АКВАРЕЛЬ

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Акварель» соответствует требованиям нормативно-правовых документов Российской Федерации.

Программа разрабатывалась в соответствии с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования и науки РФ.

 

 Нормативно – правовое основание разработки программы

-Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее - 273-ФЗ);

-                                    Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Приказ № 196);

-                                    Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196» (далее – Приказ № 533);

-Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (далее – СП 2.4.3648-20);

-Приказ министерства просвещения   России   от   03.09.2019   №   467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

-Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678 – р  «О концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».

 

 

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Акварель» имеет художественную направленность.

Реализация программы ориентирована на формирование и развитие творческих способностей детей и удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании за рамками основного образования.

Реализация образовательной программы не нацелена на достижение результатов освоения образовательной программы дошкольного образования и основной образовательной программы начального общего образования, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного и основного общего образования.

 

Актуальность программы

Актуальность данной программы заключается в ее соответствии социально-педагогическим требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально- активной личности. Именно эти качества формируются и развиваются у учащихся в процессе занятий по данной программе. Кроме того, овладевая навыками разнообразных технологий, ребёнок свободнее ориентируется в окружающих его материалах, что значительно повышает его творческий потенциал.

Данная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации дети знакомятся с историей изобразительного искусства, с его ролью в жизни человека, с взаимосвязью изобразительного и других видов искусств, участвуют в выставках изобразительного искусства, изучают национальный народный костюм, культуру, прикладные искусства. Таким образом, в работах, учащихся используется региональная, национальная специфика.

В процессе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Акварель» осуществляется профориентационная работа, которая направлена на знакомство с профессиями, близкими к художественному творчеству: художника, архитектора, дизайнера, оформителя и т.д. Эта работа проводится в форме экскурсии в городской выставочный зал, в художественную школу, встреч с людьми разных художественных профессий и др.

В ходе программы учащиеся включаются в такие ситуации, в которых человек получает социальный опыт. У них появляется возможность совместной деятельности с представителями других творческих коллективов, художественных профессий, возможность получить опыт выполнения работы на заказ, узнать об интересующей профессии, научиться работать с деловой документацией.

 

Отличительные особенности программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Акварель» построена по концентрическому типу. Все блоки программы в разной мере присутствуют практически на каждом занятии и на каждом году обучения, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя его. 

Данный принцип способствует поддержанию творческого интереса к изобразительной деятельности, самовыражению и самореализации учащихся.

В современных условиях к дополнительному образованию предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные люди, способные принимать ответственные решения.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Акварель» рассчитана на 1 год обучения, возраст учащихся 5 -  12 лет.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Акварель» имеет стартовый уровень освоения.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Акварель» включает комплексную реализацию следующих блоков: 1 блок. «Живопись» – изучение основных техник  (акварель, гуашь, масляные краски).

В этом блоке нарабатывается умение смешивать разнообразные цвета и использовать их для достижения большего эффекта, соблюдая основное правило последовательности работы: «от общего к частному» и «от частного к общему». Все обучение осуществляется с ориентацией на формирование и реализацию собственного замысла учащегося.

2                 блок. «Рисунок» – это фундамент и в то же время средство создания произведения искусства, выражение творческого замысла. Он является одной из форм фиксации быстро проходящих натурных впечатлений. Изучение идёт от простейших геометрических форм посредством анализа неживой и живой природы (натюрморт, пейзаж, животные) к самому сложному – изображению человека.

3                 блок. «Композиция» – декоративное рисование и художественное конструирование.

Композиция совершенствует умение обобщать, выделять в каждом предмете и явлении главное, типичное. Она развивает воображение, чувство ритма, понимание гармонии и равновесия, учит ценить конструктивную ясность и целесообразность, т.е. формирует качества, которые необходимы в практической деятельности при изучении других разделов.

4                 блок. «Зарисовки и наброски» –наряду с длительными учебными занятиями большое место в программе отведено зарисовкам и наброскам (быстрым рисункам).

Работа над набросками развивает наблюдательность и остроту глаза умение быстро выбирать и зарисовывать наиболее характерное и типичное в натуре, будь то неодушевлённый предмет, пейзаж, животное или человек.

В отличие от существующих, данная программа позволяет:

      развивать ключевые компетентности средствами дополнительного образования; 

      концентрировать педагогическое внимание на индивидуальных интересах учащегося, своевременно идентифицировать проблемы обучения; 

      осуществлять реальную педагогическую поддержку ребёнка в достижении поставленных им образовательных целей;  

      реализовать права каждого учащегося на выбор содержания, способов и темпа освоения образовательной программы; 

      конструировать оптимальный учебно-методический комплекс программы дополнительного образования детей.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Акварель» также имеет культурологический и региональный компоненты:

 

Адресат программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Акварель» стартового уровня рассчитана на 1 год  обучения, возраст учащихся 5 - 12 лет.

Занятия проводятся в группах по 15 человек.

На обучение по программе принимаются все желающие.

Программа может быть адаптирована для учащихся с особыми образовательными потребностями, в том числе для детей – инвалидов, приём которых осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и по решению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). В этом случае численный состав объединения может быть сокращён.

