СОВРЕМЕННЫЕ ТАНЦЫ

1.      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Среди множества форм художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию детей, дают гармоничное пластическое развитие, формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотные манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве.

         Танец развивает эстетический вкус, воспитывает нравственные качества и возвышенные чувства, но и, в отличие от других искусств, оказывает существенное влияние на физическое развитие ребенка.

Направленность программы «Современный танец» - художественная. Программа направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, творческих способностей детей, ориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных.

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа «Современный танец» разработана в соответствии с:

 

Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее - 273-ФЗ);

-                                    Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Приказ № 196);

-                                    Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196» (далее – Приказ № 533);

-Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (далее – СП 2.4.3648-20);

-Приказ министерства просвещения   России   от   03.09.2019   №   467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

-Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678 – р  «О концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».

 

 

Уровень освоения содержания программы: базовый

Актуальность программы. В настоящее время активно пропагандируются новые формы танцевального искусства, популярные танцевальные стили и направления современной хореографии. Тенденция увлечения современными танцами позволяет удовлетворить естественную физическую потребность ребенка в разнообразных формах движения, расширить его художественный кругозор, раскрыть индивидуальные возможности и творческие способности детей младшего и среднего возраста через танцевально-игровую деятельность посредством современной хореографии, адаптироваться к условиям современной жизни. Современный танец развивается, следуя за новейшими музыкальными тенденциями, а значит, он всегда находится на самом пике моды, то есть сиюминутного спроса, как детей, так и родителей.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она обеспечивает общее гармоническое, психологическое, духовное и физическое развитие ребенка; формирование разнообразных умений, способностей и знаний в области современного танца; воспитание у ребенка потребности в здоровом образе жизни.

 

       Цель программы: раскрытие индивидуальных возможностей и творческих способностей детей младшего и среднего школьного возраста посредством хореографии через танцевально-игровую деятельность.

        Задачи:

Образовательные (программные):

Øознакомление учащихся с основами хореографического мастерства;

Øобучение элементам классического, народного и современного танца;

Øформирование музыкально-ритмических навыков;

Øформирование правильной осанки с помощью специальных упражнений;

Øовладение начальными навыками актерского мастерства;

Øорганизация постановочной и репетиционной деятельности.

Øразвитие физических качеств: гибкость, координация движений, равновесие, мышечная

     силу, выносливость

Метапредметные:

Øразвитие музыкальных способностей: чувство ритма, эмоциональная отзывчивость на

     музыку;

Øразвитие музыкально-игровых образов, танцевальной выразительности, артистизма;

Øразвитие фантазии, способности к импровизации;

Øразвитие мотивации к творческой деятельности;

Øразвитие интереса к самостоятельной и коллективной работе.

Личностные:

Øсоздание условий дружественной среды вокруг самоопределяющейся личности,

     адаптации к современной жизни;

Øразвитие у детей интереса и уважения к танцевальному искусству;

Øвоспитание художественного вкуса;

Øформирование ответственного отношения к обучению, готовности учащихся к саморазвитию и самообразованию;

Øвоспитание у учащихся самостоятельности, наблюдательности, аккуратности и умения

     работать в коллективе;

Øприобщение учащихся к здоровому образу жизни и гармонии тела.

Планируемые результаты освоения содержания программы «Современный танец»

Программные результаты 1 года обучения:

умеют:

Øориентироваться в танцевальном зале;

Øследить за внешним видом;

Øвыполнять ритмические упражнения;

Øвыполнять элементы классического танца;

Øвыполнять движения народного танца;

Øвыполнять простейшие перестроения;

Øразличать музыкальные части;

Øвыполнять комплекс упражнений для гибкости в партере;

Øисполнять танцевальный репертуар;

Øпередавать содержание танцевального образа движениями;

Øпередавать в игре взаимосвязь нескольких персонажей

владеют:

Øэлементами музыкальной грамоты;

Øкомплексом упражнений для гибкости в партере;

Øтанцевальным репертуаром;

Øосновными позициями и положениями рук и ног;

Øритмическими упражнения, элементами классического танца.

Программные результаты 2 года обучения

умеют:

Ø  акцентировать на сильную долю в шагах;

Ø  различать сильную долю такта, вступительные и заключительные аккорды;

Ø  выполнять элементы классического танца;

Ø  выполнять элементы народных танцев;

Ø  точно исполнять разучиваемые движения;

Ø  соединять элементы и движения в комбинации и фигуры;

Ø  согласовывать движение своего тела с музыкой;

Ø  танцевать по линии танца, диагонально;

Ø  выразительно исполнять современные танцы;

Ø  ориентироваться на танцевальной площадке;

Ø  различать стили современных танцев;

Ø  выполнять комплекс упражнений для гибкости в партере;

Ø  создавать музыкально-игровые образы.

владеют:

Øстилем и манерой исполнения танцев;

Øкомплексом упражнений для гибкости в партере;

Øтанцевальным репертуаром;

Øтерминологией элементов классического танца.

Программные результаты 3 года обучения

умеют:

Øисполнять комплекс общеразвивающих упражнений;

Øвыполнять основные элементы классического и народных танцев;

Øправильно танцевать и различать основные элементы современных танцев по

      стилям;

Øсоединять движения и комбинации в фигуры;

Øотрабатывать движения и танцы в целом;

Øпередавать манеру и стиль современных танцев;

Øисполнять танцевальный репертуар;

Øпоказать своё умение на различных праздниках, конкурсах;

Øиспользовать творческую фантазию для выполнения различных импровизационных

   заданий.

владеют:

Øкомплексом общеразвивающих упражнений;

Øосновными элементами классического и народных танцев;

Øосновными стилями современного танца;

Øтанцевальным репертуаром.

Метапредметные результаты:

Ø  способность к построению индивидуальной образовательной траектории;

Ø сформированность творческого мышления, навыки продуктивного сотрудничества;

Øвладение культурой коллективного общения со сверстниками и взрослыми;

Øвладение навыками контроля и самоконтроля;

Øсамокритичность в оценке своих способностей.

Личностные результаты:

Øготовность и способность к саморазвитию;

Øразвитие умений и навыков познания и самопознания;

Øопыт танцевальной деятельности;

Øличностное самоопределение;

Ø  устойчивая мотивация и познавательный интерес к современному танцу и хореографической деятельности.

Отличительные особенности программы «Современный танец» от существующих заключаются в том, что обучение ведется на основе классической, народной и современной хореографии с использованием игровых методик и инновационных направлений (музыкально-игровое творчество, импровизация, стилизация современных стилей), которые делают ее интересной и современной.  Ведущей идеей программы является обучение технике современного танца в различных сочетаниях современных стилей через танцевально-игровую деятельность (игротанцы, подражательные игры, творческие задания).

 Адресат программы: учащиеся 7-15 лет.

Объем и срок освоения программы: срок реализации программы – 3 года, общее количество учебных часов по программе – 252. Условия набора в учебное объединение: принимаются все желающие.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Форма занятий - групповая. Состав групп постоянный, разновозрастный. Продолжительность одного занятия составляет 45 мин. На каждый год обучения отводится по 84 часа, занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу.

Наполняемость групп: не менее 15  учащихся.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

Механизмом оценки результатов, получаемых в ходе реализации программы, является контроль программных умений и навыков (УиН) и общих учебных умений и навыков (ОУУиН).

Уровень сформированности программных умений и навыков (УиН) и качество освоения УиН определяются в рамках текущего контроля, промежуточной аттестации и аттестации по завершении реализации программы.

Виды контроля по определению уровня сформированности программных умений и навыков (УиН) и качества освоения УиН:

·           начальный контроль;

·           промежуточная аттестация;

·           итоговая аттестация.

       Текущий контроль проводится систематически на занятиях в процессе всего периода обучения по программе.

