ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Детский туризм» (далее Программа) имеет туристско-краеведческую направленность.

Нормативно – правовое основание разработки программы

-Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее - 273-ФЗ);

-            Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Приказ № 196);

-             Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196» (далее – Приказ № 533);

-Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года

№ 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (далее – СП 2.4.3648-20);

-Приказ министерства просвещения   России   от   03.09.2019   №   467

«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

-Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242

«О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678 – р  «О концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».

Актуальность программы обусловлена как потребностями и интересами учащихся, их родителей, так и государственной политикой РФ.

Во всем мире туризм - одна из самых доходных отраслей огромного бизнеса.

Дети, воспитанные на народных традициях, с детства занимающиеся туризмом, впоследствии смогут стать полезными и с экономической стороны, и с духовной. Это готовые проводники для приезжающих туристов, это - ответственные граждане и родители, передающие семейные устои и любовь к природе уже своим детям.

 Педагогическая целесообразность программы определяется возможностью включения  учащихся  в  различные  виды деятельности: исследовательской,  туристско-краеведческой, проектной, научно-познавательной, творческой, что способствует разностороннему развитию личности учащегося.

Цель программы: Развитие компетенций туристско-краеведческой направленности у учащихся на занятиях по туризму и краеведению.

Задачи:

·        обучать основам пешеходного туризма;

·расширять и углублять знания учащихся, дополняющих школьную программу по истории, географии, биологии, литературе родного края, ОБЖ, физической подготовке;

·формировать гуманное отношение к окружающей среде и людям;

·        изучать способы контроля над эмоциями, психологического настроя на участие в соревнованиях и походах;

·        способствовать физическому совершенствованию - развивать силу, выносливость, координацию движений в соответствии с возрастными и физическими возможностями учащихся;

·        способствовать развитию устойчивому навыку самостоятельной работы с турснаряжением, стремления к поиску решения в нестандартной ситуации, способности применять теоретические знания и практические навыки в природной среде;

·        способствовать развитию мыслительной деятельности: операции анализа и синтеза; обобщения и сравнения; абстрагирования и умозаключения, выявление главной задачи, желания к познанию и исследованию природных явлений, постановки цели и путей ее достижения;

Возраст учащихся, которым адресована программа: 10-14 лет.

Формы занятий:

Аудиторные занятия.

Занятия проводятся по группам. «Групповые учебные занятия» обозначает не работу учащихся в малых группах, а охватывает деятельность педагога со всей группой как одним учеником, неважно при этом, делится ли группа на подгруппы или нет. Педагогу приходится иметь делу именно с группой как совокупным учеником. Главенствует отношение «педагог — группа».

Объем программы:

Объем программы – 432 часа (144 ч. – первый год обучения, 144 ч. – второй год обучения, 144 ч. – третий год обучения). Программа реализуется 9 месяцев, 36 учебных недель в год.)

Срок реализации программы – 3 года.

2 раза в неделю по 2 занятия по 45 минут с перерывом 10 минут.

Новизна данной программы заключается в том, что  данная программа раскрывает особенности поведения человека в разных природных и погодных  ситуациях, что позволяет обучающимся приобрести знания и навыки, необходимые для работы в сложных полевых условиях. Это и определяет новизну Программы.

Отличительные особенности программы «Детский туризм» от других программ имеющих такие же цели задачи состоят в том, что практические занятия должны быть адаптированы к степной зоне края, в которой реализуется данная программа, а также большое внимание уделяется вопросам экологии, участии в различных природоохранных акциях (вне сетки занятий).

Кроме того, данная программа имеет метапредметные связи со школьной программой: географией, экологией, биологией, ОБЖ, физической культурой. На занятиях воспитанники объединения дополняют знания по данным предметам, как в теоретическом, так и в практическом направлениях. Ориентируясь на ФГОС второго поколения, система дополнительного образования является частью внеурочной деятельности. Многие программы, такие как «Детский туризма» является востребованными школьниками и представляют собой дополнение к учебным программам.

Планируемые результаты

Личностные результаты учащихся:

·        формирование ответственного отношения к занятиям краеведением и туризмом, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию;

·        развитие самостоятельности, навыков самообслуживания, личной ответственности за свои поступки;

·        мотивация учащихся к занятиям туризмом и краеведением, познанию и творчеству;

·        формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, навыков работы в команде, в процессе разных видов деятельности;

·        развитие гражданской и социальной активности.

Метапредметные результаты учащихся:

·        формирование умения определять цель, ставить и формулировать задачи для ее достижения при занятиях туризмом и краеведением;

·        формирование умения самостоятельно принимать решения и действовать в нестандартной ситуации, осознанно выбирать наиболее эффективные способы достижения спортивных результатов, решения учебных и познавательных задач;

·        овладение различными способами поиска информации в соответствии с поставленными задачами;

·        формирование умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность быть командным игроком;

·        формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты учащихся:

·        формирование умений и навыков осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с научно-исследовательской, творческой, проектной задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

·        формирование навыка использовать специальные знаки, символы, координаты, схемы и карты для решения задач и представления их результатов;

·        формирование умения ориентироваться на разные способы решения спортивных, исследовательских, творческих задач;

·        формирование умения проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

·        формирование умения преодолевать естественные преграды, концентрировать свои силы, рассчитывать возможности, создавать завершенные проекты;

·        развитие интереса к занятиям туризмом и краеведением.

 

Первый года обучения:

Учащийся должен обладать знаниями о (об):

        простейших естественных препятствиях и способах их преодоления;

        опасных и ядовитых растениях, растущих в окрестностях поселка;

        основах гигиены и первой доврачебной помощи;

        основном туристском снаряжении и правилах его эксплуатации;

        основных туристских узлах, их применении и назначении;

        природных достопримечательностях поселка;

        некоторых способах контроля над эмоциями перед соревнованиями, выступлениями;

Учащийся должен уметь:

·                      самостоятельно укладывать рюкзак, опираясь на список, предложенный педагогом;

·                      устанавливать основные типы палаток;

·                      читать и расшифровывать основные топографические знаки;

·                      выполнять комплекс упражнений общей и специальной физической подготовки;

·                      участвовать в акциях по охране природы;

·                      передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;

·                    преодолевать несложные естественные препятствия;

·                    правильно разводить костер.

