СОВРЕМЕННЫЕ ТАНЦЫ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Среди множества форм художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию детей, дают гармоничное пластическое развитие, формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотные манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве.
Танец развивает эстетический вкус, воспитывает нравственные качества и возвышенные чувства, но и, в отличие от других искусств, оказывает существенное влияние на физическое развитие ребенка.
Направленность программы «Современный танец» - художественная. Программа направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, творческих способностей детей, ориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных.
Рабочая дополнительная общеразвивающая программа «Современный танец» разработана в соответствии с:
Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее - 273-ФЗ);
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Приказ № 196);
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196» (далее – Приказ № 533);
-Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (далее – СП 2.4.3648-20);
-Приказ министерства просвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
-Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678 – р «О концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».
Уровень освоения содержания программы: базовый
Актуальность программы. В настоящее время активно пропагандируются новые формы танцевального искусства, популярные танцевальные стили и направления современной хореографии. Тенденция увлечения современными танцами позволяет удовлетворить естественную физическую потребность ребенка в разнообразных формах движения, расширить его художественный кругозор, раскрыть индивидуальные возможности и творческие способности детей младшего и среднего возраста через танцевально-игровую деятельность посредством современной хореографии, адаптироваться к условиям современной жизни. Современный танец развивается, следуя за новейшими музыкальными тенденциями, а значит, он всегда находится на самом пике моды, то есть сиюминутного спроса, как детей, так и родителей.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она обеспечивает общее гармоническое, психологическое, духовное и физическое развитие ребенка; формирование разнообразных умений, способностей и знаний в области современного танца; воспитание у ребенка потребности в здоровом образе жизни.
Цель программы: раскрытие индивидуальных возможностей и творческих способностей детей младшего и среднего школьного возраста посредством хореографии через танцевально-игровую деятельность.
Задачи:
Образовательные (программные):
Øознакомление учащихся с основами хореографического мастерства;
Øобучение элементам классического, народного и современного танца;
Øформирование музыкально-ритмических навыков;
Øформирование правильной осанки с помощью специальных упражнений;
Øовладение начальными навыками актерского мастерства;
Øорганизация постановочной и репетиционной деятельности.
Øразвитие физических качеств: гибкость, координация движений, равновесие, мышечная
силу, выносливость
Метапредметные:
Øразвитие музыкальных способностей: чувство ритма, эмоциональная отзывчивость на
музыку;
Øразвитие музыкально-игровых образов, танцевальной выразительности, артистизма;
Øразвитие фантазии, способности к импровизации;
Øразвитие мотивации к творческой деятельности;
Øразвитие интереса к самостоятельной и коллективной работе.
Личностные:
Øсоздание условий дружественной среды вокруг самоопределяющейся личности,
адаптации к современной жизни;
Øразвитие у детей интереса и уважения к танцевальному искусству;
Øвоспитание художественного вкуса;
Øформирование ответственного отношения к обучению, готовности учащихся к саморазвитию и самообразованию;
Øвоспитание у учащихся самостоятельности, наблюдательности, аккуратности и умения
работать в коллективе;
Øприобщение учащихся к здоровому образу жизни и гармонии тела.
Планируемые результаты освоения содержания программы «Современный танец»
Программные результаты 1 года обучения:
умеют:
Øориентироваться в танцевальном зале;
Øследить за внешним видом;
Øвыполнять ритмические упражнения;
Øвыполнять элементы классического танца;
Øвыполнять движения народного танца;
Øвыполнять простейшие перестроения;
Øразличать музыкальные части;
Øвыполнять комплекс упражнений для гибкости в партере;
Øисполнять танцевальный репертуар;
Øпередавать содержание танцевального образа движениями;
Øпередавать в игре взаимосвязь нескольких персонажей
владеют:
Øэлементами музыкальной грамоты;
Øкомплексом упражнений для гибкости в партере;
Øтанцевальным репертуаром;
Øосновными позициями и положениями рук и ног;
Øритмическими упражнения, элементами классического танца.
Программные результаты 2 года обучения
умеют:
Ø акцентировать на сильную долю в шагах;
Ø различать сильную долю такта, вступительные и заключительные аккорды;
Ø выполнять элементы классического танца;
Ø выполнять элементы народных танцев;
Ø точно исполнять разучиваемые движения;
Ø соединять элементы и движения в комбинации и фигуры;
Ø согласовывать движение своего тела с музыкой;
Ø танцевать по линии танца, диагонально;
Ø выразительно исполнять современные танцы;
Ø ориентироваться на танцевальной площадке;
Ø различать стили современных танцев;
Ø выполнять комплекс упражнений для гибкости в партере;
Ø создавать музыкально-игровые образы.
владеют:
Øстилем и манерой исполнения танцев;
Øкомплексом упражнений для гибкости в партере;
Øтанцевальным репертуаром;
Øтерминологией элементов классического танца.
Программные результаты 3 года обучения
умеют:
Øисполнять комплекс общеразвивающих упражнений;
Øвыполнять основные элементы классического и народных танцев;
Øправильно танцевать и различать основные элементы современных танцев по
стилям;
Øсоединять движения и комбинации в фигуры;
Øотрабатывать движения и танцы в целом;
Øпередавать манеру и стиль современных танцев;
Øисполнять танцевальный репертуар;
Øпоказать своё умение на различных праздниках, конкурсах;
Øиспользовать творческую фантазию для выполнения различных импровизационных
заданий.
владеют:
Øкомплексом общеразвивающих упражнений;
Øосновными элементами классического и народных танцев;
Øосновными стилями современного танца;
Øтанцевальным репертуаром.
Метапредметные результаты:
Ø способность к построению индивидуальной образовательной траектории;
Ø сформированность творческого мышления, навыки продуктивного сотрудничества;
Øвладение культурой коллективного общения со сверстниками и взрослыми;
Øвладение навыками контроля и самоконтроля;
Øсамокритичность в оценке своих способностей.
Личностные результаты:
Øготовность и способность к саморазвитию;
Øразвитие умений и навыков познания и самопознания;
Øопыт танцевальной деятельности;
Øличностное самоопределение;
Ø устойчивая мотивация и познавательный интерес к современному танцу и хореографической деятельности.
Отличительные особенности программы «Современный танец» от существующих заключаются в том, что обучение ведется на основе классической, народной и современной хореографии с использованием игровых методик и инновационных направлений (музыкально-игровое творчество, импровизация, стилизация современных стилей), которые делают ее интересной и современной. Ведущей идеей программы является обучение технике современного танца в различных сочетаниях современных стилей через танцевально-игровую деятельность (игротанцы, подражательные игры, творческие задания).
Адресат программы: учащиеся 7-15 лет.
Объем и срок освоения программы: срок реализации программы – 3 года, общее количество учебных часов по программе – 252. Условия набора в учебное объединение: принимаются все желающие.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Форма занятий - групповая. Состав групп постоянный, разновозрастный. Продолжительность одного занятия составляет 45 мин. На каждый год обучения отводится по 84 часа, занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу.
Наполняемость групп: не менее 15 учащихся.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Механизмом оценки результатов, получаемых в ходе реализации программы, является контроль программных умений и навыков (УиН) и общих учебных умений и навыков (ОУУиН).
Уровень сформированности программных умений и навыков (УиН) и качество освоения УиН определяются в рамках текущего контроля, промежуточной аттестации и аттестации по завершении реализации программы.
Виды контроля по определению уровня сформированности программных умений и навыков (УиН) и качества освоения УиН:
· начальный контроль;
· промежуточная аттестация;
· итоговая аттестация.
Текущий контроль проводится систематически на занятиях в процессе всего периода обучения по программе.
Контроль программных УиН осуществляется по следующим критериям: владение практическими умениями и навыками, специальной терминологией, креативность выполнения практических заданий, владение коммуникативной культурой.
