимания, памяти («Давайте потанцуем», «Проверь себя»). Практические занятия по вождению куклы.

2.3    Театральные образы простых предметов. Театр веселой и умной

игры

Теория. Театральные образы простых предметов. Создание веселых и

сказочных историй с превращением школьных предметов в театральных героев.

Практика.   Создание   персонажей   из   «ненужных   вещей».   История возникновения героя.

2.4   Современные куклы в театре и на телевидении

Теория. Кукольные театры России. Куклы – звезды телевидения.

Практика. Просмотр телепередач с участием кукол: «Спокойной ночи, малыши», «Карусель», «В гостях у Деда Краеведа», «Улица Сезам».

3.                 Основы актерского мастерства

3.1   Дикция

Теория. Гимнастика губ, языка. Артикуляционная гимнастика. Упражнения на произношение гласных и согласных. Произношение скороговорок от простых к сложным, с определенной интонацией, разным темпом произношения (см. Приложение 2).

Практика. Упражнения на произношение гласных и согласных. Дыхательные упражнения стоя и сидя. Этюды на воспроизведение отдельных черт характера, развитие внимания («Лисичка-сестричка», «Выбери одежду для куклы»).

3.2   Актерское мастерство

Теория. Виды эмоций, настроения, способы их выражения.

Практика. Этюды на публичное одиночество; на смену эмоционального состояния; на память физического действия; на взаимопонимание.

3.3   Секреты сценического мастерства

Теория. Слова и эмоции (развитие навыков выражения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера). Образ эмоции. Активизация словаря: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер, актер.

Практика. Упражнения по мастерству актёра. Показать, как с помощью разных эмоций передается образ того либо другого персонажа. Игра «Чудесный мешочек», изобрази героя сказки. Развивающие игры. Показ этюдов.

3.4   Сценическое движение

Теория. Особенности сценического движения.

Практика. Тематические игры и сценки на характер поведения животных, с незаконченным сюжетом, на двух исполнителей, на точность физических действий. Этюды на характер поведения животных; на точность физических действий.

4.                 Творческая мастерская

4.1   Изготовление простейших перчаточных кукол

Теория. Способы изготовления перчаточных кукол.

Практика. Избавление от набивного материала. Подгонка под руку актера. Пришивание недостающих деталей.

4.2   Изготовление пальчиковых кукол

Теория. Разновидности пальчиковых кукол. Способы изготовления пальчиковых кукол.

Практика. Изготовление пальчиковых кукол -топотушек из плотной бумаги. Изготовление пальчиковых кукол из ткани и бумаги. Игры по ролям. Сценки с изготовленными пальчиковыми куклами.

4.3   Изготовление деталей лица

Теория. Особенности изготовления деталей лица для куклы.

Практика. Изготовление деталей лица из бумаги, тканого полотна с использованием пуговиц, бусин, кнопок, ниток.

4.4   Декорация из картона и бумаги. Изготовление эскизов и макета

Теория. Основные принципы изготовления декораций.

Практика. Изготовление декораций. Выбор цветовой гаммы и материала.

Лес, поляна, домик.

5.                 Кукловождение

5.1   Пластические возможности рук

Теория. Упражнения для рук.

Практика. Этюды для укрепления и подвижности рук. Гимнастика рук, пальцев.   Круговое  вращение  кистей.   Упражнения  «Волна»,  «Восьмерка»,

«Веер»,   «Миксер»,   «Кнопочки»,  «Лепка»,   «Замочки»,  «Игра   на   разных музыкальных инструментах». Этюды на выразительность жестов.

5.2   Простейшие физические действия перчаточных кукол

Теория. Изучение правил вождения кукол. Основное положение куклы.

Практика. Отработка простейших физических действий перчаточной куклы (идти, бежать, сесть, встать, лечь, прыгать и т.д.).

