УМНИКИ И УМНИЦЫ

Развитие речи

I. Пояснительная записка.

Актуальность проблемы.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.

В современной иерархии педагогических проблем выделяется проблема готовности ребенка к школе, и одна из них - речевая. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи.

Задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью  в начальной школе.

Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также  затрудняет формирование навыков чтения и письма.

Новизна программы.

Данная программа  направлена на подготовку детей 5 - 7 лет к успешному освоению чтения в начальной школе. В основу программы положены методическое пособие  «Занимательное обучение чтению» Ковригиной Т.Е., Шеремет Р.Е.,  «Азбука в картинках и стихах» В.А. Ковшикова, В.Д. Юрчишина «Вижу – читаю - пишу», И.А. Быковой «Обучение детей грамоте в игровой форме».

В большом разнообразии азбук, предоставляемых педагогам и родителям, название картинки начинается со звука, соответствующего букве, но сама картинка никак не помогает запоминанию графического образа буквы. Новизна предложенного проекта в том, что данная азбука развивает ассоциативную и зрительную память: буква похожа на небуквенное изображение, что способствует быстрому и прочному ее запоминанию. Буквам соответствуют сходные с ними изображения различных предметов, животных и прочее. Буква похожа на небуквенное изображение. В процессе ознакомления детей с буквами введены короткие стихи, которые рекомендуются выучить для закрепления связи буквы с ее зрительным образом. Последовательность изучения букв алфавита предлагается по «Букварю» Жукова. На занятиях дети заводят специальные тетради, куда зарисовывают образы букв и сами буквы. Из букв разрезной азбуки дети составляют слоги и  слова. Рекомендуется подсказывать при забывании  не сами буквы, а их образы. Дидактическое сопровождение программы: слоговые таблицы, разрезная азбука, художественное слово и прочее позволяет проводить занятия фронтально и индивидуально.

Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач,  на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты.

Цель программы:

Формирование  речевой готовности к  школе  у детей  6 лет  в процессе освоения устной речи на занятиях по подготовке к обучению чтению.

 

Задачи:

   Подготовка к обучению грамоте

- формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое «слово», «предложение», как они строятся, из каких частей состоят;  умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова  на слоги, составлять слова из слогов.

Воспитание звуковой культуры речи

- формирование и закрепление правильного произношение звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением; выработка интонационной выразительности, дикции, силы голоса, темпа речи.

Формирование грамматического строя речи

-развитие умения образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами, обучение правильному построению предложений.

Развитие  процессов восприятия, мышления, речи

- совершенствование работы слухового, зрительного и тактильного анализаторов, умения ориентироваться в пространстве.

Методами успешной реализации программы является: 


• Словесный (заучивание стихотворений о букве, небольшой рассказ беседа).
• Наглядный (наблюдение, рассматривание).

Практический (словесные игры; дидактические игры: «Поймай звук», «Найди букву», «Цепочка слов»).

Методическое условие реализации программы предполагает наличие методики Журовой Л.Е., материал для чтения «Букварь» Жукова.
Дидактическое – наличие дидактических пособий по обучению чтению и звуковому анализу.

        Материально-техническое – приобретение и изготовление новых пособий, таблиц, карточек по обучению грамоте.

         Также необходимым условие успешной реализации программных задач является создание ситуации успеха для каждого ребенка, создание доброжелательной, творческой атмосферы на занятии.

 

 

Программа разработана с учетом основных принципов: 

  1. Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;
  2. Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
  3. Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);
  4.  Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);
  5.  Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);
  6.  Межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.)

Сроки реализации программы.  

Данная программа рассчитана на 1год обучения детей  5 -7  лет с разным уровнем речевой готовности к школе.

Формы и режим занятий.

Проведение занятий  планируется  2 раза в неделю , продолжительностью 30 минут во вторую половину дня.

Ожидаемые результаты.

К концу года дети:

  1. Владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», знать

названия букв.

  1. Различать гласные, твердые и мягкие согласные.
  2. Правильно ставить ударение в знакомых словах.
  3. Плавно читать целыми словами, отвечать на вопросы по тексту.
  4. Составлять из букв разрезной азбуки слова.

Формы подведения итогов реализации программы.

Проведение итогового занятия-развлечения с приглашением родителей.

Методическая основа программы.

- одновременное изучение парных по твердости и мягкости согласных звуков;

- непременное усвоение детьми слогов типа СГ (условно называемых слияниями), а также овладение плавным слоговым чтением;

- применение оригинальных схем-моделей разнотипных слогов и слов, помогающих детям в усвоении реально существующих в языке соотношений между звуковой и графической формами слов;

- использование цветовых сигналов при обозначении звуков, изучении их главных свойств и признаков;

- предоставление детям системы увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут усвоить программу;

- развитие зрительного, тактильного, фонематического восприятия, оптико-пространственного представления;

- формирование у детей ведущих видов речевой деятельности — говорения и слушания, чтения и письма.

