ГИТАРА

Пояснительная записка

Общая характеристика программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Гитара» (далее – Программа) разработана в соответствии со следующими нормативно – правовыми документами:

 -Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее - 273-ФЗ);

-                      Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Приказ № 196);

-                      Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196» (далее – Приказ № 533);

-Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (далее – СП 2.4.3648-20);

-Приказ министерства просвещения   России   от   03.09.2019   №   467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

-Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678 – р  «О концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».

 

Направленность программы- художественная.

Актуальность программы

В настоящее время появляются тенденции к повышению уровня художественного образования детей. Творчество – актуальная потребность детства. Это сложный процесс познания растущим человеком окружающего мира, самого себя, способ выражения своего личностного отношения к познаваемому, возможность осознанного саморазвития, самореализации. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Гитара» способствует освоению музыкальной грамотности, решению проблемы эмоционального, интеллектуального и социального развития обучающихся.

Новизна программы.Предлагаемая программа рассматривает развитие музыкальных способностей обучающихся за счет использования в процессе занятий технических и аудиовизуальных средств обучения, информационно- коммуникативных и развивающих технологий. Гарантом качества реализации программы выступает использование фронтально-индивидуальной формы работы. При ориентации только лишь на сольное исполнительство для многих обучающихся теряется возможность приобщиться к концертной деятельности и реализовать себя на сцене. Через ансамблевое музицирование формируется дополнительный стимул к освоению инструмента. Игра в ансамбле очень полезна для развития чувства ритма, слуха, музыкальной памяти. Эта форма музицирования вовлекает обучающихся в сам процесс и помогает им быстрее раскрыться эмоционально, развивает творческое начало.

Отличительные особенности программы

За основу программы взята типовая программа по музыке для общеобразовательных школ Российской Федерации, под редакцией Критской Е.Д., 2011 год.

Особенность данной программы заключается в ее практической направленности. На занятиях основное внимание уделяется практическому освоению музыкального инструмента гитара , изучению музыкальной грамоты. Теория музыки направлена на освоение музыкального текста, что содействует повышению общего музыкального и культурного уровня обучающихся. Занятия направлены на развитие интереса обучающихся к предмету, расширению представлений об изучаемом материале. Разбор музыкального произведения способствует правильному раскрытию содержания при его исполнении. Все это способствует обогащению внутреннего мира обучающегося, что особенно важно в современных условиях, когда подростку необходимо внушить правильные взгляды на жизнь, твердые представления о добре и правде, долге, воспитывать самостоятельность в суждениях, трудолюбие, гражданский долг.

Педагогическая целесообразность.

Специфика музыкального искусства становится для обучающихся уникальным средством воспитания, обучения и развития. Обучающиеся осваивают программу независимо от национальности. В процессе ознакомления обучающихся с культурными ценностями и традициями российского народа формируется и развивается важное свойство личности – духовность, которое впоследствии проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно - патриотических позиций. В процессе освоения игры на гитаре происходит развитие таких волевых качеств, как настойчивость, целеустремленность,   выдержка,   усидчивость,                                                                  умение сконцентрировать внимание.

Срок реализации программы- 3 года.

Объем программы:общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы составляет: 324 часов.

Режим занятий.

Первый год обучения - 108 часов, 3 раза в неделю по 1 часу;

 Второй год обучения - 108 часов, 3 раза в неделю по 1 часу;

Третий год обучения - 108 часов, 3 раза в неделю по 1 часу.

Формы организации образовательного процесса:фронтальная, групповая, индивидуально-групповая. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными особенностями детей и требованиями СанПиНа 2.4.4.3172-14

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Программа предназначена для работы с детьми 10 - 18 лет. Указанный возрастной период является благоприятным для проведения занятий по данной программе. В коллектив принимаются все желающие, в т. ч. обучающиеся с ОВЗ.Средний школьный возраст (10-14 лет) - это переход от детства к юности. Отмечается новый уровень самосознания, стремление понять себя и других, неустойчивая самооценка, развитие познавательных интересов характеризуется переходом к абстрактному мышлению, развивается возможность строить умозаключение. Подросток стремится стать интересным человеком для сверстников. Поэтому данному возрасту характерна потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми.

Старший школьный возраст (15-18 лет) характеризуется обращенностью в будущее - это основная потребность данного возраста. Формируется более целостное представление о себе, более спокойный эмоциональный уровень общения со сверстниками, потребность в неформальном доверительном отношении со взрослыми. Происходит серьезное погружение в свой собственный внутренний мир. Идет поиск жизненного пути. В этом возрасте ребята нуждаются в помощи старших. Определяется его гражданская позиция и место в обществе. Формируется готовность к личностному и профессиональному самоопределению.

1.   Цель программы: развитие духовно богатой, высоконравственной личности, способной к творческому самовыражению средствами гитарного исполнительского искусства.

Задачи программы

Постановка указанной цели определяет круг задач, которые призвана решить предлагаемая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Гитара». Решаемые задачи складываются из трех аспектов: предметного (обучающего), личностного (воспитательного), метапредметного (развивающего).

Предметные:

-   расширение знаний о жанрах гитарной музыки, ее истории и развитии в России;

-   обеспечение усвоения профессиональной терминологии;

-   обучение основным приемам игры на гитаре;

-   обучение началам композиторской деятельности.

Личностные:

-    формирование музыкального и эстетического                  вкуса,      интереса, любви к отечественной музыкальной культуре; личностного смысла     учения;

-     формирование гражданской позиции, патриотизма;

-     воспитание чувства товарищества,             личной ответственности;

-     воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т.д.), развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

-   формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

-   создание мотивации  к          творческому труду, работе на результат.

Метапредметные:

-   развитие творческих способностей, потребности в саморазвитии;

-  развитие у обучающихся музыкального слуха и музыкальной памяти, чувства ритма;

-   развитие      эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение;

-   развитие        познавательной,        социальной, творческой          активности личности;

-  содействие развитию индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей обучающихся;

-   содействие профессиональному самоопределению и формированию позитивных жизненных      стратегий.

Учебный план

1-й год обучения, 108 ч.

 

 

Название тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

0,5

0,5

2.

Струнные  музыкальные           инструменты. Жанры гитарной музыки

6

3

3

3.

Основы музыкальной теории

14

5

9

4.

Аккорды и их виды.

15

4

11

5.

Приемы игры аккомпанемента

24

8

16

6.

Развитие и укрепление  игрового аппарата.

Совершенствование исполнительских навыков.

4

2

2

7.

Игровые и интонационные навыки. Развитие слуховых    представлений.

12

5

7

8.

Комбинированная техника игры

11

4

7

9.

Сложные виды аккордов

12

4

8

10.

Работа над концертным  репертуаром

8

2

6

11.

Итоговое занятие

1

 

1

 

Итого:

108

37,5

70,5

 

 

Содержание программы

1-й год обучения

 

Раздел 1. Вводное занятие

Тема№ 1. Вводное занятие .

Теория:Решение организационных вопросов, знакомство обучающихся с порядком и содержанием работы объединения, ознакомление с техникой безопасности, необходимым оборудованием, правилами поведения и распорядком работы, режим работы. Введение в курс программы: Цели и задачи объединения. Обзор перспектив обучения по данной программе. Выяснение степени информированности и подготовки обучающихся к обучению по данной программе. Определение чувства ритма через заданные упражнения.