 

Объем программы

Общий объем программы стартового уровня составляет:

первый год обучения – 144 часа.

 

Формы обучения и виды занятий по программе

Формы и виды обучения, используемые при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Акварель»:  

-   самостоятельная индивидуальная работа;

-   групповая работа (кооперативное обучение);

-   мини-лекции;

-   эвристическая беседа;

-   выставка, галерея;

-   игровая программа;

-   мастер-класс;

-   практическое занятие;

-   соревнования;

-   презентации;

-   дистанционная форма;

-   экскурсии;

-   встреча с интересными людьми;

-   творческая встреча;

-   творческая мастерская;

-   творческий отчёт;

-   вернисаж;

-   открытое занятие;

-   праздник;

-   практическое занятие;

-   представление

Программой также предусмотрена работа с родителями (законными представителями), которая предполагает проведение родительских собраний, открытых занятий, совместных мероприятий (мастер-классы, походы выходного дня). 

Для реализации творческого самовыражения и самореализации учащихся в образовательновоспитательном процессе применяются следующие методы:

-   объяснительно-иллюстративный;

-   репродуктивный;

-   частично-поисковый (эвристический); проблемный; исследовательский.

На занятиях используются индивидуальные и групповые формы организации деятельности учащихся на занятиях.

В случае объявления карантина или низких температур в зимний период предусмотрена дистанционная форма обучения.

 

Срок освоения программы

Срок освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Акварель» составляет 1 года обучения.

 

Режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, продолжительностью 45 минут каждое.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Акварель» составлена с учётом санитарно-гигиенических требований, рекомендаций психологов и медицинских показаний о возрастных особенностях учащихся и порядка проведения занятий. 

Особое внимание уделено использованию здоровьесберегающих технологий в реализации программы:

-     динамические паузы: во время занятий, 2-5 минут, по мере утомляемости учащихся рекомендуется включать элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, двигательные упражнения и другие;

-     релаксация: в зависимости от цели занятия и состояния учащиеся, педагог определяет интенсивность работы. Для создания более комфортной обстановки используется спокойная классическая музыка, звуки природы.

Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения и закрепления инструктажа по технике безопасности по соответствующим инструктажам.

 

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: развитие личности учащегося, способного к творческому самовыражению и самореализации с помощью изобразительного искусства.

Задачи:

обучающие:

-     сформировать умение учащихся анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства, определять средства выразительности и передавать их в рисунке (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

-     научить учащихся создавать сюжетно-тематические композиции с использованием разнообразных техник в живописи, графике, композиции;

-     совершенствование у учащихся практических навыков конструирования; воспитательные:

-     формировать устойчивый интерес учащихся к изобразительному искусству, способность воспринимать его исторические и национальные особенности;

-     способствовать формированию у учащихся духовно-нравственных ценностей и патриотических чувств учащихся;

-     формировать у учащихся умение работать в команде;

-     воспитывать у учащихся аккуратность, усидчивость, уверенность в своих силах; развивающие:

-     развивать художественно-образную память учащихся, творческую активность, художественные способности и возможности, воображение и фантазию;

-     развивать у учащихся эстетическое восприятие предметов, явлений окружающего мира и эмоциональное отношение к ним;

-     способствовать развитию пространственного воображения, логического мышления, творческих способностей и креативности учащихся.

            

1.3. Содержание программы

Учебный план I год обучения

(стартовый уровень)

 

Название раздела/темы

Количество часов

 

Дата проведения

Всего

Теория

Практика

1.

Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу.

Инструктаж по ТБ.

2

2

 

 

1.1.

Вводное занятие

2

2

 

 

2.

Основы гуашевой живописи

18

10

8

 

2.1.

Создание композиции, перспектива

2

2

 

 

2.2.

Способы рисования гор, неба, атмосферы

2

2

 

 

2.3.

Изучение построения деревьев

2

2

 

 

2.4.

Размывка по мокрому: небо, облака, создание темноты, горы, скалы

2

2

 

 

2.5.

Способ прорисовки деревьев (кора, ветви, тень, свет)

2

2

 

 

2.6.

Форэскиз, создание сюжета в перспективе

2

 

2

 

2.7.

Первый план, компоновка листа, детализирование

2

 

2

 

2.8.

Подмалевок в цвете, основной тон

2

 

2

 

2.9.

Создание эффектов

2

 

2

 

3.

Тематическая композиция

44

8

36

 

3.1.

Создание открытки

2

2

 

 

3.2.

Сюжет

2

2

 

 

3.3.

Разработка композиции  с использованием форэскизов

2

2

 

 

3.4.

Графическое построение

2

2

 

 

3.5.

Графическое построение

2

 

2

 

3.6.

Графическое решение композиции в тоне

2

 

2

 

3.7.

Симметричная и ассиметричная композиция

 

 

 

 

3.8.

Выделение главного элемента

2

 

2

 

3.9.

Пропорциональность рисунка. Работа по планам

2

 

2

 

3.10.

Цветовое решение

2

 

2

 

3.11.

Прорисовка, используя два цвета

2

 

2

 

3.12.