       Контроль программных УиН осуществляется по следующим критериям: владение практическими умениями и навыками, специальной терминологией, креативность выполнения практических заданий, владение коммуникативной культурой.

Оценка программных УиН осуществляется по 4-балльной системе (от 2 - 5 баллов).

Начальный контроль проводится в форме практических и творческих заданий. Используемые методы – наблюдение и опрос, показ упражнений и комбинаций.

Промежуточная аттестация - в форме творческого отчета. Используемые методы – показ комбинаций, творческих номеров, наблюдения, опрос.

Аттестация по завершении реализации программы проводится в форме концерта, творческого отчета. Используемые методы – показ комбинаций, творческих номеров, наблюдения, опрос.

Содержание аттестации по завершении реализации программы определяется на основании содержания дополнительной общеразвивающей программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами.

Результаты аттестации по завершении реализации программы и промежуточной аттестации фиксируются в протоколах. Копии протоколов аттестации по завершению реализации программы вкладываются в журналы учета работы педагога дополнительного образования в объединении.

Выпускникам учебных групп по результатам аттестации по завершении реализации программы выдаются свидетельства о прохождении полного курса обучения по общеразвивающей программе.

Критерии оценки результатов освоения программы

На 1 году обучения:

Начальный контроль:

Ø  выполнение ритмических упражнений;

Ø  выполнение простейших перестроений;

Ø  выполнение упражнений с элементами классического танца.

Промежуточная аттестация:

Ø  выполнение элементов классического танца;

Ø  выполнение комплекса упражнений для гибкости в партере;

Ø  выполнение основных позиций и положений рук и ног.

Промежуточная аттестация:

Ø  выполнение движений народного танца;

Ø  выполнение комплекса упражнений для гибкости в партере;

Ø  умение передавать содержание танцевального образа движениями.

На 2 году обучения:

Начальный контроль:

Ø  умение различать сильную долю такта, вступительные и заключительные аккорды;

Ø  выполнение элементов народных танцев;

Ø  умение точно исполнять разучиваемые движения.

Промежуточная аттестация:

Ø  умение соединять элементы и движения в комбинации и фигуры;

Ø  умение согласовывать движение своего тела с музыкой;

Ø  выразительно исполнять современные танцы.

Промежуточная аттестация:

Ø  умение различать стили современных танцев;

Ø  выполнение комплекса упражнений для гибкости в партере;

Ø  умение создавать музыкально-игровые образы.

На 3 году обучения:

Начальный контроль:

Ø  умение исполнять комплекс общеразвивающих упражнений;

Ø  выполнение основных элементов классического и народного танца;

Ø  умение правильно танцевать и различать основные элементы современных танцев по стилям.

Промежуточная аттестация:

Ø  умение соединять движения и комбинации в фигуры;

Ø  умение передавать манеру и стиль современных танцев;

Ø  умение исполнять танцевальный репертуар.

Итоговая аттестация:

Ø  владение навыком постановочной работы;

Ø  умение использовать творческую фантазию для выполнения различных импровизационных заданий;

Ø  исполнение основных стилей современного танца.

Условия реализации программы

Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:

Учебное помещение, соответствующее требованиям санитарных норм и правил, установленных Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28.

Материально-техническое обеспечение:

ЦДТ, каб.7

Наименование

Кол-во

Музыкальная колонка

1

Акустическая система

2

Ноутбук

1

Зеркала

1

Хореографические станки

1

Гимнастические коврики

15

 

Методическое и дидактическое обеспечение:

üкалендарный учебный график к образовательной программе;

üкалендарно-тематическое планирование;

üучебная, методическая, дополнительная литература.

Воспитательная деятельность. Работа с родителями.

В рамках дополнительной общеразвивающей программы предусмотрено проведение:

творческих конкурсов, реализация творческих проектов, познавательные воспитательные мероприятия и т.д. Для воспитательного пространства характерно:

- наличие благоприятного духовно-нравственного и эмоционально-психологического климата;

- построение работы по принципу доверия и поддержки между всеми участниками педагогического процесса.

Немаловажным фактом при проведении занятий является сотрудничество детей с родителями. Такая связь поколений является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных ценностей.

Работа с родителями предусматривает:

Øродительские собрания;

Øиндивидуальные беседы и консультации; профилактические беседы;

Øанкетирование, социологический опрос родителей;

Øсовместные воспитательные мероприятия.

 

1.      УЧЕБНЫЙ ПЛАН

1.1.                      Учебный план I года обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Организационное занятие

2

1

1

 

1.1.

Введение в программу

1

1

 

собеседование практическая работа

1.2

Начальный контроль

1

 

1

практическое и творческое задание

2.

Азбука музыкального движения

8

2

6

 

2.1.

Мелодия и движение

1

1

 

опрос

 

Такт и затакт

1

1

 

 

2.2.

Музыкально-ритмические упражнения

6

-

6

практическая работа

3.

Элементы классического танца

13

1

12

 

3.1

Знакомство с основами классического танца.

1

1

-

беседа

3.2.

Упражнения у станка

6

-

6

практическая работа

3.3.

Упражнения для гибкости в партере

6

-

6

практическая работа

4.

Элементы народных танцев

6

2

4

 

4.1.

Знакомство с культурой разных народов.

2

2

-

беседа

4.2.

Положения, движения, комбинации.

4

-

4

практическая работа

5

   Основы современного танца

34

4

30

 

5.1.

Стили и направления современной хореографии

4

4

-

опрос

5.2.

Элементы и движения танца «Весёлая зарядка»

10

-

10

творческая работа

5.3

Элементы и движения танца «Тик-так»

10

-

10

творческая работа

5.4.

Элементы и движения танца «Полька»

10

-

10

творческая работа

6.

Постановочная и репетиционная работа.

 

10

2

8

 

6.1.

Принципы составления композиции танца

2

2

-

опрос

6.2.

Постановка танца

8

-

8

творческое задание

7.

Музыкально-игровое творчество 

4

2

2

 

7.1.

Игра – важный метод приобщения

2

2

-

беседа

7.2.

Игры. Задания.

2

-

2

творческое задание, игра-соревнование

8.

Репетиции, концертные выступления

6

 

6

 

8.1.

Подготовка к отчетным мероприятиям

6

-

6

творческая работа, анализ, собеседование

9.

Итоговое занятие

1

 

1

 

9.1

Итоговое занятие

1

 

1

творческий отчет

 

Итого

84

14

70

 

 

 

 

1.2.                      Учебный план II года обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Организационное занятие

2

1

1

 

1.1.

Введение в программу

1

1

-

собеседование

1.2

Начальный контроль

1

 

1

практическое и творческое задание

2.

Азбука музыкального движения

7

1

6

 

2.1.

Знакомство с особенностями метро - ритма.

1

1

 

опрос

2.2.

 Музыкальная структура движения

3

-

3

практическое занятие

2.3.

Перестроения в паре.

3

-

3

творческое задание

3.

Элементы классического танца

16

1

15

 

3.1

Ознакомление с новым материалом, его терминологией и направленностью.

1

1

-

опрос

3.2.

Упражнения у станка

8

-

8

практическое занятие

3.3.

Упражнения для гибкости в партере

7

-

7

практическое занятие

4.

Элементы народных танцев

10

2

8

 

4.1.

Знакомство с особенностями

народных движений русского, украинского, восточного танцев.

2

2

-

беседа

4.2.

Основные элементы, движения и композиции.

8

 

8

творческая работа

5.

Основы современного танца

16

2

14

 

5.1.

Характерные особенности техники и стиля танцев.

2

2

-

опрос

5.2.

Основные движения и положения

14

 

14

практическое занятие

6.

Элементы и движения современных танцев

12

-

12

 

6.1.

Элементы и движения танца «Шаляй-валяй»

6

-

6

творческая работа

6.2.

Элементы и движения танца «Озорницы»

6

-

6

творческая работа

7.

Постановочная и репетиционная работа.

10

2

8

 

7.1.