Второй год обучения:

Учащийся должен обладать знаниями о (об):

        порядке, организации и проведении однодневных походов;

        правилах поведения вне населенных пунктов, вопросах экологии, туризма, основах туристской техники;

        опасных и ядовитых растениях, растущих в регионе, лекарственных растениях и их применении;

        основах гигиены и первой доврачебной помощи;

        основном туристском личном и групповом снаряжении и правилах его эксплуатации;

        основных туристских узлах, их применении и назначении;

        основах топографии;

        правилах поведения под землей;

        легендах и мифах посещаемых объектов.

Учащийся должен уметь:

·           составлять список личного снаряжения в зависимости от сезона;

·           осуществлять простейший ремонт туристского снаряжения;

·           устанавливать основные типы палаток;

·           выбирать место привалов и биваков;

·          оказывать элементарную медицинскую помощь.

·           читать масштабы карт;

·           разбирать схемы  и карты пещер;

·           пользоваться групповой медицинской аптечкой;

·           принимать участие в изготовлении снаряжения, не причиняющего вреда       окружающей природе;

·           участвовать в акциях по охране природы;

·           выполнять нормативы по общей и специальной физической подготовке;

·           преодолевать естественные природные препятствия под землей и на поверхности;

           передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;

           организовывать походный быт, составлять раскладку продуктов для однодневного похода;

           преодолевать несложные естественные препятствия;

           ориентироваться по карте и компасу на несложном полигоне по спортивному    ориентированию;

Третий год обучения:

Учащийся должен обладать знаниями о (об):

        порядке, организации и проведении многодневных походов;

        правилах поведения вне населенных пунктов, вопросах экологии, туризма, основах туристской техники;

        опасных и ядовитых растениях и растениях занесенных в Красную Книгу , встречающихся в нашем регионе;

        основах гигиены и первой доврачебной помощи;

        основах безопасности при проведении учебно-тренировочных занятий и туристско-краеведческих мероприятий;

        основном туристском, спелеоснаряжении и правилах его эксплуатации;

        местонахождении экскурсионных объектов РБ;

        действии участников соревнований и походов;

        правилах поведения под землей;

        легендах и мифах родного края.

Учащийся должен уметь:

·           составлять список личного и группового снаряжения в зависимости от сезона;

·           осуществлять простейший ремонт туристского снаряжения;

·           устанавливать основные типы палаток;

·           выбирать место привалов и биваков;

·            оказывать доврачебную медицинскую помощь, комплектовать медицинскую аптечку для похода;

·           распознавать признаки заболеваний и травм;

·           производить перевязки, накладывать жгут, ватно-марлевые повязки;

·           изготавливать носилки и другие средства транспортировки пострадавшего;

·           транспортировать пострадавшего по пересеченной местности;

·           разбирать схемы  и карты пещер;

·           выполнять комплекс упражнений общей и специальной физической подготовки;

·           участвовать в акциях по охране природы;

·           преодолевать естественные природные препятствия под землей и на поверхности;

           передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;

           организовывать походный быт, составлять раскладку продуктов для однодневного похода;

·        самостоятельно выбирать тему, изучать, подбирать, систематизировать материал для ученических исследовательских работ;

·        презентовать свои исследовательские работы;

3.2. Способы и формы проверки результатов.

При оценке промежуточных результатов усвоения Программы используется основные виды контроля:

·        текущий контроль осуществляется в ходе учебных занятий методом педагогического наблюдения за работой учащихся;

·        промежуточный контроль проводится по полугодиям;

·        итоговый контроль осуществляется в конце реализации программы.

Основные формы контроля:

·       зачетная система по каждому разделу: сдача нормативов на время и правильность по физической и теоретической подготовке,

·       выполнение практических заданий на время, во время учебно-тренировочного занятия на местности, участие в соревнованиях, конкурсах, НПК.

·       решение заданий-тестов,

·       опрос по темам занятий,

·        участие в походах.

Форма подведения итогов реализации программы: участие в многодневном походе.

                          

Учебно-тематический план

1 год обучения

 

№ п/п

 

Наименование разделов

Количество часов

Примечание

Всего

Теория

Практика

1.      

Введение Программу. ТБ. История развития туризма

6

3

3

-

1.1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, ПБ. Информация о работе объединения.

2

1

1

 

1.2

История развития туризма в стране и регионе

2

1

1

 

1.3

Информация о работе объединения

2

1

1

 

2.      

Основы гигиены и первая доврачебная помощь

20

7

13

 

2.1

Личная гигиена туриста

2

1

1

 

2.2

Профилактика различных заболеваний

4

1

3

 

2.3

Походная медицинская аптечка

2

1

1

 

2.4

Переутомления, ожоги, обморожения

4

2

2

 

2.5

Приемы транспортировки  пострадавшего

4

1

3

 

2.6

Изготовление  средств транспортировки пострадавшего из подручных материалов

4

1

3

 

3.      

Общая и специальная физическая подготовка.

4

-

4

 

3.1

Врачебный контроль, самоконтроль

2

 

2

 

3.2

Предупреждение спортивных травм на тренировках

2

 

2

 

4.      

Элементы пешеходного туризма

50

14

36

 

4.1

Организация туристского быта. Виды естественных преград и их преодоление

2

1

1

 

4.2

Порядок движения группы на маршруте. Туристский строй.

2

1

1

 

4.3

Режим движения, темп, режима движения

2

1

1

 

4.4

Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий

2

1

1

 

4.5

Дисциплина в походе и на занятиях – основа безопасности

4

1

3

 

4.6

Меры безопасности при проведении занятий в помещении, на улице

4

1

3

 

4.7

Правила поведения при переезде группы в транспорте

4

1

3

 

4.8

Меры безопасности при преодолении естественных препятствий

4

1

3

 

4.9

Индивидуальное и командное прохождение полосы препятствий

6

1

5

 

4.10

Предпоходная подготовка, поход, подведение итогов похода

10

2

8

 

4.11

Виды естественных преград

2

1

1

 

4.12

Правила поведения в незнакомом населенном пункте

2

1

1

 

4.13

Использование простейших узлов, техника их вязания

6

1

5

 

5.      

Топография и ориентирование

34

12

22

 

5.1

Понятие о топографической  и спортивной карте

4

2

2

 

5.2

Масштаб. Старение карт. Рамка топографической карты

4

2

2

 

5.3

Назначение спортивной карты, ее отличие  от топографической карты

4

2

2

 

5.4

Условные знаки

4

1

3

 

5.5

Ориентирование по  горизонту, азимут

4

1

3

 

5.6

Основные направления на стороны горизонта: С, В, Ю, З. 