5.3   Освоение семи правил кукловождения

Теория. Движение актера с куклой за ширмой. Подробный показ возможных движений головы, рук, корпуса перчаточной куклы. Расположение над ширмой. Первый, второй, третий план сценической площадки.

Практика. Этюдный тренаж: упражнения на развитие внимания, памяти («Давайте потанцуем», «Проверь себя»). Практические занятия по вождению куклы. Характер и образ в передаче интонации. Сравнение образа героя с предметом, издающим звуки. Упражнения для обработки навыков разговора куклы. Диалог героев.

6.                 Работа над спектаклем

6.1   Чтение пьесы. Определение темы, идеи

Теория. Выразительное   чтение   с   комментариями   и   пояснениями.

Определение темы, идеи.

Практика. Распределение ролей. Этюдный тренаж на выражение основных эмоций, воспроизведение отдельных черт характера героя. Дикционные упражнения. Творческая работа обучающихся над выразительным чтением.

6.2   Работа над ролью и с текстом

Теория. Анализ роли. Внешнее и внутреннее соответствие героя. Основная черта характера, как она выражается в пьесе, с чем ассоциируется образ героя.

Практика. «Застольная» репетиция. Характеристика персонажей. Монологи, диалоги, массовые сцены. Распределение технических обязанностей по спектаклю (установка, оформление декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами). Выстраивание мизансцен. Изготовление реквизита. Запись фонограммы спектакля. Монтажные репетиции. Прогоны. Музыкальное оформление.

6.3   Репетиции спектакля

Теория. Вождение куклы. Походка, жест, поворот головы, корпуса. Оценка факта. Физическое и психологическое самочувствие актера в роли через куклу. Приспособление к реквизиту, декорации. Общение через куклу. Музыка и движение куклы. Речь актера и движения куклы, жест, характеризующий отношение к происходящему.

Практика. Репетиции на сцене. Отработка деталей спектакля за ширмой. Работа над постановочным планом. Генеральная репетиция. Отработка выразительности речи и жестов. Оформление сцены. Репетиция выхода актеров на поклон.

7.                 Постановка спектакля

Практика. Показ спектакля. Обсуждение и подведение итогов работы.

8.                 Итоговое занятие

1.4 Планируемые результаты

По окончании обучения обучающиеся будут

знать:

·                      историю возникновения и развития театра кукол;

·                      методику изготовления театральных кукол из папье-маше, картона, ткани, пряжи;

·                      технику работы с куклами различных систем; с куклой на ширме и без неё;

·                      технику актерского и сценического мастерства.

По окончании обучения обучающиеся будут

уметь:

·                      творчески подходить к выполнению заданий различной сложности;

·                      шить одежду для кукол и элементы декораций для спектакля;

·                      импровизировать при постановке спектакля;

·                      придумывать сюжет и рассказывать собственную сказку;

·                      передавать характер персонажа голосом и действием; грамотно, выразительно, интонационно произносить текст;

·                      рисовать эскизы кукол и декораций.

 

Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

Программа

Дополнительная                    общеобразовательная общеразвивающая       программа                                       художественной направленности «кукольный театр»

1

Начало учебного года

С 01.09.2023  года

2

Продолжительность     учебного

Периода

36 учебных недель

3

Продолжительность

Недели

учебной

5 дней

4

Периодичность

Занятий

учебных

2 раза в неделю по 2 часа

5

Продолжительность

Занятий

учебных

Продолжительность учебного часа 45 минут

6

Время     проведения

Занятий

учебных

Начало не раннее чем через 1 час после учебных

занятий, окончание не позднее 19.30

7

Продолжительность перемен

10-15 минут

8

Окончание учебного года

31.05.2024  года

9

Аттестация обучающихся

Вводный мониторинг –сентябрь 2023 года. Промежуточная аттестация – декабрь 2023 года.

Итоговая аттестация – май 2024 года.