Практика: Интерактивная игра по ПТБ, игра на знакомство, опрос. Демонстрация видеороликов об участии обучающихся объединения на отчетных концертах, фестивалях, конкурсах, достижениях обучающихся.

Раздел 2. Струнные музыкальные инструменты.

Тема№ 1. История струнных инструментов

Теория.Основные этапы развития струнных инструментов. Возникновение гитары. Центры зарождения гитарного исполнительства.

Практика. Интерактивная игра – викторина по истории гитарного искусства.

 Тема № 2. Устройство и виды гитар

Теория.Классификация гитар и различные подходы в звукообразовании.                        

Роль гитары в современной музыке.

Практика.Устройство гитары. Виды струн. Крепление струн на инструмент. Наглядное изучение классификации гитар по размеру, по форме, по способу усиления звука, по месту зарождения и т.д. Изучение устройства дредноута, вестерна, укулеле, 12 струнной гитары, электрогитары, бас гитары, акустической бас гитары. Изучение составных частей гитары. Сравнение различных гитар по внешнему виду, по звучанию.

Тема № 3 Жанры гитарной музыки

Теория.               Ведущие современные музыканты, определяющие уровень исполнительства на гитаре в России и за рубежом. Становление фестивального движения. Различие жанров гитарной музыки. Изучение жанров и направлений гитарной музыки.

Практика.Знакомство с инструментом. Изучение жанров и направлений гитарной музыки. Изучение стилистических отличий жанров.

Раздел 3. Основы музыкальной теории.

Тема№ 1. Музыкальный звук и его характеристика

Теория. Понятие музыкального звука. Отличие музыкальных звуков от шумовых. Изучение влияния материала источника звука на его тембр. Основные свойства звука (высота, громкость, длительность, тембр).

Практика.Игра на инструменте с применением параметров характеристики звука (высота, громкость, длительность, тембр). Практическое изучение тембральной окраски звука в зависимости от материала источника звука.

Тема № 2. Графическая запись музыкального звука

Теория. Изучение понятия графической записи звука.

Графическое обозначение музыкального звука для струнных музыкальных инструментов. Табулатуры

Практика.Игра на инструменте по графическим записям (табулатурам).

Положение рук при игре на инструменте. Отработка приема игры. Посадка при игре на инструменте.

Тема № 3. Мелодическое устройство грифа. Настройка гитары.

Теория. Изучение основных частей грифа и расположения звуков на нем. Понятие гитарный строй. Изучение видов гитарного строя. Изучение способов настройки гитары. Звуковысотная настройка. Аппаратная настойка при помощи приложение Guitar Tuner.

Практика.Отработка приема игры. Подготовка инструмента к работе. Ознакомление с настройкой инструмента. Демонстрация звуковысотной настройки на слух. Установка приложений на мобильное устройство. Самостоятельная аппаратная настройка инструментов.

Тема № 4. Композиционная структура. Мелодия.

Теория. Изучение основ музыкальной композиции. Мелодия и ее роль в музыкальном произведении. Изучение понятий ритма и такта.

Практика.Практический разбор музыкальных композиций с применением понятий такта и тактового размера. Применение метронома на практике. Самостоятельный разбор простейших музыкальных композиций.

Раздел 4. Аккорды и их виды.

Тема № 1. Аккорд - система звуков. Трезвучия.

Теория. Аккорд – система музыкальных звуков. Графическое обозначение аккорда. Аппликатура. Мажорная группа аккордов. Минорная группа аккордов. Настройка гитары. Положение корпуса во время игры на гитаре. Строй шестиструнной гитары. Правая рука. Функции правой руки. Постановка правой руки. Звукоизвлечение.

Практика.Упражнения на определение аккорда по его графическому обозначению и соотнесение его с расстановкой пальцев левой руки на гитаре. Упражнение на графическую запись аккорда по его показу Правильное расположение рук. Фиксация рук в соответствии со схемой буквенных обозначений аккордов.

Тема № 2. Альтерированные аккорды.

Теория. Изучение правил изменения аккордов. Аккорды с добавочными ступенями.

Аккорды с пропущенными ступенями. Соединение аккордов с добавочными и пропущенными

в одном музыкальном построении.

Практика.Графическая запись альтерированных аккордов. Изучение аппликатуры правой и левой руки. Разбор музыкальных композиций. Чтение с листа.

Тема № 3. Аккорды I и II позиции.

Теория. Начальное изучение принципа позиционной игры. Номера позиций на грифе гитары в соответствии с аппликатурой правой руки. Аккорды 2 и 3 позиции.

Практика.Применение аккордов 2 и 3 позиции в музыкальной композиции. Замена базовых аккордов альтерированными и аккордами 2 и 3 позиции. Разбор музыкальной композиции на заданную тему. Выполнение упражнений на растяжение пальцев. Мышечное развитие кисти левой руки.

Тема № 4. Правила переноса аккордов.

Теория. Изучение понятий переноса, альтерации аккордов. Правила переноса аккордов по струнам. Правила переноса аккордов по грифу. Изучение грифа 2 позиции и поиск оборотной закономерности.

Практика.Практическое применение правил переноса аккордов по струнам и по ладам. Перемещение кисти поперек грифа. Перемещение кисти вдоль грифа.

Выполнение упражнений на растяжение пальцев. Мышечное развитие кисти левой руки.

Тема № 5. Аккордовая техника и способы соединения аккордов.

Теория. Аккордовая техника. Техника перестановки аккордов в единицу времени. Использование приложения Guitar Tuner. Мастер аккордов.

Практика.Упражнения на координацию левой и правой рук. Выполнение упражнений на растяжение пальцев. Исполнение простых гитарных аккордов. Упражнение на игру боем. Интерактивная игра на перестановку аккордов и их запоминание.

Раздел 5. Приемы игры аккомпанемента.

Тема № 1. Ритм. Ритм - секция.

Теория. Изучение понятия ритм. Составляющие ритм секции. Функции мелодии. Функции бас партии. Понятие такт. Применение тактового размера

Практика.Разбор музыкальных композиций и упражнений на заданную тему. Сложные музыкальные размеры. Работа в группах по инструментальным партиям.

Тема № 2. Бой и его виды.

Теория. Изучение определения гитарного боя. Виды боев. Ритмические акценты и правила их применения. Мьютинг левой и правой рук. Сложные виды боя. Синкопа. Синкопированный бой и его применение.

Практика.Постановка правой руки при ударе по струнам в применении различных видов боев. Применение мьютинга левой руки. Техническое оснащение данного приема игры на гитаре.

Тема № 3. Арпеджио .

Теория. Понятие арпеджио и перебора как синонимов. Различные виды арпеджио.

Изучение аппликатурных моделей. Двойное арпеджио его виды и функции. Правила

использования данного приема. Мелодическое арпеджио.

Практика.Разбор музыкальных композиций и упражнений на заданную тему. Мелодическое арпеджио. Развитие навыка одновременного звукоизвлечения на двух струнах.

Тема № 4. Комбинация нескольких видов приемов.

Теория. Правила соединения нескольких гитарных приемов в одной музыкальной композиции. Очерёдность бой и арпеджио.

Практика. Обыгрывание музыкальной композиции при помощи альтерированных аккордов. Мелодическое и двойное арпеджио в одном музыкальном произведении. Разбор композиций и упражнений на заданную тему.

Раздел 6. Развитие и укрепление игрового аппарата. Совершенствование исполнительских навыков.