Содержание, характер и стиль танца.

2

2

-

опрос

7.2.

Постановка танца

8

-

8

творческое задание

8.

Музыкально-игровое творчество 

 

4

2

2

 

8.1.

Условия игры. Ход и правила игры.

2

2

-

беседа

8.2.

Игры. Задания.

2

-

2

творческое задание

9.

Репетиции, концертные выступления.

6

0

6

 

9.1.

Подготовка к отчетным мероприятиям

6

 

6

творческая работа, анализ, собеседование

10.

Итоговое  занятие

1

 

1

 

10.1

Итоговое занятие

1

 

1

творческий отчет

 

Итого

84

11

73

 

 

1.3.                      Учебный план III года обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Организационное занятие

2

1

1

 

1.1.

Введение в программу

1

1

-

собеседование

1.2

Начальный контроль

1

 

1

практическое и творческое задание

2.

Общеразвивающие упражнения

7

1

6

 

2.1.

Общеразвивающие упражнения, их значение и влияние. Правила выполнения упражнений.

1

1

-

опрос

2.2.

 Ритмические упражнения.

6

 

6

практическое занятие

3.

Элементы классического танца

14

2

12

 

3.1

Законы и эстетика равновесия в позах классического танца.

2

2

-

опрос

3.2.

Упражнения у станка и на середине зала.

6

 

6

практическое занятие

3.3.

Упражнения для гибкости в партере

6

 

6

практическое занятие

4.

Элементы народных танцев

8

2

6

 

4.1.

Основные   технические навыки, история костюма.

2

2

-

беседа

4.2.

 Элементы, движения, фигурные построения.

6

 

6

творческая работа

5.

Основы современного танца

13

2

11

 

5.1.

Основные техники современного танца.

2

2

-

опрос

5.2.

Основные движения и положения

11

 

11

творческое задание

6.

Элементы и движения современных танцев

16

2

14

 

6.1.

Характерные особенности изучаемых танцев.

2

2

-

опрос

6.2.

Элементы и движения танца «Очаровашки»

6

 

6

творческая работа

6.3.

Элементы и движения танца «Хип-хоп»

8

 

8

творческая работа

7.

Постановочная и репетиционная работа.

9

1

8

 

7.1.

Принципы составления композиций.

1

1

-

опрос

7.2.

Постановка танца

8

 

8

творческое задание

8.

Импровизация.

8

2

6

 

8.1.

Импровизационная работа, как средство самовыражения.

2

2

-

беседа

8.2.

Музыкально-двигательные образы и сюжетно-тематические картины.

6

 

6

творческое задание

9.

Репетиции, концертные выступления.

6

 

6

 

9.1.

Подготовка к отчетным мероприятиям.

6

 

6

творческая работа, анализ, собеседование

10.

Итоговое  занятие

1

 

1

 

10.1

Итоговое занятие

1

 

1

творческий отчет, концерт

 

Итого

84

13

71

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1.                      Содержание программы I года обучения

                                             Раздел №1. Организационное занятие.

Тема 1.1 Введение в программу

Теория:

Цели и задачи, содержание и форма занятий в группе. Расписание занятий (количество часов, время занятий). Внешний вид и форма одежды для занятий. Правила поведения в танцевальном зале.

Формы и методы обучения: беседа, инструктаж.

Форма подведения итогов: опрос.

Практические занятия: собеседование.

Знакомство с учащимися, маршировка под музыку с целью ознакомления с ритмичностью учащихся.

Формы и методы обучения: практическое занятие; наглядно-зрительный, наглядно-слуховой.

Формы и методы подведения итогов: практическое работа.

Тема 1.2 Начальный контроль

Практические занятия: Комплекс упражнений на выносливость, гибкость.

Формы и методы обучения: практическое занятие; наглядно-зрительный, наглядно-слуховой.

Формы и методы подведения итогов: практическое и творческое задание.

 

 

Раздел №2. Азбука музыкального движения.

Тема 2.1. Мелодия и движение. Такт и затакт.

Теория:

Мелодия и движение. Темп (быстро, медленно, умеренно). Музыкальные размеры 4/4, 2/4, 3/4. Контрастная музыка: быстрая - медленная, весёлая - грустная. Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика поворотов вправо и влево. Такт и затакт.

Формы и методы обучения: беседа.

Форма подведения итогов: опрос.

Тема 2.2. Музыкально-ритмические упражнения

Практические занятия: разучивание и закрепление упражнений, направленных на развитие ритма и координации (умение согласовывать движения частей тела во времени и пространстве под музыку)

Музыкально-пространственные упражнения:

 -  маршировка в темпе и ритме музыки;

 -  шаг на месте, вокруг себя, вправо, влево;

 - повороты на месте (строевые);

 - продвижение на углах, с прыжком (влево, вправо);

 - фигурная маршировка с перестроениями из колонны в шеренгу и обратно;

 - из одного круга в два и обратно;

 - продвижение по кругу (внешнему и внутреннему);

 - звёздочка;

 - конверт

Танцевальные шаги:

 -  с носка на пятку;

 -  с фигурной маршировкой;

  -  шаги в образах (животных).

Формы и методы обучения: практические занятия; словесный, практический, наглядно – зрительный, наглядно – слуховой.

Форма подведения итогов: практическая работа.

 

Раздел №3. Элементы классического танца.

Тема 3.1. Знакомство с основами классического танца.

Теория:

Знания и навыки основ классического танца. Специфика танцевального шага и бега. Знакомство с позициями и положениями рук и ног.  Выработка правильной осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов.

Формы и методы обучения: теоретическое занятие; беседа.

Форма подведения итогов: беседа.

Тема 3.2. Упражнения у станка.

Практические занятия: разучивание и закрепление упражнений направленных на выработку правильной осанки; на развитие эластичности, выворотности, силы мышц ног, гибкости корпуса, танцевального шага.

 постановка корпуса (в выворотной позиции лицом к станку, со второго полугодия держась за станок одной рукой);

  -  позиции ног - 1, 2, 3, 5;

  -  постановка рук 1, 2, 3;

  - подготовительное положение;

  -  деми плие: по 1, 2, 3 позициям;

  -  батман тандю;

  -  рон де жамб пар тер по точкам;

  -  релеве (подъём на полупальцы в 1-ой позиции);

  -  соте;

    -  пор де бра (перегибы корпуса).

Формы и методы обучения: практические занятия; словесный, наглядный, практический.

Формы и методы подведения итогов: практическая работа.

Тема 3.3. Упражнения для гибкости в партере.

Практические занятия:

Разучивание и закрепление комплекса упражнений на растягивание для улучшения гибкости:

 - «Макушку тянем к потолку»;

 - «Пружинка»;

 - «Книжечка»;

 - «Угол» (попеременно каждой ногой под 45^);

 - «Группировка»;   

 - «Покажи пяточку»;

 - «Лодочка»;

 - «Лягушка»;

 - «Шпагатик»

Формы и методы обучения: практические занятия; наглядный, практический.

Формы и методы подведения итогов: практическая работа.

 

Раздел №4. Элементы народных танцев.

Тема 4.1. Знакомство с культурой разных народов.

Теория:

Знакомство с культурой разных народов. Особенности народных движений.  Характерные положения рук, особенности открывания и закрывания. Сюжеты и темы «Хоровод» и «Пляски». Костюмы. Прослушивание фольклорной музыки, песен.

Формы и методы обучения: беседа.

Форма и методы подведения итогов: беседа.

Тема 4.2. Положения, движения, комбинации.

Практические занятия:

Разучивание и закрепление танцевальных элементов народных танцев, направленных на развитие творческих и созидательных способностей учащихся.

Позиции и положения рук:

           -  1, 2, 3;

           -  руки на поясе;

           -  подбоченившись «кисти сжаты в кулаки и поставлены на пояс»;

           -  обе руки скрещены на уровне груди, но не прикасаются к корпусу;

           -  руки свободно опущены, ладони раскрыты навстречу движению;

           -  руки убраны за спину.