Этапы изучения буквы

Для того чтобы ребенок прочно усвоил буквы, он должен пройти следующие этапы их изучения.

Основное направление: 

От звука к букве (устанавливается ассоциация между слухопроизносительным образом звука и зрительным образом буквы). Следуя онтогенетическому принципу обучения, «идут» от целостного образа буквы к расчлененному (от синтеза к анализу), от крупных единиц к мелким (сначала изучают заглавные потом строчные).

1.            Выделение изучаемого звука из слов.

Изучаемый звук должен находиться в сильной позиции, то есть в начале слова в ударном слоге (желательно без стечения согласных).

2.            Называние буквы.

Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить графически, то есть буквой. При этом буквы обязательно называются твердыми звуками, например звук [с] обозначается буквой С, а не ЭС или СЭ.

3.Знакомство с печатной буквой. Демонстрация буквы.

Предлагается буква, написанная простым шрифтом среднего размера в черно-белом варианте. На начальных этапах изучения буквы желательно использовать именно черно-белый вариант, чтобы ребенок не отвлекался на цвет. Позднее, когда буква усвоена, для чтения можно использовать буквы любых цветов.

           4.Подбор зрительного образа к букве (вариант ребенка).

Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми и т.п.

Важно, чтобы ребенок самостоятельно представил образ буквы.

5.Сопоставление печатной буквы с графическим образом (вариант педагога).

Благодаря графическому образу дети легче запоминают характерные особенности буквы. Важно, чтобы педагог предлагал вариант графического образа уже после того, как ребенок представил свой.

            6.Предлагается стихотворное описание графического образа буквы.

Данные стихи дают целостное описание зрительного образа. Можно предложить детям эти строчки для заучивания наизусть.

 7.Анализ буквы.

Дети определяют следующее:

·                из каких элементов состоит буква;

·                из скольких элементов состоит буква;

·                как расположены эти элементы в пространстве.

9. Знакомство с траекторией движений при написании буквы.

·                Обведение буквы пальцем по гладкой поверхности;

·                Обведение буквы по трафарету;

·                Обведение буквы по контуру;

·                Запись буквы в воздухе;

·                Запись буквы мокрым пальцем на доске, на стекле, на песке и др.

·                Письмо буквы на ладони, на спине (дермолексия).

       10Автоматизация звукобуквенных связей. Дидактические игры.

11.Самостоятельное  написание печатной буквы.

 

 

 

III. Содержание программы

1. Вводное занятие. Подготовительный период. (1 з.)

 Представление о предложении. Знакомство со схемой предложения. Составление предложений по схеме. Деление предложений – на слова, слов – на слоги.

Закрепление представлений о слове. Деление слов на части. Определение количества слогов в словах.

Представление о звуке. Произнесение и распознавание на слух звуков. Представление о  гласных и согласных звуках. Распознавание на слух и выделение гласных  и согласных звуков из слов.

2. Гласные звуки.  Буква А а (1 з.)

Знакомство со звуками [а][о][и][ы][у][э]. Буквы А а.

Характеристика звука, выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа. Нахождение буквы в печатном тексте.

Чтение букв.

3. Гласные звуки.  Буква У у (1 з.)

Закрепить понятия о гласных звуках [а][о][и][ы][у][э]. Буква У у.

Характеристика звука, выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа. Нахождение буквы в печатном тексте.

Чтение букв.

4. Гласные звуки.  Буква О о (1 з.)

Закрепить понятия о гласных звуках [а][о][и][ы][у][э]. Буква О о.

Характеристика звука, выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов.

5. Согласные звуки [м] [м`]. Буква М м. (1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква М м.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова КОТ.

Познакомить с буквой М м и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов.

6. Согласные звуки [с] с`]. Буква С с. (1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква С с.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова СОМ.

Познакомить с буквой С с и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов.

7. Согласные звуки [х] х`]. Буква Х х. (1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Х х.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова МЕЛ.

Познакомить с буквой Х х и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов.

8.Закрепление пройденных букв и звуков. (1 з.)

Характеристика звуков и букв, умение узнавать буквы и дописывать их. Чтение слогов и слов с данными буквами.

9. Согласные звуки [р][р`]. Буква Р р. (1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Р р.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова СИЛА.

Познакомить с буквой Р р и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов.

10. Согласные звуки [ш]. Буква Ш ш. (1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ш ш.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова НОС.

Познакомить с буквой Ш ш и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов.

11. Гласные звуки [ы]. Буква Ы. (1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ы.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова МАРШ.

Познакомить с буквой Ы и звуком, который она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов.

12. Согласные звуки [л], [л,]. Буква Л л. (1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Л л.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова МЫЛО.