4

1

3

 

5.7

Азимут. Компас. Типы компасов. Устройство компаса

4

2

2

 

5.8

Измерение расстояний. Курвиметр. Способы ориентирования.

6

1

5

 

6.      

Краеведение

26

7

19

 

6.1

Родной край, его природные особенности, история, известные земляки

4

1

3

 

6.2

Климат. Флора и фауна республики Башкортостан

4

1

3

 

6.3

Краткие сведения об истории и культурных традициях края

4

1

3

 

6.4

Интересные места для проведения походов и экскурсий

6

2

4

 

6.5

Краеведческие памятники, памятные места региона, села

4

1

3

 

6.6

Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи

4

1

3

 

7.      

Итоговое занятие

4

-

4

 

 

Всего:

144

43

101

 

 

Содержание разделов программы

1- год обучения

 

Раздел 1. Введение в учебный курс. ТБ. История развития туризма.

Вводное занятие. ТБ. История развития туризма в стране и регионе. Воспитательная роль туризма. Информация о работе объединения

Раздел 2. Основы гигиены и первая доврачебная помощь.

Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний. Походная медицинская аптечка. Переутомления, ожоги, обморожения. Приемы транспортировки  пострадавшего Изготовление  средств транспортировки пострадавшего из подручных материалов.

Практика: формирование походной медицинской аптечки; оказание первой помощи условно пострадавшему; изготовление носилок, волокуш, разучивание различных видов транспортировки пострадавшего.

Раздел 3. Общая и специальная физическая подготовка.

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках

Практика: ведение дневника самоконтроля.   

Раздел 4. Элементы пешеходного туризма

Организация туристского быта. Виды естественных преград и их преодоление. Порядок движения группы на маршруте. Туристский строй. Режим движения, темп, режима движения. Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий. Дисциплина в походе и на занятиях – основа безопасности. Меры безопасности при проведении занятий в помещении, на улице. Правила поведения при переезде группы в транспорте. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Предпоходная подготовка, поход, подведение итогов похода. Виды естественных преград. Правила поведения в незнакомом населенном пункте. Использование простейших узлов, техника их вязания.

Практика: определение мест, пригодных  для организации привалов и ночлегов;

развертывание и свертывание лагеря (бивака); разведение костра; моделирование и прохождение условных естественных преград; отработка движения колонной, соблюдение; отработка техники движения по дорогам, тропам, по ровной и пересеченной местности, по лесу, кустарнику, через завалы, по заболоченной местности, по травянистым склонам; составление отчета о походе; ремонт и сдача инвентаря; индивидуальное и командное прохождение полосы препятствий; тренинговое задание на знакомство; вязка узлов; практические занятия на местности по отработке навыков пользования туристским снаряжением.

Раздел 5. Топография и ориентирование

Понятие о топографической  и спортивной карте. Масштаб. Старение карт. Рамка топографической карты. Назначение спортивной карты, ее отличие  от топографической карты.  Условные знаки. Ориентирование по  горизонту, азимут. Основные направления на стороны горизонта: С, В, Ю, З.  Азимут. Компас. Типы компасов. Устройство компаса. Измерение расстояний. Способы ориентирования. Курвиметр

 

Практика:

         работа с картами различного масштаба; 

         упражнения по определению масштаба, измерению расстояния на карте;

         изучение на местности изображения местных предметов, знакомство с различными формами рельефа;

         топографические диктанты;

         упражнения на запоминание знаков;

         игры, мини-соревнования.

         построение на бумаге заданных азимутов;

         упражнения на тренировку памяти.

         ориентирование карты по компасу;

         упражнения на засечки: определение азимута на заданный предмет (обратная засечка) и нахождение ориентиров по заданному азимуту (прямая засечка);

         движение по азимуту, прохождение азимутальных отрезков, азимутальных построений

         упражнения по отбору основных контрольных ориентиров на карте по заданному маршруту, отысканию на карте сходных (параллельных) ситуаций, определению способов привязки;

         прохождение мини-маршрута;

         движение по легенде.

         составление маршрута по топографической карте.

Раздел 6. Краеведение

Родной край, его природные особенности, история, известные земляки. Климат. Флора и фауна республики Башкортостан. Краткие сведения об истории и культурных традициях края. Интересные места для проведения походов и экскурсий. Краеведческие памятники, памятные места региона, села. Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи.

 

Практика: экскурсия по памятным местам села; создание презентаций, подготовка сообщений об экскурсионных объектах; экскурсия по селу; проведение краеведческих викторин; беседы о  родном крае; посещение школьных музеев; подборка материала для сообщений; выполнение краеведческих заданий: сбор материалов по истории, запись воспоминаний участников и очевидцев памятных событий

Раздел 7. Итоговое занятие

 

 

Учебно-тематический план

2-й год обучения

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

Примечание

Всего

Теория

 

Практика

1.      

Основы туристской подготовки. ТБ

18

6

12

 

1.1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, ПБ. История развития туризма в России

2

1

1

 

1.2

Требования к туристскому снаряжению

4

1

3

 

1.3

Групповое и личное снаряжение туриста

2

1

1

 

1.4

Питание в туристском походе

2

1

1

 

1.5

Характеристика естественных препятствий. Техника движения

4

1

3

 

1.6

Использование специального снаряжения

4

1

3

 

2.      

Основы гигиены и первая доврачебная помощь

22

4

18

 

2.1

Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний

4

1

3

 

2.2

Походная медицинская аптечка. Использование лекарственных растений

2

 

2

 

2.3

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

4

1

3

 

2.4

Заболевания и травмы, обусловленные участием в туристских походах

4

1

3

 

2.5

Первая помощь при переломах, ранах, кровотечениях

4

 

4

 

2.6

 Приемы транспортировки пострадавшего

4

1

3

 

3.      

Элементы пешеходного туризма

28

4

24

 

3.1

Практическое применение узлов по их прямому назначению

8

2

6

 

3.2

Туристическая полоса препятствий

6

2

4

 

3.3

Виды естественных преград и способы их преодоления

4

 

4

 

3.4

Индивидуальное и групповое прохождение полосы препятствия на время

10

 

10

 

4.      