Оценка программных УиН осуществляется по 4-балльной системе (от 2 - 5 баллов).
Начальный контроль проводится в форме практических и творческих заданий. Используемые методы – наблюдение и опрос, показ упражнений и комбинаций.
Промежуточная аттестация - в форме творческого отчета. Используемые методы – показ комбинаций, творческих номеров, наблюдения, опрос.
Аттестация по завершении реализации программы проводится в форме концерта, творческого отчета. Используемые методы – показ комбинаций, творческих номеров, наблюдения, опрос.
Содержание аттестации по завершении реализации программы определяется на основании содержания дополнительной общеразвивающей программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами.
Результаты аттестации по завершении реализации программы и промежуточной аттестации фиксируются в протоколах. Копии протоколов аттестации по завершению реализации программы вкладываются в журналы учета работы педагога дополнительного образования в объединении.
Выпускникам учебных групп по результатам аттестации по завершении реализации программы выдаются свидетельства о прохождении полного курса обучения по общеразвивающей программе.
Критерии оценки результатов освоения программы
На 1 году обучения:
Начальный контроль:
Ø выполнение ритмических упражнений;
Ø выполнение простейших перестроений;
Ø выполнение упражнений с элементами классического танца.
Промежуточная аттестация:
Ø выполнение элементов классического танца;
Ø выполнение комплекса упражнений для гибкости в партере;
Ø выполнение основных позиций и положений рук и ног.
Промежуточная аттестация:
Ø выполнение движений народного танца;
Ø выполнение комплекса упражнений для гибкости в партере;
Ø умение передавать содержание танцевального образа движениями.
На 2 году обучения:
Начальный контроль:
Ø умение различать сильную долю такта, вступительные и заключительные аккорды;
Ø выполнение элементов народных танцев;
Ø умение точно исполнять разучиваемые движения.
Промежуточная аттестация:
Ø умение соединять элементы и движения в комбинации и фигуры;
Ø умение согласовывать движение своего тела с музыкой;
Ø выразительно исполнять современные танцы.
Промежуточная аттестация:
Ø умение различать стили современных танцев;
Ø выполнение комплекса упражнений для гибкости в партере;
Ø умение создавать музыкально-игровые образы.
На 3 году обучения:
Начальный контроль:
Ø умение исполнять комплекс общеразвивающих упражнений;
Ø выполнение основных элементов классического и народного танца;
Ø умение правильно танцевать и различать основные элементы современных танцев по стилям.
Промежуточная аттестация:
Ø умение соединять движения и комбинации в фигуры;
Ø умение передавать манеру и стиль современных танцев;
Ø умение исполнять танцевальный репертуар.
Итоговая аттестация:
Ø владение навыком постановочной работы;
Ø умение использовать творческую фантазию для выполнения различных импровизационных заданий;
Ø исполнение основных стилей современного танца.
Условия реализации программы
Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:
Учебное помещение, соответствующее требованиям санитарных норм и правил, установленных Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28.
Материально-техническое обеспечение:
ЦДТ, каб.7
Наименование |
Кол-во |
Музыкальная колонка |
1 |
Акустическая система |
2 |
Ноутбук |
1 |
Зеркала |
1 |
Хореографические станки |
1 |
Гимнастические коврики |
15 |
Методическое и дидактическое обеспечение:
üкалендарный учебный график к образовательной программе;
üкалендарно-тематическое планирование;
üучебная, методическая, дополнительная литература.
Воспитательная деятельность. Работа с родителями.
В рамках дополнительной общеразвивающей программы предусмотрено проведение:
творческих конкурсов, реализация творческих проектов, познавательные воспитательные мероприятия и т.д. Для воспитательного пространства характерно:
- наличие благоприятного духовно-нравственного и эмоционально-психологического климата;
- построение работы по принципу доверия и поддержки между всеми участниками педагогического процесса.
Немаловажным фактом при проведении занятий является сотрудничество детей с родителями. Такая связь поколений является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных ценностей.
Работа с родителями предусматривает:
Øродительские собрания;
Øиндивидуальные беседы и консультации; профилактические беседы;
Øанкетирование, социологический опрос родителей;
Øсовместные воспитательные мероприятия.
1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1.1. Учебный план I года обучения
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1. |
Организационное занятие |
2 |
1 |
1 |
|
1.1. |
Введение в программу |
1 |
1 |
|
собеседование практическая работа |
1.2 |
Начальный контроль |
1 |
|
1 |
практическое и творческое задание |
2. |
Азбука музыкального движения |
8 |
2 |
6 |
|
2.1. |
Мелодия и движение |
1 |
1 |
|
опрос |
|
Такт и затакт |
1 |
1 |
|
|
2.2. |
Музыкально-ритмические упражнения |
6 |
- |
6 |
практическая работа |
3. |
Элементы классического танца |
13 |
1 |
12 |
|
3.1 |
Знакомство с основами классического танца. |
1 |
1 |
- |
беседа |
3.2. |
Упражнения у станка |
6 |
- |
6 |
практическая работа |
3.3. |
Упражнения для гибкости в партере |
6 |
- |
6 |
практическая работа |
4. |
Элементы народных танцев |
6 |
2 |
4 |
|
4.1. |
Знакомство с культурой разных народов. |
2 |
2 |
- |
беседа |
4.2. |
Положения, движения, комбинации. |
4 |
- |
4 |
практическая работа |
5 |
Основы современного танца |
34 |
4 |
30 |
|
5.1. |
Стили и направления современной хореографии |
4 |
4 |
- |
опрос |
5.2. |
Элементы и движения танца «Весёлая зарядка» |
10 |
- |
10 |
творческая работа |
5.3 |
Элементы и движения танца «Тик-так» |
10 |
- |
10 |
творческая работа |
5.4. |
Элементы и движения танца «Полька» |
10 |
- |
10 |
творческая работа |
6. |
Постановочная и репетиционная работа.