Познакомить с буквой Л л и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов СА-ЛО, СА-ША из разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов.

13. Чтение Л-Р. (1 з.)

Закрепить ранее изученные буквы.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова ЛАСКА.

Чтение слогов, слов со звуками Л и Р, чтение предложений.

14. Согласные звуки [н], [н,]. Буква Н н. (1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Н н.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова ЗИМА.

Познакомить с буквой Н н и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов ЛУ-НА из разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов.

           15.Закрепление пройденных букв и звуков. (1 з.)

Характеристика звуков и букв, умение узнавать буквы и дописывать их. Чтение слогов и слов с данными буквами.

16. Согласные звуки [к], [к,]. Буква К к. (1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква К к.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова ПИЛА.

Познакомить с буквой Н н и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов ЛУК, РАК из разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов, слов.

           17.Закрепление пройденных букв и звуков. (1 з.)

Характеристика звуков и букв, умение узнавать буквы и дописывать их. Чтение слогов и слов с данными буквами.

18. Согласные звуки [т], [т,]. Буква Т т. (1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Т т.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова ЕЛЬ.

Познакомить с буквой Т т и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов УТКА, КОТ из разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов, слов.

19. Гласный звук [и]. Буква И и. (1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква И и.

Характеристика звука, звуковой анализ слова ЛИСА.

Познакомить с буквой И и, звуком, который она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов, слов.

20. Согласные звуки [п], [п,]. Буква П п. (1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква П п.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова ПИЛА.

Познакомить с буквой П п и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов ЛАМ-ПА, ШАП-КА из разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов , слов.

21. Согласные звуки [з][з`]. Буква З з. (1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква З з.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова МОРОЗ.

Познакомить с буквой З з и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов, слов.

22. Согласный звук [й]. Буква Й. (1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Й й.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова МАШИНА.

Познакомить с буквой Й и звуком, который она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов, слов,  предложений.

23. Чтение И - И, ЫЙ - ИЙ. (1 з.)

Закрепить ранее изученные буквы.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова СИНИЙ.

Чтение слогов, слов с буквами Ы - Й, чтение предложений.

24. Согласные звуки [г][г`]. Буква Г г. (1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Г г.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова КНИГА.

Познакомить с буквой Г г и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов, слов,  предложений.

             25. Чтение С-З, Г-К . (1 з.)

Закрепить ранее изученные буквы.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова ГАЛКА .

Чтение слогов, слов со звуками С, З, Г, К, чтение предложений.

26. Согласные звуки [в], [в,]. Буква В в. (1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква В в.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова ВАЗА.

Познакомить с буквой В в и звуками, которые она обозначает. Распознавание звука, соотнесение звука и буквы, печатание слов ВОЗ, ИВА в тетради. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов, слов,  предложений.

27. Согласные звуки [д], [д,]. Буква Д д. (1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Д д.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова ДЫМ.

Познакомить с буквой Д д и звуками, которые она обозначает. Распознавание звука, соотнесение звука и буквы, печатание слов ДОМ, Дима в тетради. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов, слов,  предложений.

             28. Чтение Д-Т . (1 з.)

Закрепить ранее изученные буквы.

Характеристика звуков. Подбор слова к звуковой схеме .

Чтение слогов, слов со звуками Д, Т. Чтение предложений.

             29. Согласные звуки [б], [б,]. Буква Б б. (1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Б б.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова ЗУБ.

Познакомить с буквой Б б  и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов, слов,  предложений.

             30. Согласные звуки [ж], [ж,]. Буква Ж ж. (1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ж ж.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова МОЛОКО.

Познакомить с буквой Ж ж  и звуками, которые она обозначает. Соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение слогов, слов,  предложений.

       31. Чтение Ж-З, Б-П. (1 з.)

Закрепить ранее изученные буквы.

Характеристика звуков. Звуковой анализ слова .

Чтение слогов, слов со звуками Ж-З, Б-П. Чтение предложений.

         32. Гласный звук [е]. Буква Е е. (1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Е е.

Характеристика звука, звуковой анализ слова ЛЕС.

Познакомить с буквой Е е, звуками, который она обозначает. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение слогов, слов,  предложений.

       33. Буква Ь. (1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ь.

Характеристика звука, звуковой анализ слова КОНЬ.

Познакомить с буквой Ь, тем, что она звука не обозначает. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение слогов, слов,  предложений.

         34. Гласный звук [я]. Буква Я я. (1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Я я.

Характеристика звука, звуковой анализ слова РЕБЯТА.

Познакомить с буквой Я я, звуками, которые она обозначает. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение слогов, слов,  предложений.

         35. Гласный звук [ю]. Буква Ю ю. (1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Я я.