Живописное решение освещенность

2

 

2

 

3.13.

Выполнение различных способов прорисовки

2

 

2

 

3.14.

Выполнение различных способов прорисовки (объемно)

2

 

2

 

3.15.

Детали, создание эффектов

2

 

2

 

3.16.

Соединение несколько цветов

2

 

2

 

3.17.

Детальная прорисовка

2

 

2

 

3.18.

Знакомство с основами шрифта

2

 

2

 

3.19.

Техника выполнения шрифта

2

 

2

 

3.20.

Выполнение в цвете

2

 

2

 

3.21

Прорисовка и стилизация

2

 

2

 

3.22

Выделение главного элемента

2

 

2

 

4.

Сюжетное рисование

 40

10

30

 

4.1.

Разработка фотоэскиза схематичного построения животных, сказочных персонажей

2

2

 

 

4.2.

Схематичное построение, передача пропорций

2

2

 

 

4.3.

Объём, форма

2

2

 

 

4.4.

Особенности движения. Использование зарисовок и набросков животных

2

2

 

 

4.5.

Композиционное  и пространственное изображение . Создание объёмности в композиции

2

2

 

 

4.6.

Графическое создание персонажа, животного

2

 

2

 

4.7.

Создание объема, формы, особенности движения

2

 

2

 

4.8.

Зарисовки животного

2

 

2

 

4.9.

Использование в композиции зарисовок и набросков животных

2

 

2

 

4.10.

Схематичное построение, передача пропорций

2

 

2

 

4.11.

Конструктивное построение, осевые линии

2

 

2

 

4.12.

Создание первого плана, введение главного героя в сюжете

2

 

2

 

4.13.

Создание первого плана, введение главного героя в сюжете

2

 

2

 

4.14.

Передача объема фигуры животного светотенью

2

 

2

 

4.15.

Передача общего колорита, больших цветовых отношений

2

 

2

 

4.16.

Передача общего колорита, больших цветовых отношений

2

 

2

 

4.17.

Способы прорисовки шерсти, оперения

2

 

2

 

4.18.

Способы прорисовки шерсти, оперения

2

 

2

 

4.19.

Передача пространства или неглубокого пространства

2

 

2

 

4.20.

Передача пространства или неглубокого пространства

2

 

2

 

5.

Эстампы

40

10

30

 

5.1.

Эстампы – способы и виды рисования

2

2

 

 

5.2.

Кусочная композиция. Способ работы. Способ рисования

2

2

 

 

5.3.

Идейно-художественный замысел

2

2

 

 

5.4.

Разработка разных видов, вариантов композиции

2

2

 

 

5.5.

Характер и замысел композиции

2

2

 

 

5.6.

Компоновка композиции на листе, расположение сюжета

2

 

2

 

5.7.

Прорисовка главного выразительного художественного образа

2

 

2

 

5.8.

Выполнение в графике замысла композиции и его характера

2

 

2

 

5.9.

Графическое построение эскизов в тоне

2

 

2

 

5.10.

Способы прорисовки плоскостью

2

 

2

 

5.11.

Способы прорисовки графически

2

 

2

 

5.12.

Способы прорисовки объемно

2

 

2

 

5.13.

Выполнение техники моделирования формы

2

 

2

 

5.14.

Передача тонального отношения

2

 

2

 

5.15.

Обобщение сюжета

2

 

2

 

5.16.

Переходы от общего фона к деталям

2

 

2

 

5.17.

Прорисовка деталей сюжета

2

 

2

 

5.18.

Обобщение сюжета в целом

2

 

2

 

5.19.

Итоговое занятие

2

 

2

 

5.20.

Итоговое занятие

2

 

2

 

 

Итого:

144

40

104

 

 

Содержание учебного плана I год обучения

(стартовый уровень)

ЦЕЛЬ первого года обучения – приобщение учащихся к изобразительному искусству, формирование умения рационального распределения времени и сил на выполнение творческих заданий в рамках учебной программы 

 

ЗАДАЧИ: 

-   сформировать компетентности учащихся по разделам программы: рисунку, живописи, композиции; 

-   развивать наблюдательность, зрительную память, пространственное мышление учащихся и способность эмоционально воспринимать окружающую действительность и передавать в художественно-творческой деятельности; 

-   воспитать способность учащихся передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным и позитивным явлениям жизни и искусства.

 

Тема 1. Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу. Инструктаж по ТБ. (2ч.)

Теория. Ознакомление с программой 1года обучения, летописью изостудии «Волшебная кисть.20». Организация рабочего стола. Инструктаж по ТБ. 

 

Тема 2. Основы гуашевой живописи(18 ч.)

Теория. Создание композиции, перспектива. Способы рисования гор, неба, атмосфера. Изучение построения деревьев (сосны, ели). Размывка по мокрому: небо, облака, создание темноты, горы, скалы. Способ прорисовки деревьев (кора, ветви, тень, свет).

Практика. Форэскиз, создание сюжета в перспективе. Первый план, компоновка листа, детализирование. Подмалевок в цвете, основной тон. Создание эффектов. 

 

Тема 3.Тематическая композиция (44 ч.)