|
10 |
2 |
8 |
|
6.1. |
Принципы составления композиции танца |
2 |
2 |
- |
опрос |
6.2. |
Постановка танца |
8 |
- |
8 |
творческое задание |
7. |
Музыкально-игровое творчество |
4 |
2 |
2 |
|
7.1. |
Игра – важный метод приобщения |
2 |
2 |
- |
беседа |
7.2. |
Игры. Задания. |
2 |
- |
2 |
творческое задание, игра-соревнование |
8. |
Репетиции, концертные выступления |
6 |
|
6 |
|
8.1. |
Подготовка к отчетным мероприятиям |
6 |
- |
6 |
творческая работа, анализ, собеседование |
9. |
Итоговое занятие |
1 |
|
1 |
|
9.1 |
Итоговое занятие |
1 |
|
1 |
творческий отчет |
|
Итого |
84 |
14 |
70 |
|
1.2. Учебный план II года обучения
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1. |
Организационное занятие |
2 |
1 |
1 |
|
1.1. |
Введение в программу |
1 |
1 |
- |
собеседование |
1.2 |
Начальный контроль |
1 |
|
1 |
практическое и творческое задание |
2. |
Азбука музыкального движения |
7 |
1 |
6 |
|
2.1. |
Знакомство с особенностями метро - ритма. |
1 |
1 |
|
опрос |
2.2. |
Музыкальная структура движения |
3 |
- |
3 |
практическое занятие |
2.3. |
Перестроения в паре. |
3 |
- |
3 |
творческое задание |
3. |
Элементы классического танца |
16 |
1 |
15 |
|
3.1 |
Ознакомление с новым материалом, его терминологией и направленностью. |
1 |
1 |
- |
опрос |
3.2. |
Упражнения у станка |
8 |
- |
8 |
практическое занятие |
3.3. |
Упражнения для гибкости в партере |
7 |
- |
7 |
практическое занятие |
4. |
Элементы народных танцев |
10 |
2 |
8 |
|
4.1. |
Знакомство с особенностями народных движений русского, украинского, восточного танцев. |
2 |
2 |
- |
беседа |
4.2. |
Основные элементы, движения и композиции. |
8 |
|
8 |
творческая работа |
5. |
Основы современного танца |
16 |
2 |
14 |
|
5.1. |
Характерные особенности техники и стиля танцев. |
2 |
2 |
- |
опрос |
5.2. |
Основные движения и положения |
14 |
|
14 |
практическое занятие |
6. |
Элементы и движения современных танцев |
12 |
- |
12 |
|
6.1. |
Элементы и движения танца «Шаляй-валяй» |
6 |
- |
6 |
творческая работа |
6.2. |
Элементы и движения танца «Озорницы» |
6 |
- |
6 |
творческая работа |
7. |
Постановочная и репетиционная работа. |
10 |
2 |
8 |
|
7.1. |
Содержание, характер и стиль танца. |
2 |
2 |
- |
опрос |
7.2. |
Постановка танца |
8 |
- |
8 |
творческое задание |
8. |
Музыкально-игровое творчество
|
4 |
2 |
2 |
|
8.1. |
Условия игры. Ход и правила игры. |
2 |
2 |
- |
беседа |
8.2. |
Игры. Задания. |
2 |
- |
2 |
творческое задание |
9. |
Репетиции, концертные выступления. |
6 |
0 |
6 |
|
9.1. |
Подготовка к отчетным мероприятиям |
6 |
|
6 |
творческая работа, анализ, собеседование |
10. |
Итоговое занятие |
1 |
|
1 |
|
10.1 |
Итоговое занятие |
1 |
|
1 |
творческий отчет |
|
Итого |
84 |
11 |
73 |
|
1.3. Учебный план III года обучения
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1. |
Организационное занятие |
2 |
1 |
1 |
|
1.1. |
Введение в программу |
1 |
1 |
- |
собеседование |
1.2 |
Начальный контроль |
1 |
|
1 |
практическое и творческое задание |
2. |
Общеразвивающие упражнения |
7 |
1 |
6 |
|
2.1. |
Общеразвивающие упражнения, их значение и влияние. Правила выполнения упражнений. |
1 |
1 |
- |
опрос |
2.2. |
Ритмические упражнения. |
6 |
|
6 |
практическое занятие |
3. |
Элементы классического танца |
14 |
2 |
12 |
|
3.1 |
Законы и эстетика равновесия в позах классического танца. |
2 |
2 |
- |
опрос |
3.2. |
Упражнения у станка и на середине зала. |
6 |
|
6 |
практическое занятие |
3.3. |
Упражнения для гибкости в партере |
6 |
|
6 |
практическое занятие |
4. |
Элементы народных танцев |
8 |
2 |
6 |
|
4.1. |
Основные технические навыки, история костюма. |
2 |
2 |
- |
беседа |
4.2. |
Элементы, движения, фигурные построения. |
6 |
|
6 |
творческая работа |
5. |
Основы современного танца |
13 |
2 |
11 |
|
5.1. |
Основные техники современного танца. |
2 |
2 |
- |
опрос |
5.2. |
Основные движения и положения |
11 |
|
11 |
творческое задание |
6. |
Элементы и движения современных танцев |
16 |
2 |
14 |
|
6.1. |
Характерные особенности изучаемых танцев. |
2 |
2 |
- |
опрос |
6.2. |
Элементы и движения танца «Очаровашки» |
6 |
|
6 |
творческая работа |
6.3. |
Элементы и движения танца «Хип-хоп» |
8 |
|
8 |
творческая работа |
7. |
Постановочная и репетиционная работа. |
9 |
1 |
8 |
|
7.1. |
Принципы составления композиций. |
1 |
1 |
- |
опрос |
7.2. |
Постановка танца |
8 |
|
8 |
творческое задание |
8. |
Импровизация. |
8 |
2 |
6 |
|
8.1. |
Импровизационная работа, как средство самовыражения. |
2 |
2 |
- |
беседа |
8.2. |
Музыкально-двигательные образы и сюжетно-тематические картины. |
6 |
|
6 |
творческое задание |
9. |
Репетиции, концертные выступления. |
6 |
|
6 |
|
9.1. |
Подготовка к отчетным мероприятиям. |
6 |
|
6 |
творческая работа, анализ, собеседование |
10. |
Итоговое занятие |
1 |
|
1 |
|
10.1 |
Итоговое занятие |
1 |
|
1 |
творческий отчет, концерт |
|
Итого |
84 |
13 |
71 |
|
|
|
|
|
|
|
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Содержание программы I года обучения
Раздел №1. Организационное занятие.
Тема 1.1 Введение в программу
Теория:
Цели и задачи, содержание и форма занятий в группе. Расписание занятий (количество часов, время занятий). Внешний вид и форма одежды для занятий. Правила поведения в танцевальном зале.
Формы и методы обучения: беседа, инструктаж.
Форма подведения итогов: опрос.
Практические занятия: собеседование.
Знакомство с учащимися, маршировка под музыку с целью ознакомления с ритмичностью учащихся.
Формы и методы обучения: практическое занятие; наглядно-зрительный, наглядно-слуховой.
Формы и методы подведения итогов: практическое работа.
Тема 1.2 Начальный контроль
Практические занятия: Комплекс упражнений на выносливость, гибкость.
Формы и методы обучения: практическое занятие; наглядно-зрительный, наглядно-слуховой.
Формы и методы подведения итогов: практическое и творческое задание.
Раздел №2. Азбука музыкального движения.
Тема 2.1. Мелодия и движение. Такт и затакт.
Теория:
Мелодия и движение. Темп (быстро, медленно, умеренно). Музыкальные размеры 4/4, 2/4, 3/4. Контрастная музыка: быстрая - медленная, весёлая - грустная. Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика поворотов вправо и влево. Такт и затакт.
Формы и методы обучения: беседа.
Форма подведения итогов: опрос.
Тема 2.2. Музыкально-ритмические упражнения
Практические занятия: разучивание и закрепление упражнений, направленных на развитие ритма и координации (умение согласовывать движения частей тела во времени и пространстве под музыку)
Музыкально-пространственные упражнения:
- маршировка в темпе и ритме музыки;
- шаг на месте, вокруг себя, вправо, влево;
- повороты на месте (строевые);
- продвижение на углах, с прыжком (влево, вправо);
- фигурная маршировка с перестроениями из колонны в шеренгу и обратно;
- из одного круга в два и обратно;
- продвижение по кругу (внешнему и внутреннему);
- звёздочка;
- конверт
Танцевальные шаги:
- с носка на пятку;
- с фигурной маршировкой;
- шаги в образах (животных).
Формы и методы обучения: практические занятия; словесный, практический, наглядно – зрительный, наглядно – слуховой.
Форма подведения итогов: практическая работа.
Раздел №3. Элементы классического танца.
Тема 3.1. Знакомство с основами классического танца.
Теория:
Знания и навыки основ классического танца. Специфика танцевального шага и бега. Знакомство с позициями и положениями рук и ног. Выработка правильной осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов.
Формы и методы обучения: теоретическое занятие; беседа.
Форма подведения итогов: беседа.
Тема 3.2. Упражнения у станка.
Практические занятия: разучивание и закрепление упражнений направленных на выработку правильной осанки; на развитие эластичности, выворотности, силы мышц ног, гибкости корпуса, танцевального шага.