Общая и специальная физическая подготовка

20

3

17

 

 

4.1

Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влияние физических упражнений на него

4

2

2

 

4.2

Общая физическая подготовка

4

 

4

 

4.3

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках

4

1

3

 

4.4

Упражнения на развитие выносливости, быстроты, ловкости

4

 

4

 

4.5

Упражнения для развития силы отдельных мышечных групп

4

 

4

 

5.      

Топография и ориентирование

34

7

27

 

5.1

Топографическая и спортивная карта

4

1

3

 

5.2

Условные знаки топографических карт

4

1

3

 

5.3

Компас. Работа с компасом

4

1

3

 

5.4

Азимут, снятие  азимута с карты. Движение по азимуту

4

1

3

 

5.5

Способы измерения расстояний на карте и на местности

4

1

3

 

5.6

Способы ориентирования

4

1

3

 

5.7

Определение своего местонахождения на карте, ориентирование карты

4

1

3

 

5.8

Соревнования по ориентированию

6

 

6

 

6.      

Краеведение

18

5

13

 

6.1

Туристские возможности Башкирии. Обзор экскурсионных объектов

4

1

3

 

6.2

Литература о природных  памятниках  Башкирии. Памятники культуры

4

1

3

 

6.3

Территория и границы родного края

4

1

3

 

6.4

История Республики, памятные события, происходившие на его территории

4

1

3

 

6.5

Экскурсионные объекты на территории региона

2

1

1

 

7.      

Итоговое занятие

4

 

4

 

 

Итого:

144

29

115

 

 

Содержание разделов программы

2 год обучения

Раздел 1. Основы туристской подготовки. ТБ.

Вводное занятие. ТБ. История развития туризма в России. Требования к туристскому снаряжению. Групповое и личное снаряжение туриста. Питание в туристском походе. Характеристика естественных препятствий. Техника движения. Использование специального снаряжения.

Практика:

         самостоятельная работа по развертыванию и свертыванию лагеря;

         комплектование личного и общественного снаряжения, подгонка личного снаряжения;

         изготовление, усовершенствование и ремонт снаряжения.

         изучение маршрутов походов;

         заполнение маршрутной документации;

         составление сметы расходов;

         составление меню и списка продуктов, фасовка и упаковка продуктов;

         приготовление пищи на костре.

         отработка техники движения и преодоления препятствий.

         разбор причин возникновения аварийных и экстремальных ситуаций в походах.

Раздел 2. Основы гигиены и первая доврачебная помощь.  Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний. Походная медицинская аптечка. Использование лекарственных растений. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. Заболевания и травмы, обусловленные участием в туристских походах. Первая помощь при переломах, ранах, кровотечениях. Приемы транспортировки пострадавшего.

Практика:

         подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за ними;

         применение средств личной гигиены на тренировках и в походах.

         формирование походной аптечки.

         знакомство с лекарственными препаратами и их использованием;

         сбор и использование лекарственных растений.

         оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшему.

         изготовление носилок, волокуш, разучивание различных видов транспортировки пострадавшего.

Раздел 3. Элементы пешеходного туризма

Практическое применение узлов по их прямому назначению. Туристическая полоса препятствий. Виды естественных преград и способы их преодоления. Индивидуальное и групповое прохождение полосы препятствия на время.

Практика:

         вязка узлов на время;

         групповое и индивидуальное прохождение преграды;

         использование узлов при наведении переправ.

Раздел 4. Общая и специальная физическая подготовка

Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влияние физических упражнений на него. Общая физическая подготовка. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках. Упражнения на развитие выносливости, быстроты, ловкости. Упражнения для развития силы отдельных мышечных групп.

Практика: ведение дневника самоконтроля.

упражнения для рук и плечевого пояса, мышц шеи, туловища, для формирования правильной осанки; упражнения для ног; упражнения с сопротивлением; подвижные игры и эстафеты; упражнения на развитие выносливости, быстроты; упражнения для развития силы, гибкости.

Раздел 5. Топография и ориентирование

Топографическая и спортивная карта. Условные знаки топографических карт. Компас. Работа с компасом. Азимут, снятие  азимута с карты. Движение по азимуту. Способы измерения расстояний на карте и на местности. Способы ориентирования. Определение своего местонахождения на карте, ориентирование карты. Соревнования по ориентированию.

Практика:

         упражнения на запоминание условных знаков;

         изучение элементов рельефа по моделям и на местности;

         определение по горизонталям различных форм рельефа;

         тренировка на прохождение азимутальных отрезков, прохождение через контрольные пункты по азимуту без использования карты;

         упражнения  на прохождение азимутальных дистанций в ограниченном коридоре.

         измерение длины шага, построение графика перевода числа шагов в метры;

         упражнения по отработке автоматизма при счете шагов, измерение различных отрезков на карте и на местности;

         прохождение и пробегание отрезков различной длины;

         упражнения по определению точки своего местонахождения на местности при помощи карты;

         участие в соревнованиях по ориентированию;

         упражнения по определению своего местонахождения на различных картах;

         определение сторон горизонта по местным предметам, небесным светилам.

         участие в соревнованиях по спортивному ориентированию и туристскому ориентированию  в качестве участника.

Раздел 6. Краеведение

Туристские возможности Башкирии. Обзор экскурсионных объектов. Литература о природных  памятниках  Башкирии. Памятники культуры. Территория и границы родного края. История Республики, памятные события, происходившие на его территории.  Экскурсионные объекты на территории региона.

 

Практика:

·        знакомство с картой края. «Путешествия» по карте;

·        экскурсия по селу;

·        подборка материала для сообщений;

·        выполнение краеведческих заданий.

Раздел 7. Итоговое занятие

 

Учебно-тематический план

3-й год обучения

 

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

Примечание

Всего

Теория

Практика

1.      

Туристская подготовка. ТБ.

38

5

33

 

1.1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, ПБ. Категория сложности походов

2

1

1

 

1.2

Виды туристского снаряжения

4

1

3

 

1.3

Организация туристского быта

4

1

3

 

1.4

Привалы и ночлеги

2

 

2

 

1.5

Питание в туристском походе

2

1

1

 

1.6

Расчет калорийности рациона. Витамины

2

1

1

 

1.7

Подготовка к походу

4

 

4

 

1.8

Тактика движения и техника преодоления естественных препятствий в походе

2

 

2

 

1.9

Подведение итогов похода

2

 

2

 

1.10

Командная страховка и ее применение

4

 

4

 

1.11

Психологические факторы, влияющие на безопасность группы в походе

4

 

4

 

1.12

Стрессовые ситуации и способы выхода из них

2

 

2

 

1.13

Техника безопасности при преодолении естественных препятствий

4

 

4

 

2.      