Теория. Создание открытки. Сюжет. Разработка композиции с использованием форэскизов. Графическое построение.

Практика. Графическое построение. Графическое решение композиции в тоне. Симметричная и ассиметричная композиция. Выделение главного элемента. Пропорциональность рисунка. Работа по планам. Цветовое решение. Прорисовка, используя два цвета. Живописное решение освещенность. Выполнение различных способов прорисовки. Выполнение различных способов прорисовки (объемно). Детали, создание эффектов. Соединение несколько цветов. Детальная прорисовка. Знакомство с основами шрифта. Техника выполнения шрифта. Выполнение в цвете. Прорисовка и стилизация. Выделение главного элемента.

 

Тема 4. Сюжетное рисование(40 ч.)

Теория. Разработка форэскиза. Схематичного построения животных. Сказочных персонажей. Схематичное построение, передача пропорций. Объем, форма. Особенности движения. Использование зарисовок и набросков животных. Композиционное и пространственное изображение. Создание объемности в композиции.

Практика. Графическое создание персонажа, животного. Создание объема, формы, особенности движения. Зарисовки животного. Использование в композиции зарисовок и набросков животных. Схематичное построение, передача пропорций. Конструктивное построение, осевые линии. Создание первого плана, введение главного героя в сюжете. Передача объема фигуры животного светотенью. Передача общего колорита, больших цветовых отношений. Способы прорисовки шерсти, оперения. Передача пространства или неглубокого пространства

 

Тема 5. Эстампы (40 ч.)

Теория. Эстампы – способы и виды рисования. Кусочная композиция. Способ работы. Способ рисования. Идейно-художественный замысел. Разработка разных видов, вариантов композиции. Характер и замысел композиции.

Практика. Компоновка композиции на листе, расположение сюжета. Прорисовка главного выразительного художественного образа. Выполнение в графике замысла композиции и его характера. Графическое построение эскизов в тоне. Способы прорисовки плоскостью. Способы прорисовки графически. Способы прорисовки объемно. Выполнение техники моделирования формы. Передача тонального отношения. Обобщение сюжета. Переходы от общего фона к деталям. Прорисовка деталей сюжета. Обобщение сюжета в целом.

 

1.4. Планируемые результаты освоения программы

В результате обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Акварель» учащиеся овладевают следующими компетентностями: 

 

 

год

 

 

Компетентности

Образовательная 

Коммуникативная

Информационная 

Деятельностная

I (СУ)

Правильное определение общего пространственного положения предмета, пропорций частей. Первоначальные навыки рисования (определение главного в работе, компоновка, выбор техники).

 

Умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, взаимодействовать со сверстниками.

Умение анализировать и обсуждать результаты собственной художественнотворческой деятельности.

Овладение первоначальными умениями передачи, поиска и преобразования информации.

Умение контролировать и оценивать свою деятельность, умение предвидеть возможные последствия своих действий. Соблюдение норм поведения в окружающей среде.

 

К концу 1-го года обучения (стартовый уровень), учащиеся овладевают 

следующими компетентностями:

-     умение выбирать правильное определение общего пространственного положения предмета, пропорций целого и частей;

-     умения и навыки систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать, интерпретировать и критически оценивать полученную информацию;

-     умение осуществлять основные понятия о строении формы и пропорциях;

-     первоначальные навыки рисования (определение главного в работе, компоновка, выбор техники);

-     умение контролировать, оценивать и корректировать знания о светотени, о локальном свете (свет, тень, рефлекс); умение выбирать правильное определение общего пространственного положения предмета, пропорций целого и частей;

-     умения и навыки систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать, интерпретировать и критически оценивать полученную информацию;

            

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график

 Календарный учебный график

 

Программа

Дополнительная                      общеобразовательная общеразвивающая         программа                                       художественной направленности «Акварель»

1

Начало учебного года

С 01.09.2023  года

2

Продолжительность        учебного

Периода

36 учебных недель

3

Продолжительность

Недели

учебной

5 дней

4

Периодичность

Занятий

учебных

2 раза в неделю по 2  часа

5

Продолжительность

Занятий

учебных

Продолжительность учебного часа 45 минут

6

Время      проведения

Занятий

учебных

Начало не раннее чем через 1 час после учебных

занятий, окончание не позднее 19.30

7

Продолжительность перемен

10-15 минут

8

Окончание учебного года

31.05.2024  года

9

Аттестация обучающихся

Вводный мониторинг –сентябрь 2023 года. Промежуточная аттестация – декабрь 2023 года.

Итоговая аттестация – май 2024 года.

 

Условия реализации программы

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение реализации программы:

Для реализации общеобразовательной общеразвивающей программы необходимо материально-техническое оснащение:

-     оборудованный учебный кабинет (стол для педагога, столы для учащихся, стулья, флипчарт, магниты для флипчарта, стенды, шторы-затемнения, мольберты, планшеты, подсветка для постановок, постановочные столы, мольберты с длинными стойками (для работы стоя), наглядные материалы, муляжи фруктов и овощей, драпировки, сухостой, гипсовые слепки головы и частей лица, гипсовые розетки, маркеры).