Тема № 1. Развитие и укрепление игрового аппарата.

Теория. Положение рук при игре на инструменте. Игра на инструменте по графическим записям. Положение корпуса во время игры на гитаре. Постановка правой руки. Извлечение звука.

Практика.Упражнения в перемещении кисти левой руки воль и поперек грифа. Упражнения на координацию левой и правой рук. Выполнение упражнений на растяжение пальцев. Левая рука. Положение кисти левой руки. Процесс нажима пальцев на струну. Перемещение кисти вдоль грифа. Простые гитарные аккорды. Исполнение арпеджио. Отработка приема игры.

Тема № 2. Совершенствование исполнительских навыков.

Теория. Звуковысотное соотношение струн на инструменте. Квартово-квинтовые интервалы при настройке инструменты. Гаммы мажорные минорные натурального вида.

Практика. Самостоятельная настройка инструмента. Разбор сложных музыкальных композиций на заданную тему. Игра на инструменте гамм До- мажор и Ля-минор.

Раздел 7. Игровые и интонационные навыки.

Тема № 1. Игровые и интонационные навыки.

Теория. Изучение понятие динамики. Динамические штрихи. Крещендо и диминуэндо. Громкость как инструмент динамики.

Практика.Разбор музыкальных произведений. Применение динамических оттенков при игре музыкальных композиций.

Тема № 2. Развитие слуховых представлений.

Теория. Понятие тональности музыкального произведения. Изучение понятий консонанса и диссонанс. Совершенный консонанс.

Практика. Разбор гамм на инструменте по табулатурам. Разбор музыкальных произведений. Создание короткой музыкальной композиции.

Раздел 8. Комбинированная техника игры.

Тема № 1. Функциональные составляющие элементы комбинирования гитарных приемов

Теория.            Комбинированная          техника       игры.      Мелодическая                         составляющая композиции. Гармоническая составляющая музыкальной композиции.

Практика.Разбор упражнений на данную тему. Применение правил комбинаций на практике. Мелодия – основной мотив музыкального произведения

Тема № 2. Ритмическое сопровождение мелодии и басовой линии..

 Теория.     Ритмическое сопровождение мелодии. Правила голосоведения мелодии. Басовое                   сопровождение        трезвучий.       Правила      голосоведения        басовой                   линии. Гармония басовой линии.

Практика.Разбор упражнений на данную тему. Практическое освоение приемов. Ритм – соло. Бас – аккорд.

Тема №3. Совмещение нескольких групп гитарных приемов .

Теория.        Совмещение нескольких групп гитарных приемов. Арпеджированный бас. Совмещение бас партии и ритма.

Практика.Разбор сложного произведения на данную тему. Разбор и адаптация

музыкального произведения под вышеназванные приемы игры на гитаре.

Раздел 9. Сложные виды аккордов.

Тема №1 Сложные виды аккордов .

Теория. Виды сложных аккордов. Малое барре мажорная группа. Малое барре минорная группа. Аккорды барре второй и третьей позиции. Начальное исполнение барре.

Практика.Упражнения на укрепление кисти левой руки. Начальное исполнение барре. Верхний мажорный аккорд. Нижний мажорный аккорд. Верхний минорный аккорд. Нижний минорный аккорд.

Раздел 10. Работа над концертным репертуаром.

Тема №1 Работа над концертным репертуаром

Теория.       Исполнительское мастерство. Формирование слушательской культуры обучающихся.

Практика.Разучивание классических произведений. Разучивание произведений исполнителей XX века (джаз, блюз, рок). Разучивание произведений современных исполнителей. Прослушивание аудиозаписей с исполнением их песен.

Раздел 11. Итоговое занятие.

Тема №1. Итоговое занятие

Теория. Заключение. Подведение итогов работы по пройденным темам.

Практика.Дифференцированный зачет (определение уровня и качества освоения программы). Отчетный концерт.

 

Учебный план

2-й год обучения, 108 часов

 

Название тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

   1.

Вводное занятие.

1

0,5

0,5

2.

Техника звукоизвлечения.

18

4

14

3.

Основы исполнительского мастерства.

9

2

7

4.

Технические основы исполнения мелодии.

12

4

8

5.

Ритмический рисунок. Средства выразительности.

10

2

8

6.

Развитие и укрепление  игрового аппарата.

Совершенствование    исполнительских навыков.

8

2

6

7.

Игровые и интонационные навыки. Развитие  слуховых

представлений.

12

2

10

8.

Нетрадиционная техника игры на гитаре

9

2

7

9.

Основы музыкального анализа.

18

4

14

10.

Работа над концертным  репертуаром

10

2

8

 

11.

 

Итоговое занятие.

1

 

1

 

 

Итого

108

24,5

83,5

 

                                                                     Содержание программы

2-й год обучения

Раздел 1 Вводное занятие

Тема№ 1. Вводное занятие

Теория:Решение организационных вопросов, знакомство обучающихся с порядком и содержанием работы объединения, ознакомление с техникой безопасности, необходимым оборудованием, правилами поведения и распорядком работы, режим работы. Введение в курс программы: обзор перспектив обучения по данной программе. Выяснение степени информированности и подготовки обучающихся к обучению по данной программе.

Практика:собеседование. Интерактивная игра по ПТБ, игра на знакомство, опрос, анкетирование. Демонстрация выступлений обучающихся на отчетных концертах, фестивалях.

Раздел 2. Техника звукоизвлечения.

Тема № 1. Пальцевая техника игры

Теория.Апояндо. Тирандо. Пульгар. Тремоло. Понятие о рок-риффах. Методика разборов упражнений.

Практика.Разбор примеров классических рок-риффов. Разбор примеров современных рок-риффов. Понятие о блюзе. Основа звукоизвлечения.

Тема № 2. Медиаторная техника игры

Теория. Понятие медиатора и правила его применения при игре на гитаре. Основа медиаторной техники. Виды медиаторных штрихов.

Практика.Аппликатура левой руки. Качество звука. Понятие о блюзе. Основа звукоизвлечения. параллельные тональности. Пентатоника. Боксы и клише.

Тема № 3. Техника «Finger plectr style»

Теория.Понятие пальцево-медиаторной техники. Тремоло штрих.

Практика.Понятие аппликатурной модели. Виды аппликатурных моделей. Исполнение соло в стиле блюз и рок-н-ролл. Ударные легато, срывы легато.

Тема № 4. Комбинация приемов. Тирандо и тремоло.

Теория.Сложное тирандо. Техническое оснащения приемов игры. Методика разбора.

Практика.Исполнение квадратов в стиле блюз и рок-н-ролл. Правила сочетания медиаторной и пальцевой техник игры. Слайд, бенд, вибрато, флажолеты, упражнения на звукоизвлечение приемов легато. Упражнения на звукоизвлечение приемов. Освоение параллельных тональностей.

Раздел 3. Основы исполнительского мастерства.

Тема № 1. Классическая гитарная техника .

Теория.Классическая гитарная техника. Приемы исполнения аккомпанемента. Бой. Арпеджио. Двойное арпеджио. Ритм – соло. Расгеадо. Круговое расгеадо. Мьютинг. Мьютинг правой руки. Мьютинг левой руки. Палм мьютинг.

Практика. Бой. Основы звукоизвлечения. Арпеджио. Постановка очередности. Двойное арпеджио. Расгеадо. Основы серийной ударной техники. Народная манера исполнения. Круговое расгеадо.