Общая и специальная физическая подготовка

20

-

20

 

2.1

Навыки контроля, оценка реакции организма на тренировочные нагрузки

4

 

4

 

2.2

Кроссовая подготовка

4

 

4

 

2.3

Упражнения для рук и плечевого пояса, туловища, ног. Упражнения с сопротивлением

4

 

4

 

2.4

Спортивные игры

4

 

4

 

2.5

Специальная физическая подготовка

4

 

4

 

3.      

Дистанция пешеходная второго и третьего классов

4

2

2

 

3.1

Индивидуальное и контрольное прохождение дистанции второго и третьего класса

4

2

2

 

4.      

Топография и ориентирование

38

4

34

 

4.1

Топографическая и спортивная карта

4

 

4

 

4.2

Виды спортивных карт и основные сведения о них

4

 

4

 

4.3

Чтение карты

4

 

4

 

4.4

Спортивная карта, ее масштаб, условные знаки

4

1

3

 

4.5

Ориентирование в сложных условиях

6

 

6

 

4.6

Использование рельефа в спортивном ориентировании

4

 

4

 

4.7

Символы и легенда контрольного пункта

4

1

3

 

4.8

Виды ориентирования

4

1

3

 

4.9

Стартовый и финишный створ

4

1

3

 

5.      

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи, транспортировка пострадавшего

20

3

17

 

5.1

Туристский травматизм

4

1

3

 

5.2

Правила наложения шин

4

1

3

 

5.3

Травмы конечностей

4

1

3

 

5.4

Способы транспортировки пострадавшего

4

 

4

 

5.5

Изготовление транспортировочных средств

4

 

4

 

6.      

Краеведение

18

6

12

 

6.1

Национальный состав населения территории Республики Башкортостан

2

1

1

 

6.2

Общегеографическая характеристика Башкирии. Общегеографическая характеристика Башкирии

2

1

1

 

6.3

Рельеф, гидрография, растительность, климат, их влияние на возможность занятия туризмом

4

1

3

 

6.4

История Башкирии, события, происходившие на ее территории

4

1

3

 

6.5

Знаменитые земляки, их роль в истории родного края

2

1

1

 

6.6

Памятники истории и культуры. Литература о родном крае

4

1

3

 

7.      

Итоговое занятие

6

 

6

 

 

Итого:

144

20

124

 

 

 

Содержание  разделов программы

3 год обучения

Раздел 1. Туристская подготовка. ТБ.

Вводное занятие. ТБ. Категория сложности походов. Виды туристского снаряжения

Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. Питание в туристском походе. Расчет калорийности рациона. Витамины. Подготовка к походу. Тактика движения и техника преодоления естественных препятствий в походе.  Подведение итогов похода. Командная страховка и ее применение. Психологические факторы, влияющие на безопасность группы в походе. Стрессовые ситуации и способы выхода из них. Техника безопасности при преодолении естественных препятствий

 

Практика:

         ремонт необходимого туристского снаряжения;

         организация ночлега в различных условиях;

         расчет калорийности дневного рациона в различных вариантах;

         разработка маршрута похода, изучение сложных участков маршрута и подготовка к летнему зачетному походу;

         ремонт туристского инвентаря и снаряжения;

         проведение отчетного мероприятия;

         подготовка и составление отчета о проведенном походе;

         отработка техники движения и преодоление препятствий;

         организация наведения переправ;

         организация и применение командной страховки;

         отработка приемов страховки и самостраховки при организации переправ. Вязание узлов

Раздел 2. Общая и специальная физическая подготовка.

Навыки контроля, оценка реакции организма на тренировочные нагрузки. Кроссовая подготовка. Упражнения для рук и плечевого пояса, туловища, ног. Упражнения с сопротивлением. Спортивные игры. Специальная физическая подготовка.

Практика:

         упражнения на приобретение навыков контроля, оценки реакции организма на тренировочные нагрузки;

         бег до 3-х км;

         выполнение упражнений;

         участие в спортивных играх;

         упражнения на развитие физических качеств,  необходимых для специальной подготовки.

Раздел 3. Дистанция пешеходная второго и третьего классов

Индивидуальное и контрольное прохождение дистанции второго и третьего класса.

Практика:

         организация и прохождение индивидуальной  дистанции второго и третьего класса;

         групповая отработка испытаний.

Раздел 4. Топография и ориентирование

Топографическая и спортивная карта. Виды спортивных карт и основные сведения о них. Чтение карты. Спортивная карта, ее масштаб, условные знаки. Ориентирование в сложных условиях. Использование рельефа в спортивном ориентировании. Символы и легенда контрольного пункта.  Виды ориентирования. Стартовый и финишный створ.

Практика:

         занятия на местности со спортивными  картами разных масштабов;

         выполнение топографических диктантов;

         игры и упражнения на местности с использованием карт.

         прохождение маршрута с использованием крупномасштабных карт, азимутальных участков, участков с измерением пройденного расстояния.

         прохождение маршрута с использованием крупномасштабных карт, азимутальных участков, участков с измерением пройденного расстояния.

Раздел 5. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи, транспортировка пострадавшего

Туристский травматизм. Правила наложения шин. Травмы конечностей, Способы транспортировки пострадавшего. Изготовление транспортировочных средств

Практика:

         разучивание приемов оказания первой доврачебной помощи при травмах;

         приемы транспортировки условно пострадавшего.

Раздел 6. Краеведение

Национальный состав населения территории Республики Башкортостан. Общегеографическая характеристика Башкирии. Общегеографическая характеристика Башкирии. Рельеф, гидрография, растительность, климат, их влияние на возможность занятия туризмом. История Башкирии, события, происходившие на ее территории. Знаменитые земляки, их роль в истории родного края. Памятники истории и культуры. Литература о родном крае.

Практика:

         работа со справочной литературой и картографическим материалом по родному краю;

         встречи с представителями науки, культуры;

         экскурсии и походы по памятным местам.

Раздел 7. Итоговое занятие

 

III.Организационно-педагогические условия и формы аттестации

 

Методическое обеспечение программы:

 

Основные формы и методы организации образовательного процесса.