-     технические средства обучения (телевизор, DVD-плейер, видеокамера, фотоаппарат, магнитофон, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, флешкарта, диски CD-RW).

-     учебно-методическое обеспечение (дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, учебно-методический комплекс: дидактические материалы, плакаты, видеотека, методические рекомендации, сборники материалов, образцы работ учащихся, сценарии, мониторинг по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе). 

 

Этапы и формы аттестации

 

Вид контроля

Тема/раздели контрольные измерители аттестации (что проверяется)

Форма аттестации

I год обучения

Текущий контроль

1. Тема: Основы гуашевой живописи. Тематическая композиция.

-Знать основные понятия о строении формы и пропорциях.

-                     Владеть          правильным определением            общего пространственного положения предмета, пропорций целого и частей.

-                     Создать первоначальные навыки рисования (определение главного в работе, компоновка, выбор техники).

Тест

2. Темы: Сюжетное рисование. Эстампы.

-                     Знать задачи светотени (блик, свет, полутон, собственная тень, рефлекс и падающая тень).

-                     Уметь владеть элементами штриха, заливка цветом, созданием цветом различных тоновых градаций, смешивание красок.

-                     Создать цветовое пятно, варианты его решения.

Выставка

Промежуточная аттестация

-  Показать логическое мышление в графике.

-  Знать о первоначальных навыках рисования.

-  Знать о светотени, локальном свете (свет, тень, рефлекс)

Практическая работа

 

-                     Уметь определять связь внешних форм с конструкцией предмета (изображая рад предметов).

-                     Знание задач светотени (блик, свет, полутон, собственная тень, рефлекс, падающая тень).

-                     Уметь точно передавать форму и пропорции геометрических фигур, бытовых предметов.

Самостоятельная работа

 

-                     Уметь работать над композицией, составленной из несколько предметов.

-                     Владеть техникой форэскизов.

-                     Знать «азы» художественного конструирования.

Практическая работа

 

Аттестация по завершению реализации программы

 

-Знать внешние формы предметов, конструкция предмета -Уметь изображать ряд предметов, с учётом перспективных сокращений, невидимых контуров модели.

-Понимать связь их с видимыми очертаниями относительно линии горизонта

Выставка 

 

Оценочные материалы

Диагностика          результативности     сформированных      компетенций,            учащихся            по дополнительной общеобразовательной программе «Акварель» осуществляется на различных этапах усвоения материала при помощи следующих методов диагностики и контроля (критерии и показатели в Приложении № 2):

-     анкетирование, 

-     наблюдение, 

-     опрос, 

-     контрольные задания, 

-     практические задания, 

-     тестирование,

-     словесный, 

-     наглядный,

-     аналитический, 

-     репродуктивный, 

-     проблемно-поисковый,

-     методы самостоятельной работы и работы с педагогом.

Оценка знаний, учащихся осуществляется в процессе диагностики: текущего контроля, промежуточной аттестации и аттестации по завершению реализации программы с помощью тестов, индивидуальных заданий по разным темам программы. Также по результатам изучения каждого из блоков дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы проводится итоговый отбор работ для участия в выставке. Критерии оценки подробно описаны в мониторинге учета результатов обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.

В образовательном процессе функционирует воспитательная система, которая создает особую ситуацию развития коллектива учащихся, стимулирует, обогащает и дополняет их деятельность. Ведущими ценностями этой системы является воспитание в каждом ребенке доброты, активной гражданской позиции, творческого и добросовестного отношения к труду, бережного отношения к живой природе и культурному наследию своей страны. 

Диагностика личностных компетенций – это процесс определения уровня сформированности личностных качеств и способностей учащегося, реализуемых в системе межличностных отношений. На основе анализа ее результатов осуществляется уточнение или коррекция направленности и содержания основных компонентов воспитательной работы.

В процессе обучения и воспитания применяются универсальные способы отслеживания результатов: педагогическое наблюдение, опросы, тесты, методики, проекты, портфолио, результаты участия в конкурсах, и т. д. 

Текущий контроль: В качестве первичной диагностики учащимся предлагается создать пейзаж. С каждым проводится беседа, в ходе которой становиться видно, чем учащийся может пополнить данный пейзаж, какие живописные средства и техники использует. В данном случае основной целью диагностики является определение стартовых возможностей и способностей ребенка к обучению изобразительному искусству.

Промежуточная аттестация проводится в середине учебного года и в конце первого года обучения в форме практических работ и участия в выставке рисунков.

Аттестация по завершению реализации программы проводится в конце 1 года обучения в форме участия в персональной выставке рисунков, что позволяет оценить результативность обучения учащихся.

            

Методические материалы

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

№ 

Раздел или тема программы 

Формы

занятий

Приемы и методы

организации

образовательн ого  процесса

Дидактический материал 

Техническое оснащение занятий 

Форма аттестации

Введение в дополнительную общеобразовательну ю

общеразвивающую программу.

Инструктаж по ТБ.  Методическая разработка «Введение в образовательную программу»

Беседа, практическая работа по

презентации,

инструкции по ТБ

 

 

Наглядный, объяснительно-

иллюстративный, тестирование.