постановка корпуса (в выворотной позиции лицом к станку, со второго полугодия держась за станок одной рукой);
- позиции ног - 1, 2, 3, 5;
- постановка рук 1, 2, 3;
- подготовительное положение;
- деми плие: по 1, 2, 3 позициям;
- батман тандю;
- рон де жамб пар тер по точкам;
- релеве (подъём на полупальцы в 1-ой позиции);
- соте;
- пор де бра (перегибы корпуса).
Формы и методы обучения: практические занятия; словесный, наглядный, практический.
Формы и методы подведения итогов: практическая работа.
Тема 3.3. Упражнения для гибкости в партере.
Практические занятия:
Разучивание и закрепление комплекса упражнений на растягивание для улучшения гибкости:
- «Макушку тянем к потолку»;
- «Пружинка»;
- «Книжечка»;
- «Угол» (попеременно каждой ногой под 45^);
- «Группировка»;
- «Покажи пяточку»;
- «Лодочка»;
- «Лягушка»;
- «Шпагатик»
Формы и методы обучения: практические занятия; наглядный, практический.
Формы и методы подведения итогов: практическая работа.
Раздел №4. Элементы народных танцев.
Тема 4.1. Знакомство с культурой разных народов.
Теория:
Знакомство с культурой разных народов. Особенности народных движений. Характерные положения рук, особенности открывания и закрывания. Сюжеты и темы «Хоровод» и «Пляски». Костюмы. Прослушивание фольклорной музыки, песен.
Формы и методы обучения: беседа.
Форма и методы подведения итогов: беседа.
Тема 4.2. Положения, движения, комбинации.
Практические занятия:
Разучивание и закрепление танцевальных элементов народных танцев, направленных на развитие творческих и созидательных способностей учащихся.
Позиции и положения рук:
- 1, 2, 3;
- руки на поясе;
- подбоченившись «кисти сжаты в кулаки и поставлены на пояс»;
- обе руки скрещены на уровне груди, но не прикасаются к корпусу;
- руки свободно опущены, ладони раскрыты навстречу движению;
- руки убраны за спину.
Шаги:
- танцевальный шаг с носка;
- простой шаг вперёд;
- переменный шаг вперёд;
- шаг на полупальцах;
- легкий бег.
Притопы:
- тройной;
- одинарные;
- каблуком.
Танцевальные движения:
- припадание на месте с продвижением в сторону;
- боковой галоп;
- прямой галоп;
- подскоки;
- «гармошка»;
- «ковырялочка».
Танцевальные этюды, комбинации.
Формы и методы обучения: практические занятия; словесный, наглядный, практический.
Формы и методы подведения итогов: практическая работа.
Раздел №5. Основы современного танца.
Тема 5.1. Стили и направления современной хореографии
Теория:
Стили и направления современной хореографии. Характер и манера исполнения современных танцев. Прослушивание современной музыки. Знание требований, предъявляемых к исполнению современных танцев: грамотность, музыкальность, выразительность. Значение правил исполнения парных и массовых танцев: понятие об интервалах; понятие о движении по линии танца и против линии танца; согласованность движений.
Формы и методы обучения: беседа.
Форма подведения итогов: опрос.
Тема 5.2. Элементы и движения танца «Весёлая зарядка»
Практические занятия:
Разучивание и закрепление элементов и движений танца на основе простых движений с несложной координацией направленных на развитие творческих способностей учащихся.
Элементы танца «Весёлая зарядка»:
- марш на месте с хлопками рук над головой;
- марш вперёд и назад с движениями и положениями рук;
- хлопки у правого и левого плеча;
- движения головой: наклоны;
- удар пятками по 6-й позиции;
- прыжки на месте и в повороте.
Формы и методы обучения: практические занятия; словесный, наглядный, практический.
Формы и методы подведения итогов: творческая работа.
Тема 5.3. Элементы и движения танца «Тик-так»
Практические занятия:
Разучивание и закрепление элементов и движений танца на основе простых движений с несложной координацией направленных на развитие творческих способностей учащихся
Элементы танца «Тик-так»:
- маршеобразные шаги на месте с продвижением вперед, назад, в повороте;
- сгибание рук в приседании;
- хлопки;
- «завод часов»;
- «циферблат».
Формы и методы обучения: практические занятия; словесный, наглядный, практический.
Формы и методы подведения итогов: творческая работа.
Тема 5.4. Элементы и движения танца «Полька»
Практические занятия:
Разучивание и закрепление элементов и движений танца, направленных на развитие творческих способностей учащихся.
Элементы танца «Полька»:
- подготовка к подскоку;
- подъем на полупальцы;
- сгибание ноги;
- подскоки на месте в повороте, вперед и назад;
- боковой и прямой галоп;
- притопы;
- переступания: переменно, с продвижением вперед – назад, вправо - влево;
- хлопки.
Шаги:
- с подскоком на месте;
- с продвижением;
- в повороте;
- па польки по 6-й и 3-й позициям.
Формы и методы обучения: практические занятия; словесный, наглядный, практический.
Формы и методы подведения итогов: творческая работа.
Раздел №6. Постановочная и репетиционная работа.
Тема 6.1. Принципы составления композиции танца.
Теория:
Содержание и характер танца, манера исполнения. Принципы составления композиции танца. Соединение танцевальных движений, поз, переходов, рисунка в танцевальные этюды, комбинации, композиции, фигуры и целый танец. Изучение рисунка танцевальной композиции. Формы и методы обучения: беседа.
Форма и методы подведения итогов: опрос.
Тема 6.2. Постановка танца.
Практические занятия:
Соединение элементов танца в:
- комбинации;
- фигуры;
- композицию (законченное соединение движений).
Положения, позы в танце.
Рисунок танца:
- перестроения (из линии в круг, в две линии, в полукруг);
- проходки.
Постановка:
- танцевальных комбинаций;
- фигур;
- целого танца.
Отработка движений и фигур танца.
Формы и методы: практические занятия; словесный, практический, наглядно – зрительный, наглядно – слуховой.
Форма подведения итогов: творческое задание.
Раздел №7. Музыкально-игровое творчество.
Тема 7.1. Игра - важный метод приобщения.
Теория:
Игра - важный метод приобщения, активизации интереса к музыке и к созданию музыкально-двигательных образов. Музыкально-творческие игры, специальные и игровые задания. Игры на определение динамики и характера музыкального произведения. Музыкально-подвижные игры на определение темпа, характера и структуры музыкальных произведений. Условия игры. Ход и правила игры. Приёмы имитации, подражания, ролевые ситуации. Активизация внимания.
Формы и методы обучения: беседа.
Форма подведения итогов: беседа.
Тема 7.2. Игры. Задания.
Практические занятия:
Музыкально-творческие игры:
- «Нитка – иголка»;
- «Кот и мыши»;
- «Птички клюют зёрнышки».
Специальные задания:
- «Угадай движение»;
- «Зайки прыгают»;
- «Мышки бегают».
Игры на определение динамики и характера музыкального произведения:
- «К своим флажкам»;
- «Гулливер и лилипуты»;
- «Группа, смирно!»;
- «Музыкальные змейки»
- «Пятнашки».
Музыкально-подвижные игры на определение темпа, характера и структуры музыкальных произведений:
- «День – ночь»;
- «Запев – припев»;
- «Нам не страшен серый волк»;
- «Горелки»;
- «Дети и медведь»;
- «Трансформеры».
Формы и методы: практические занятия; словесный, практический, наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, игровой.
Форма подведения итогов: творческое задания,игра-соревнование.
Раздел №8. Репетиции, концертные выступления.
Тема 8.1 Подготовка к отчетным мероприятиям.
Практические занятия:
Репетиционная работа, направленная на совершенствование техники движений и готовности к концертным выступлениям. Посещение танцевальных коллективов города, различных праздников, конкурсов, фестивалей с целью повышения танцевальной культуры учащихся.
Формы и методы обучения: практическая работа.