Тема № 2 Современная гитарная техника.

Теория. Основы комбинированной техники игры. Правила сочетания нескольких гитарных

приемов. Современная гитарная техника.

Практика.Техника правой руки. Совмещение нескольких групп гитарных приемов. Разбор нотного текста: определение размера, тональности произведения, выявление технически, в том числе, ритмически сложных мест, выявление определение кульминации мелодии. Показ способов преодоления технических трудностей.

Раздел 4. Технические основы исполнения мелодии

Тема № 1. Мелодическая группа приемов.

Теория.Вибрато. Бенд. Унисонный бенд. Слайд (глиссандо) «hammer on». «pull off».

ПрактикаТехника правой руки. Вибрато. Основы бенда (подтяжки струн). Глиссандо. Правила исполнения приема. Основы техники легато. Технические особенности «hammer on» и «pull off». Техническое исполнение бенда и применение его в аранжировке музыкального материала.

Тема № 2. Использование чистого обертона .

Теория.Натуральный флажолет. Искусственный флажолет.

Мелодия – основной мотив композиции. Сочетание мелодической линии и басовой партии. Основы грамотного составления мелодических оборотов и их применение в аранжировке композиции. Жанровые особенности мелодических построений

Практика. Флажолет – техника (натуральный флажолет). Флажолет – техника (искусственный флажолет). Применение флажолет техники на практике. Искусственный и натуральный флажолеты и применение их в мелодических оборотах музыкальных композиций.

Раздел 5. Ритмический рисунок. Средства выразительности.

Тема № 1. Ритмический рисунок и ритмическая фигура

Теория. Темп. Ритм. Такт. Метр. Смена тональности. Хроматические гаммы.

Практика.      Ритм-секция.          Средства выразительности ритмических акцентов. Определение размеров 2/4, 3/4, 4/4, упражнения, анализ на слух, проверка и анализ степени усвоения, развитие навыков быстрой перестановки аккордов, игра в различных темпах, слитное и слаженное групповое исполнение, одновременное начало и окончание игры.

Тема № 2. Аккорды в ритмическом построении

ТеорияИспользование аккордов в ритмическом построении. Аккордовая техника в музыкальной композиции.

Практика Положение левой руки на грифе гитары, положение правой руки на гитаре, обозначение пальцев левой и правой рук, гитарных ладов, запись игры аккомпанемента правой рукой, обозначение и запись аккордов, приемов игры, знаки и символы.

Тема № 3. Правила голосоведения инструментальных партий

Теория.Бас. Соло. Ритм. Правила голосоведения бас партии. Правила голосоведения аккомпанемента.

Практика. Развитие навыков быстрой перестановки аккордов, игра в различных темпах, слитное и слаженное групповое исполнение, одновременное начало и

окончание игры, точное исполнение длительностей, единство темпа, согласованное изменение силы звука, звуковой баланс между инструментом и голосом.

Раздел 6. Развитие и укрепление игрового аппарата. Совершенствование исполнительских навыков.

Тема № 1. Развитие и укрепление игрового аппарата.

Теория. Положение рук при игре на инструменте. Игра на инструменте по графическим записям. Положение корпуса во время игры на гитаре. Постановка правой руки. Извлечение звука.

Практика.Упражнения в перемещении кисти левой руки вдоль и поперек грифа. Упражнения на координацию левой и правой рук. Выполнение упражнений на растяжение пальцев. Левая рука. Положение кисти левой руки. Процесс нажима пальцев на струну. Перемещение кисти вдоль грифа. Простые гитарные аккорды. Исполнение арпеджио. Отработка приема игры.

Тема № 2. Совершенствование исполнительских навыков.

Теория. Звуковысотное соотношение струн на инструменте. Квартово-квинтовые интервалы при настройке инструменты. Гаммы мажорные минорные натурального вида. Развитие слуховых представлений.

Практика. Самостоятельная настройка инструмента. Разбор сложных музыкальных композиций на заданную тему. Игра на инструменте гамм.

Раздел 7. Игровые и интонационные навыки.

Тема № 1. Игровые и интонационные навыки.

Теория. Изучение понятие динамики. Динамические штрихи. Крещендо и диминуэндо. Форте и пиано. Громкость, высота, длительность как инструменты динамики.

Практика.Разбор музыкальных произведений. Применение динамических оттенков при игре музыкальных композиций.

Тема № 2. Развитие слуховых представлений.

Теория. Понятие тональности музыкального произведения. Изучение понятий консонанса и диссонанс. Совершенный консонанс. Определение тональности музыкального произведения.

Практика. Разбор гамм на инструменте по табулатурам. Разбор музыкальных произведений. Создание короткой музыкальной композиции.

Раздел 8. Нетрадиционная техника игры на гитаре

Тема № 1. Нетрадиционная техника игры на гитаре.

Теория.Слайд – техника. Тэппинг. Свип. Свиповый штрих. Понятие о драйве и тэппинге, медиаторных флажолетах и дабл-стопах.

Практика. Слайд. Техническое оснащение. Тэп. Двуручная клавишная техника. Скоростная техника. Основы применения слайдов в музыкальной аранжировке. Клавишная техника и ее особенности. Свип. Основы свипового штриха и его применения в музыкальной композиции.

Тема № 2. Позиционная игра.

Теория.Позиционная игра. Основы позиции и правила их обозначения. Сочетание нескольких гитарных приемов и правила их применения. Принцип позиции при нетрадиционной технике игры.

Практика.Игра в различных позициях. Понимание игры в позициях. Смена тональности. Хроматические гаммы. Практическое исполнение хроматических гамм в позициях; Использование аппликатурной модели в позиционной игре.

Раздел 9. Основы музыкального анализа.

Тема № 1 Анализ музыкальных форм

Теория.Композиционная структура произведения. Анализ музыкальных форм. Музыкальная импровизация. Обозначение скрипичного ключа. Расположение нот на нотном стане нотными знаками. Длительность нот (от целой до шестнадцатой).

Практика.Правила голосоведения инструментальных партий. Упражнение на определение длительностей нот и пауз. Ритмические упражнения.

Тема № 2. Знаки альтерации и их применение

Теория.Знаки альтерации: бемоль, диез, бекар, дубль-диез, дубль-бемоль. Тональность, обозначение темпа. Музыкальный склад. Гармонические последовательности. Способы соединения аккордов. Перемещение аккордов в мелодии. Цезура, период, предложение.

ПрактикаИзучение композиционной структуры музыкального произведения. Правила аранжировки параллелями, квинтами и октавами.

Тема № 3. Музыкально-компьютерные технологии

Теория.Музыкально компьютерные технологии. Основы студийной записи. Электронная обработка звука. Музыкальная информатика и электронные музыкальные инструменты.

Практика.Специализированные приложения. Практическое освоение приемов записи звука на устройство. Виды записи музыкального материала. Применение компьютерных технологий в музыкальном анализе.

Раздел 10. Работа над концертным репертуаром.

Тема №1 Работа над концертным репертуаром

Теория. Исполнительское мастерство. Формирование слушательской культуры обучающихся. Методика разбора сложных музыкальных произведений. Чтение с листа.

Практика.Разучивание классических произведений. Разучивание произведений исполнителей XX века (джаз, блюз, рок). Разучивание произведений современных исполнителей. Прослушивание аудиозаписей с исполнением песен.

Раздел 11. Итоговое занятие.