Шаги:

           -  танцевальный шаг с носка;

           -  простой шаг вперёд;

           -  переменный шаг вперёд;

           -  шаг на полупальцах;

           -  легкий бег.

Притопы:

           -  тройной;

           - одинарные;

           -  каблуком.

Танцевальные движения:

           -  припадание на месте с продвижением в сторону;

           -  боковой галоп;

           -  прямой галоп;

           -  подскоки;

         - «гармошка»;

         - «ковырялочка».

Танцевальные этюды, комбинации.

Формы и методы обучения: практические занятия; словесный, наглядный, практический.

Формы и методы подведения итогов: практическая работа.

 

 

Раздел №5. Основы современного танца.

Тема 5.1. Стили и направления современной хореографии

Теория:

Стили и направления современной хореографии. Характер и манера исполнения современных танцев. Прослушивание современной музыки. Знание требований, предъявляемых к исполнению современных танцев: грамотность, музыкальность, выразительность. Значение правил исполнения парных и массовых танцев: понятие об интервалах; понятие о движении по линии танца и против линии танца;  согласованность движений.

Формы и методы обучения: беседа.

Форма подведения итогов: опрос.

Тема 5.2. Элементы и движения танца «Весёлая зарядка»

Практические занятия:

Разучивание и закрепление элементов и движений танца на основе простых движений с несложной координацией направленных на развитие творческих способностей учащихся.

Элементы танца «Весёлая зарядка»:

           -  марш на месте с хлопками рук над головой;

           -  марш вперёд и назад с движениями и положениями рук;

           -  хлопки у правого и левого плеча;

           -  движения головой: наклоны;

           -  удар пятками по 6-й позиции;

           -  прыжки на месте и в повороте.

Формы и методы обучения: практические занятия; словесный, наглядный, практический.

Формы и методы подведения итогов: творческая работа.

Тема 5.3. Элементы и движения танца «Тик-так»

Практические занятия:

Разучивание и закрепление элементов и движений танца на основе простых движений с несложной координацией направленных на развитие творческих способностей учащихся

Элементы танца «Тик-так»:

           -  маршеобразные шаги на месте с продвижением вперед, назад, в повороте;

           -  сгибание рук в приседании;

           -  хлопки;

           - «завод часов»;

           - «циферблат». 

Формы и методы обучения: практические занятия; словесный, наглядный, практический.

Формы и методы подведения итогов: творческая работа.

Тема 5.4. Элементы и движения танца «Полька»

Практические занятия:

Разучивание и закрепление элементов и движений танца, направленных на развитие творческих способностей учащихся.

Элементы танца «Полька»:

         -  подготовка к подскоку;

         -  подъем на полупальцы;

         -  сгибание ноги;

         -  подскоки на месте в повороте, вперед и назад;

         -  боковой и прямой галоп;

           -  притопы;

           -  переступания: переменно, с продвижением вперед – назад, вправо - влево;

           -  хлопки.

Шаги:

           -  с подскоком на месте;

           -  с продвижением;

           -  в повороте;

           -  па польки по 6-й и 3-й позициям.

Формы и методы обучения: практические занятия; словесный, наглядный, практический.

Формы и методы подведения итогов: творческая работа.

 

Раздел №6. Постановочная и репетиционная работа.

Тема 6.1. Принципы составления композиции танца.

Теория:

Содержание и характер танца, манера исполнения. Принципы составления композиции танца. Соединение танцевальных движений, поз, переходов, рисунка в танцевальные этюды, комбинации, композиции, фигуры и целый танец. Изучение рисунка танцевальной композиции. Формы и методы обучения: беседа.

Форма и методы подведения итогов: опрос.

Тема 6.2. Постановка танца.

Практические занятия:

Соединение элементов танца в:

           -  комбинации;

           -  фигуры;

           -  композицию (законченное соединение движений).

Положения, позы   в танце.

Рисунок танца:

           -  перестроения (из линии в круг, в две линии, в полукруг);

           -  проходки.

Постановка:

           -  танцевальных комбинаций;

           -  фигур;

           -  целого   танца.

Отработка движений и фигур танца.

Формы и методы: практические занятия; словесный, практический, наглядно – зрительный, наглядно – слуховой.

Форма подведения итогов: творческое задание.

 

Раздел №7. Музыкально-игровое творчество.

Тема 7.1. Игра - важный метод приобщения.

Теория:

Игра - важный метод приобщения, активизации интереса к музыке и к созданию музыкально-двигательных образов. Музыкально-творческие игры, специальные и игровые задания. Игры на определение динамики и характера музыкального произведения. Музыкально-подвижные игры на определение темпа, характера и структуры музыкальных произведений. Условия игры. Ход и правила игры. Приёмы имитации, подражания, ролевые ситуации. Активизация внимания.

Формы и методы обучения: беседа.

Форма подведения итогов: беседа.

Тема 7.2. Игры. Задания.

Практические занятия:

Музыкально-творческие игры:

           - «Нитка – иголка»;

           - «Кот и мыши»;

           - «Птички клюют зёрнышки».

Специальные задания:

           - «Угадай движение»;

           - «Зайки прыгают»;

           - «Мышки бегают». 

Игры на определение динамики и характера музыкального произведения:

           - «К своим флажкам»;

           - «Гулливер и лилипуты»;

           - «Группа, смирно!»;

           - «Музыкальные змейки»

           - «Пятнашки».

Музыкально-подвижные игры на определение темпа, характера и структуры музыкальных произведений:

           - «День – ночь»;

           - «Запев – припев»;

           - «Нам не страшен серый волк»;

           - «Горелки»;

           - «Дети и медведь»;

           - «Трансформеры».

Формы и методы: практические занятия; словесный, практический, наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, игровой.

Форма подведения итогов: творческое задания,игра-соревнование.

 

Раздел №8. Репетиции, концертные выступления.

Тема 8.1 Подготовка к отчетным мероприятиям.

Практические занятия:

Репетиционная работа, направленная на совершенствование техники движений и готовности к концертным выступлениям. Посещение танцевальных коллективов города, различных праздников, конкурсов, фестивалей с целью повышения танцевальной культуры учащихся.

Формы и методы обучения: практическая работа.

Форма подведения итогов: творческая работа, собеседование, анализ.

 

Раздел №9. Итоговое  занятие.

Тема 8.1. Подведение итогов.

Теория:

Подведение итогов работы группы за учебный год. Обсуждение планов на следующий год. Задания на лето.

Формы и методы обучения: самоанализ.

Форма подведения итогов: опрос.

Практическое занятие:

Исполнение разученных танцевальных композиций.

Формы и методы обучения: практическая работа.

Форма подведения итогов: концерт.

 

2.2.                      Содержание программы II года обучения

Раздел №1. Организационное занятие.

Тема 1.1 Введение в программу

Теория:

Цели и задачи второго года обучения, план   работы   группы. Ознакомление с правилами   техники безопасности.

Формы и методы обучения: беседа, инструктаж.

Форма подведения итогов: опрос.

Тема 1.2 Начальный контроль

Практические занятия: Комплекс упражнений классического танца.

Формы и методы обучения: практическое занятие; наглядно-зрительный, наглядно-слуховой.

Формы и методы подведения итогов: практическое занятие.

 

Раздел №2. Азбука музыкального движения.

Тема 2.1. Знакомство с особенностями метро – ритма.

Теория:

Особенности метроритма, чередование сильной и слабой долей такта. Танцевальная музыка: марши, вальсы быстрые и медленные. Медленные хороводные и быстрые современные плясовые танцы. Ознакомление учащихся с характером некоторых русских тематических сюжетных песен и их интерпретация в танце.

Формы и методы обучения: беседа.

Форма подведения итогов: собеседование.