Презентация, выставочные работы, блог Творческого объединения

«Волшебная кисть.20»,

карточки,

инструктажи по ТБ. 

ПК, телевизор.

Тест

(входной контроль),

педагогическое наблюдение,вы ставка работ 

 

 

3

Пейзаж (зима, лето,

осень, весна) 1 г/о – 

Мастер-класс

«Цвета                 времени

года»

Мастер-класс, презентация, творческая

мастерская

 

 

Наглядный, объяснительно-

иллюстративный, репродуктивный, аналитический

Презентация, выставочные

 работы, карточки,

схемы, графики Иллюстрации в блоге Творческого объединения «Волшебная кисть.20»: задание №2, 8 (2016 г.) 11, 4 по темам: «Весна», «Осень» https://hbcetv.blogs pot.com/

Тест: Картины русских

художников

https://learningapps

.org/2950543

ПК, телевизор.

Практическая работа, тест

 

4

Тематическая

композиция (1 г/о)

-

Мастер-класс

«Песочная анимация»

Мастер-класс, презентация, творческая

мастерская

 

 

Наглядный, объяснительно-

иллюстративный,

самостоятельной работы

Презентация, выставочные работы, карточки, схемы, графики Тест: Рисуем акварелью https://learningapps

.org/6146490

ПК, телевизор.

Самостоятельн

ая работа, тест

5

Сюжетное

рисование (1 г/о)

-

Мастер-класс «Удивительное рядом»

Мастер-класс, презентация, творческая

мастерская

 

 

Наглядный, объяснительноиллюстративный

Презентация, выставочные работы, карточки, схемы, таблицы Иллюстрации в блоге Творческого объединения «Волшебная кисть.20»: задание

№ 4, 9 (2015

г.)Ювелир(Карл Фаберже)https://hb cetv.blogspot.com/ Тест: Определи

ПК, телевизор.

Практическая работа, тест

 

 

 

 

виды искусства https://learningapps .org/5959490

 

 

6

Сюжетный рисунок

(1 г/о)  -

Мастер-класс

  «Цвета            времени

года»

Мастер-класс, презентация, творческая

мастерская

 

 

Наглядный, объяснительноиллюстративный

Презентация, выставочные работы, карточки, схемы, таблицы Иллюстрации в блоге Творческого объединения «Волшебная кисть.20»: 

задание № 5 по темам «Ура! Мы в космосе»

№ 5 (2016 г.) «Космос зовет» https://hbcetv.blogs

pot.com/

ПК, телевизор.

Самостоятельн ая работа

7

Тематическая

композиция (1 г/о) 

-

Игра-путешествие

   «В                        страну

художникованималистов»

Играпутешествие, дискуссия, Презентация, практическая работа

 

 

 

Словесно-  Наглядный,

репродуктивны

й

 

Презентация, выставочные работы, карточки, схемы, таблицы Иллюстрации в блоге Творческого объединения «Волшебная кисть.20»: задание №14 (2016 г.) «Путешествие в страну мечты» https://hbcetv.blogs pot.com/ Тест:

Выразительные средства

живописи

https://learningapps

.org/6462456

ПК, телевизор.

Самостоятельн

ая работа, тест

10

Зимние фантазии (1

г/о) -

Беседа, практическая работа,

творческая

мастерская

 

Словесно-  наглядный,

репродуктивны й

 

Иллюстрации в блоге Творческого объединения «Волшебная кисть.20»: задание  № 8 «Зима» (2017

г.)

https://hbcetv.blogs

pot.com/

ПК, телевизор.

Самостоятельн ая работа

               

Список литературы

 

для педагога:

 

1.      Алексеева, В.В. Что такое искусство [Текст]: учеб. пособие для преподавателей / В.В. Алексеева. – М.: из – во Академия художеств, 2007.

2.      Барщ, А.В. Рисунок в средней художественной школе [Текст]: учеб. пособие / А.В. Барщ. –

М.: Высшая школа, 2-е, дополнение 1963-289с.

3.      Боголюбов, Н.С. Учебно-методическое пособие для художественно-графических факультетов [Текст]: учеб. пособие для преподавателей / Н.С. Боголюбов. – М.: Искусство, 2001. – 320с.

4.      Ванслов, В.В. Что такое искусство [Текст]: учеб. пособие / В.В Ванслов. – М.: Высшая школа, 1998. – 188с.

5.      Виноградов, Г.Г. Библиотека учителя ИЗО [Текст]: учеб. пособие / Г.Г. Виноградов. 1999. – 38с.

6.      Волков, В.А. Советы мастера [Текст]: учеб. пособие для преподавателей / В.А. Волков – Кемерово: Издат, 1990. -153с.

7.      Грошеников, И.А. Уроки рисования [Текст]: учеб. пособие для преподавателей /И.А. Грошеников. – М.: Просвещение, 1995.

8.      Комарова, Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию

[Текст]: учеб. пособие / Т.С. Комарова. – Изд. 2-е перераб. и доп.-М.: Просвещение, 2002158с.

9.      Смит, С.Н.  Рисунок. Полный курс. [Текст]: учеб. пособие / С.Н. Смит.  – М.: Кристина & Ко 2005. – 151с. 