Тема №1. Итоговое занятие

Теория. Заключение. Подведение итогов работы по пройденным темам. Практика.Дифференцированный зачет (определение уровня и качества освоения программы). Отчетный концерт.

 

Учебный план

3        -й год обучения, 108 часов

Название тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

1

0,5

0,5

2.

Основы и правила   теории музыки.

6

2

4

3.

Элементарная теория музыки.

9

2

7

4.

Средства выразительности в    музыке.

23

4

19

5.

Музыкальный лад.

19

4

15

6.

Развитие и укрепление игрового аппарата. Совершенствовани е исполнительских

навыков.

12

2

10

7.

Игровые и интонационные навыки. Развитие  слуховых

представлений.

8

2

6

8.

Аккорды со сложной гармонической

Структурой

11

2

9

9.

Гармонизация  мелодий.

12

2

10

10.

Работа                     над  концертным репертуаром.

6

2

4

11.

Итоговое занятие.

1

 

1

 

 

Итого

108

22,5

85,5

Содержание программы

(3-й год обучения)

Раздел 1. Вводное занятие

Тема№ 1. Вводное занятие

Теория:Решение организационных вопросов, ознакомление с техникой безопасности, необходимым оборудованием, правилами поведения и распорядком работы, режим работы. Введение в курс программы: обзор перспектив обучения по данной программе.

Практика:собеседование. Интерактивная игра по ТБ, игра на сплочение коллектива. Демонстрация видеороликов выступлений обучающихся на отчетных концертах, фестивалях.

Раздел 2.Основы и правила теории музыки.

Тема № 1 Основы и правила теории музыки

Теория.История появления музыкальных правил и их практическое применение. Понятие звука и его характеристика. Система обертонов (гармоник). Звукоряд. Понятие и характеристика. Музыкальный строй. Изучение влияния материала источника звука на его тембр. Основные свойства звука (высота, громкость, длительность, тембр). Табулатуры.

Практика.Определение характеристики звука (высота, громкость, тембр, длительность). Изучение звукоряда со знаками альтерации. Клавиатура фортепиано. Знаки альтерации диез. Бемоль, бекар, дубль диез и т.д. Графическое обозначение музыкального звука. Виды музыкального строя и его применение на практике в различных жанрах гитарной песни.

Раздел 3. Элементарная теория музыки.

Тема № 1. Система обертонов. Знаки нотного письма

Теория.Понятие тембра. Применение обертонов в музыкальной композиции. Зоны звука на гитаре.

Практика.               Разбор музыкальных композиций на заданную тему. Акцентированные виды боя по зонам звучания на инструменте. Сложные виды аккордов.

Тема № 2. Лад и тональность

Теория.Лад и тональность. Длительность нот. Паузы . Смена тональности. Запись мелодий табулатурой и на нотном стане. Понятие и определение новых терминов: гармония, аккомпанемент.

Практика. Тренинг на ритм и счет. Разбор музыкальных композиций на заданную тему.

Тема № 3. Динамика. Синкопа.

Теория. Музыкальный образ в композиции. Использование метронома. Сложные синкопы и их применение. Ритмические акценты.

Практика.Правила построения аккордов. Музыкальный склад. Аранжировка. Проверка знаний по контрольным вопросам. Исполнение готового произведения на отчетном концерте.

Раздел 4. Средства выразительности в музыке.

Тема № 1. Гитарный строй.

Теория.Темперированный строй. Ритм, деление длительности. Метр. Размер. Затакт. Использование метронома в композиции. Динамические штрихи. Гитарный строй drop D, C.

Практика.Темп, синкопа, динамические оттенки.       Положение левой руки на грифе гитары, положение правой руки на гитаре, обозначение пальцев левой и правой                  рук,     гитарных      ладов,      запись      игры     аккомпанемента        правой                  рукой, обозначение и запись аккордов, приемов игры, знаки и символы, аккорды баррэ.

 Тема № 2. Музыкальный образ композиции

Теория.      Народная пентатоника. Пентатоника испанских мариаче. Музыкальная мелодическая интонация

Практика.Расгеадо и его виды. Серийная ударная техника. Канцона. Изучение

распространённых схем расгеадо.

Тема № 3. Фактура музыкального произведения ).

Теория.       Фактура       стилей и жанров гитарной музыки. Блюз. 12-ти тактовый мажорный блюз. Джаз и его гармония. Народная музыка. Кантри.

Практика.Разбор музыкальных произведений разных стилей с учетом их особенностей. Перестроение гитары в различные виды строев. Испанский строй. Пониженный строй.

Тема № 4. Музыкальная композиция. Структура.

Теория.Стандартная композиционная структура музыкального произведения. Основные части. Завязка, развитие, кульминация, развязка. Изучение закономерностей построения композиции.

Практика.Разбор самостоятельно выбранной композиции на заданную тему. Техника игры фламенко и расгеадо. Основные схемы игры: p-I, i-e-i. Игра в различных темпах, слитное и слаженное групповое исполнение, одновременное начало и окончание игры, точное исполнение длительностей, единство темпа, согласованное изменение силы звука, звуковой баланс между инструментом и голосом.

Раздел 5. Музыкальный лад.

Тема № 1. Лад

Теория.Лад и тональность. Мажорные и минорные лады. Ладовые тяготения. Квинтовый круг. Ключевые знаки. Влияние терции на принадлежность аккорда к мажору и минору.

Практика.Ладовые тяготения. Формулы построения мажорных и минорных аккордов. Разбор произведений.

Тема № 2. Гармонические функции аккордов.

Теория.Гармонические функции аккордов. Аккорды тонической группы. Аккорды субдоминантовой группы. Аккорды доминантовой группы.

Практика.Аккорды тонической группы. Игра на инструменте. Аккорды субдоминантовой группы. Игра на инструменте. Аккорды доминантовой группы. Игра на инструменте. Применение схем при разборе произведения.

Тема № 3. Тональность).

Теория.Понятие тональности. Одноименные тональности. Квинтовый круг. Одноименные тональности.

Практика.       Определение        тональности        музыкального        произведения.                          Подбор параллельных тональностей к исходному произведению.

Тема № 4. Транспозиция

Теория. Секвенция и ее определение. Модуляция и ее применение. Каподастр.

Практика.Мажорные и минорные гаммы. Одноименные тональности. Параллели и квинты. Транспозиция при помощи аккордов барре.

Раздел 6. Развитие и укрепление игрового аппарата. Совершенствование исполнительских навыков.

Тема № 1. Развитие и укрепление игрового аппарата

Теория. Положение рук при игре на инструменте. Игра на инструменте по графическим записям. Положение корпуса во время игры на гитаре. Постановка правой руки. Извлечение звука.

Практика.Упражнения в перемещении кисти левой руки вдоль и поперек грифа. Упражнения на координацию левой и правой рук. Выполнение упражнений на растяжение пальцев. Левая рука. Положение кисти левой руки. Процесс нажима пальцев на струну. Перемещение кисти вдоль грифа. Простые гитарные аккорды. Исполнение арпеджио. Отработка приема игры.

Тема № 2. Совершенствование исполнительских навыков ).

Теория. Звуковысотные соотношения струн на инструменте. Квартово-квинтовые интервалы при настройке инструменты. Гаммы мажорные минорные натурального вида. Развитие слуховых представлений.

Практика. Самостоятельная настройка инструмента. Разбор сложных музыкальных композиций на заданную тему. Игра на инструменте гамм.