Тема 2.2. Музыкальная структура движения.

Практические занятия:

 Повторяется и исполняется весь материал, указанный для групп 1 года обучения,затем  изучается новый:

Акцентировка на сильную долю такта в шагах.

Музыкальная структура движения: половинный каданс, полный каданс.

Вступительные аккорды. Заключительные аккорды.

Прослушивание музыки: марши, вальсы в медленном и умеренном темпе.

Формы и методы обучения: практические занятия; наглядный, практический.

Формы и методы подведения итогов: практическое занятие.

Тема 2.3. Перестроения в паре.

Практические занятия:

Разучивание и закрепление перестроений в паре:

          -  обход одним партнером другого;

          -  смена места с поворотом лицом друг к другу;

          -  обход без поворота;

          -  восьмерка по кругу.

Формы и методы обучения: практические занятия; наглядный, практический.

Формы и методы подведения итогов: контрольное занятие.

 

Раздел №3. Элементы классического танца.

Тема 3.1. Ознакомление с новым материалом, его терминологией и направленностью.

Теория:

Повторение упражнений в более ускоренном темпе, указанные в программе 1 года обучения. Дополнительно изучается новый материал: батман тандю, батман тандю жете, батман тандю пике, релеве в 1, 2, 3 позициях, перегибы корпуса. Правила выполнения упражнений.

Формы и методы обучения: теоретическое занятие; беседа, инструктаж

Форма подведения итогов: опрос

Тема 3.2. Упражнения у станка.

Практические занятия:

Повторение, разучивание и закрепление упражнений направленных на выработку правильной осанки; на развитие эластичности, выворотности, силы мышц ног, гибкости корпуса, танцевального шага. Упражнения у станка:

 - постановка корпуса (лицом к станку, со второго

              полугодия держась за станок одной рукой);

           -  позиции ног - 1, 2, 3, 4, 5;

         -  постановка рук 1, 2, 3;

         -  подготовительное положение;

           -  батман тандю - с 5-ой позиции в сторону, затем вперед, позднее назад;

           -  батман тандю жете – натянутые движения с броском ноги;

           -  батман тандю пике – натянутые движения ноги, колющий бросок;

            -  положение ноги на ку де пье;

            -  релеве в 1, 2, 3 позициях – подъем на полупальцы (исполняется лицом к станку);

            -  перегибы корпуса: назад, стоя лицом к станку в 1-ой позиции;

            -  прыжки – с 1-ой, 2-ой, 5-ой позиций лицом к станку.

Формы и методы обучения: практические занятия; наглядный, практический.

Формы и методы подведения итогов: практическое занятие.

Тема 3.3. Упражнения для гибкости в партере

Практические занятия:

Повторение, разучивание и закрепление комплекса упражнений на растягивание для улучшения гибкости:

            - «Макушку тянем к потолку»;

            - «Пружинка»;

            - «Книжечка»;

            - «Бабочка»;

            - «Угол» (попеременно каждой ногой на 45 градусов);

            - «Группировка»;   

            - «Покажи пяточку»;

            - «Ванька – встанька»;

            - «Кошечка»;

            - «Лодочка»;

            - «Лягушка»;

            - «Шпагатик».

Формы и методы обучения: практические занятия; наглядный, практический.

Формы и методы подведения итогов: практическое занятие.

 

Раздел №4. Элементы народных танцев.

Тема 4.1. Знакомство с особенностями народных движений русского, украинского, восточного танцев.

Теория:

Особенности народных движений (русского, украинского, восточного танцев). Точные позиции положения и движения рук и головы. Контрастность стиля народных танцев. Показ эскизов национальных костюмов.

Формы и методы обучения: беседа; словесный, наглядный.

Форма и методы подведения итогов: опрос.

 

Тема 4.2. Основные элементы, движения и композиции.

Практические занятия:

Разучивание и закрепление танцевальных элементов русского, украинского, восточного танцев направленных на развитие творческих способностей учащихся и приобщение к народному творчеству.

Положения и движения рук:

         -  из подготовительной позиции руки открываются через 1-ю позицию во 2-ю

               и закрываются на талию;

           -  из положения на поясе через 1-ю позицию руки открываются во 2-ю позицию;

           -  из положения «подбоченившись» руки по очереди открываются во 2-ю позицию.

          -  вращение кистей рук во 2-ой, 3-ей позициях восточного танца.

Движения и упражнения для головы:

           -  наклоны;

           -  повороты;

           -  развороты;

           -  круговые движения.

Шаги:

           -  танцевальный шаг;

           -  переменный шаг.

Притопы:

           -  всей ступней;

           -  полупальцами;

           -  каблуком;

           -  удары стопой по 6-й и 3-й позициям.

Танцевальные движения:

           -  припадание;

           -  галоп;

           -  подскоки;

           - «верёвочка» простая;

           -  дроби (дробная дорожка);

           - «ковырялочка» с двойным притопом;

           -  молоточки.

           - вращение бедрами

           - «волна» (корпусом, головой)

           - бегунец

Танцевальные этюды, комбинации:

           -  “Давайте танцевать”;

           -  “Хлопки”;

           -  “Нам весело”.

Формы и методы: практические занятия; словесный, практический, наглядно – зрительный, наглядно – слуховой.

Форма подведения итогов: практическое занятие.

 

Раздел №5. Основы современного танца.

Тема 5.1. Характерные особенности техники и стиля танцев.

Теория:

Особенности техники и стиля танцев. Знание характерных особенностей изучаемых танцев. Знакомство с популярными танцевальными группами, коллективами, с новыми веяниями в хореографическом искусстве. Рассказ о выдающихся танцорах нашего времени, известных хореографах и исполнителях.

Формы и методы обучения: беседа.

Форма подведения итогов: опрос.

Тема 5.2. Основные движения и положения.

Практические занятия:

Разучивание и закрепление танцевальных движений и положений в современном танце:

- Положения и движения рук в современном танце.

- Разновидность шагов: однонаправленные и разнонаправленные.

- Ход одинарный, боковой, переменный.  Приставки. Движение ногами.

- Прыжки. Повороты. Выпады.

Формы и методы обучения: практические занятия; наглядный, практический.

Формы и методы подведения итогов: практическое занятие.

 

Раздел №6. Элементы и движения современных танцев.

Тема 6.1. Элементы и движения танца «Шаляй-валяй»

Практические занятия:

Разучивание и закрепление элементов и движений танца, направленных на развитие творческих способностей учащихся, дальнейшее воспитание силы и выносливости.

Элементы танца:

           -  ритмический бег с круговыми движениями рук;

           -  основной шаг (подъём на полупальцы с продвижением вперёд);

           -  повороты вправо, влево на 360 градусов;

            -  поочерёдные махи ног;

           -  выпады;

           -  прыжки;

           - «ножницы»;

            - «веер»;

            - «мельница» ногами.

Перестроения:

           -  круг;

           - «воротца»;

           -  прочёс;

           -  линия;

           - колона.

Формы и методы обучения: практические занятия; словесный, наглядный, практический.

Формы и методы подведения итогов: практическое занятие; творческое задание.

 Элементы и движения танца «Озорницы».

Практические занятия:

Разучивание и закрепление элементов и движений танца, направленных на развитие творческих способностей учащихся.

Элементы танца:

-  боковые шаги с подъёмом на полупальцы;

           -  повороты;

           -  положение рук: в стороны, вверх, поочерёдное, на бёдрах;

           -  выпады;

           -  прыжки;

           -  перекаты стопы;

           -  ход лицом и спиной;

           - «полёт» по квадрату.

Перестроения:

           - «линия»;

           - «круг»;

           - диагональ.

Формы и методы обучения: практические занятия; словесный, практический, наглядно – зрительный, наглядно – слуховой.

Формы и методы подведения итогов: практическое занятие, концертное выступление.

 

Раздел №7. Постановочная и репетиционная работа.