10.  Угаров, Б.С.  Школа изобразительного искусства [Текст]: учеб. пособие / Б.С. Угаров. – 3

издание, М.: Просвещение,1980.-236с.

 

для учащихся:

 

1.      АмилькареВардели. Искусство рисунка[Текст]: учеб. -метод. пособие / ВарделиАмилькаре. – М., 2007.

2.      Гилярова, И. В. Всё, что нужно знать и уметь начинающему художнику [Текст]: учеб. метод. пособие / И. В. Гилярова. - М., 2009.

3.      Дарен, Б.Д. Как научиться рисовать [Текст]: учеб. -метод. пособие / Б.Д. Дарен. - М.,  2009.

4.      Роот, А.Н. «Рисуем в карандаше» № 1 Кошка № 2 Собака № 3 Лошадь № 4 Натюрморт № 5 Цветы № 6 Пейзажи [Текст]: учеб. -метод. пособие / А.Н.   Роот. – М., 1999.  

5.      Ростовцев, Н. Н. Рисунок. Живопись. Композиция [Текст]: учеб. -метод. пособие / Н. Н. Ростовцев. –  М.,  1989 г.

6.      Смит Стен. Рисуем 50. Морские животные. Известные личности [Текст]: учеб. -метод. пособие / С. Смит. - Минск, 2004.

7.      Сокольникова, А. М. Основы живописи [Текст]: учеб. - метод. пособие / А. М. Сокольникова. - Обнинск, 2016.

8.      Эмис Ли. Рисунок. Полный курс [Текст]: учеб. - метод. пособие / Ли Эмис.  – М., 2005.

9.      Яков, С. Я. Рисование. Для обучения детей в семье, в детском саду и дальше... [Текст]:

учеб. -метод. пособие / С. Я. Яков. – Екатеринбург, 2003.

 

 

            

Приложение №1

Список терминов:

 

I год обучения

 

Автопортрет (греч. «аутос» – сам) – портрет художника, сделанный им самим.

 

Аппликация (лат. – прикладывание) – изображение, составленное в большинстве случаев из разноцветных кусков бумаги или ткани, приклеенных или пришитых к бумаге, холсту и т.д. Аппликацией называется и сам способ исполнения этих произведений.

 

Графика (гр. «графикос» – начертательный) – вид изобразительного искусства. Для него характерно преобладание линий и штрихов, применение контрастов белого и черного и меньше, чем в живописи, использование цвета. К графике относятся собственно рисунок и различные виды его печатных воспроизведений (гравюра, литография и т.д.) Существует графика различного назначения: 

1)   самостоятельная (не связанная литературным текстом) – станковый рисунок, зарисовки, эстамп, плакат, лубок; 

2)   подготовительная – эскиз, набросок и рисунок;

3)   сопроводительная – книжная и газетно-журнальная иллюстрация, реклама;  4) прикладная – грамоты, марки, этикетки и т.д.

 

Драпировка (фр.) – 1) ткань, служащая для декоративного оформления или живой модели; 2) изображение ткани в произведении живописи или скульптуры.

 

Живопись – один из главных видов изобразительного искусства. Произведения живописи выполняются на плоскости холста, картона и т.д. с помощью различных красочных материалов. Решающую роль в живописи играет цвет, позволяющий дать наиболее полное, по сравнению с другими видами изобразительного искусства, отображения материальных качеств натуры.

 

Приложение №2

 

Оценочные материалы

 

Критерии оценки сформированности предметных компетенций:

Iгод

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Текущий контроль

Неправильная компоновка листа.

 

Понимание первоначальных навыков рисования композиции, определение общего пространственног о положения предмета.

Знание основных понятий о строении формы и пропорциях.

Владение способами представления их в композиции.

Грамотное представление форм и пропорций в композиции.

Промежуточн ая аттестация

Неправильный способ построения композиции, размещения на листе.

Знание основных понятий о строении формы и пропорциях. Владение способами представления их в работе.

Знание первоначальные навыки рисования (определение главного в работе, компоновка, выбор техники). Владение способа определение на глаз размеров предмета без помощи измерительных инструментов. Грамотное композиционное расположение предметов на листе в зависимости от характера формы и величины.

Аттестация по

завершению реализации программы

 

Понимание первоначальны х навыков рисования.

Неточное графическое построение сложных предметов, форм. Владение способами построения линейной перспективы, главное, второстепенное, композиционный центр.

Умение определять связь внешних форм с конструкцией предмета, изображая ряд предметов, с учётом перспективных сокращений, представлять невидимые контуры модели, связывать их с видимыми очертаниями относительно линии горизонта.

Владение линейной перспективой, главное, второстепенное, композиционный центр.

Грамотное представление невидимых контуров модели, соединение их с видимыми очертаниями относительно линии горизонта.

 

 

 

 

Оценочные материалы

Тест «Художник или мыслитель»

Инструкция. Ответьте на следующие вопросы, пользуясь одиннадцати бальной системой.

Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию – 10. 

1.                  У меня преобладает хорошее настроение.

2.                  Я помню то, чему учился несколько лет назад.