Раздел 7. Игровые и интонационные навыки.

Тема № 1. Игровые и интонационные навыки. .

Теория. Изучение понятие динамики. Динамические штрихи. Крещендо и диминуэндо. Форте и пиано. Громкость, высота, длительность как инструменты динамики.

Практика.Разбор музыкальных произведений. Применение динамических оттенков при игре музыкальных композиций.

Тема № 2. Развитие слуховых представлений.

Теория. Понятие тональности музыкального произведение. Изучение понятий консонанса и диссонанс. Совершенный консонанс. Определение тональности музыкального произведения.

Практика. Разбор гамм на инструменте по табулатурам. Разбор музыкальных произведений. Создание короткой музыкальной композиции.

Раздел 8. Аккорды со сложной гармонической структурой.

Тема № 1. Аккорды, трезвучия. Правила построения аккордов

Теория.Буквенное обозначение аккордов. Обращение трезвучий. Септаккорды. Обращение септаккордов.

Практика.Трезвучия и их обращения. Игра на инструменте.

Тема № 2. Сложные виды аккордов

Теория.Буквенное обозначение аккордов. Нонаккорды. Аккорды с квинтой (sus, sus4). Септаккорды с квинтой. Аккорды с добавочными ступенями (add, omni). Аккорды с пропущенными ступенями, альтерированные аккорды.

Практика.Септаккорды и их обращения. Игра на инструменте. Построение аккордов (нонаккорды, sus, sus4 add, omni). Разбор музыкальных произведений. Создание короткой музыкальной композиции.

Тема № 3. Аккорды с хроматически измененными ступенями

Теория.Аккорды с хроматически измененными ступенями. Квартаккорды, полиаккорды, сонорные аккорды.  Буквенное обозначение аккордов

Практика.Альтерированные аккорды. Квартаккорды, полиаккорды. Сонорные аккорды. Разбор музыкальных произведений. Создание короткой музыкальной композиции.

Раздел 9. Гармонизация мелодий.

Тема № 1. Гармонизация мелодий

Теория.Гармонизация трезвучиями главных ступеней. Музыкальный склад. Гармонические     последовательности.                                                        Способы соединения аккордов. Перемещение аккордов в мелодии. Цезура, период, предложение.

Практика. Гармонизация мелодии и ее аранжировка. Определение тональности. Гармонические функции. Соединение аккордов (аккомпанемент). Окончательная аранжировка. Правила перемещения аккордов.

Тема № 2. Каданс и его применение

Теория.Каданс (каденции). Серединный каданс. Полный каданс. Изучение композиционной структуры музыкального произведения. Правила аранжировки параллелями, квинтами и октавами. Правила голосоведения инструментальных партий

Практика. Применение каданса в гармонизации мелодии. Серединный. Полный. Окончательная аранжировка музыкального произведения и его запись на листе. Кавер - понятие и характеристика. Реплика. Цитата.

Раздел 10. Работа над концертным репертуаром.

Тема №1 Работа над концертным репертуаром

Теория. Исполнительское мастерство. Формирование слушательской культуры обучающихся. Методика разбора сложных музыкальных произведений. Чтение с листа.

Практика.Разучивание классических произведений. Разучивание произведений исполнителей XX века (джаз, блюз, рок). Разучивание произведений современных исполнителей. Прослушивание аудиозаписей с исполнением песен.

Раздел 11. Итоговое занятие.

Тема №1. Итоговое занятие

Теория. Заключение. Подведение итогов работы по пройденным темам. Практика.Дифференцированный зачет (определение уровня и качества освоения программы). Отчетный концерт.

 

Методическое обеспечение

Организация и проведение образовательного процесса строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого обучающегося. Основными принципами ,заложенными в программу являются:

Системность и последовательность,(от конкретного факта или набора фактов к системе знаний, от отдельных приёмов исполнительства к созданию художественного образа);

Востребованность материала (он должен быть технически доступен, образно интересен, сценичен).

Наглядность и достоверность,(посещение концертов, целенаправленное прослушивание современной и народной музыки и песен, организация встреч с исполнителями народных песен - носителями традиций).

Индивидуальный подходв условиях коллективного обучения, который характеризуется тем, что педагог в учебном процессе работает с группой и отдельными обучающимися, опираясь на их интеллектуальные и психологические особенности.

Уважение к личности обучаемого, гуманное отношение к обучающемуся, опора на положительные качества личности.

Принцип связи с жизнью. Этому служит работа с проблемами и случаями, происходящими в жизни обучающихся.

Реализация программы предусматривает перспективное развитие навыков игры на гитаре, подчинение основному образовательному процессу – от простого к сложному, от знаний к творчеству, к увлекательным делам, вокальным концертам и конкурсам.

Программа включает несколько основных этапов:

-            изучение традиционных разделов элементарной теории музыки с эмоциональным восприятием усложненных ритмов, основ гармонии, строения музыкальной формы;

-          познание исторического развития мировой эстрады, массовой песни, разнообразия жанровой и музыкальной стилистики;

-      сопоставление произведений русской и зарубежной классической музыки, творчества композиторов и исполнителей;

-   творческая активность обучающихся на основе интереса и любви к музыке.

Формы учебных занятий

Для реализации содержания образовательного процесса в программе предусматривается определённая последовательность основных форм занятий с обучающимися:

-    занятие «Введение в образовательную программу»                   (проводится для детей и родителей) в «День открытых дверей»;

-     занятие – беседа          -  изложение теоретических сведений,  с    использованием наглядных пособий, видеоматериалов;

-       практическое       занятие      -    освоение         музыкальной       грамоты,     анализ музыкального произведения, выполнение творческих заданий;

-    занятие – репетиция          -отработка       концертных номеров, развитие   актёрских умений обучаемого;

-              открытое         творческое          занятие         (показ         применения        современных образовательных технологий педагогам, родителям);

-       творческий отчет объединения(демонстрация достижений обучающихся: апрель-май);

Типы занятий:

-   комбинированный (соединение в себе различных методов и видов деятельности (познавательная, игровая и другие),

-   первичного ознакомления с материалом,

-   усвоение новых знаний,

-   применение полученных знаний на практике,

-   закрепления повторения,

-   итоговое занятие.

Занятия      проходят по следующей методике:

а) теоретическая часть (беседа, лекция, дискуссия, тренинг);

б)     практическая        часть      (выполнение        заданий           под      контролем        педагога, самостоятельная работа, творческие отчеты, концерты, рефлексия).

В организации образовательного процесса основополагающее значение имеют формы индивидуального (соло) и группового занятия (ансамбль), сочетающие практическую и теоретическую части.

 

Методы обучения

Словесные методы(рассказ, беседа, инструктаж).

Рассказ применяется, как правило, в начале занятий при объяснении новой темы. В программе используются три вида беседы:

вводная - проводится в начале занятия, она помогает                     установить                                                                                                                         связи с предыдущим занятием.

Текущая беседа идет во время практической работы.

Итоговая беседа  проводится             в конце       всех занятий,         она помогает                                                                сделать выводы о проделанной работе, закрепить знания.

Наглядные       методы      (в    музыкальном       воспитании      имеет     две                         разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный).

Практические методы          применяется в обучении для познания реальности, формирования умений и навыков, углубления знаний. Практические методы применяются совместно с наглядными и словесными.