Тема 7.1. Содержание, характер и стиль танца.

Теория:

Содержание, характер и стиль танца. Композиция танца, манера исполнения. Костюмы, прически, грим.

 Формы и методы обучения: беседа.

Форма и методы подведения итогов: опрос.

Тема 7.2. Постановка танца.

Практические занятия:

Соединение элементов танца в:

           -  комбинации;

           -  фигуры;

           -  композицию (законченное соединение движений).

Положения, позы   в танце.

Рисунок танца:

           -  перестроения (из линии в круг, в две линии, в полукруг);

           -  проходки.

Постановка:

           - этюдов;

           -  танцевальных комбинаций;

           -  фигур;

           - композиций;

           - целого   танца.

Отработка движений и фигур танца.

Формы и методы обучения: практические занятия; словесный, практический, наглядно – зрительный, наглядно – слуховой.

Формы подведения итогов: творческое задание.

 

Раздел №8. Музыкально-игровое творчество.

Тема 8.1. Условия игры. Ход и правила игры.

Теория:

Музыкально-творческие игры, специальные и игровые задания. Музыкально-подвижные игры на определение темпа, динамики, характера и структуры музыкальных произведений. Условия игры. Ход и правила игры. Приёмы имитации, подражания, ролевые ситуации. Активизация внимания.

Формы и методы обучения: беседа.

Форма подведения итогов: опрос.

Тема 8.2. Игры. Задания.

Практические занятия:

Материал для детей второго года обучения усложняется. Совершенствуется умение детей целенаправленно находить и изменять движения для более выразительного воплощения музыкально-двигательных образов. Музыкально-двигательные образы становятся более значительными, глубокими по содержанию, более точными и сложными по форме. Работа над ними способствует росту творческой активности детей.

Музыкально-творческие игры:

           - «Порхающие бабочки»;

           - «Заводные игрушки»;

           - «Хитрая лиса».

Специальные задания:

           - «Нади своё место»;

           - «Я – учитель»;

           - «Танцевальный вечер».

Игры на определение динамики и характера музыкального произведения:

           - «К своим флажкам»;

           - «Гулливер и лилипуты»;

           - «Группа, смирно!»;

           - «Музыкальные змейки»

           - «Пятнашки».

Музыкально-подвижные игры на определение темпа, характера и структуры музыкальных произведений:

           - «День – ночь»;

           - «Запев – припев»;

           - «Нам не страшен серый волк»;

           - «Горелки»;

           - «Дети и медведь»;

           - «Трансформеры».

Формы и методы обучения: практические занятия; словесный, наглядный, практический, игровой.

Форма подведения итогов: визуальное наблюдение, практическая работа.

 

Раздел №9. Репетиции, концертные выступления.

 

Тема 9.1. Подготовка к отчетным мероприятиям. Посещение танцевальных коллективов и мероприятий города.

Практические занятия:

Репетиционная работа, направленная на совершенствование техники движений, артистизма и готовности к концертным выступлениям. Посещение танцевальных коллективов города, различных праздников, конкурсов, фестивалей с целью повышения танцевальной культуры учащихся.

Формы и методы обучения: практическая работа.

Форма подведения итогов: творческая работа, собеседование, анализ.

 

Раздел №10. Итоговое занятие.

Тема 10.1. Подведение итогов. Творческий отчет.

Теория:

Подведение итогов работы группы за учебный год. Обсуждение планов на следующий год. Задания на летние каникулы.

Формы и методы обучения: беседа.

Форма подведения итогов: опрос.

Практическое занятие:

Исполнение разученных танцевальных композиций.

Формы и методы обучения: практическая работа.

Форма подведения итогов: творческое задание.

 

 

2.3.                       Содержание программы III года обучения

Раздел №1. Организационное занятие.

Тема 1.1. Введение в программу

Теория: Подведение итогов прошедшего года. Цели и задачи третьего года обучения. Расписание занятий, выбор старосты группы.

Формы и методы: беседа; словесный, наглядный.

Форма подведения итогов: опрос.

Тема 1.2. Начальный контроль

Практические занятия: комплекс упражнений на грудной отдел, упражнения в портере.

Формы и методы: практические занятия; словесный, практический, наглядно – зрительный, наглядно – слуховой.

Форма подведения итогов: практическое занятие.

 

 

Раздел №2. Общеразвивающие упражнения

Тема 2.1. Общеразвивающие упражнения их значение и влияние. Правила выполнения упражнений.

Теория:

Проводится на каждом уроке в виде «статического танца» в стиле аэробики. Включаются элементы классического, современного танца, изучение основных позиций рук, ног. Проводится под современную и популярную музыку, что создаёт благоприятный эмоциональный фон и повышает интерес к упражнениям.

Формы и методы обучения: беседа, инструктаж.

Форма подведения итогов: опрос.

Тема 2.1. Ритмические упражнения.

Практические занятия.

 Последовательная разработка всех основных групп суставов и мышц: кисти, предплечья, всей руки, шеи, плеч, корпуса, бедра, колени, стопы. Количество каждого вида упражнений 4-8; на 4, 16 счёта. Общая продолжительность 10-15 мин. Нагрузка регулируется в зависимости от возраста, степени подготовленности детей.

Ритмические упражнения с увеличением амплитуды и интенсивности движений (количество повторений 12 - 16 раз):

упражнения для мышц шеи: наклоны, повороты головы в различных направлениях, круговые вращения, вытягивание, комбинированные движения;

упражнения для мышц рук и плечевого пояса: поднимание и опускание плеч, круговые движения вперед и назад, сгибание и разгибание рук, махи, отведение и приведение, пульсация, рывки руками, вращения кистями;

упражнения для туловища: наклоны, повороты, вращения, скручивание, поднимание и опускание туловища в различных исходных положениях; упражнения для формирования правильной осанки;

упражнения для ног: поднимание и опускание ног, выпады, различные маховые движения, полуприседания, приседания, упражнения для профилактики плоскостопия.

Составление комплексов ОРУ.

Формы и методы: практические занятия; словесный, практический, наглядно – зрительный, наглядно – слуховой.

Форма подведения итогов: практическое занятие.

 

Раздел №3. Элементы классического танца.

Тема 3.1. Законы и эстетика равновесия в позах классического танца.

Теория:

Основные правила движений у станка, понятие о поворотах ан деор и ан дедан. Законы и эстетика равновесия в позах классического танца. Повторяется весь материал, пройденный на втором году обучения, но несколько ускоряется темп, и упражнения исполняются в нескольких танцевальных комбинациях.

Формы и методы обучения: теоретическое занятие; беседа, инструктаж

Форма подведения итогов: опрос

Тема 3.2. Упражнения у станка и на середине зала.

Практические занятия:

Повторение, разучивание и закрепление упражнений направленных на выработку правильной осанки; на развитие эластичности, выворотности, силы мышц ног, гибкости корпуса, танцевального шага.

 Упражнения у станка:

- батман тандю с деми плие (с третьей позиции вперёд, в сторону, назад);

- батман тандю жете на 25 градусов;

- рон де жамб партер ан деор и ан дедан;

- гран батман жете на 45 градусов (вперёд, в сторону, назад);

- релеве (4, 1, 2, 3 позициям);

- соте (прыжки по 1, 2, 3 позициям);

- пор де бра;

- положение ноги на ку де пье;

- батман фраппэ;

- па де бурре.

Формы и методы: практические занятия; словесный, практический, наглядно – зрительный, наглядно – слуховой.

Форма подведения итогов: практическое занятие.

Тема 3.3. Упражнения для гибкости в партере.