При организации деятельности обучающихся наиболее адекватными  способами  педагогической  деятельности  являются  методы  и приёмы, которые отвечают таким требованиям, как:

·        деятельностный практико-ориентированный характер;

·        направленность  на  поддержку  индивидуального  развития ребёнка;

·        предоставление учащимися необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений;

·        при работе с  младшими  -  репродуктивный  (при  объяснении новых тем, при объяснении новых технологических операций и т.д.);

·        частично  -  поисковый  (творческий)  –  использование  творческих заданий;

·        по  источнику  передачи  содержания  используются  словесные (диалог, беседа), практические и наглядные методы, т.е. в целом в обучении основам туризма и краеведения  используется  деятельностный  подход  –обучение,  воспитание  и  развитие  происходит  в  процессе  практических действий;

·        методы  на  основе  структуры  личности  –  личностно-ориентированный подход и дифференцированное обучение;

·        метод дифференцированного  обучения  (по  каждой  теме подготовлены  задания  различной  сложности,  что  позволяет  педагогу развивать  устойчивый  интерес  к  занятиям  у  детей  с  различными индивидуальными возможностями и способностями);

·        метод  привлечения  индивидуального  опыта  детей  (беседы, ролевые игры, игры-конкурсы).

Организационно-педагогические основы обучения

В  процессе  теоретического  обучения  учащиеся  знакомятся  с различным туристским снаряжением,  его  назначением  и  применением, способами эксплуатации, техническими характеристиками, способами транспортировки и ремонта,  основами медицины, топографии и ориентирования на местности при различных условиях, знакомятся с Правилами спортивного туризма, ТБ.

На  практических  занятиях  учащиеся  отрабатывают навыки работы с турснаряжением, отрабатывают отдельные приемы до автоматизма, изготавливают средства транспортировки пострадавшего из подручных средств, оказывают простейшую медицинскую помощь условно пострадавшему, учатся готовить пищу на открытом огне,  работают с топографической и спортивной картой, преодолевают естественные преграды.

Выполняя  специальные  задания,  учащиеся  приобретают навыки командного игрока, работают над формированием характера, воспитывают общечеловеческие качества, специальные  и  профессиональные  умения  и  навыки, необходимые для ориентирования на местности, способов выживания в природе; тренируют память, развивают глазомер, внимательность, силу, ловкость, выносливость; изучают историю Республики, знакомятся с ее достопримечательностями; развивают коммуникативные способности, знакомятся с искусством публичного выступления, написания рефератов, исследовательских работ, сообщений; создают презентации, виртуальные экскурсии, видеоролики. 

На занятиях особое внимание обращается ТБ при работе с турснаряжением, противопожарной ТБ,  санитарии  и  личной гигиены, на соблюдение Сан Пинов.

Этапы  освоения программы

·      Первый этап– информационно-познавательный.

На  этом  этапе  учащиеся  овладевают  умениями  целенаправленной познавательной  деятельности,  происходит  формирование  мотивации  к занятиям по выбранному туристско-краеведческому направлению.

·      Второй этап – операционно-деятельностный.

Предполагает  формирование  умений  учащихся  самостоятельно выполнять определенные задания педагога –  умение выполнять отдельные приемы по работе со снаряжением, работать в несложных условиях, знакомиться с источниками, систематизировать  информацию, отрабатывать отдельные навыки самостоятельно.

·        Третий этап – практико-ориентированный, творческий.

Предполагает  освоение  широкого  круга  профессиональных  умений, способствующих успеху в сфере туристско-краеведческой деятельности.

Педагогические условия реализации программы.

1. Принципы,  направленные  на  поддержку  индивидуального  развития ребёнка:

·      Принцип  самоактуализации  –  поддержка  стремления  детей  к развитию своих природных и социально-приобретенных способностей к туристско-краеведческой деятельности.

·      Принцип  индивидуальности  –  развитие  индивидуальных возможностей каждого ребенка.

·      Принцип  субъективности  –  использование  на  занятиях  заданий различной  сложности,  создание  условий  на  занятиях,  где  каждый участник  образовательного  процесса  чувствовал  бы  себя  победителем, настоящим спортсменом, краеведом, первооткрывателем.

·      Принцип выбора –  ребенку предоставляется возможность выбора вида деятельности,

·      Принцип  творчества  и  успеха  –  создание  для  каждого  ребенка «ситуации  успеха»,  достижение  успеха  способствует  формированию позитивной «Я – концепции» личности ребенка.

·      Принцип  доверия  и  поддержки  –  создание  доброжелательной обстановки, обстановки сотрудничества педагога и учащихся, создание условий для решения ребенком различных задач.

2. Принципы обучения:

·        Принцип  развивающего  обучения  –  это  ориентация  учебного процесса на потенциальные возможности ребёнка и на их реализацию, работа педагога с опорой на зону ближайшего развития ребёнка.

·        Принцип  систематичности  и  последовательности  требует  от педагога  такой  организации  обучения,  при  котором  изложение  учебных программ  ведётся  в  строгом  логическом  порядке,  учащиеся последовательно  овладевают  знаниями,  умениями  и  навыками  и одновременно применяют их на практике. Обучение проводится по спирали,

·        Каждый  последующий  образовательный  виток  проходит  на  более  высоком уровне.

·        Принцип  наглядности  –  реализация  данного  принципа  играет огромную роль при организации занятий с младшими школьниками, так как освоение окружающего мира у них происходит через предметы, наглядности. При  объяснении  материала  обязательным  условием  является  показ  образца, ярких  иллюстраций,  использование  инструкционного  и  технологического материала, карточек-заданий.

·        Принцип  доступности  –  немаловажное  значение  в  организации творческой  деятельности  имеет  доступность  предлагаемых  спортивных задач  и  заданий.  Сложность  их  должна  быть  строго  согласована  с  «шагом» творческого развития ребёнка. Психологий установлено, что каждый человек имеет свой, присущий только ему «шаг» творческого развития,  а тем более ускорение всегда приводит к нежелательным последствиям.

·        Принцип  научности  –  для  усвоения  программного  материала необходимо  использовать  установленные  наукой  знания,  которые  дают объективно-верную картину мира.

·        Принцип  связи  обучения  с  жизнью  –  реализация  данного принципа  предусматривает  закрепление  и  расширение  знаний  о  спорте, туризме, краеведении.