Характеристика звука.

Познакомить с буквой Ю ю, звуками, которые она обозначает. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение слогов, слов,  предложений.

         36. Гласный звук [ё]. Буква Ё ё. (1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ё ё.

Характеристика звука.

Познакомить с буквой Ё ё, звуками, которые она обозначает. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение слогов, слов,  предложений.

             37. Согласный звук [ч]. Буква Ч ч. (1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ч ч.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова ОЧКИ.

Познакомить с буквой Ч ч  и звуками, которые она обозначает. Соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение слогов, слов,  предложений.

38. Гласный звук [э]. Буква Э э. (1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Э э.

Характеристика звука.

Познакомить с буквой Э э, звуком, который она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение слогов, слов,  предложений.

             39. Согласный звук [ц]. Буква Ц ц. (1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ц ц.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова СОЛНЦЕ.

Познакомить с буквой Ц ц  и звуками, которые она обозначает. Соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение слогов, слов,  предложений.

             40. Согласный звук [ф]. Буква Ф ф. (1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ф ф.

Познакомить с буквой Ф ф  и звуками, которые она обозначает. Соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение слогов, слов,  предложений.

             41. Согласный звук [щ]. Буква Щ щ. (1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Щ щ.

Познакомить с буквой Щ щ  и звуками, которые она обозначает. Соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение слогов, слов,  предложений.

             42. Буква Ъ. (1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ъ.

Характеристика звука, звуковой анализ слова КНИГА.

Познакомить с буквой Ъ, тем, что она звука не обозначает. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение слогов, слов,  предложений.

          43.Итоговое. (1 з.)

Характеристика звуков и букв, умение узнавать буквы и дописывать их. Чтение слогов и слов, предложений.

Дидактическое обеспечение программы

Оборудование: рабочие тетради, пеналы, разрезные азбуки.

Наглядные пособия: Слоговые таблицы; таблицы для чтения, картинки – образы букв, схема для слияния букв.

Раздаточный материал: Поисковые таблицы слов, разрезная азбука, рабочие тетради, слоговые таблицы.

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.            Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – С.-Пт. – 2005.

2.            Гасанова Р.Х. Программа – руководство о предшкольному образованию. Путь к школе. Речевое развитие детей 5,5 – 7лет.

3.            Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2001.

4.            Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания, разрезная азбука для детей 6—7 лет / авт.- сост. Т. Е. Ковригина, Р. Е. Шеремет. - Волгоград: Учитель, 2009. - 268 с.

5.            Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М.: Ось – 89, 2001. – 240 с.

6.            Методическое пособие по обучению грамоте и письму: Кн. для учителя / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Н. А. Федосова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 107 с.

7.            Оморокова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.

8.            Полякова М. А. Как научить ребенка читать и писать / Марина Полякова, - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2008. -144 с.

9.            Пятак С. В. Читаю слова и предложения: для детей 5-б лет. В 2 ч. / С. В. Пятак; под ред. М. А. Зиганова. - М.: Эксмо, 2010. - 56 с.

Юрчишина В.Д. Вижу – Читаю – Пишу. – М., 2006

 

Математические ступеньки

Пояснительная записка

Предлагаемый курс определяет содержание работы по математической подготовке детей 6 лет к обучению в школе и задает основные направления реализации общих психолого-педагогических идей их развития на математическом материале.

Главные цели курса математики подготовительного периода – это формирование начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных способностей дошкольников.

В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если в процесс работы с математическим материалом систематически будут включаться задания, направленные на развитие логического мышления (проведение сравнений, анализа, разбиение объектов на группы, выделение части и целого, проведение доступных обобщений), пространственного воображения и речи ребенка.

Развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления позволяет целенаправленно и систематически развивать личностные качества и расширять познавательные возможности дошкольников, а это необходимое условие их подготовки к школе.

В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.

Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается метод практических действий, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая.

Более активное использование разнообразных дидактических игр математического содержания позволяет, с одной стороны, углублять математические знания, а с другой способствует формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), с другими детьми, формирует умения оценивать свои действия, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др. 

Использование предложенного содержания и описанных методов позволит осуществить предматематическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышления на уровень, позволяющий успешно усваивать математику в начальной школе.  

 

 

Содержание программы:

Признаки (свойства) предметов (цвет, размер, форма). Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный, такой же по форме и др.); по размеру (больше, меньше; узкий, широкий; шире, уже; длиннее, короче, такой же по длине и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.

Определение правила, по которому составлен предложенный ряд предметов, геометрических фигур. Составление (продолжение) ряда по заданному правилу.

Длина. Упорядочивание предметов по длине. Уравнивание длин двух предметов.

Подбор предметов по заданной длине. Свойство транзитивности отношений: длиннее – короче, выше - ниже, шире - уже и др., его использование при выполнении заданий.