Репродуктивный метод. Для усвоения разных приемов работы требуется неоднократное        повторение         действий.

Метод педагогического наблюдения, опросы, беседы, метод анализа результатов деятельности (метод контроля, самоконтроля и самооценки).

Метод познавательной игры. Способствует более качественному восприятию материала, успешно усваивать новое. В процессе игры у ребят вырабатывается умение концентрироваться, думать самостоятельно, развивается внимание, желание узнавать новое. Увлекшись, дети и не замечают, что учатся: пополняют запас знаний, развивают музыкальную фантазию. Даже самые слабые и пассивные дети с удовольствием включаются в игру. Игра также оказывает большое влияние на чувственно-эмоциональную сферу обучающихся. Она создает у обучающихся психологический настрой, формирует положительное отношение к деятельности, а также позволяет повторять один и тот же материал разнообразно и увлекательно.

Активный метод.Это форма взаимодействия обучающихся и педагога, при которой педагог и обучающиеся взаимодействуют друг с другом ,обучающиеся не пассивные слушатели, а активные участники занятия. Активные методы предполагают демократический стиль, поэтому широко используются в процессе занятий.

Интерактивный методозначает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Место педагога в интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности обучающихся на достижение целей занятия. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их обучающиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Метод      воспитания        (убеждение,        поощрение,       упражнение,                  стимулирование, мотивация),      формирование  опыта                   общественного    поведения        (упражнение, приучение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, требование); Проектный           метод.                   Используется                   начиная                 с            третьего     года             обучения

.Обучающиеся в продолжение нескольких занятий знакомятся с какой-либо темой, узнают интересную информацию. Для закрепления материала им предлагается создать проект, это может быть индивидуальная, парная или групповая работа, с дальнейшей его презентацией и обсуждением. В процессе таких занятий обучающиеся реализуют свои творческие возможности.

Проектное обучение предполагает наличие логической цепочки: замысел-подбор материалов-осуществление замысла-решение дополнительно возникающих задач.

 

Педагогические технологии

Программой предусмотрено активное применение современных педагогические технологий:

-   информационно-коммуникационная(мультимедиа, Интернет) - умение находить информацию и правильно ее использовать. Умение работать с различными источниками информации.

-технология личностно-ориентированного обучения - развитие индивидуальных познавательных способностей ребёнка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

-   педагогика сотрудничества- применение активных форм и методов обучения, стимулирующих познавательную активность и самостоятельность. Пробуждение и поддержание интереса обучающихся во всех его видах и проявлениях.

Коуч –технология.Это современный подход к обучению, который помогает осознать смысл обучения, создает вовлеченность, поднимает мотивацию и повышает ответственность за результат.

-    рефлексии:позволяет приучить обучающегося к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни, рефлексия применяется в конце каждого занятия.

Вышеназванные технологии позволяют повысить качество образования и добиться стабильных позитивных результатов.

 

Планируемые результаты

 К концу 1-го года обучения

Обучающиеся        должны знать:

-  понятие      музыкального       звука.     Его     основные      свойства      (высота,                    громкость, длительность,

тембр).

-  табулатуры;

-  графическое обозначение музыкального звука;

-  минорные и мажорные группы аккордов;

-  приемы игры;

-  знание жанров и направлений гитарной музыки;

-  история жанра бардовской песни;

-  начальное исполнение барре.

Должны уметь:

-  определять         аккорд по его графическому обозначению и соотносить его с расстановкой пальцев левой руки на гитаре;

-  читать записи табулатур;

-  исполнять простые гитарные аккорды;

-  исполнять произведения такими приемами как «бой» и арпеджио (перебор).

-  исполнять произведения;

-  владеть методикой правильного звукоизвлечения.

У обучающихся будут сформированы :

-   мотивация интереса к инструментальной музыке;

-     музыкальный и эстетический вкус, интерес к                 отечественной музыкальной культуре, личностный смысл                          учения;

-     навыки здорового и безопасного образа жизни.

Также важным результатом считается создание творческого стабильного детского коллектива, достаточная компетентность обучающихся в творческой деятельности, наличие стремления реализовать себя, брать на себя инициативу. Детский коллектив в идеале должен стать саморазвивающимся сообществом единомышленников.

 

К концу 2-го года обучения

Обучающиеся должны знать:

-  приемы исполнения аккомпанемента.

-  правила голосоведения бас партии;

-  правила голосоведения аккомпанемента;

-  средства выразительности ритмических акцентов;

-  апояндо;

-  тирандо;

-  пульгар;

-  тремоло;

-  слайд – технику;

-  тэппинг;

-  свип;

-  позиционую игру;

-  композиционную структуру произведения;

-  анализ музыкальных форм.

Должны уметь:

-  исполнять арпеджио;

-  исполнять двойное арпеджио, расгеадо.

-  исполнять основы серийной ударной техники;

-  исполнять круговое расгеадо;

-  исполнять сложное тирандо;

-  исполнять пульгар;

-  исполнять тремоло;

-  играть в различных позициях;

-   свободно владеть музыкально - компьютерными технологиями.

У обучающихся будут сформированы:

-   гражданская позиция, патриотизм;

-   чувство товарищества, личной ответственности;

-   эмоциональная отзывчивость на музыкальное произведение;

-   развиты       познавательная,        социальная, творческая           активность личности;

-  сформирована потребность в саморазвитии путем самостоятельного изучения музыкального       произведения;

-   умение устанавливать отношения со взрослыми и сверстниками;

-   стремление творчески подходить к выполнению проектных заданий.

 

К концу 3-го года обучения

Обучающиеся        должны знать:

-  основы гармонии и теории музыки;

-  средства выразительности в музыке,

-  интервалы;

-  музыкальный лад;

-  аккорд      и    правила      его     построение,       септаккорды,       нонаккорды,                 аккорды            с пропущенными ступенями, аккорды с добавленными ступенями;

-  правила гармонизации мелодии;

-  каденция.

Должны уметь:

-  определять характеристики звука (высота, громкость, тембр, длительность);

-  ориентироваться на клавиатуре фортепьяно;

-  играть по партитурам;

-  различать консонирующие и диссонирующие интервалы;

-  строить обращения трезвучий на инструменте;

-  строить обращения септаккордов;

-  различать         звучания аккордов тонической, доминантовой, субдоминантовой групп;

-  выполнять гармонизацию простейшей мелодии и ее аранжировку.

У обучающихся будут сформированы:

- трудолюбие и целеустремленность, желание творчески подходить к выполнению самостоятельных заданий;

-     приобретение коммуникативных              навыков группового общения (способность работать в команде;

-     воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т.д.),

-     умение мыслить пространственно и креативно;

-развитие            индивидуальности,              личной           культуры,                          коммуникативных способностей обучающихся;

-  навык самостоятельной работы и работы в группе при практическом исполнении учебного репертуара.

 

 

1.     Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо следующее материально – техническое обеспечение:

    Помещение для проведения занятий, рассчитанное на учебную группу до 15 человек, из расчета 2 кв.м. на человека (Сан ПиН).

    Освещенность горизонтальных поверхностей на уровне 0,8 м от пола должна быть при лампах – не менее 400ЛК; при люминисцентных лампах накаливания – 200 ЛК. Вентиляция должна быть естественной, принудительной или смешанной и должна обеспечивать воздухообмен, температуру и состояние воздушной среды, предусмотренные санитарными нормами.