 

2.2. Условия реализация Программы

2.2.1. Материально – технические условия

Учебный кабинет соответствует санитарно - гигиеническим  нормам и требованиям. Перечень оборудования учебного кабинета: доска, столы и стулья для обучающихся и педагога, шкаф, зеркало, декорации, костюмы. Перечень оборудования: микрофоны. Перечень технических средств: компьютер, проектор, видеомагнитофон, принтер

Наглядные и дидактические материалы: шаблоны, эскизы, схемы, карточки, видеоматериалы, афиши, журналы, фотографии, материалы на флеш- накопителях, иллюстрации разных видов кукол, инструкции по изготовлению кукол.

№ п/п

Наименование материальных запасов

Кол-во

1

Клей ПВА

10 л.

2

Картон гофрированный

5 м2

3

Картон листовой А3

60 л.

4

Ткань белая хлопковая шириной 150 см.

5 м

5

Ткань хлопковая красная, синяя, зеленая, желтая,

шириной 150 см.

по 3 м

6

Бумага рулонная

3 рул.

7

Фетр разноцветный

40 л.

8

Обрезки ткани

 

9

Краски акриловые

10 уп.

10

Кисточки синтетические разной толщины

30 шт.

11

Ножницы

7 шт.

12

Иглы для шитья

3 уп.

13

Бисер, пуговицы, бусины

 

14

Веревка бельевая

20 м.

15

Резинка бельевая

20 м.

16

Веревка джутовая

10 м.

17

Карандаши простые

20 шт.

18

Писчая бумага А4

1 уп.

19

Ширма для кукольного театра напольная

1 шт.

21

Ширма металлическая разборная

1 шт.

21

Головной динамический микрофон

7 шт.

22

Театральная декорация "Яблоня" (лето-осень)

2 шт.

23

Театральная декорация "Березка" (лето-осень)

2 шт.

24

Двусторонняя декорация «Ель. Лето –зима»

2 шт.

25

Двусторонняя  напольная декорация «Куст. Лето –зима»

3 шт.

26

Набор кукол-перчаток (фабр) 20-25 см для кукольного театра (14 персон)

1 шт.

27

 Набор "Макси" - набор кукол-перчаток для кукольного театра (21 персонаж)

1 шт.

28

Набор больших кукол-перчаток (35 см) для кукольного театра в учреждениях

1 шт.

29

Набор кукол-перчаток для кукольного театра (27 персонажей)

1 шт.

30

Ростовой костюм «Медведь»

1 шт.

31

Ростовой костюм «Собака»

1 шт.

32

Ростовой костюм «Кошка»

1 шт.

 

2.2.2. Информационное обеспечение

 

Интернет – источники, мультимедийные материалы, презентации, аудиозаписи.

 

2.2.3. Кадровое обеспечение

 

Педагог дополнительного образования соответствует образовательному цензу. Должностные обязанности в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе:

-       реализация дополнительной программы;

-       разработка и внедрение в образовательный процесс новых дидактических разработок;

-       побуждение обучающихся к самостоятельной работе, творческой деятельности;

-       информационное сопровождение обучающихся при выполнении и защите творческих проектов.

 

 

2.3. Формы аттестации и контроля

Вид контроля

Формы и методы контроля

Входная диагностика

Стартовая  диагностика проводится с целью установления степени готовности ребенка к обучению по программе.

Наблюдение

Текущий контроль Проводится в течение учебного года на каждом занятии с целью проверки результативности обучения и оперативного управления образовательным процессом.

В течение учебного года по результатам изучения темы – наблюдение, открытое занятие

Промежуточный контрольПроводится по окончании изучения темы/раздела программы с целью оценки степени усвоения

обучающимися содержания программы.

Открытое занятие        (демонстрация приёмов кукловождения для родителей).

Итоговый контроль Проводится по итогам всего курса обучения по образовательной программе с целью выявление

конечных результатов освоения программы.

Спектакль

 

Формы отслеживания результатов:материалы анкетирования и тестирования, отзыв, перечень готовых работ и др.

Формы предъявления и демонстрации результатов: открытое занятие, концерт, спектакль и др.