3.                  Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее.

4.                  Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах.

5.                  Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.

6.                  Мне трудно дается алгебра.

7.                  Я легко запоминаю незнакомые лица.

8.                  В группе приятелей я первым начинаю разговор.

9.                  Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.

10.              У меня преобладает плохое настроение.

Обработка результатов. Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам

 1, 2, 5, 8, 9 (левое полушарие)   3, 4, 6, 7, 10 (правое полушарие).

1.               Если ваш «левополушарный» (Л) больше пяти баллов превышает «правополушарный» (П), то, значит, вы принадлежите к логическому типу мышления. Вы оптимист и считаете, что большую часть своих проблем решите самостоятельно.

Как правило, вы без особого труда вступаете в контакт с людьми. В работе и житейских делах больше полагаетесь на расчет, чем на интуицию. Испытываете больше доверия к информации, полученной из печати, чем к собственным впечатлениям.

Вам легче даются виды деятельности, требующие логического мышления. Если профессия, к которой вы стремитесь, требует именно логических способностей, то вам повезло. Вы можете стать хорошим математиком, преподавателем точных наук, конструктором, организатором производства, программистом ЭВМ, чертежником и т.д.

2.               П больше Л означает, что вы человек художественного склада. Представитель этого типа склонен к некоторому пессимизму. Предпочитает полагаться больше на собственные чувства, чем на логический анализ событий, и пи этом зачастую не обманывается. Не очень общителен, но зато может продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях (шум, различные помехи и т.п.). Его ожидает успех в таких областях деятельности, где требуются способности к образному мышлению – художник, актер, архитектор, врач, воспитатель.

3.               Перед человеком, в равной степени сочетающим в себе признаки логического и художественного мышления, открывается широкое поле деятельности. Зоны его успеха там, где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в экстремальной ситуации. Менеджер и испытатель сложных технических систем, лектор и переводчик – все эти профессии требуют гармоничного взаимодействия противоположных типов мышления. Сейчас мы с вами продолжим данный тест. Ниже на этом же листочке пишем ответы.

 

Тест «Художник или мыслитель» (по биологическим признакам)

 

Свою принадлежность к художникам или мыслителям можно выявить и по некоторым биологическим признакам. Проведем несложный экспресс-анализ.

А. Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки (Л) или правой (П)? Запишите результат.

Б. Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Если предмет сильно смещается при зажмуренном левом глазе, то ведущий – левый глаз и наоборот. Какой глаз ведущий? Запишите результат.

В. Скрестите руки на груди («поза Наполеона»). Какая рука оказалась сверху? Запишите результат.

Г. Попробуйте изобразить «бурные аплодисменты». Какая ладонь сверху? Запишите результат.

Интерпретация результатов.

ПППП – обладатель такой характеристики консервативен, предпочитает общепринятые нормы поведения.

ПППЛ – темперамент слабый, преобладает нерешительность.

ППЛП – характер сильный, энергичный, артистический. При общении с таким человеком не помешают решительность и чувство юмора. 

ППЛЛ – характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке. Встречается довольно редко.

ПЛПП – аналитический склад ума, основная черта – мягкость, осторожность. Избегает конфликта, терпелив и расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию.

ПЛПЛ – слабый тип, встречается только среди женщин. Характерны подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способность идти на конфликт.

ПЛЛП – артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения. Среди женщин встречается примерно вдвое чаще, чем среди мужчин.

ПЛЛЛ – этот тип более характерен для мужчин. Отличается независимостью, непостоянством и аналитическим складом ума.

ЛППП – один из наиболее распространенных типов. Он эмоционален, легко контактирует практически со всеми. Однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.

ЛППЛ – похож на предыдущий тип, но еще менее настойчив, мягок и наивен. Требует особо бережного отношения к себе. 

ЛПЛП – это самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению. Несколько консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением.

ЛПЛЛ – характер сильный, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает.

ЛЛПП – характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов. 

ЛЛПЛ – простодушие, мягкость, доверчивость – вот его основные черты. Очень редкий тип, у мужчин практически не встречается.

ЛЛЛП – эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам. Энергичен.

ЛЛЛЛ – обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью.

Интерпретация:

сочетание ЛЛЛЛ соответствует художественному типу, а ПППП – мыслительному. Остальные сочетания отражают многообразие психологических структур. 

 

Обработка результатов.

 

После ответа на все утверждения, подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите получившееся число баллов в пустых клетках нижней строчки.

 

Шесть столбцов – это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те виды деятельности, которые набрали большее количество баллов. Совпадает ли ваш выбор профессии с полученными результатами?

 

10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность.

7-9 баллов – склонность к определенному виду деятельности.

4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность.

0-3 баллов – профессиональная склонность не выражена.

 

I         - склонность к работе с людьми.

Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.

II      - склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе.

Профессии, связанные с научной деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума.

III  - склонность к практической деятельности.

Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.

IV   - склонность к эстетическим видам деятельности.

Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.

V      - склонность к экстремальным видам деятельности.

Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельности, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.

VI   - склонность к планово-экономическим видам деятельности.

Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.