   Оборудование:

-       Столы, стулья (по количеству обучающихся). шкафы – 2шт.

-       12-15 акустических гитар;

-       12-15 подставок для ног;

-       12-15 пюпитров;

-       12-15 электрогитар.

-      Оборудование для демонстрации презентаций, аудио- и видеоматериалов, ПК с возможностью выхода в Интернет, мультимедиапроектор, экран.

 

2.     Формы аттестации Способы выявления результативности программы

Важным элементом         обучения       является систематический контроль результатов освоения образовательной программы.

Основные виды контроля:

Освоение           программы предусматривает проведение стартового (вводного), текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестацииобучающихся.

1.   Стартовый (вводный контроль) проводится с обучающимися 1-го года обучения с целью установления исходного уровня знаний, умений, навыков в начале года в форме теста.

2.   Текущий контроль (отслеживание качества освоения содержания программного материала в процессе обучения по темам, по разделам, блокам дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы). Степень усвоения пройденных тем в форме проведения практических работ, тестирования защиты проекта, конкурсов, наблюдений, опросов, отчетных концертов и т.д.

3.   Промежуточная аттестация    обучающихся проводится 2 раза в год: в декабре по разделам, блокам программы в форме защита проекта, в мае – по определению соответствия знаний и умений прогнозируемым результатам учебного года в форме творческого отчета.

4.      Итоговая аттестация (заключительная проверка знаний, умений навыков) проводится по завершению освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в целях определения соответствия знаний и умений планируемым результатам в форме показа достижений на отчетном концерте.

5.     Уровень воспитанности обучающихся определяется в начале и в конце учебного года при помощи наблюдений по следующим показателям: сформированность гражданской идентичности, сформированность духовно- нравственных ценностей, сформированность личностного смысла в учении и непрерывном образовании, сформированность навыков адаптации в современном обществе, сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств, потребности к творческому труду, сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни.

 

Формы подведения итогов реализации программы.Подведение итогов реализации программы осуществляется в различных формах: конкурс, отчетный концерт, фестиваль, научно-практическая конференция, зачет, тест,творческая работа.

Результаты стартового (вводного) контроля, промежуточной и итоговой аттестации заносятся в карту уровня обученности.

 

Календарный учебный график

 

Программа

Дополнительная                    общеобразовательная общеразвивающая       программа                                       художественной направленности «Гитара»

1

Начало учебного года

С 01.09.2023  года

2

Продолжительность     учебного

Периода

36 учебных недель

3

Продолжительность

Недели

учебной

5 дней

4

Периодичность

Занятий

учебных

3 раза в неделю по 1  часу

5

Продолжительность

Занятий

учебных

Продолжительность учебного часа 45 минут

6

Время     проведения

Занятий

учебных

Начало не раннее чем через 1 час после учебных

занятий, окончание не позднее 19.30

7

Продолжительность перемен

10-15 минут

8

Окончание учебного года

31.05.2024  года

9

Аттестация обучающихся

Вводный мониторинг –сентябрь 2023 года. Промежуточная аттестация – декабрь 2023 года.

Итоговая аттестация – май 2024 года.

 

Условия реализации программы.

Материально – технические:

1.       

Гитара шестиструнная.

2.       

Подставка для ног.

3.       

Пюпитр.

4.       

Тетради для нот.

5.       

Принтер.

6.       

Компьютер.

7.       

Кабинет, оборудованный мебелью (стол, стулья).

Информационные:

1.      Наличие утвержденной программы;

2.      Репертуарный нотный материал;

3.      Фонотека с набором аудиозаписей;

4.      Комплект наглядных пособий (обозначения нот, аккордов, устройство инструмента, аппликатурные таблицы и др.);

5.      Аудио,  видеоматериалы;

6.      Интернет-ресурсы (видеоматериалов, мастер-классов).

Список литературы.

Литература для педагога:     

Агуадо Д. Этюды для   шестиструнной струнной гитары/ Д. Агуадо. – М.: «Музыка», 1968;

Бах И.С. Сборник пьес для шестиструнной гитары/ Бах И.С./сост. П. Исаков. – М.: «Музыка», 1979;

Гитман А. Концерт в ДМШ/вып. 1,2,3/А. Гитман. – М.: «Музыка»,  2006;

Джулиани М. 24 легких этюдов для гитары/ ор. 100/Джулиани М. /сост. Хейнце Б., Лейпциг. – М.: «Музыка», 1977;

Иванов-Крамской А. Пьесы для   шестиструнной гитары/ Иванов-Крамской А. – М.: «Музыка», 1947;

Пьесы для 6-ти струнной гитары/сост. Виницкий А. – М.: «Музыка», 2005;

Педагогический репертуар гитариста/Средние и старшие классы ДМШ/сост. Гитман А. – М.: «Просвещение», 1999;

Педагогический репертуар/вып.1,2,3/сост. Ковалевский Я., Рябоконь Е. – М.: «Музыка», 1970;

Сор. Ф. 20 этюдов для шестиструнной гитары /ред. Сеговии А. – М.: «ГИД» 2000;

 Таррега Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары                                           /сост. Ларичев Е.  – М.: «Музыка» 1983;

Хрестоматия гитариста/1-3, 4-5 классы ДМШ /сост. Ларичев Е. – М.: «Советский композитор», 1983 – 1986;

Хрестоматия для  шестиструнной гитары/вып. 1,2,3/сост. Вещинский А. – М.: «Музыка», 2005;

Ларичев Е. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре/Ларичев Е. – М.: 1988;

Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре/ Каркасси М. – М.: 2002;

Фетисов Г. А. Первые шаги гитариста/Тетрадь № 1/ Фетисов Г. А. – М.: 2004;

Детский альбом гитариста/Тетрадь № 1, 2, 3/состав. Катанский А. В. – М.: 2006;

Старинная музыка XVIXVIII в. в./состав. П. Юргенсон. – М.: 2002;

Хрестоматия шедевров популярной музыки/состав. В. Колосов. – М.: 2003;

М. Филипс. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре/ М. Филипс, Д. Ганел. – М.: 2005;

Г. А. Фетисов. Хрестоматия гитариста/Тетрадь вторая/ Г. А. Фетисов. – М.: 2004;

Русский романс/состав. Катанский В. М. – М.: 2003;

Песни нашего двора/состав. Катанский В. М. – М.: 2004;

В. Манилов. Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре/ В. Манилов, В. Молотков. – Киев: 1984;

И. Бойко. Мой метод/И. Бойко. – Москва: «Смолин КО», 2002;

Как научить играть на гитаре/Состав. В. А. Кузнецов. – М.: Издательский дом «Классика XXI», 2006.

Литература для учащихся:

Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре/ Агафошин П. -  М.: «Музыка»,1983;

Виницкий А. Джазовый альбом/вып.1,2/ Виницкий А. – М.: «Престо», 2004;

Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре/ Гитман А. – М.: «Музыка», 2005;

Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов/ Гитман А. – М.: «Музыка», 2003;

Иванов – Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре/ Иванов – Крамской А. – М.: «Музыка», 1970;

Каркасси М. Школа игры на  шестиструнной гитаре/Каркасси М. – М.: «Музыка», 1964 – 2000;

Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной  гитаре/ Кирьянов Н. – М.: «Тоника», 1991;

 

Пухоль Э. Школа игры на  шестиструнной гитаре/Пухоль Э. – М.: «Советский композитор», 1984.