Практические занятия:

Повторение, разучивание и закрепление комплекса упражнений на растягивание для улучшения гибкости:

            - «Макушку тянем к потолку»;

            - «Пружинка»;

            - «Книжечка»;

            - «Бабочка»;

            - «Угол» (попеременно каждой ногой на 45 градусов);

            - «Группировка»;   

            - «Покажи пяточку»;

            - «Ванька – встанька»;

            - «Кошечка»;

            - «Лодочка»;

            - «Лягушка»;

            - «Кошечка лезет под забор»;

            - «Корзиночка»;

            - «Берёза»;

            - «Мостик»;

            - «Шпагат».

Формы и методы обучения: практические занятия; наглядный, практический.

Формы и методы подведения итогов: практическое занятие.

 

Раздел №4. Элементы народных танцев.

Тема 4.1. Основные   технические навыки, история костюма.

Теория:

Основные технические навыки, история костюма. Открытые и закрытые, свободные позиции ног. Движения русского и белорусского танцев. Манера и характер исполнения.

Формы и методы обучения: беседа; словесный, наглядный.

Форма и методы подведения итогов: опрос.

Тема 4.2. Элементы, движения, фигурные построения.

Практические занятия.

Исполняется весь материал 2 года обучения, затем новые движения русского, белорусского танцев:

- движение   рук: переводы   в   различные   положения, навыки   обращения   с
   платочком;

-дробь с подскоком (подскок на одной ноге с последующим ударом каблуком и
  
всей другой ногой, на месте и с продвижением);

-шаг «пике»;

-шаги на низких полупальцах;

-мелкий шаг;

-тройной шаг;

-«верёвочка» с переступанием;

-повороты.

Фигуры танца:

-«звёздочка»;

-«ручеёк»;

- «карусель».

Формы и методы: практические занятия; словесный, практический, наглядно – зрительный, наглядно – слуховой.

Форма подведения итогов: практическое занятие, творческое задание.

 

 

Раздел №5. Основы современного танца.

Тема 5.1. Основные техники современного танца.

Теория:

Основные техники современного танца. Стили и характерных особенностей современных танцев. Знакомство с популярными танцевальными Стили и характерных особенностей современных танцев. группами, коллективами, с новыми веяниями в хореографическом искусстве. Рассказ о выдающихся танцорах нашего времени.

Формы и методы обучения: беседа.

Форма подведения итогов: опрос.

Тема 5.2. Основные движения и положения.

Практические занятия:

Разучивание и закрепление основных движений современного танца, направленных на развитие тела, творчества учащихся.

- Положения и движения рук, движения   головой в современном танце.

- Движения туловищем, ногами; шаги: однонаправленные, разнонаправленные.

- Ход – сочетание шагов.  Переходы – перенос тяжести тела.

- Прыжки, повороты.

Формы и методы обучения: практические занятия; наглядный, практический.

Формы и методы подведения итогов: практическое занятие.

 

Раздел №6. Элементы и движения современных танцев.

Тема 6.1. Характерные особенности изучаемых танцев.

Теория:

Стили, краткая история возникновения, характеристика, основные движения, техника и манера исполнения. Правила выполнения.

Формы и методы обучения: беседа.

Форма подведения итогов: опрос.

Тема 6.2. Элементы и движения танца «Очаровашки»

Практические занятия:

Разучивание и закрепление элементов, движений и комбинаций танца, направленных на развитие творческих способностей учащихся; совершенствование, увеличение сложности движений, амплитуды и техники исполнения.

 Элементы танца:

-        приставные шаги;

-        шаг вперёд- назад с поворотом;

-        выпады;

-        па в плие на каблук;

-        повороты;

-        соскок и вынос ноги на пятку;

-        «полёт» (мах правой ногой вперёд прыжок на две ноги);

-        резкие махи руками;

-        прыжки;

-        «ножницы»;

-        перестроения;

-        наклоны;

-        руки в стороны, вверх, на бёдра, вперёд, вниз, дугами наружу, пальцы в «замок»;

-        полуприседы;

-        «волна»;

-        движение бедрами.

Перестроения:

        -  круг;

          - прочёс;

         - линия;

         -  колона;

         - диагональ.

Формы и методы обучения: практические занятия; словесный, наглядный, практический.

Формы и методы подведения итогов: практическое занятие.

Тема 6.3. Элементы и движения танца «Хип-хоп».

Практические занятия:

Разучивание и закрепление элементов, движений и комбинаций танца, направленных на развитие творческих способностей учащихся; совершенствование, увеличение сложности движений, амплитуды и техники исполнения.

Элементы танца:

- сдвиг носка с заносом ноги;

- фронтальный шаг;

- повороты на 4;

- простая комбинация шага;

- переход;

- мах стопой;

- мах стопой с прыжком;

- сдвиг на носках;

- прямой джаз-стрит;

- прямой джаз-стрит с заносом ноги назад;

- мах стопой с прыжком назад.

Формы и методы обучения: практические занятия; словесный, наглядный, практический.

Формы и методы подведения итогов: практическое занятие.

 

Раздел №7. Постановочная и репетиционная работа.

Тема 7.1. Принципы составления композиций.

Теория: Содержание, характер и стиль танца. Принципы составления композиций, манера исполнения. Костюмы, прически, грим.

 Формы и методы обучения: беседа.

Форма и методы подведения итогов: опрос.

Тема 7.2. Постановка танца.

Практические занятия:

Соединение движений, комбинаций, композиций в фигуры танцев.  Сотворчество.

Соединение элементов танца в:

           -  комбинации;

           -  фигуры;

           -  композицию (законченное соединение движений).

Положения, позы   в танце.

Рисунок танца:

           -  перестроения (из линии в круг; в две линии; в полукруг);

           -  проходки.

Постановка:

           -  этюдов:

           -  танцевальных комбинаций;

           -  фигур;

           -  композиций;

           -  целого   танца.

Отработка:

          -   движений и фигур танца;

          - танцевальных комбинаций;

           -  перестроений и танца в целом.

Формы и методы обучения: практические занятия; словесный, практический, наглядно –  зрительный, наглядно – слуховой.

Форма подведения итогов: практическое занятие.

 

Раздел №8. Импровизация.

Тема 8.1. Импровизационная работа, как средство самовыражения.

Теория:

Импровизационная работа с учащимися, как средство самовыражения. Применение нестандартных, специальных и творческих заданий, направленных на развитие выдумки, мышления, воображения и творческих способностей учащихся.  Использование техник импровизации.

Формы и методы обучения: беседа.

Форма подведения итогов: опрос.

Тема 8.2. Музыкально-двигательные образы и сюжетно-тематические картины.

Практические занятия:

Создавать простые музыкально-двигательные образы и сюжетно-тематические картины. Придумывание комбинированных упражнений и движений. Самостоятельный подбор комплекса упражнений и связки движений. Передача в движении танцевальных образов (животных, игрушек, явлений природы). Творческие задания.

Формы и методы обучения: практические занятия; словесный, практический, наглядно –  зрительный, наглядно – слуховой.

Форма и методы подведения итогов: практическая работа, концертное выступление, творческое задание.

 

Раздел №9 Репетиции, концертные выступления.

Тема 9.1. Подготовка к отчетным мероприятиям. Посещение танцевальных коллективов и мероприятий города.

Практические занятия:

Репетиционная работа, направленная на совершенствование техники движений, артистизма и готовности к концертным выступлениям. Посещение танцевальных коллективов города, различных праздников, конкурсов, фестивалей с целью повышения танцевальной культуры учащихся.

Формы и методы обучения: практическая работа.

Форма подведения итогов: творческая работа, собеседование, анализ.

 

Раздел №10. Итоговое занятие.

Тема 10.1. Подведение итогов.

Теория: Подведение итогов работы учебной группы.

Формы и методы обучения: самоанализ.

 Форма подведения итогов: опрос.

Практическое занятие:

Демонстрация успехов. Отчёт о кропотливой ежедневной работе учащихся.

Исполнение разученных танцевальных композиций.

Формы и методы обучения: практическая работа.

Форма подведения итогов: концертное выступление.