2.4. Оценочные материалы

Входной опрос (1 год обучения)

 

1.      Знаешь ли ты, что такое кукольный театр и его виды?

2.      Играл(а) ли ты когда-нибудь в кукольном театре?

3.      Есть ли у тебя первоначальные навыки выступления на публику?

4.      Делал(а) ли ты когда-нибудь кукольных героев?

5.      Интересен(на) ли тебе роль актера?

6.      Хотел(а) ли бы ты научиться изготавливать различные виды кукол?

7.      Хотел(а) ли бы ты обучиться актерскому мастерству?

8.      Любишь ли ты выступать на публику?

 

Критерии оценки

Степень освоения программы

Общекультурный

Прикладной

Творческий

Интерес к кукольному театру

Имеет первоначальные знания о кукольном театре

Имеет первоначальные знания, пробовал делать героев для

кукольного театра

Много знает о кукольном театре, о его видах, умеет создавать своих

кукол,

Выступление на публику

Смущается в присутствии зрителей

Чувствует себя более комфортно, выступая в паре,

группе

Чувствует себя комфортно на сцене

Критерии оценки

до 60%

61-80%

более 80%

 

Оценочные материалы по выставке кукольного героя

 

Критерии оценки

Степень освоения программы

Общекультурный

Прикладной

Творческий

Качество изделия

Соответствует заявленной тематике.

Выполнен с учетом требований.

Соответствует заявленной тематике, с элементами собственного видения.

Аккуратность выполнения

Имеются замечания

Выполнена с учетом требований

Выполнена с учетом требований и дополнена новыми

элементами

Умение использовать различные виды кукол

Использует только один вид

Использует 2 вида

Использует все виды, которые узнал

Критерии оценки

до 60%

61-80%

более 80%

 

Оценочные материалы по театральной постановке

 

Критерии оценки

Степень освоения программы

Общекультурный

Прикладной

Творческий

Знание слов героя

Не знает, читает с листа

Знает, но ошибается

Знает слова наизусть

Вхождение в

образ героя

Слова героя говорит

Монотонно

 

Полностью входит

в образ героя

Артистизм, выразительность игры роли, вхождение в образ роли

Выполняет 1 критерий

Выполняет 2 критерия

Выполняет все критерии и добавляет свои

Изготовление куклы-героя

Выполнены небрежно

Выполнены с учетом требований,

но есть недочеты

Полностью удовлетворяет

требованиям

Критерии оценки

до 60%

61-80%

более 80%

2.5. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной  Программы

В процессе реализации Программы используются различные формы проведения занятий: традиционные, комбинированные, практические. Большое внимание уделяется индивидуальной работе и творческим разработкам.

2.5.1. Методы и приемы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач Программы используются следующие методы обучения:

·                      вербальный (рассказ, беседа, объяснение);

·                      наглядный (наблюдение, демонстрация);

·                      практический (упражнения, воспроизводящие и творческие, творческие показы).

Обязательный элемент каждого занятия -этюдный тренаж, который включает                  в   себя   этюды   (упражнения)  на   развитие  внимания,  этюды   на выражение эмоций, этюды на отработку движений кукол различных видов и т.д.

В данной Программе большую часть репертуара составляют пьесы по народным сказкам, по мотивам народных сказок в авторской обработке (см. Приложение 3).

2.5.2. Образовательные технологии

üигровой

üгрупповой

üсотрудничества

üколлективной творческой деятельности

üличностно-ориентированного обучения 

üпроектной деятельности

2.5.3. Виды учебных занятий

1. Занятие- лекция проводится с использованием иллюстрированного материала, фильмов, слайдов.                                                                                 

Цель: получение информации о театральном искусстве.

2. Занятие–беседа   осуществляется  с  целью формирования навыка коллективной работы и навыка общения.

3. Занятие-этюд   предполагает     выполнение упражнений с анализом пластической реакции, развитие мимических,  жестовых навыков.                  