Форма подведения итогов: творческая работа, собеседование, анализ.
Раздел №9. Итоговое занятие.
Тема 8.1. Подведение итогов.
Теория:
Подведение итогов работы группы за учебный год. Обсуждение планов на следующий год. Задания на лето.
Формы и методы обучения: самоанализ.
Форма подведения итогов: опрос.
Практическое занятие:
Исполнение разученных танцевальных композиций.
Формы и методы обучения: практическая работа.
Форма подведения итогов: концерт.
2.2. Содержание программы II года обучения
Раздел №1. Организационное занятие.
Тема 1.1 Введение в программу
Теория:
Цели и задачи второго года обучения, план работы группы. Ознакомление с правилами техники безопасности.
Формы и методы обучения: беседа, инструктаж.
Форма подведения итогов: опрос.
Тема 1.2 Начальный контроль
Практические занятия: Комплекс упражнений классического танца.
Формы и методы обучения: практическое занятие; наглядно-зрительный, наглядно-слуховой.
Формы и методы подведения итогов: практическое занятие.
Раздел №2. Азбука музыкального движения.
Тема 2.1. Знакомство с особенностями метро – ритма.
Теория:
Особенности метроритма, чередование сильной и слабой долей такта. Танцевальная музыка: марши, вальсы быстрые и медленные. Медленные хороводные и быстрые современные плясовые танцы. Ознакомление учащихся с характером некоторых русских тематических сюжетных песен и их интерпретация в танце.
Формы и методы обучения: беседа.
Форма подведения итогов: собеседование.
Тема 2.2. Музыкальная структура движения.
Практические занятия:
Повторяется и исполняется весь материал, указанный для групп 1 года обучения,затем изучается новый:
Акцентировка на сильную долю такта в шагах.
Музыкальная структура движения: половинный каданс, полный каданс.
Вступительные аккорды. Заключительные аккорды.
Прослушивание музыки: марши, вальсы в медленном и умеренном темпе.
Формы и методы обучения: практические занятия; наглядный, практический.
Формы и методы подведения итогов: практическое занятие.
Тема 2.3. Перестроения в паре.
Практические занятия:
Разучивание и закрепление перестроений в паре:
- обход одним партнером другого;
- смена места с поворотом лицом друг к другу;
- обход без поворота;
- восьмерка по кругу.
Формы и методы обучения: практические занятия; наглядный, практический.
Формы и методы подведения итогов: контрольное занятие.
Раздел №3. Элементы классического танца.
Тема 3.1. Ознакомление с новым материалом, его терминологией и направленностью.
Теория:
Повторение упражнений в более ускоренном темпе, указанные в программе 1 года обучения. Дополнительно изучается новый материал: батман тандю, батман тандю жете, батман тандю пике, релеве в 1, 2, 3 позициях, перегибы корпуса. Правила выполнения упражнений.
Формы и методы обучения: теоретическое занятие; беседа, инструктаж
Форма подведения итогов: опрос
Тема 3.2. Упражнения у станка.
Практические занятия:
Повторение, разучивание и закрепление упражнений направленных на выработку правильной осанки; на развитие эластичности, выворотности, силы мышц ног, гибкости корпуса, танцевального шага. Упражнения у станка:
- постановка корпуса (лицом к станку, со второго
полугодия держась за станок одной рукой);
- позиции ног - 1, 2, 3, 4, 5;
- постановка рук 1, 2, 3;
- подготовительное положение;
- батман тандю - с 5-ой позиции в сторону, затем вперед, позднее назад;
- батман тандю жете – натянутые движения с броском ноги;
- батман тандю пике – натянутые движения ноги, колющий бросок;
- положение ноги на ку де пье;
- релеве в 1, 2, 3 позициях – подъем на полупальцы (исполняется лицом к станку);
- перегибы корпуса: назад, стоя лицом к станку в 1-ой позиции;
- прыжки – с 1-ой, 2-ой, 5-ой позиций лицом к станку.
Формы и методы обучения: практические занятия; наглядный, практический.
Формы и методы подведения итогов: практическое занятие.
Тема 3.3. Упражнения для гибкости в партере
Практические занятия:
Повторение, разучивание и закрепление комплекса упражнений на растягивание для улучшения гибкости:
- «Макушку тянем к потолку»;
- «Пружинка»;
- «Книжечка»;
- «Бабочка»;
- «Угол» (попеременно каждой ногой на 45 градусов);
- «Группировка»;
- «Покажи пяточку»;
- «Ванька – встанька»;
- «Кошечка»;
- «Лодочка»;
- «Лягушка»;
- «Шпагатик».
Формы и методы обучения: практические занятия; наглядный, практический.
Формы и методы подведения итогов: практическое занятие.
Раздел №4. Элементы народных танцев.
Тема 4.1. Знакомство с особенностями народных движений русского, украинского, восточного танцев.
Теория:
Особенности народных движений (русского, украинского, восточного танцев). Точные позиции положения и движения рук и головы. Контрастность стиля народных танцев. Показ эскизов национальных костюмов.
Формы и методы обучения: беседа; словесный, наглядный.
Форма и методы подведения итогов: опрос.
Тема 4.2. Основные элементы, движения и композиции.
Практические занятия:
Разучивание и закрепление танцевальных элементов русского, украинского, восточного танцев направленных на развитие творческих способностей учащихся и приобщение к народному творчеству.
Положения и движения рук:
- из подготовительной позиции руки открываются через 1-ю позицию во 2-ю
и закрываются на талию;
- из положения на поясе через 1-ю позицию руки открываются во 2-ю позицию;
- из положения «подбоченившись» руки по очереди открываются во 2-ю позицию.
- вращение кистей рук во 2-ой, 3-ей позициях восточного танца.
Движения и упражнения для головы:
- наклоны;
- повороты;
- развороты;
- круговые движения.
Шаги:
- танцевальный шаг;
- переменный шаг.
Притопы:
- всей ступней;
- полупальцами;
- каблуком;
- удары стопой по 6-й и 3-й позициям.
Танцевальные движения:
- припадание;
- галоп;
- подскоки;
- «верёвочка» простая;
- дроби (дробная дорожка);
- «ковырялочка» с двойным притопом;
- молоточки.
- вращение бедрами
- «волна» (корпусом, головой)
- бегунец
Танцевальные этюды, комбинации:
- “Давайте танцевать”;
- “Хлопки”;
- “Нам весело”.
Формы и методы: практические занятия; словесный, практический, наглядно – зрительный, наглядно – слуховой.
Форма подведения итогов: практическое занятие.
Раздел №5. Основы современного танца.
Тема 5.1. Характерные особенности техники и стиля танцев.
Теория:
Особенности техники и стиля танцев. Знание характерных особенностей изучаемых танцев. Знакомство с популярными танцевальными группами, коллективами, с новыми веяниями в хореографическом искусстве. Рассказ о выдающихся танцорах нашего времени, известных хореографах и исполнителях.
Формы и методы обучения: беседа.
Форма подведения итогов: опрос.
Тема 5.2. Основные движения и положения.
Практические занятия:
Разучивание и закрепление танцевальных движений и положений в современном танце:
- Положения и движения рук в современном танце.
- Разновидность шагов: однонаправленные и разнонаправленные.
- Ход одинарный, боковой, переменный. Приставки. Движение ногами.
- Прыжки. Повороты. Выпады.
Формы и методы обучения: практические занятия; наглядный, практический.
Формы и методы подведения итогов: практическое занятие.
Раздел №6. Элементы и движения современных танцев.
Тема 6.1. Элементы и движения танца «Шаляй-валяй»
Практические занятия:
Разучивание и закрепление элементов и движений танца, направленных на развитие творческих способностей учащихся, дальнейшее воспитание силы и выносливости.