·        Принцип  организованного  самообразования  –  данный принцип  предусматривает  овладение  детьми  способами  самостоятельного получения  знаний,  инструментом  познания,  интеллектуальными  умениями: то  есть  умением  анализировать,  сравнивать,  обобщать,  применять  приём сравнения, а также способами самостоятельной отработки приемов работы с туристским снаряжением.

 

Контроль

Чтобы  отследить  результативность  усвоения  учащихся образовательной  программы, проводится  контроль  с  учетом оценивания  ключевых  компетенций.  Каждая  компетенция  состоит  из  трех уровней: начальный, средний, высокий.

·        Личностная  компетенция  (индивидуальное  развитие  учащегося).

·        Учебно-познавательная компетенция  (определение уровня знаний и умений учащихся  по  разделам  программы  т.е.  педагогический  мониторинг).

·        Коммуникативная компетенция  (определение уровня участия учащихся в  различных   мероприятиях:  НПК,  защита  проекта,  «круглый стол», конкурсы, соревнования, походы, викторины).

Виды оценки результативности учебных занятий.

Программа   предусматривает   использование    форм    и    методов системно-результативного  контроля  деятельности,  исследовательскую работу  учащихся,  участие  в  защитах рефератов,  участие  в  конкурсах,  викторинах, соревнованиях, походах.

Формы оценки: диагностическое анкетирование, устный и письменный опрос, текущие тестовые задания, собеседования. В практической деятельности результативность оценивается качеством выполненных практических заданий, сдачи нормативов, качесво творческих работ.

Результативность учебно-познавательной деятельности учащихся в педагогической деятельности педагога определяется следующими методами контроля:

     - наблюдение за практической работой учащихся. Данные такого наблюдения позволяют установить отношение учащегося к учебным занятиям, его сильные и слабые стороны, проблемы в знаниях, осуществить индивидуальный подход к учащимся;

     - устный контроль осуществляется путем индивидуального и коллективного опроса при разборе нового материала и повторении пройденного;

     - практический контроль – выполнение практических работ, в ходе которых проверяются знания, умения и навыки учащихся, полученные ими на данное время, применение усвоенных знаний;

     - самоконтроль, в ходе которого учащиеся самостоятельно находят допущенные ошибки, неточности, намечают способы их устранения;

     - участие в районных, республиканских и всероссийских краеведческих конкурсах, олимпиадах, соревнованиях;

 

     При изучении результативности образовательного процесса используются следующие формы контроля:

     - фронтальный;

     - групповой;

     - индивидуальный;

     - самоконтроль учащихся.

Контроль в управлении процессом обучения осуществляется в виде предварительного текущего и итогового контроля.

Входной контроль проводится в форме собеседования на вводных занятиях с целью выявления способностей учащегося. На основе полученных данных выявляется готовность к усвоению программного материала.

Текущий контроль за усвоением знаний, умений и навыков проводится в течение всего года на каждом занятии и представляет собой основную форму контроля. Используются такие методы, как наблюдение, опрос, контрольные испытания, учебно-тренировочные занятия, где учащиеся могут применить свои знания на практике, выполняя задания коллективно и индивидуально.  По окончании раздела проводится тестирование, либо сдача нормативов на время или правильность, либо выполнение практического задания.

Промежуточный контроль проводится по окончании полугодия в форме тестирования, участия в соревнованиях и конкурсах различного уровня.

Итоговый контроль проводится в конце учебного курса в виде многодневного похода. Цель – выявление результатов обучения, определение качества приобретенных знаний, сформированных двигательных умений, навыков, подготовка и проведение походов, зачетных соревнований по ориентированию, технике туризма, быту и т.д.

Критерии оценки уровня теоретической подготовки:

Критерии оценки уровня практической подготовки:

- высокий уровень – учащийся освоил практически весь объём знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;

- высокий уровень – учащийся овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества;

- средний уровень – у учащегося объём усвоенных знаний составляет 70-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой;

- средний уровень – у учащегося объём усвоенных умений и навыков составляет 70-50%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца;

- ниже среднего уровень – учащийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой; как правило, избегает употреблять специальные термины.

- ниже среднего уровень - учащийся овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и навыков; испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием; учащийся в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.

 

 

Условия реализации программы

Материально-техническая база: учебное помещение,  компьютер, фотоаппаратура, наглядные пособия, методические пособия

Снаряжение:

Палатка туристическая

Палатка хозяйственная

Зарядное устройство на солнечных батареях

Курвиметр

Туристический коврик

Карабин

Зажим VentoЖумар левый

Зажим VentoЖумар правый

Рюкзак туристический  60л

Шнур, плетеный, динамика, бухта, диаметр 10 мм, 60 м

Спальный мешок

Шнур, плетеный, динамика, бухта, диаметр 10 мм, 40 м

Компас

Спусковое устройство для альпинизма «Восьмерка»

Каска туристическая

Налобный фонарь

Реп – шнур

Страховочная система

Аптечка

Алгоритм учебного занятия

1 этап - организационный. (3 минуты)

 II этaп - проверочный. (5 минут)

III этап - подготовительный (2 минуты)

IV этап - основной. (25-30 минут)

V этап – контрольный.(5-7 минут)

VI этап - итоговый. (5 минут)

VII этап - рефлексивный. (2-3 минуты)

VIII этап: информационный.(1-2 минуты)

Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей.

 

Работа с родителями

Для реализации воспитательных задач родители (законные представители) принимают активное участие в образовательной  деятельности объединения. Родители оказывают посильную помощь в процессе подготовки к различным конкурсам.

 

Календарный учебный график

 

Программа

Дополнительная                    общеобразовательная общеразвивающая       программа       туристско – краеведческой направленности «Детский туризм»

1

Начало учебного года

С 01.09.2023  года

2

Продолжительность     учебного

Периода

36 учебных недель

3

Продолжительность

Недели

учебной

5 дней

4

Периодичность

Занятий

учебных

2 раза в неделю по 2  часа

5

Продолжительность

Занятий

учебных

Продолжительность учебного часа 45 минут

6

Время     проведения

Занятий

учебных

Начало не раннее чем через 1 час после учебных

занятий, окончание не позднее 19.30

7

Продолжительность перемен

10-15 минут

8

Окончание учебного года

31.05.2024  года

9

Аттестация обучающихся

Вводный мониторинг –сентябрь 2023 года. Промежуточная аттестация – декабрь 2023 года.

Итоговая аттестация – май 2024 года.