4. Игра - драматизация  проводится с целью  развития  речи воспитанников и их двигательной культуры.

5. Занятие–спектакль   совершенствует  технику сценической речи, формирует навык   коллективной работы и творческой дисциплины.

6. Занятие–путешествие  осуществляет развитие творческих способностей, фантазии и воображения у детей.

7. Занятие–погружение  формирует   нравственное отношение к культурным ценностям.

8.Занятие–представление  осуществляет формирование навыка согласованности действий.

9. Занятие–сюрприз развивает самостоятельную  творческую активность воспитанников.

10. Занятие–фантазия развивает  пластику сценического движения воспитанников.

11. Занятие-творчество предполагает приобретение или совершенствование навыков работы по оформлению спектакля.

12. Занятие–конкурс  развивает и  совершенствует  навыки  театрально-исполнительской деятельности.

13. Занятие–творческий отчет  осуществляет обобщение опыта коллективной работы.

В целях успешной работы по программе осуществляется использование методических, дидактических материалов и наглядных пособий.

 

2.5.4. Алгоритм учебного занятия

1 этап - организационный. (3 минуты)

 II этaп - проверочный. (5 минут)

III этап - подготовительный (2 минуты)

IV этап - основной. (25-30 минут)

V этап – контрольный.(5-7 минут)

VI этап - итоговый. (5 минут)

VII этап - рефлексивный. (2-3 минуты)

VIII этап: информационный.(1-2 минуты)

Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей.

 

Работа с родителями

Для реализации воспитательных задач родители (законные представители) принимают активное участие в образовательной  деятельности объединения. Родители оказывают посильную помощь в процессе подготовки к различным конкурсам.

 

     Программа ежегодно обновляется с учетом новых научных открытий, новых экономических условий, с учетом заказа родителей и государства, с обновлением материально – технической базы.

 

2.6. Список литературы

Список литературы для педагогов

1.                        Артамонова Е.В. Театр для детей. - М.: Эксмо, 2010.

2. Гальцова Е.А. Путешествие в страну игр и театра. - Волгоград: Учитель, 2007.

3. Дангворт Р. Домашний кукольный театр. – М.: Издательство «Росмэн», 2005.

4. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. - М.: Школьная пресса, 2000.

5.                        Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. - Яр.: 1997.

6.                        Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: программа «Театр - творчество

– дети». - М.: АРКТИ, 2002.

7.                        Трофимова Н., Кукольный театр своими руками. - М.: Рольф, 2001.

8.                        Флинг Х. Куклы-марионетки. С-П., 2000.

9.                        Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов.

- М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.

Список литературы для обучающихся

1. Алферов А. Петрушка и его предки (очерк из истории народной кукольной комедии) // Десять чтений по литературе. Изд. 3-е. М., Сотрудник школ, 1909.

2.                        Деммени Е. «Школьный кукольный театр» Л; Детгиз, 1999.

3. Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. - М.: ВЦХТ («Репертуар для детских и юношеских театров»), 2008.

4. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

 

Список литературы  для родителей:

 

1. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и    подростковой агрессии – СП, Речь, 2005

2. Бромлей Ю.В. Создано человечеством . - М.: Издательство политической литературы, 1984.

3. Гарднер Р. Психотерапия детских проблем –СПб, Речь, 2005.

4. Ершова А. Искусство в жизни детей М. : Просвещение, 1991.

5. Ирд К. Постараемся поймать чудо.– Л.: Искусство, 1967.

 

Интернет - ресурсы

http://lit.lib.ru/e/emelxjanowa_o_w/

http://www.rukukla.ru/article/idea/kukolnyi_teatr.htm

http://jollity.narod.ru/dolls.html

 Как сделать Петрушку и других кукол для театра

http://rukh.hole.ru/games/hometheatre/

http://www.rifmovnik.ru/lib/1/book1_1.htm

http://www.rukukla.ru/article/idea/kukolnyi_teatr.htm