Элементы танца:
- ритмический бег с круговыми движениями рук;
- основной шаг (подъём на полупальцы с продвижением вперёд);
- повороты вправо, влево на 360 градусов;
- поочерёдные махи ног;
- выпады;
- прыжки;
- «ножницы»;
- «веер»;
- «мельница» ногами.
Перестроения:
- круг;
- «воротца»;
- прочёс;
- линия;
- колона.
Формы и методы обучения: практические занятия; словесный, наглядный, практический.
Формы и методы подведения итогов: практическое занятие; творческое задание.
Элементы и движения танца «Озорницы».
Практические занятия:
Разучивание и закрепление элементов и движений танца, направленных на развитие творческих способностей учащихся.
Элементы танца:
- боковые шаги с подъёмом на полупальцы;
- повороты;
- положение рук: в стороны, вверх, поочерёдное, на бёдрах;
- выпады;
- прыжки;
- перекаты стопы;
- ход лицом и спиной;
- «полёт» по квадрату.
Перестроения:
- «линия»;
- «круг»;
- диагональ.
Формы и методы обучения: практические занятия; словесный, практический, наглядно – зрительный, наглядно – слуховой.
Формы и методы подведения итогов: практическое занятие, концертное выступление.
Раздел №7. Постановочная и репетиционная работа.
Тема 7.1. Содержание, характер и стиль танца.
Теория:
Содержание, характер и стиль танца. Композиция танца, манера исполнения. Костюмы, прически, грим.
Формы и методы обучения: беседа.
Форма и методы подведения итогов: опрос.
Тема 7.2. Постановка танца.
Практические занятия:
Соединение элементов танца в:
- комбинации;
- фигуры;
- композицию (законченное соединение движений).
Положения, позы в танце.
Рисунок танца:
- перестроения (из линии в круг, в две линии, в полукруг);
- проходки.
Постановка:
- этюдов;
- танцевальных комбинаций;
- фигур;
- композиций;
- целого танца.
Отработка движений и фигур танца.
Формы и методы обучения: практические занятия; словесный, практический, наглядно – зрительный, наглядно – слуховой.
Формы подведения итогов: творческое задание.
Раздел №8. Музыкально-игровое творчество.
Тема 8.1. Условия игры. Ход и правила игры.
Теория:
Музыкально-творческие игры, специальные и игровые задания. Музыкально-подвижные игры на определение темпа, динамики, характера и структуры музыкальных произведений. Условия игры. Ход и правила игры. Приёмы имитации, подражания, ролевые ситуации. Активизация внимания.
Формы и методы обучения: беседа.
Форма подведения итогов: опрос.
Тема 8.2. Игры. Задания.
Практические занятия:
Материал для детей второго года обучения усложняется. Совершенствуется умение детей целенаправленно находить и изменять движения для более выразительного воплощения музыкально-двигательных образов. Музыкально-двигательные образы становятся более значительными, глубокими по содержанию, более точными и сложными по форме. Работа над ними способствует росту творческой активности детей.
Музыкально-творческие игры:
- «Порхающие бабочки»;
- «Заводные игрушки»;
- «Хитрая лиса».
Специальные задания:
- «Нади своё место»;
- «Я – учитель»;
- «Танцевальный вечер».
Игры на определение динамики и характера музыкального произведения:
- «К своим флажкам»;
- «Гулливер и лилипуты»;
- «Группа, смирно!»;
- «Музыкальные змейки»
- «Пятнашки».
Музыкально-подвижные игры на определение темпа, характера и структуры музыкальных произведений:
- «День – ночь»;
- «Запев – припев»;
- «Нам не страшен серый волк»;
- «Горелки»;
- «Дети и медведь»;
- «Трансформеры».
Формы и методы обучения: практические занятия; словесный, наглядный, практический, игровой.
Форма подведения итогов: визуальное наблюдение, практическая работа.
Раздел №9. Репетиции, концертные выступления.
Тема 9.1. Подготовка к отчетным мероприятиям. Посещение танцевальных коллективов и мероприятий города.
Практические занятия:
Репетиционная работа, направленная на совершенствование техники движений, артистизма и готовности к концертным выступлениям. Посещение танцевальных коллективов города, различных праздников, конкурсов, фестивалей с целью повышения танцевальной культуры учащихся.
Формы и методы обучения: практическая работа.
Форма подведения итогов: творческая работа, собеседование, анализ.
Раздел №10. Итоговое занятие.
Тема 10.1. Подведение итогов. Творческий отчет.
Теория:
Подведение итогов работы группы за учебный год. Обсуждение планов на следующий год. Задания на летние каникулы.
Формы и методы обучения: беседа.
Форма подведения итогов: опрос.
Практическое занятие:
Исполнение разученных танцевальных композиций.
Формы и методы обучения: практическая работа.
Форма подведения итогов: творческое задание.
2.3. Содержание программы III года обучения
Раздел №1. Организационное занятие.
Тема 1.1. Введение в программу
Теория: Подведение итогов прошедшего года. Цели и задачи третьего года обучения. Расписание занятий, выбор старосты группы.
Формы и методы: беседа; словесный, наглядный.
Форма подведения итогов: опрос.
Тема 1.2. Начальный контроль
Практические занятия: комплекс упражнений на грудной отдел, упражнения в портере.
Формы и методы: практические занятия; словесный, практический, наглядно – зрительный, наглядно – слуховой.
Форма подведения итогов: практическое занятие.
Раздел №2. Общеразвивающие упражнения
Тема 2.1. Общеразвивающие упражнения их значение и влияние. Правила выполнения упражнений.
Теория:
Проводится на каждом уроке в виде «статического танца» в стиле аэробики. Включаются элементы классического, современного танца, изучение основных позиций рук, ног. Проводится под современную и популярную музыку, что создаёт благоприятный эмоциональный фон и повышает интерес к упражнениям.
Формы и методы обучения: беседа, инструктаж.
Форма подведения итогов: опрос.
Тема 2.1. Ритмические упражнения.
Практические занятия.
Последовательная разработка всех основных групп суставов и мышц: кисти, предплечья, всей руки, шеи, плеч, корпуса, бедра, колени, стопы. Количество каждого вида упражнений 4-8; на 4, 16 счёта. Общая продолжительность 10-15 мин. Нагрузка регулируется в зависимости от возраста, степени подготовленности детей.
Ритмические упражнения с увеличением амплитуды и интенсивности движений (количество повторений 12 - 16 раз):
упражнения для мышц шеи: наклоны, повороты головы в различных направлениях, круговые вращения, вытягивание, комбинированные движения;
упражнения для мышц рук и плечевого пояса: поднимание и опускание плеч, круговые движения вперед и назад, сгибание и разгибание рук, махи, отведение и приведение, пульсация, рывки руками, вращения кистями;
упражнения для туловища: наклоны, повороты, вращения, скручивание, поднимание и опускание туловища в различных исходных положениях; упражнения для формирования правильной осанки;
упражнения для ног: поднимание и опускание ног, выпады, различные маховые движения, полуприседания, приседания, упражнения для профилактики плоскостопия.
Составление комплексов ОРУ.
Формы и методы: практические занятия; словесный, практический, наглядно – зрительный, наглядно – слуховой.
Форма подведения итогов: практическое занятие.
Раздел №3. Элементы классического танца.
Тема 3.1. Законы и эстетика равновесия в позах классического танца.
Теория:
Основные правила движений у станка, понятие о поворотах ан деор и ан дедан. Законы и эстетика равновесия в позах классического танца. Повторяется весь материал, пройденный на втором году обучения, но несколько ускоряется темп, и упражнения исполняются в нескольких танцевальных комбинациях.
Формы и методы обучения: теоретическое занятие; беседа, инструктаж
Форма подведения итогов: опрос
Тема 3.2. Упражнения у станка и на середине зала.