Построение (дополнение) ряда предметов, геометрических фигур (таблиц) по заданному правилу.

Сравнение предметов по массе (на руках и с помощью чашечных весов без гирь)

Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.)

Временные представления: раньше - позже, вчера, сегодня, завтра. Неделя. Дни недели. Отсчет дней недели по порядку от любого дня недели. Времена года, их последовательность.

Неделя, месяц, год. Уточнение понятия «месяц» (как правило, четыре недели составляют месяц)

Определение времени по часам (по часовой стрелке). Простейшее сравнение времени (больше трех часов, меньше пяти часов и т.п.)

Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число 10.

Счет предметов. Сравнение групп предметов по количеству (больше, меньше, столько же) путем составления пар из элементов двух групп для определения отношения, в котором находятся эти группы. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка двумя способами.

Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов в этом ряду, возможность продолжить числовой ряд дальше от любого элемента.

Счет в прямом и обратном порядке. Независимость количества предметов в группе от их свойств, способа и порядка пересчета. Порядковый счет, его отличие от счета количественного.

Моделирование цифр из плоскостных элементов (треугольников, прямоугольников и др.)

Десяток, счет десятками.

Равенство, его обозначение в математике. Знак «равно».

Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций сложение и вычитание, название и обозначение этих действий (знаки «+», «-»)

Целое и часть.

Состав чисел первого десятка из двух слагаемых.

Задача. Отличие задачи от рассказа. Устное составление задач по рисункам. Решение задач с опорой на наглядный материал.

Составление задачи по схематическому рисунку и схематического рисунка по задаче Формирование начальных представлений об универсальности математических способов познания мира (одна и та же модель для задач с различными сюжетами)

Простейшие геометрические фигуры: отрезок, многоугольник (треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат), круг. Отличие многоугольника от круга.

Получение отрезка прямой сгибанием бумаги. Отрезок как сторона монгоугольника. Линейка – инструмент для вычерчивания отрезка.

Содержательно-логические задания на развитие:

— внимания (лабиринты, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы», «Исправь ошибки» и др.);

— воображения (деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую; подсчёт общего количества изображений одной и той же фигуры на контурном рисунке; дополнение заданной фигуры до целого с выбором нужных частей из нескольких предложенных);

— памяти (зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала; зрительные и слуховые диктанты на математическом материале с определением закономерности следования элементов);

— мышления (выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания; проведение простейших логических рассуждений, сравнений объектов по разным признакам, классификация объектов, чисел, геометрических фигур и др. по заданным условиям).

Планируемые результаты:

- ориентироваться на листе бумаги (вверху справа, внизу слева, в центре и др.), на плоскости и в пространстве (передвигаться в заданном направлении: вверх, вниз, направо, налево, прямо и т.д.);

—определять взаимное расположение предметов (правее, левее, выше, ниже, между и т. д.)

—сравнивать предметы по длине, массе, используя практические действия; упорядочивать их;

—называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа;

— сравнивать количество предметов в двух группах (больше, меньше, столько же);

—определять количество предметов в заданной группе и устно обозначать результат числом;

- объяснять (на предметах, предметных рисунках) конкретный смысл действий сложение и вычитание;

— различать и называть простейшие геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, квадрат, отрезок, круг), находить их прообразы в окружающем мире;

- воспринимать учебно-познавательную задачу и способы её решения;

— проводить мыслительные операции на несложном материале (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию объектов по заданным признакам, выявлять закономерности и использовать их для выполнения заданий, проводить простейшие логические рассуждения и др.).

Литература

1.     Методические рекомендации к программе «Преемственность»: пособие для педагогов /Н.А.Федосова, Т.В.Белова, В.А.Солнцева и др.; науч.рук. Н.А.Федосова. – М.: Просвещение, 2013

2.     Новикова В.П. Математика в детском саду. Подготовительная группа –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010

3.     Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет /Н.А.Федосова, Е.В.Коваленко, И.А.Дядюнова и др.; науч.рук. Н.А.Федосова. – М.: Просвещение, 2013

4.     Волкова С.И. Математические ступеньки. Учеб.пособие для подгот. детей к школе. / С.И.Волкова. - М.: Просвещение, 2007

 

Мелкая моторика рук

Пояснительная записка

 

Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Дополнительное дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Для реализации этих целей я работаю по теме «Развитие мелкой моторики детей с применением социо-игровой технологии».         
Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях – это движения пальцев руки и органов артикуляционного аппарата., практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Речевые зоны Брокка и Вернике расположены непосредственно рядом с зоной, отвечающей за движения мелкой моторики, поэтому, стимулируя моторику, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Кончики пальцев рук — это « второй мозг». Еще великий немецкий философ И. Кант писал, что «рука является вышедшим наружу головным мозгом».
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев.
Целенаправленное воспитание двигательно-координационных способностей (включая упражнения на «ручную ловкость») учащихся способствует коррекции нарушений психомоторного развития, а также улучшает умственную работоспособность, тем самым активно включает их в речевое общение.
Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет особое значение.
В результате вышесказанного актуальность программы «Волшебные пальчики» для дошкольников необходима и продиктована временем. Учитывая значимость развития мелкой моторики дошкольников, была предпринята попытка создания системного подхода в обучении по указанному направлению.
Специфика содержания образования позволяет детям в образной форме воспринимать общие связи и отношения, объективно существующие в окружающем мире: качество – количество, пространство – время, целое – часть, последовательность. Решающее значение в этом процессе я отвожу моделированию скрытых связей и отношений в форме наглядных образов, отражающих общее в единичном. Образное отражение позволяет малышам воспринимать мир в целостности и осваивать жизненное пространство. Обучение детей организую в форме игры и связанных с ней деятельностей, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение со взрослым. Создаю условия для свободного выбора ребёнком содержания деятельности и возникновения взаимообучения детей.

Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию.
Учитываю особенность периода , отличающую его от других, последующих этапов развития: он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Формирую такие качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему и представляют собой «заделы» на будущее, так как в дошкольном детстве складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.  

 

 

Актуальность данной программы

Актуальность в Развитии навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Основной целью программы является создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей дошкольников.

Цель конкретизируется в следующих задачах:

  • развитие точности выполнения движений,
  • уровня переключаемости,
  • полноты объема движений пальцев рук,
  • умения управлять мышцами-сгибателями при удержании пальцев рук,
  • совершенствование координации движений руки и глаза;
  • совершенствование лексической, произносительной стороны речи, развитие коммуникативных навыков;
  • формирование интереса и положительной мотивации обучения;
  • формирование умения действовать по словесным инструкциям, самостоятельно выполнять поставленные задачи.

    Наиболее эффективным способом решения поставленных задач является личностно-ролевая форма организации совместной работы учащихся. Вся деятельность делится между группами учеников.

    Эффективность коррекционных занятий значительно повышается, если соблюдаются правила организации занятий, предлагаемые М. М. Безруких. Основные из них:
    1. Перед каждым занятием следует объяснить его цель: что будем делать, как, для чего.
    2. Через каждые 5—7 мин занятия целесообразно проводить физминутки, используя упражнения на расслабление, формирование правильной осанки, упражнения для глаз.
    3. Начинать занятие следует с разминки, далее давать более легкое задание, затем переходить к более сложному заданию и заканчивать выполнением заданий, которые не вызывают у ребенка особых затруднений.
    4. Соотношение известного материала и совсем неизвестного может составлять 75% к 25%.
    5. Предоставить возможность ученику самому выбрать оптимальный темп деятельности; установки всех заданий давать, не на скорость, а на качество.
    6. Обязательно оценивать работу, отмечая правильность выполнения допущенные ошибки, объясняя, как их нужно исправить. Любые замечания должны быть поддерживающими и конструктивными.
    7. Поощрять инициативу детей, интерес, желание задавать вопросы, обратиться за помощью.
    8. Следить за соблюдением правильной осанки.
    9. Закончить занятие следует на оптимистичной ноте.

    Программа включает в себя следующие разделы:
  • пальчиковая гимнастика
  • лепка
  • аппликация
  • графические упражнения
  • игры и действия с предметами.

В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

В разделе “Лепка” в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.

В разделе “Аппликация” дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.

В разделе “Графические упражнения” игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.

В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.


Принципы программы
1. Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С.Л.Рубинштейну).
2. Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.
3. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.
4. Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.


Этапы реализации программы:
1.Ориентировочный этап – посвящен решению следующих задач:
а) знакомство детей с рабочими материалами: прищепками, , соленым тестом, дидактическими играми для развития мелкой моторики, и правилами их использования;
б) создание в подгруппах доброжелательной атмосферы, снятие тревожности, эмоционального напряжения.
2. Коррекционно-развивающий этап– направлен на достижение основных задач программы.
3. Заключительный этап – направлен на закрепление и отработку навыков и умений, сформированных в ходе занятий.

 

Особенности возрастной группы детей

Программа реализуется с группами детей  5 -7  лет.

В дошкольном возрасте ребенок все чаще познает мир за пределами своей семьи. Усложняется содержание общения с окружающими людьми, увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок. Основная тенденция дошкольного возраста выражается в возникновении стремления ребенка быть таким же, как взрослый. Однако сами взрослые не всегда готовы принять данную позицию ребенка, запрещая ему манипулировать многими предметами быта. Подражая взрослым, ребенок проявляет самостоятельность, приучается к общественно полезному труду. Потребность быть, как взрослый удовлетворяется в сюжетно-ролевой игре наиболее сложном виде деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста. Поэтому когда ребенок на просьбу родителей что-либо сделать, отвечает, что еще не доиграл, нужно посмотреть, во что именно играет ребенок. В играх дети проигрывают роли и ситуации, которые видят в реальной жизни.