 

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для достижения цели, задач и содержания программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие принципы:

Øпринцип формирования у детей художественного восприятия через пластику;

Øпринцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы;

Øпринцип обучения владению культурой движения: гибкость, выворотность,    пластичность;

Øпринцип развивающего и воспитывающего характера обучения;

Øпринцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами хореографического мастерства;

Øпринцип движения от простого к сложному как постепенное усложнение инструктивного материала, упражнений;

Øпринцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа;

Øпринцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности учащихся; принцип доступности и посильности.

 Методы обучения:

Øсловесные: устное изложение, комментирование, инструктирование, беседа, объяснение, анализ структуры музыкального произведения;

Øиспользование терминологии;

Øнаглядные: показ педагогом приемов исполнения, демонстрация, показ видеоматериалов и иллюстраций, наблюдение;

Øпрактические: тренировочные упражнения, танцевальные движения, тренинг и задания, репетиции;

Øпроблемно-поисковый метод обучения (усвоение знаний, выработка умений и навыков осуществляются в процессе частично-поисковой или исследовательской деятельности обучаемых. Реализуется через словесный, наглядный и практический методы обучения, интерпретированные в ключе постановки и разрешения проблемной ситуации).

ØМетод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения – образы.

ØМетод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология, историческая справка и др.

ØМетод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям.

ØМетод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения.

ØИгровой метод используется на занятиях в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, в которую входят различные творческие задания, способствующие более быстрому усвоению некоторых элементов, развитию умения слышать и понимать музыку, вызывают интерес к занятию.

ØМетод разучивания по частям сводится к делению движения на простые части и разучиванию каждой части отдельно с последующей группировкой частей в нужной последовательности в единое целое.

ØЦелостный метод разучивания заключается в разучивании движения целиком в замедленном темпе.

Приемы:

Ø комментирование;

Ø инструктирование;

Ø корректирование.

 формы организации образовательной деятельности:

Øгрупповая;

 формы организации учебного занятия:

Ø игра;

Ø концерт;

Ø конкурс;

Ø практическое занятие;

Ø контрольное занятие;

Ø итоговое занятие;

Ø зачет;

Ø репетиция;

Øтворческий отчет.

Ø В образовательной деятельности используются педагогические технологии:

Øличностно-ориентированного обучения;

Øразвивающего обучения;

Øздоровьесберегающая технология;

Øтехнология игровой деятельности;

Øсамостоятельного проблемно-аналитического поиска решений.

Алгоритм занятия

  

Данная программа является достаточно гибкой и применима для введения её в работу с младшим и средним школьным возрастом, позволяет каждому ребёнку овладеть знаниями, умениями и навыками танцевального искусства, учитывает возрастные и психологические особенности учащихся. Она составлена по принципу постепенного нарастания степени сложности материала. Все разделы органично связаны между собой, но в тоже время каждый из разделов имеет своё конкретное содержание и свои определённые задачи по формированию знаний, умений и навыков. По каждой теме, входящей в программу, даётся сумма необходимых теоретических сведений и перечень практических работ. Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа. Учебный материал дается по основным разделам хореографического искусства:

Ø  Азбука музыкального движения

Ø  Общеразвивающие упражнения

Ø  Элементы классического танца

Ø  Элементы народного танца

Ø  Элементы современного танца

Ø  Постановочная и репетиционная работа

Ø  Музыкально-игровое творчество

Ø  Импровизация

 дидактические материалы – компетентностно-ориентированные задания для самостоятельной и творческой работы.

 

 

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Электронные ресурсы и книги:

1.      А. Ключковская.     Курс: "Секреты" продольного шпагата. Вид "изнутри"!

https://nmdshi.uln.muzkult.ru/media/2018/09/17/1217333993/Klyuchkovskaya_A._Kurs_Sekrety_prodolnogo_shpagata._Vid_iznutri.pdf

2.      В.И. Уральская «Рождение танца»

https://horeografiya.com/index.php?route=information/article&id=4_1_66

3.      Г.А. Колодницкий. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей.

https://horeografiya.com/index.php?route=information/article&id=4_1_609

4.      Е.А. Лукьянова «Дыхание в хореографии»

https://vk.com/wall-50334704_190950

5.      И.  А.  Шипилина.  «Хореография в спорте: учебник для студентов»

https://www.libfox.ru/170873-inessa-shipilina-horeografiya-v-sporte-uchebnik-dlya-studentov.html

6.      Н. Шереметьевская. Танец на эстраде.

http://dancelib.ru/books/item/f00/s00/z0000000/

7. Уход за костюмом .статья. Сайт: Интернет – издание о современных танцах, 2004-2007 - www.idance.

8. Е.В. Конорова «Методическое пособие по ритмике»

 

Литература для детей и родителей:

1.    «Современное образование в России: актуальные проблемы и перспективы развития». -ООО «Бланком», 2010г.

2.    Васильева Т.К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 2017.

3.    М.А. Михайлова, Е.В. Горбина. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 2007. – С. 24

 

 

 

6. ГЛОССАРИЙ

Ан дедан – внутрь, в круг.

Ан деор – наружу, из круга.

Арабеск  - поза, название которой происходит от стиля арабских фресок,  1-я, 2-я, 3-я, 4-я.

Балансе – от  гл. качать, покачиваться; покачивающиеся движение.

Батман – размах, биение.

Батман девлоппэ – раскачивать, раскрывать, вынимать ногу на 90 градусов в нужное направление.

Батман дубль фраппэ – движение с двойным ударом.

Батман сотеню – движение с подтягиванием ног в пятой позиции, непрерывное движение.

Батман тандю – отведение и приведение вытянутой ноги, выдвижение ноги.

Батман фондю – мягкое, плавное, «тающее» движение.

Батман фраппэ – движение с ударом, или ударное движение.

Выворотность – раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставах.

Галоп – гоняться, преследовать, скакать, мчаться.

Гранд – большой.

Деми плие – маленькое приседание.

Жетэ – бросок ноги на месте или в прыжке.

Координация – соответствие и согласование всего тела.

Па де баск – шаг басков; для этого движения характерен счет 3/4 или 6/8, исполняется вперед и назад.

Па де буррэ – чеканный танцевальный шаг, переступание с небольшим продвижением.

Пассэ – связывающее движение, проведение или переведение ноги.

Плие – приседание.

Пор де бра – упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы.

Прэпарасион – приготовление, подготовка.

Пти батман – маленький батман, на щиколотке опорной ноги.

Релевэ – подъем на пальцы или полупальцы.

Релевэ лян – медленный подьем ноги на 90 градусов.

Рон де жамб пар тер – вращательное движение ноги по полу, круг носком по полу.

Сотэ – прыжок на месте по позициям.

Сюр ле ку де пье – положение одной ноги на щиколотке другой, опорной, ноги.

Тур – поворот.

Тур шенэ – сцепленный, связанный, цепь кружков, быстрые повороты, следующие один за другим.

Экартэ – поза, при которой вся фигура повернута по диагонали.

Эфасэ – развернутое положение корпуса и ног.

 

 

7. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Программа

Дополнительная                    общеобразовательная общеразвивающая       программа                                       художественной направленности «Современные танцы»

1

Начало учебного года

С 01.10.2023  года

2

Продолжительность     учебного

Периода

28 учебных недель

3

Продолжительность

Недели

учебной

5 дней

4

Периодичность

Занятий

учебных

3 раза в неделю по 1 часу

5

Продолжительность

Занятий

учебных

Продолжительность учебного часа 45 минут

6

Время     проведения

Занятий

учебных

Начало не раннее чем через 1 час после учебных

занятий, окончание не позднее 19.30

7

Продолжительность перемен

10-15 минут

8

Окончание учебного года

30.04.2024  года

9

Аттестация обучающихся

Вводный мониторинг – октябрь 2023 года. Промежуточная аттестация – декабрь 2023 года.

Итоговая аттестация – апрель 2024 года.