Практические занятия:
Повторение, разучивание и закрепление упражнений направленных на выработку правильной осанки; на развитие эластичности, выворотности, силы мышц ног, гибкости корпуса, танцевального шага.
Упражнения у станка:
- батман тандю с деми плие (с третьей позиции вперёд, в сторону, назад);
- батман тандю жете на 25 градусов;
- рон де жамб партер ан деор и ан дедан;
- гран батман жете на 45 градусов (вперёд, в сторону, назад);
- релеве (4, 1, 2, 3 позициям);
- соте (прыжки по 1, 2, 3 позициям);
- пор де бра;
- положение ноги на ку де пье;
- батман фраппэ;
- па де бурре.
Формы и методы: практические занятия; словесный, практический, наглядно – зрительный, наглядно – слуховой.
Форма подведения итогов: практическое занятие.
Тема 3.3. Упражнения для гибкости в партере.
Практические занятия:
Повторение, разучивание и закрепление комплекса упражнений на растягивание для улучшения гибкости:
- «Макушку тянем к потолку»;
- «Пружинка»;
- «Книжечка»;
- «Бабочка»;
- «Угол» (попеременно каждой ногой на 45 градусов);
- «Группировка»;
- «Покажи пяточку»;
- «Ванька – встанька»;
- «Кошечка»;
- «Лодочка»;
- «Лягушка»;
- «Кошечка лезет под забор»;
- «Корзиночка»;
- «Берёза»;
- «Мостик»;
- «Шпагат».
Формы и методы обучения: практические занятия; наглядный, практический.
Формы и методы подведения итогов: практическое занятие.
Раздел №4. Элементы народных танцев.
Тема 4.1. Основные технические навыки, история костюма.
Теория:
Основные технические навыки, история костюма. Открытые и закрытые, свободные позиции ног. Движения русского и белорусского танцев. Манера и характер исполнения.
Формы и методы обучения: беседа; словесный, наглядный.
Форма и методы подведения итогов: опрос.
Тема 4.2. Элементы, движения, фигурные построения.
Практические занятия.
Исполняется весь материал 2 года обучения, затем новые движения русского, белорусского танцев:
- движение рук: переводы в различные положения, навыки
обращения с
платочком;
-дробь с подскоком (подскок на одной ноге с последующим ударом каблуком и
всей другой ногой, на месте и с продвижением);
-шаг «пике»;
-шаги на низких полупальцах;
-мелкий шаг;
-тройной шаг;
-«верёвочка» с переступанием;
-повороты.
Фигуры танца:
-«звёздочка»;
-«ручеёк»;
- «карусель».
Формы и методы: практические занятия; словесный, практический, наглядно – зрительный, наглядно – слуховой.
Форма подведения итогов: практическое занятие, творческое задание.
Раздел №5. Основы современного танца.
Тема 5.1. Основные техники современного танца.
Теория:
Основные техники современного танца. Стили и характерных особенностей современных танцев. Знакомство с популярными танцевальными Стили и характерных особенностей современных танцев. группами, коллективами, с новыми веяниями в хореографическом искусстве. Рассказ о выдающихся танцорах нашего времени.
Формы и методы обучения: беседа.
Форма подведения итогов: опрос.
Тема 5.2. Основные движения и положения.
Практические занятия:
Разучивание и закрепление основных движений современного танца, направленных на развитие тела, творчества учащихся.
- Положения и движения рук, движения головой в современном танце.
- Движения туловищем, ногами; шаги: однонаправленные, разнонаправленные.
- Ход – сочетание шагов. Переходы – перенос тяжести тела.
- Прыжки, повороты.
Формы и методы обучения: практические занятия; наглядный, практический.
Формы и методы подведения итогов: практическое занятие.
Раздел №6. Элементы и движения современных танцев.
Тема 6.1. Характерные особенности изучаемых танцев.
Теория:
Стили, краткая история возникновения, характеристика, основные движения, техника и манера исполнения. Правила выполнения.
Формы и методы обучения: беседа.
Форма подведения итогов: опрос.
Тема 6.2. Элементы и движения танца «Очаровашки»
Практические занятия:
Разучивание и закрепление элементов, движений и комбинаций танца, направленных на развитие творческих способностей учащихся; совершенствование, увеличение сложности движений, амплитуды и техники исполнения.
Элементы танца:
- приставные шаги;
- шаг вперёд- назад с поворотом;
- выпады;
- па в плие на каблук;
- повороты;
- соскок и вынос ноги на пятку;
- «полёт» (мах правой ногой вперёд прыжок на две ноги);
- резкие махи руками;
- прыжки;
- «ножницы»;
- перестроения;
- наклоны;
- руки в стороны, вверх, на бёдра, вперёд, вниз, дугами наружу, пальцы в «замок»;
- полуприседы;
- «волна»;
- движение бедрами.
Перестроения:
- круг;
- прочёс;
- линия;
- колона;
- диагональ.
Формы и методы обучения: практические занятия; словесный, наглядный, практический.
Формы и методы подведения итогов: практическое занятие.
Тема 6.3. Элементы и движения танца «Хип-хоп».
Практические занятия:
Разучивание и закрепление элементов, движений и комбинаций танца, направленных на развитие творческих способностей учащихся; совершенствование, увеличение сложности движений, амплитуды и техники исполнения.
Элементы танца:
- сдвиг носка с заносом ноги;
- фронтальный шаг;
- повороты на 4;
- простая комбинация шага;
- переход;
- мах стопой;
- мах стопой с прыжком;
- сдвиг на носках;
- прямой джаз-стрит;
- прямой джаз-стрит с заносом ноги назад;
- мах стопой с прыжком назад.
Формы и методы обучения: практические занятия; словесный, наглядный, практический.
Формы и методы подведения итогов: практическое занятие.
Раздел №7. Постановочная и репетиционная работа.
Тема 7.1. Принципы составления композиций.
Теория: Содержание, характер и стиль танца. Принципы составления композиций, манера исполнения. Костюмы, прически, грим.
Формы и методы обучения: беседа.
Форма и методы подведения итогов: опрос.
Тема 7.2. Постановка танца.
Практические занятия:
Соединение движений, комбинаций, композиций в фигуры танцев. Сотворчество.
Соединение элементов танца в:
- комбинации;
- фигуры;
- композицию (законченное соединение движений).
Положения, позы в танце.
Рисунок танца:
- перестроения (из линии в круг; в две линии; в полукруг);
- проходки.
Постановка:
- этюдов:
- танцевальных комбинаций;
- фигур;
- композиций;
- целого танца.
Отработка:
- движений и фигур танца;
- танцевальных комбинаций;
- перестроений и танца в целом.
Формы и методы обучения: практические занятия; словесный, практический, наглядно – зрительный, наглядно – слуховой.
Форма подведения итогов: практическое занятие.
Раздел №8. Импровизация.
Тема 8.1. Импровизационная работа, как средство самовыражения.
Теория:
Импровизационная работа с учащимися, как средство самовыражения. Применение нестандартных, специальных и творческих заданий, направленных на развитие выдумки, мышления, воображения и творческих способностей учащихся. Использование техник импровизации.
Формы и методы обучения: беседа.
Форма подведения итогов: опрос.
Тема 8.2. Музыкально-двигательные образы и сюжетно-тематические картины.
Практические занятия:
Создавать простые музыкально-двигательные образы и сюжетно-тематические картины. Придумывание комбинированных упражнений и движений. Самостоятельный подбор комплекса упражнений и связки движений. Передача в движении танцевальных образов (животных, игрушек, явлений природы). Творческие задания.
Формы и методы обучения: практические занятия; словесный, практический, наглядно – зрительный, наглядно – слуховой.