Основные формы и методы работы с детьми

Дополнительная образовательная программа «Развитие мелкой моторики» рассчитана на 1 год обучения. Численный состав группы не должен превышать 15 человек. Продолжительность занятия 30 мин.

Каждое занятие состоит из 3-х частей:
Вводная часть – 3-5 минут.
Основная часть – 10-15 минут.
Заключительная часть – 3-5 минут.



Форма организации детей – групповая.

Вводная часть
Цель: развитие эластичности мышц; повышение подвижности суставов; развитие силы, гибкости пальцев; воспитание навыка удержания позы; «расковывание» руки ребенка; вызов положительных эмоций и стой­кого интереса к деятельности.
Основные приемы работы – пальчиковая гимнастика с предметами и без предметов. Компоновка упражнений комплексов пальчиковой гимнастики может быть произвольной, так как они все направлены на развитие объема движений, их силы, координации, переключаемости, точности, удержания позы.
Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, 5-7 раз, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе – это зависит от направленности упражнения.
Педагог должен следить за правильной постановкой кисти руки ребенка, точностью выполнения и переключения с одного движения на другое, при необходимости давать спокойные, четкие указания.
Пальчиковая гимнастика любого вида начинается с разогрева и разминки мышц кистей рук, повышения подвижности суставов с помощью самомассажа, который помогает снять усталость, напряжение мышц от процесса работы пальчиками и оказывает разогревающее и тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения, состояние мышц и суставов кистей рук.
Число упражнений и их продолжительность педагог регулирует самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности детей. Критерием качества выполняемых упражнений служит появление усталости кисти руки: легкая усталость – показатель правильной мышечной нагрузки, сильная усталость, возникшая нескоординированность движений – признаки переутомления.

Содержание основной части соответствует задачам программы.
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, графической моторики, зрительно-моторной координации, умений управлять своими движениями.

Основные приемы: дидактические игры, пальчиковые игры, игры с малым, колючим мячом, а также следующие упражнения:

- шнуровка;
- прищепки;

- скрепки;

- крышки;

- пуговицы;
- обведение рисунка по контуру, копирование;
- аппликация с использованием не традиционных методов, таких как – скомканная бумага, крупы, семечки, ткани, обрезки журналов и газет.

- лепка из солёного теста

- рисование пальчиками


Заключительная часть
Цель: снижение физической усталости и морального напряжения во время занятия; подведение итогов занятия.
Включает в себя приемы, способствующие саморегуляции детей, а именно: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); двигательные упражнения, включающие одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку.

Содержание занятий.

  • Пальчиковая гимнастика

Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.

  • Лепка

Знакомство с материалами (глина, пластилин, соленое тесто). Приемы работы различными инструментами (стек, скалка). Приемы изготовления изделий путем вытягивания из целого куска. Техника безопасности при работе с глиной и пластилином.

  • Аппликация

Знакомство с различными видами бумаги (неокрашенная – цветная, гофрированная, бархатная); инструментами, необходимыми для работы с бумагой (ножницы, кисточка, гладилка), их назначение и применение; свойствами бумаги (толстая – тонкая, мягкая – жесткая). Приемы работы с бумагой: вырывание, сминание, разрезание, изготовление деталей по шаблону. Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.

  • Графические упражнения

Ознакомление с различными видами штриховки, рисование по клеточкам (по образцу), графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами.

  • Игры и действия с предметами

Игры с карандашом, бусами, орехами, счетными палочками; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков; переборка круп; работа с мозаикой и строительными материалами, прищепками.

Условия реализации программы

Успешной реализации программы, достижению поставленных целей и задач способствует наличие в кабинете и использование на занятиях специального оборудования:
- разнообразных мелких предметов (пуговиц, бусинок, камешек, орешек, гороха, фасоли и др.);
- наборов счетных палочек;
- наборов цветных спичек;
- пробок от пластиковых бутылок разного цвета;
- мячей (колючих, каучуковых, рифленых);
- кистевых эспандеров;
- прищепок бельевых;
- трафаретов по лексическим темам;
- природного материала для самомассажа (грецких орехов, сосновых шишек);
- «сухих бассейнов» — емкостей, наполненных горохом или фасолью, — для самомассажа кистей.

В кабинете в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание с ними играть в свободное время: на переменах и динамических часах:
- различные виды мозаики, конструкторов;
- пазлы;
- игрушки-шнуровки;
- наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;
- различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, слипы.

Описание планируемых результатов


К концу курса воспитанники должны знать:
· приемы самомассажа рук;
· названия 5-6 предметов из изучаемых обобщающих групп.
Уметь:
·соизмерять, подчинять движения контролю взора;
· владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.);
· выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «пианино» и т.п.).

· пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком;

· изготавливать простейшие изделия из бумаги, пластилина, соленого теста, глины;

· работать с трафаретами;

· изготавливать детали по шаблону;

· застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;

· завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.

выполнять аппликации из различных материалов (ткань, бумага, природные материалы)

· лепить шар, цилиндр, диск, куб;

· строить симметричные фигуры, рисунки по координатам точек;

  • изготавливать поделки в технике “аппликация”,по образцу;
  • пользоваться ножницами, вырезать простейшие детали по контуру;
  • применять приемы лепки: раскатывание, скатывание, расплющивание, сгибание, присоединение;
  • плести косички из ниток;
  • выполнять шнуровку.

Учебно-методическое обеспечение.

Материалы:

  • различные виды бумаги (цветная, неокрашенная, бархатная, гофрированная, самоклеющаяся);
  • различные виды ткани;
  • картон;
  • соленое тесто (соль, мука);
  • пластилин;
  • природные материалы;
  • вторичное сырье;
  • фольга;
  • клей ПВА;
  • нитки;
  • пуговицы.

Оборудование:

  • баночки для воды;
  • крупа мелкая и крупная;
  • счетные палочки;
  • бусы;
  • ленты;
  • шнурки;
  • строительный материал;
  • шаблоны;
  • салфетки;
  • образцы готовых изделий;
  • массажные мячи;

Инструменты:

  • ножницы;
  • линейка;
  • стеки;
  • кисточки;
  • карандаши, фломастеры, краски;
  • иголки;
  • трафареты.

Наглядные пособия:

  • иллюстрации;
  • игрушки;
  • мозаика (кнопочная, шариковая, геометрическая);
  • конструктор(палочки Кьюзенера);
  • набор геометрических тел (Блоки Дьёнеша);
  • коллекции бумаги, картона, ткани;


Список литературы

1.     Александрова Э.И. Развивающие прописи. – Харьков – Москва: “Инфолайн”, 1994.

2.     Алексеевская Н.А. Волшебные ножницы. - М.: “Лист”, 1998. 198с.

3.     Афонькин С.Ю. Игрушка из бумаги.

4.     Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: “Фким”, 1996. 207 с.

5.     Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.

6.     Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.

7.     Виноградова Н.Ф. Все о младшем школьнике. – М.: “Вентана-Граф”, 2004. 400с.

8.     Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 1991. 93 с.

9.     Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.

10.Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием (1-4 классы) Уроки труда. – М.: “АСТ - ПРЕСС”, 2000. 140 с.

11.Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1-4 классах. – М.: “Начальная школа”, 1994. 192 с.

12.Гусакова М.А. Аппликация. – М.: “Просвещение”, 1987. 45 с.

13.Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. – М.: “Сфера”, 1999. 107 с.

14.Дегтярева Т. Умные поделки. – М.: “Лист”, 1999. 133 с.

15.Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.

16.Конышева Н.М. Лепка в начальной школе. – М.: “Просвещение”, 1980.

17.Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.

18.Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: “Карапуз”, 1999.

19.Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. 190 с.

20.Нагибина Н.И. Чудеса из ткани своими руками. - Ярославль: “Академия развития”, 1998. 205 с.

21.Потапова Е.Н. Радость познания. – М.: “Просвещение”, 1990. 94 с.

22.Рейд Б. Обыкновенный пластилин. – М.: “АСТ – ПРЕСС”, 1998.128 с.



Нормативно – правовое основание разработки программы

-Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее - 273-ФЗ);

-                                    Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Приказ № 196);

-                                    Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196» (далее – Приказ № 533);

-Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (далее – СП 2.4.3648-20);

-Приказ министерства просвещения   России   от   03.09.2019   №   467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

-Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678 – р  «О концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».

Календарный учебный график

 

Программа

Дополнительная                    общеобразовательная общеразвивающая       программа       социально – педагогической направленности «Умники и умницы»

1

Начало учебного года

С 01.09.2023  года

2

Продолжительность     учебного

Периода

36 учебных недель

3

Продолжительность

Недели

учебной

5 дней

4

Периодичность

Занятий

учебных

2 раза в неделю по 2  часа

5

Продолжительность

Занятий

учебных

Продолжительность учебного часа 45 минут

6

Время     проведения

Занятий

учебных

Начало не раннее чем через 1 час после учебных

занятий, окончание не позднее 19.30

7

Продолжительность перемен

10-15 минут

8

Окончание учебного года

31.05.2024  года

9

Аттестация обучающихся

Вводный мониторинг –сентябрь 2023 года. Промежуточная аттестация – декабрь 2023 года.

Итоговая аттестация – май 2024 года.