 

Программа ежегодно обновляется с учетом заказа родителей и государства, с обновлением материально – технической базы.

Интернет-ресурсы:

1. Озеров А.Г. Методические рекомендации по организации исследовательской обучающихся Подготовка исследовательских работ учащихся по краеведению [Электронный ресурс] // А.Г. Озеров 12.11.2013г. - http://www.turcдntrrf.ru/strаn/mдtoг_rаzrаб.htm

2. Смирнова Л.Л. Дидактические материалы. Готовимся к турслету [Электронный ресурс] // Л.Л. Смирнова. Персональный сайт - http://www.turcдntrrf.ru/strаn/mдtoг_rаzrаб.htm

3. Алешин В.М. Ориентировнаие на местности (способы ориентирования по положению солнца, по звездам, по снежному покрову, по расположению растений и др.) [Электронный ресурс] // В.М. Алешин http://rдvolution.аl. lбдst.ru/sport/00153421_0.html

4. Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании [Электронный ресурс] // В.М. Алешин. http://tourliб.nдt/бooks_tourism/аlдshyn.htm 13.02.2014г.

5. Статья Как правильно пользоваться компасом при спортивном ориентировании [Электронный ресурс] // 02.06.2013г. http://www.kаrабin.su/kаk-polzovаtsyа-kompаsom/02.06.2013г.

6. Ганопольский В.И., Безносиков Е.Я. и др. «Основы техники пешеходного и горного туризма» [Электронный ресурс] // В.И.Ганопольский, Е.Я Безносиков. - М http://tourliб.nдt/бooks_tourism/gаnopolsky07.htm

7. Детская мультимедийная энциклопедия. Опасности в природе. [Электронный ресурс] - http://www.spаs-дxtrдmд.ru/дl.php?SIГ=146

8. ИНСТРУКЦИЯ по организации и проведению туристских походов и экскурсий с учащимися. [Электронный ресурс] - http://бдlvirtcluб.nаroг.ru/гдt_tur/instr_01.htm

9. ИНСТРУКЦИЯ по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий. [Электронный ресурс] - http://my-дгu.ru/cаt/vnдklаssnаjа-rабotа/instruktsiyа-po-orgаnizаcii-i-provдгдniju-turistskih-pohoгov-jдkspдгicij-i-j

 

 

Список литературы

Литература для педагога:

 

1.     Голованов В.П. Педагогический потенциал детско-юношеского туризма.  Теория и практика дополнительного образования, 2010, № 9, стр. 8-10

2.     Голованов В.П., Стрельникова С.А. Инновационные подходы к развитию профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования туристско-краеведческого профиля. Теория и практика дополнительного образования, 2010, № 9, стр. 35-36

3.     Горский В.А., Русских Г.А., Смирнов Д.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников: монография  - Москва : Учреждение РАО «Институт содержания и методов обучения», 2010. - 151 с.

4.     Казанцев В.В. Окружной координационный совет по детско-юношескому туризму как фактор повышении эффективности дополнительного туристско-краеведческого образования. Теория и практика дополнительного образования, 2010, № 9, стр. 40-43

5.     Кожин В.А. Туристская картография.

6.     Константинов Ю.С. Система туристско-краеведческой деятельности в школе. Теория и практика дополнительного образования, 2010, № 9, стр. 49-52

7.     Константинов Ю.С., Маслов А.Г., Дрогов И.А., Талызов С.Н., Смирнов Д.В., Самарина И.А., Лукашов Ю.; Ченцов В.; Глаголева О.Л.; Иванов А.Д. Сборник образовательных программ для системы дополнительного образования детей («Юные судьи туристских соревнований», «Юные инструкторы туризма», «Туристы – проводники», «Школа безопасности», «Юные туристы-спасатели», «Юные туристы-спелеологи», «Юные туристы-краеведы», «Юные туристы-экологи», Спортивное ориентирование).

8.     Проблемы и перспективы социального и спортивно-оздоровительного туризма: сборник научных статей и материалов Международной научно-практической конференции /сост. И.А.Дрогов, Ю.С.Константинов; РГУФКСМиТ. – М.: МосгорСЮТур, 2012.- 256 с.

9.     Сборник научных статей и материалов Всероссийской научно-практической конференции "Пути развития и совершенствования детско-юношеского, молодежного и спортивно-оздоровительного туризма" (декабрь 2010)

10.Смирнов Д.В.  Спортивный туризм. Примерная программа внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. - М.: "Просвещение", 2011

11.Смирнов Д.В. Программа факультатива "Юный турист: изучаю родной край". Сборник программ внеурочной деятельности : 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. - 192 с.

12.CОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Сборник докладов III Международной научно-практической заочной конференции.   

Научный редактор А.В. Гумеров. 2016. Издательство: ООО «Рóкета Союз»

13.Шмидт С. О. Краеведение и документальные памятники. Тверь. МП 

«Алтай», 1998.- 86 с.

Литература для детей:

1.     Алексеев А.А. Пособие по составлению отчетов о туристских походах, путешествиях и спортивных турах/ - М. 2010, с 99.

2.     Бардин К. В., Азбука туризма/ Москва «Просвещение», 1981, с.115

3.     Биржаков М.Б., Введение в туризм,/ СПб.: Издательский дом "Герда", 2000. - 192 с.8

4.     Болдырев С.Н., Жмуров В.И., Косарев Е.А., Сложные туристские походы/ - М.: Профиздат, 1976. - 136 с.

5.     Виноградов Ю., Митрухова Т. Воскресные путешествия пешком./ - Л.: Лениздат, 2008. - 144 с.

6.     Грицак Ю.П. Организация самодеятельного туризма, Учебное пособие для студентов специальности «туризм»./ - Харьков: Экограф, 2008. - с. 164

7.     Константинов Ю. С. «Туристско-краеведческая деятельность учащихся в системе дополнительного образования детей»/ М.: ФЦДЮТК, 2011-180 с.

8.     Константинов Ю.С. Система туристско-краеведческой деятельности в школе. Теория и практика дополнительного образования,/ М.: «Просвещение» 2010, стр. 49-52.

9.     Коструб А.А. Медицинский справочник туриста,/ М.: Профиздат, 2009. - 241 с.

10.16. Макаревич Э.А. Туристские походы выходного дня./ - Мн.: Полымя, 1985. - 79с.

22. Соколова М.В. История туризма, Учебное пособие./ - М.: Мастерство, 2012. - 352 с