Форма и методы подведения итогов: практическая работа, концертное выступление, творческое задание.
Раздел №9 Репетиции, концертные выступления.
Тема 9.1. Подготовка к отчетным мероприятиям. Посещение танцевальных коллективов и мероприятий города.
Практические занятия:
Репетиционная работа, направленная на совершенствование техники движений, артистизма и готовности к концертным выступлениям. Посещение танцевальных коллективов города, различных праздников, конкурсов, фестивалей с целью повышения танцевальной культуры учащихся.
Формы и методы обучения: практическая работа.
Форма подведения итогов: творческая работа, собеседование, анализ.
Раздел №10. Итоговое занятие.
Тема 10.1. Подведение итогов.
Теория: Подведение итогов работы учебной группы.
Формы и методы обучения: самоанализ.
Форма подведения итогов: опрос.
Практическое занятие:
Демонстрация успехов. Отчёт о кропотливой ежедневной работе учащихся.
Исполнение разученных танцевальных композиций.
Формы и методы обучения: практическая работа.
Форма подведения итогов: концертное выступление.
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для достижения цели, задач и содержания программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие принципы:
Øпринцип формирования у детей художественного восприятия через пластику;
Øпринцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы;
Øпринцип обучения владению культурой движения: гибкость, выворотность, пластичность;
Øпринцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
Øпринцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами хореографического мастерства;
Øпринцип движения от простого к сложному как постепенное усложнение инструктивного материала, упражнений;
Øпринцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа;
Øпринцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности учащихся; принцип доступности и посильности.
Методы обучения:
Øсловесные: устное изложение, комментирование, инструктирование, беседа, объяснение, анализ структуры музыкального произведения;
Øиспользование терминологии;
Øнаглядные: показ педагогом приемов исполнения, демонстрация, показ видеоматериалов и иллюстраций, наблюдение;
Øпрактические: тренировочные упражнения, танцевальные движения, тренинг и задания, репетиции;
Øпроблемно-поисковый метод обучения (усвоение знаний, выработка умений и навыков осуществляются в процессе частично-поисковой или исследовательской деятельности обучаемых. Реализуется через словесный, наглядный и практический методы обучения, интерпретированные в ключе постановки и разрешения проблемной ситуации).
ØМетод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения – образы.
ØМетод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология, историческая справка и др.
ØМетод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям.
ØМетод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения.
ØИгровой метод используется на занятиях в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, в которую входят различные творческие задания, способствующие более быстрому усвоению некоторых элементов, развитию умения слышать и понимать музыку, вызывают интерес к занятию.
ØМетод разучивания по частям сводится к делению движения на простые части и разучиванию каждой части отдельно с последующей группировкой частей в нужной последовательности в единое целое.
ØЦелостный метод разучивания заключается в разучивании движения целиком в замедленном темпе.
Приемы:
Ø комментирование;
Ø инструктирование;
Ø корректирование.
формы организации образовательной деятельности:
Øгрупповая;
формы организации учебного занятия:
Ø игра;
Ø концерт;
Ø конкурс;
Ø практическое занятие;
Ø контрольное занятие;
Ø итоговое занятие;
Ø зачет;
Ø репетиция;
Øтворческий отчет.
Ø В образовательной деятельности используются педагогические технологии:
Øличностно-ориентированного обучения;
Øразвивающего обучения;
Øздоровьесберегающая технология;
Øтехнология игровой деятельности;
Øсамостоятельного проблемно-аналитического поиска решений.
Алгоритм занятия
Данная программа является достаточно гибкой и применима для введения её в работу с младшим и средним школьным возрастом, позволяет каждому ребёнку овладеть знаниями, умениями и навыками танцевального искусства, учитывает возрастные и психологические особенности учащихся. Она составлена по принципу постепенного нарастания степени сложности материала. Все разделы органично связаны между собой, но в тоже время каждый из разделов имеет своё конкретное содержание и свои определённые задачи по формированию знаний, умений и навыков. По каждой теме, входящей в программу, даётся сумма необходимых теоретических сведений и перечень практических работ. Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа. Учебный материал дается по основным разделам хореографического искусства:
Ø Азбука музыкального движения
Ø Общеразвивающие упражнения
Ø Элементы классического танца
Ø Элементы народного танца
Ø Элементы современного танца
Ø Постановочная и репетиционная работа
Ø Музыкально-игровое творчество
Ø Импровизация
дидактические материалы – компетентностно-ориентированные задания для самостоятельной и творческой работы.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Электронные ресурсы и книги:
1. А. Ключковская. Курс: "Секреты" продольного шпагата. Вид "изнутри"!
2. В.И. Уральская «Рождение танца»
https://horeografiya.com/index.php?route=information/article&id=4_1_66
3. Г.А. Колодницкий. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей.
https://horeografiya.com/index.php?route=information/article&id=4_1_609
4. Е.А. Лукьянова «Дыхание в хореографии»
https://vk.com/wall-50334704_190950
5. И. А. Шипилина. «Хореография в спорте: учебник для студентов»
https://www.libfox.ru/170873-inessa-shipilina-horeografiya-v-sporte-uchebnik-dlya-studentov.html
6. Н. Шереметьевская. Танец на эстраде.
http://dancelib.ru/books/item/f00/s00/z0000000/
7. Уход за костюмом .статья. Сайт: Интернет – издание о современных танцах, 2004-2007 - www.idance.
8. Е.В. Конорова «Методическое пособие по ритмике»
Литература для детей и родителей:
1. «Современное образование в России: актуальные проблемы и перспективы развития». -ООО «Бланком», 2010г.
2. Васильева Т.К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 2017.
3. М.А. Михайлова, Е.В. Горбина. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 2007. – С. 24
6. ГЛОССАРИЙ
Ан дедан – внутрь, в круг.
Ан деор – наружу, из круга.
Арабеск - поза, название которой происходит от стиля арабских фресок, 1-я, 2-я, 3-я, 4-я.
Балансе – от гл. качать, покачиваться; покачивающиеся движение.
Батман – размах, биение.
Батман девлоппэ – раскачивать, раскрывать, вынимать ногу на 90 градусов в нужное направление.
Батман дубль фраппэ – движение с двойным ударом.
Батман сотеню – движение с подтягиванием ног в пятой позиции, непрерывное движение.
Батман тандю – отведение и приведение вытянутой ноги, выдвижение ноги.
Батман фондю – мягкое, плавное, «тающее» движение.
Батман фраппэ – движение с ударом, или ударное движение.
Выворотность – раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставах.
Галоп – гоняться, преследовать, скакать, мчаться.
Гранд – большой.
Деми плие – маленькое приседание.
Жетэ – бросок ноги на месте или в прыжке.
Координация – соответствие и согласование всего тела.
Па де баск – шаг басков; для этого движения характерен счет 3/4 или 6/8, исполняется вперед и назад.
Па де буррэ – чеканный танцевальный шаг, переступание с небольшим продвижением.
Пассэ – связывающее движение, проведение или переведение ноги.
Плие – приседание.
Пор де бра – упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы.
Прэпарасион – приготовление, подготовка.
Пти батман – маленький батман, на щиколотке опорной ноги.
Релевэ – подъем на пальцы или полупальцы.
Релевэ лян – медленный подьем ноги на 90 градусов.
Рон де жамб пар тер – вращательное движение ноги по полу, круг носком по полу.
Сотэ – прыжок на месте по позициям.
Сюр ле ку де пье – положение одной ноги на щиколотке другой, опорной, ноги.
Тур – поворот.
Тур шенэ – сцепленный, связанный, цепь кружков, быстрые повороты, следующие один за другим.
Экартэ – поза, при которой вся фигура повернута по диагонали.
Эфасэ – развернутое положение корпуса и ног.
7. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК