ВОКАЛ

Пояснительная записка

 

Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг.

            К общей проблеме совершенствования методов воспитания школьников относится и проблема поиска новых путей эстетического развития детей. Приобщение учащихся к музыкальному искусству через пение как один из доступнейших видов музыкальной деятельности является важным средством улучшения их художественного и эстетического вкуса.

            На современном этапе возрос интерес к новым музыкальным синтетическим жанрам, и одна из задач педагога состоит в том, чтобы помочь ребёнку разобраться во всём многообразии музыкальной палитры и дать возможность каждому учащемуся проявить себя в разных видах музыкальной деятельности.

            Дополнительная общеразвивающая программа «Вокал» разработана в соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, с основными нормативными документами:

-Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее - 273-ФЗ);

-                                    Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Приказ № 196);

-                                    Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196» (далее – Приказ № 533);

-Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (далее – СП 2.4.3648-20);

-Приказ министерства просвещения   России   от   03.09.2019   №   467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

-Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678 – р  «О концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».

 

Актуальность данной программы обусловлена также её практической значимостью: занимаясь в вокальной (хоровой) группе, дети приобретают опыт совместной творческой работы, опыт участия в концертной деятельности на разных уровнях.

Актуально на сегодняшний день и то, что содержание программы направлено на создание условий для развития личности ребенка; развитие его творческих способностей, мотивации к познанию и творчеству; социального, культурного и профессионального самоопределения; творческой самореализации; интеграции учащихся в системе мировой и отечественной культур; укрепление их психического и физического здоровья.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что современная модель образования направлена на создание условий, в которых каждый ребенок смог бы получить условия для развития своих способностей, удовлетворения своих интересов и потребностей. Задача дополнительного образования сегодня - дать возможность ребенку реализовать свой творческий потенциал. Важную роль в этом сыграют занятия музыкальным творчеством, в том числе вокальным.

Вокальное  искусство наряду с выполнением воспитательно-эстетических функций, обладает еще и мощным оздоровительным потенциалом. Певческая деятельность играет большую роль в здоровьесбережении детей. Она помогает формировать у каждого ребенка здоровый голосовой аппарат, развивать способность к гибкому и разнообразному его функционированию. При регулярной и правильной  певческой деятельности улучшается и физическое здоровье детей, а значит, пение можно рассматривать как физиологический процесс. Великий Авиценна считал, что лучшим упражнением для сохранения здоровья является пение. Народная мудрость гласит: «Кто много поет, того хворь не берет!».

Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы  «Вокал» состоит в новом решении проблем дополнительного образования. Данная программа позволяет удовлетворить потребность в занятиях вокально-хоровым творчеством у детей с самой разной мотивацией. Одни придут на занятия, чтобы получить общие музыкальные представления, заполнить свободное время, побороть стеснительность и научиться выступать на сцене, что, безусловно, очень важно для благополучия ребенка при его дальнейшей социализации во взрослую жизнь. Другие – приобретут музыкальную грамотность, вокальный, концертный опыт, которые, возможно, будут использовать в своей будущей профессии.

Отличительная особенность

Особенность данной программы в том, что она разработана для учащихся общеобразовательной школы, которые стремятся научиться красиво и грамотно петь в хоре. При этом дети имеют разные стартовые способности. Данная программа отличается от других подбором репертуара и предназначена для всех желающих детей.

Адресат программы

Программа предназначена для детей 5-17 лет, учащихся младших, средних и старших классов общеобразовательной школы, и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по вокалу.

Возрастные особенности учащихся.

Педагог в своей деятельности должен обязательно учитывать возрастные психолого-педагогические особенности учащихся. Выбор форм и методов обучения должен опираться на ведущую деятельность данной возрастной группы, её особенности.

Так, например  важнейшим содержанием психического развития младших подростков становится развитие самосознания, возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. Центральным и специфичным новообразованием этого возраста является возникновение чувства взрослости. Данное новообразование самосознания становится стержневой особенностью личности. Именно оно как бы включает специфическую социальную активность младших подростков: они становятся восприимчивы к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующим в мире взрослых и в их отношениях. Именно в этом возрасте происходит сознательное усвоение ценностей. В этот возрастной период происходит изменение характера познавательной деятельности учащихся, они становятся способными к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. Внимание становится более организованным, все больше выступает его преднамеренный характер. Развивается способность к абстрактному мышлению. Формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения.

Старший подростковый возраст является переходным от подростничества к юности. Этот период имеет свои психолого-возрастные особенности. Среди актуальных потребностей старших подростков можно выделить следующие: потребность в самопознании, в самооценке, в самоопределении, в самовоспитании, в психологической и эмоциональной независимости, в достижении определенного социального статуса. В связи с развитием самосознания усложняется отношение к себе. Если раньше подростки судили о себе категорично, прямолинейно, то теперь они делают это более тонко. Если у младших подростков ведущей деятельностью было интимно-личностное общение со сверстниками, то у старших острота восприятия сверстников притупляется. Больший интерес вызывают взрослые, чей опыт, знания помогают ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью. Будущее же интересует старших подростков в первую очередь с точки зрения профессиональной. В этом возрасте решается вопрос о дальнейшей жизни. По существу, от старшего подростка общество требует профессионального самоопределения, хотя и первоначального. При этом подросток должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области. И помочь ему в этом должны взрослые, в том числе и педагог.

Подростковый возраст - один из самых сложных возрастных периодов: происходит взросление, перестройка организма. Но для творческого развития - это самый благоприятный возраст. Учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходства и различия, определять причину и следствие. Задача педагога – учитывая возрастные особенности учащихся, сделать учебный процесс познавательным, увлекательным, результативным.

Объем и срок освоения программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Вокал» реализуется в течение 3 лет.

Форма обучения очная, групповая, что обосновывается спецификой профиля деятельности.  Состав групп учащихся разновозрастной  постоянный, равноуровневый (по уровню подготовки и музыкальных способностей учащихся).

Режим занятий. Общее количество часов в год для каждой группы – 72; количество часов в неделюдва, количество занятий в неделюдва. Каждая группа занимается два раза в неделю, продолжительность занятия – один час (рекомендовано СанПин).

В группу могут быть зачислены дети, уже имеющие опыт  и дети без подготовки, но имеющие природные способности к пению.      

Контроль знаний, умений и навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.

В процессе реализации программы применяются следующие виды контроля:

1.    Входной контроль (в начале освоения программы);

2.    Текущий контроль (в процессе занятий по данной программе).

3.    Промежуточный контроль (в конце 1 года обучения).

4.    Итоговый контроль (по окончании освоения программы - в конце 2-ого года обучения).

Входной контроль  проводится с целью выявления музыкальных способностей учащихся.

Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно педагогом.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

При прохождении итоговой аттестации учащийся должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.

Контроль результата освоения программы отслеживается и оценивается с помощью следующих форм:

1.    Опрос.

    2.    Наблюдение.
    3.    Прослушивание.
    4.    Открытое занятие.
    5.    Творческий отчет.
    6.    Концертное прослушивание.
    7.    Выступления.
    8.    Конкурс.
    9.    Фестиваль.
Эти формы позволяют педагогу и учащимся увидеть и обсудить результаты своего труда, позволяют педагогу внести изменения в учебный процесс, определить эффективность обучения по программе, создают хороший психологический климат в коллективе.
В качестве форм фиксации образовательных результатов могут быть использованы аудиозапись, видеозапись, грамоты, дипломы, фотодокументы.
Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов являются концерты, конкурсы, фестивали.
Для успешной реализации программы необходимо определенное обеспечение.

Цель программы: Выявление и реализация творческих исполнительских возможностей ребёнка во взаимосвязи с духовно- нравственным развитием через вхождение в мир музыкального искусства; приобщение ребёнка к искусству сольного пения и пения в вокальной группе, развитие мотивации к творчеству; формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства, практическое овладение вокальным эстрадным мастерством для концертной и дальнейшей профессиональной деятельности, формирование жизненных и социальных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; развитие эстетического воспитания и творчества - через игру.

 

Задачи, реализуемые в программе:

Образовательные:

-     обучение выразительному пению

-     обучение певческим навыкам

-     сформировать навыки певческой установки детей;

-     научить использовать при пении мягкую атаку;

-     сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;

-       сформировать вокально-хоровые навыки: пение без сопровождения, пение на 2 и 3 голоса, петь в ансамбле слитно, согласованно;

-     обучить приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля;

-стимулирование интереса к учению, активизация когнитивных процессов, расширение общего кругозора, формирование мировоззрения, развитие представлений, умений и навыков, необходимых для жизни в обществе;

Развивающие:

-     развитие слуха и голоса детей.

-        развитие      музыкальных       способностей:        ладового      чувства,      музыкально- слуховых представлений, чувства ритма;

-     совершенствовать речевой аппарат;

-     развить певческое дыхание;

-        развить      артистическую        смелость       и    непосредственность         ребёнка,      его самостоятельность;

-     расширить диапазон голоса;

-     развить умение держаться на сцене.

 

 Воспитательные:

-     воспитать эстетический вкус детей;

-     воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;

-     воспитать чувство коллективизма;

-                  способствовать             формированию             воли,          дисциплинированности, взаимодействию с партнёрами;

-      воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества;

-   приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества);

-формирование ценностно-мотивационной сферы, воспитание здорового образа жизни, трудолюбия, самостоятельности, способности к самоконтролю и волевой регуляции поведения;

-содействовать созданию условий для нравственного становления обучающихся, снижения уровня тревожности в детском коллективе.

 

                                  Учебный план первого года обучения

 

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Музыкальное воспитание. Вокал

3

1

2

1.1

Вокал. Знакомство с термином – вокал. Техника безопасности. Правила поведения и режим работы объединения

1

1

 

1.2

Музыкальное воспитание

2

 

2

2

Песня

8

3

5

2.1

 Строение. Детальный разбор песни

1

1

 

2.2

Определение кульминации песни, динамики

2

1

1

2.3

Распределение акцентов на словах текста

2

1

1

2.4

Слушание и разучивание песен

3

0

3

3

Дирижерский жест

6

2

4

3.1

Внимание, дыхание, вступление, окончание, усиление и уменьшение звука,

2

1

1

3.2

Ускорение и замедление темпа, удерживание звука, акценты, развитие фраз

2

1

1

3.3

Дирижерский жест в певческой деятельности

2

 

2

4

Певческий голос

4

1

3

4.1

Певческий голос. Виды. Классификация. Типы.

2

1

1

4.2

 Правила «безопасности» для вокалиста.

2

 

3

5

Певческая установка. Певческая позиция

6

2

4

5.1

Певческая установка. Певческая позиция

2

1

1

5.2

Постановка корпуса. Типы.

2

1

1

5.3

Певческая установка стоя и сидя

2

 

2

6

Распевание в детском хоре

4

1

3

6.1

Значение распевания

2

1

1

6.2

Система вокальных упражнений на распевку

2

 

2

7

Певческое дыхание

8

1

7

7.1

 Дыхание. Вдох. Задержка. Выдох

2

1

1

7.2

Основы правильного дыхания при извлечении звука

2

 

2

7.3

Упражнения на дыхание

2

 

2

7.4

Овладение простыми навыками по формированию певческого дыхания в процессе работы

2

 

2

8

Вокально – хоровые упражнения

10

4

6

8.1

 Упражнения: для формирования чистоты   интонирования

2

1

1

8.2

Упражнения для выравнивания гласных, четкости согласных

2

1

1

8.3

Упражнения для выработки подвижности, активности губ

2

1

1

8.4

Упражнения для формирования равномерного выдоха

2

1

1

8.5

Формированию певческого звука в процессе занятий

2

 

2

9

Ритмическая четкость

5

1

4

9.1

Ритм, как основа любого музыкального произведения

1

1

 

9.2

Развитие      чувства           ритма

2

 

2

9.3

Формирование чувства ритма

2

 

2

10

Первоначальные вокально - хоровые навыки

8

2

6

10.1

Звукообразование. Интонация.

2

1

1

10.2

Техника дыхания. Дикция.

2

1

1

10.3

Формирование певческого звука, метроритмических способностей

2

 

2

10.4

Развитие мелодического и гармонического слуха

2

 

2

11

Гигиена певческого голоса

4

1

3

11.1

Правила «безопасности» для вокалиста

2

 

2

11.2

Режим вокалиста

2

1

1

12

Основы музыкальной грамоты

5

1

4

12.1

Музыкальные ступеньки. Трезвучие. Динамика

2

1

1

12.2

Разучивание            и          исполнение          гаммы,  трезвучий    в          разных  динамических оттенках

3

 

3

13

Итоговое занятие

1

 

1

13.1

Итоговое занятие

1

 

1

 

Итого:

72

20

52

Содержание изучаемого курса первого года обучения

 

1.   Тема - Введение. Музыкальное воспитание

Теория. Музыкальное воспитание. Вокал. Знакомство с термином – вокал. Техника безопасности. Правила поведения и режим работы объединения.

 Практика – Музыкальное воспитание.

2.   Тема - Песня.

Теория. Строение. Детальный разбор песни. Определение кульминации песни, динамики. Распределение акцентов на словах текста.

Практика. Слушание и разучивание песен.

3.     Тема - Дирижерский жест.

Теория. Внимание, дыхание, вступление, окончание, усиление и уменьшение звука, ускорение и замедление темпа, удерживание звука, акценты, развитие фраз.

Практика. Дирижерский жест в певческой деятельности.

4.     Тема - Певческий голос.

Теория. Виды. Классификация. Типы.

Практика. Правила «безопасности» для вокалиста.

5.     Тема - Правильная певческая установка.

Теория. Певческая установка. Певческая позиция. Постановка корпуса. Типы.

Практика. Певческая установка стоя и сидя.

6.     Тема – Распевание.

Теория. Значение распевания.

Практика. Система вокальных упражнений (базовые упражнения; упражнения на тренировку артикуляции; на дыхание, и на правильное произношение).

7.     Тема - Певческое дыхание.

Теория. Дыхание. Вдох. Задержка. Выдох.

Практика. Основы правильного дыхания при извлечении звука. Упражнения на дыхание. Овладение простыми навыками по формированию певческого дыхания в процессе работы.

8.     Тема - Вокально – хоровые упражнения для начинающих.

Теория. Упражнения: для формирования чистоты интонирования ;для выравнивания гласных, четкости согласных; для выработки подвижности, активности губ; для формирования равномерного выдоха.

Практика. Овладение простыми навыками по формированию певческого звука в процессе занятий.

9.       Тема - Ритмическая четкость.

Теория. Ритм, как основа любого музыкального произведения.

Практика.      Развитие      чувства      ритма.     Овладение      простыми      навыками      по формированию чувства ритма.

10.   Тема - Первоначальные вокально - хоровые навыки.

Теория. Звукообразование. Интонация. Техника дыхания. Дикция.

Практика. Овладение простыми навыками по формированию певческого  звука, метроритмических                 способностей,                   развитие                   мелодического                                 и гармонического слуха.

11.  Тема - Гигиена певческого голоса.

Теория. Правила «безопасности» для вокалиста. Режим вокалиста.

 Практика. Правила «безопасности» для вокалиста.

12.   Тема - Основы музыкальной грамоты.

Теория. Музыкальные ступеньки. Трезвучие. Динамика.

Практика.       Разучивание        и     исполнение        гаммы,       трезвучий        в     разных динамических оттенках.

13.      Итоговое занятие.

Планируемые результаты первого года обучения

 

Дети 1 года обучения должны:

знать, понимать:

-   строение артикуляционного аппарата;

-   особенности и возможности певческого голоса;

-   гигиену певческого голоса;

-   понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

-     понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

-   основы музыкальной грамоты;

-   различные манеры пения;

-   место дикции в исполнительской деятельности.

 

уметь:

-   правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

-   петь короткие фразы на одном дыхании;

-   в подвижных песнях делать быстрый вдох;

-   петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

-   петь легким звуком, без напряжения;

-         на     звуке      ля     первой      октавы      правильно       показать       самое      красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

-   делать распевку;

-   к концу года спеть выразительно, осмысленно.

 

 

                                            Учебный план второго года обучения

 

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Знакомство элементами сценического действия

5

2

3

1.1

Элементы сценического действия  

1

1

 

1.2

Обыгрывание содержания песни

2

1

1

1.3

Работа с элементами сценического действия вместе с пением

2

 

2

2

Звуковедение. Основные виды

5

1

4

2.1

Понятие о звуковедении. Виды: легато (связно, плавно) и стаккато (отрывисто, отделяя каждый звук)

2

1

1

2.2

Упражнения, песенки – попевки

3

 

3

3

Слух. Музыкальный слух. Разновидности. Развитие

6

2

4

3.1

Слух – основной регулятор голоса

2

1

1

3.2

Музыкальный слух. Разновидности. Развитие

2

1

1

3.3

Упражнения на развитие музыкального слуха

 

2

 

2

4

Манеры исполнения

8

2

6

4.1

Знакомство с манерами исполнениями (эстрадная, народная, академическая)

2

1

1

4.2

Сравнение манер исполнения

2

1

1

4.3

Особенности поведения на сцене

2

 

2

4.4

Манера исполнения народных, эстрадных песен, джазовых песен

2

 

2

5

Средства музыкальной выразительности

6

2

4

5.1

Темп. Динамика. Регистр. Мелодия. Интонация.

2

1

1

5.2

Тембр. Ритм. Лад. Интонация

2

1

1

5.3

Овладение средствами музыкальной выразительности

2

 

2

6

Ритм

6

1

5

6.1

 Ритмический рисунок песни

2

1

1

6.2

Упражнения и музыкально – ритмические игры

2

 

2

6.3

Ритмическая четкость

2

 

2

7

Вокально-хоровые навыки

6

1

5

7.1

Звукообразование. Интонация. Техника дыхания

2

1

1

7.2

Формированию певческого звука,

метроритмических способностей

2

 

2

7.3

Развитие мелодического и гармонического слуха в процессе занятий

2

 

2

8

Дикция. Артикуляция. Мимика

8

1

7

8.1

Четкая речь. Движение артикуляционного аппарата. Выражение лица

2

1

1

8.2

Выработка кантилены, ровности голоса, его подвижности, гибкости, чистоты интонации

2

 

2

8.3

Развитие гармонического слуха

2

 

2

8.4

Четкость дикции. Единая манера звукообразования.

2

 

2

9

Певческое дыхание

8

1

7

9.1

Голосовой аппарат. Дыхание. Вдох. Задержка. Выдох

2

1

1

9.2

Основы правильного дыхания при извлечении звука

2

 

2

9.3

Упражнения на дыхание

2

 

2

9.4

Формирование певческого дыхания

2

 

2

10

Виды вокала

8

1

7

10.1

Эстрадный, джазовый, народный, академический вокал

2

1

1

10.2

Слушание и сравнение манер исполнения

2

 

2

10.3

Пение учебно- тренировочного материала

2

 

2

10.4

Подбор и разучивание песен с приёмами многоголосного пения  канон

2

 

2

11

Ансамбль

5

1

4

11.1

 Исполнение песни в ансамбле.

3

1

2

11.2

Развитие ансамблевых навыков, выработка активного унисона, ритмической устойчивости и динамической ровности в произнесении текста

2

 

2

12

Итоговое занятие

1

 

1

12.1

Итоговое занятие

1

 

1

 

Итого:

72

15

57

Содержание учебного плана второго года обучения

 

1. Тема - Элементы сценического действия.

Теория - Элементы сценического действия, обыгрывание содержания песни.              

Практика - Работа с элементами сценического действия вместе с пением.

2. Тема-Звуковедение.

Теория. Понятие о звуковедении. Виды: легато (связно, плавно) и стаккато (отрывисто, отделяя каждый звук).

Практика. Упражнения, песенки – попевки.

3. Тема-Слух.

Теория. Слух–основной регулятор голоса Музыкальный слух. Разновидности. Развитие.                                                            .

Практика. Упражнения на развитие музыкального слуха.

4.   Тема - Манеры исполнения:

Теория. Знакомство с манерами исполнениями (эстрадная, народная, академическая). Сравнение манер исполнения.

Практика. Особенности поведения на сцене. Манера исполнения народных, эстрадных песен, джазовых песен.

5.   Тема - Средства музыкальной выразительности.

Теория. Темп. Динамика. Регистр. Тембр. Ритм. Лад. Мелодия. Интонация.

Практика. Овладение средствами музыкальной выразительности.

6. Тема-Ритм.

Теория. Ритмический рисунок песни. Пауза. Длительности.

 Практика. Упражнения и музыкально – ритмические игры. Ритмическая четкость.

7.   Тема - Вокально – хоровые навыки.

Теория. Звукообразование. Интонация. Техника дыхания.

Практика. Овладение навыками по формированию певческого звука,

метроритмических способностей, развитие мелодического и гармонического слуха в процессе занятий.

8. Тема - Дикция. Артикуляция. Мимика.

Теория. Четкая речь. Движение артикуляционного аппарата. Выражение лица.

Практика. Выработка кантилены, ровности голоса, его подвижности,

гибкости, чистоты интонации. Развитие гармонического слуха. Четкость дикции. Единая манера звукообразования.

9. Тема - Певческое дыхание.

Теория. Голосовой аппарат. Дыхание. Вдох. Задержка. Выдох.

Практика. Основы правильного дыхания при извлечении звука. Упражнения на дыхание. Овладение простыми навыками по формированию певческого дыхания.

10. Тема - Виды вокала.

Теория. Знакомство с понятиями видах вокала - эстрадный, джазовый, народный, академический.

Практика. Слушание и сравнение манер исполнения. Пение учебно- тренировочного материала, направленного на формирование данных манер исполнения. Подбор и разучивание песен с приёмами многоголосного пения  канон.

11. Тема - Ансамбль.

Теория. Исполнение песни в ансамбле.

Практика. Развитие ансамблевых навыков, выработка активного унисона, ритмической устойчивости и динамической ровности в произнесении текста.

12. Итоговое занятие

 

 

Планируемые результаты второго года обучения

Обучающиеся 2 года обучения должны:

знать, понимать:

-   соблюдать певческую установку;

-    понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

-   произведения различных жанров; уметь:

-   правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

-   точно повторить заданный звук;

-   в подвижных песнях делать быстрый вдох;

-   петь чисто и слаженно в унисон;

-   петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;

-   дать критическую оценку своему исполнению;

-   использовать элементы ритмики и движения под музыку;

-   работать в сценическом образе;

-   принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.

-   точно интонировать на всем диапазоне.

Учебный план третьего года обучения

 

 

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Основные средства

Выразительности

4

2

2

1.1

Теория. Темп. Динамика. Регистр

1

1

 

1.2

Тембр. Ритм. Лад. Мелодия. Интонация

1

1

 

1.3

Овладение средствами музыкальной

 Выразительности

2

 

2

2

Двухголосное пение

5

3

2

2.1

Понятие о двухголосие в музыке

1

1

 

2.2

Понятие первых голосов

1

1

 

2.3

Понятие и функции вторых голосов

1

1

 

2.4

Овладение навыками двухголосного пения

2

 

2

3

Классификация       голосов      по

диапазону высоты

3

1

2

3.1

Классификация голосов по диапозону высоты

1

1

 

3.2

Развитие певческого диапазона

2

 

2

4

Характеристики хорошо

поставленного певческого голоса

3

1

2

4.1

Определяющие и важные качества певческого голоса

1

1

 

4.2

Формирование певческого голоса

2

 

2

5

Сценическое мастерство

7

0

7

5.1

Первоначальные сценические способности

1

 

1

5.2

Гармония  голоса и физической конструкции, мимики и жестов

1

 

1

5.3

Речевая и эмоциональная выразительность

1

 

1

5.4

Особенности поведения на сцене

2

 

2

5.5

Манера исполнения песен разных жанров (народной, эстрадной, а капелла)

2

 

2

6

Атака звука. Виды

5

1

4

6.1

Виды атаки звука: мягкая и твердая

1

1

 

6.2

Навык бесшумного и глубокого вдоха

2

 

2

6.3

Начало и характер      звучания

2

 

2

7

Развитие диапазона голоса

14

2

12

7.1

Понятие о певческом диапазоне

1

1

 

7.2

Вопросы возрастных особенностей  в расширении диапазона

1

1

 

7.3

Упражнения для развития голоса

2

 

2

7.4

Расширение диапазона голоса

2

 

2

7.5

Укрепление дыхания

2

 

2

7.6

Выработка кантилены, ровности голоса, его подвижности, гибкости, чистоты интонации

2

 

2

7.7

Развитие гармонического слуха

2

 

2

7.8

Четкость дикции. Единая манера звукообразования

2

 

2

8

Постановка  концертных

Номеров

8

1

7

8.1

Правила поведения во время выступления на сцене

2

1

1

8.2

Работа с микрофоном.

2

 

2

8.3

Самостоятельное придумывание движений, помогающих передаче образа песни, ее характера, эмоциональный настрой перед пением

2

 

2

8.4

Работа над умением держаться на сцене

2

 

2

9

Вокально – хоровые навыки

8

2

6

9.1

Звукообразование. Интонация

2

1

1

9.2

Техника дыхания. Дикция

2

1

1

9.3

Формирование певческого звука, метроритмических способностей

2

 

2

9.4

Развитие мелодического и гармонического  слуха в процессе занятий

2

 

2

10

Одноголосие и двухголосие в музыке

14

5

9

10.1

Унисонное и октавное исполнение мелодии

2

1

1

10.2

Понятие одноголосия и двухголосия в музыке

2

1

1

10.3

Терцовая втора

2

1

1

10.4

Понятие первых голосов

2

1

1

10.5

Понятие и функции вторых голосов

2

1

1

10.6

Формирование певческого звука, метроритмических способностей

2

 

2

10.7

Развитие мелодического и гармонического  слуха в процессе занятий

2

 

2

11

Итоговое занятие

1

 

1

11.1

Итоговое занятие

1

 

1

 

Итого:

72

18

54

Содержание учебного плана третьего года обучения

 

1.   Тема - Основные средства выразительности.

Теория. Темп. Динамика. Регистр. Тембр. Ритм. Лад. Мелодия. Интонация.

Практика. Овладение средствами музыкальной выразительности

2.   Тема - Двухголосное пение.

Теория. Понятие о двухголосие в музыке. Понятие первых голосов. Понятие и функции вторых голосов.

Практика. Овладение навыками двухголосного пения.

3.   Тема – Диапазон голоса.

Теория. Классификация голосов по диапазону высоты.

 Практика. Развитие певческого диапазона. Упражнения.

4.   Тема - Характеристики хорошо поставленного певческого голоса.

Теория. Определяющие и важные качества певческого голоса.

Практика. Овладение простыми навыками по формированию певческого голоса в процессе занятий по вокалу.

5.   Тема - Сценическое мастерство.

Теория. Первоначальные сценические способности. Гармония голоса и физической конструкции, мимики и жестов. Речевая и эмоциональная выразительность.

Практика. Особенности поведения на сцене. Манера исполнения песен разных жанров (народной, эстрадной, а капелла).

6.   Тема - Атака звука.

Теория. Виды атаки звука: мягкая и твердая.

Практика. Специальные упражнения. Упражнения на разучиваемом материале. Навык бесшумного и глубокого вдоха. Начало и характер звучания.

7.   Тема - Развитие диапазона голоса.

Теория. Понятие о певческом диапазоне. Вопросы возрастных особенностей  в расширении диапазона.

Практика. Упражнения для развития голоса. Расширение диапазона голоса. Укрепление дыхания. Выработка кантилены, ровности голоса, его подвижности, гибкости, чистоты интонации. Развитие гармонического слуха. Четкость дикции. Единая манера звукообразования.

8.Тема – Концертные выступления.

Теория. Правила поведения во время выступления на сцене.

Практика. Работа с микрофоном. Самостоятельное придумывание движений, помогающих передаче образа песни, ее характера, эмоциональный настрой перед пением; работа на умением держаться на сцене, репетиции перед зеркалом, отрабатывание песни детально, добиваясь качества интонирования, пригодного для концертного выступления.

9.Тема - Вокально – хоровые навыки.

Теория. Звукообразование. Интонация. Техника дыхания. Дикция.

 Практика.      Овладение       навыками       по     формированию        певческого       звука, метроритмических способностей, развитие мелодического и гармонического слуха в процессе занятий.

10.   Тема - Одноголосие и двухголосие в музыке.

Теория. Унисонное и октавное исполнение мелодии. Понятие одноголосия и двухголосия в музыке. Терцовая втора. Понятие первых голосов. Понятие и функции вторых голосов.

Практика. Овладение простыми навыками по формированию певческого звука, метроритмических способностей, развитие мелодического и гармонического слуха в процессе работы.

   11.Итоговое занятие

 

Планируемые результаты третьего года обучения

 

Обучающиеся 3 года обучения должны:

знать:

-   основные типы голосов;

-   жанры вокальной музыки;

-   типы дыхания;

-   поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;

-   особенности многоголосого пения;

-   обоснованность сценического образа. уметь:

-   петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

-   петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

-   исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;

-   принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах.

-   иметь высокую вокальную позицию.

                         Условия реализации программы

 

1.      Кадровые условия. Педагогические работники, реализующие данную программу должны удовлетворять квалификационным требованиям, указанным по соответствующим должностям Профессионального Стандарта.

2.  Материально-технические условия реализации программы.

-   учебный кабинет;

-   ученические парты;

-   стулья;

-   музыкальный центр;

-   методические материалы, сборники песен, нотные книги;

3.          Информационно-методические               условия       реализации         программы включают:

учебный план;

календарный учебный график; содержание программы;

методические материалы и разработки; расписание занятий.

4.        Организационно-педагогические условия реализации программы должны обеспечивать реализацию в полном объеме, соответствие качества подготовки обучающихся требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.

Для определения соответствия применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям и способностям обучающихся организация, осуществляющая образовательную деятельность, проводит проверку знаний обучающихся с помощью созданной комиссией и соответствующих созданных вокальных заданий, прослушиванием или тестированием.

Теоретическое обучение проводится в кабинете по вокалу с использованием учебно-материальной базы, соответствующей установленным требованиям.

 

Учебно-методические материалы, обеспечивающие реализацию  программы

 

1.Методы организации учебно-воспитательного процесса.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

-   традиционные (словесный, беседа, практический, наглядный).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся:

-          познавательные (объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично- поисковый, исследовательский).

Преобладающими методами обучения являются- словесные методы (объяснение, инструктаж, беседа, рассказ), наглядный (демонстрация), практический метод ( вокальные упражнения, песни, распевки). Важное место в программе занимает игровой метод, поскольку игра является потребностью растущего детского организма. В программе предусмотрено изучение народных песен, народного фольклора, национальной культуры.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях: групповой, индивидуальный.

2. Дидактический материал:

Для проведения занятий в объединении «Мелодия» необходимо иметь следующие дидактические материалы:

-   наглядные пособия и программное обеспечение;

-   нотные брошюры, песенные брошюры;

-   пособие с вокальными упражнениями;

-   справочная литература.

Весь материал систематизирован по разделам и темам занятий. Разработана методика проведения занятий. Её основные особенности:

-   применение вокальных упражнений;

-   пение в коллективе;

-   учет детских интересов и свобода творчества;

-   использование игровой деятельности;

-   применение танцевальных элементов во время пения.

3. Современные Технологии обучения

В       работе        с       обучающимися           могут        использоваться           современные образовательные технологии:

-технология развивающего обучения,

-   здоровье-сберегающие,

-                   информационно-коммуникационные                   технологии            интерактивные технологии;

-   проектные;

-игровые технологии.

Технология развивающего обучения: система направлена на развитии у учащихся умения мыслить, наблюдать, действовать практически. Обучающиеся учатся во процессе формирования универсальных учебных действий, развития теоретического мышления. Здоровье-сберегающие: реализуются на каждом занятие при проведении перемены и физкульминутки.

Проектные:

-   побуждают учащихся проявлять способность:

-к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода;

-   к целеполаганию; к самообразованию и самоорганизации;

-       к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников;

-   к умению и делать выбор и принимать решения.

Информационно-коммуникационные технологии: становятся новым средством творческого развития учащихся. Одним из очевидных достоинств применения ИКТ на занятиях является усиление наглядности.

Интерактивные технологии: в ходе интерактивного обучения у учащихся развиваются навыки анализа произведения, учащиеся развивают в себе умения самостоятельно учиться, формировать собственное мнение.


Игровые технологии: в отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно- познавательной направленностью.

4. Учет возрастных особенностей детей. Программа «Вокал» рассчитана на детей от 6 до 17 лет.

В процессе обучения активно используется культурологический материал, направленный на формирование нравственности воспитанников, патриотизма.

Содержание программы даёт ребёнку возможность развиваться в теоретической и в практической деятельности.

5. Основные принципы организации обучения:

-        принцип гуманизации и демократизации педагогических отношений: личностные отношения (любовь к детям, заинтересованность в их судьбе, оптимистическая вера в ребёнка, сотрудничество, мастерство общения) являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно- воспитательного процесса;

-             принцип интенсивного восприятия предполагает максимальное использование сенсорных каналов и разнообразное их сочетание. Такое многоканальное восприятие дает обучающимся возможность лучше узнать себя, позволяет найти способы решения ранее выявленных проблем, открывая путь к развитию;

-     принцип открытого общения: педагог говорит обучающимся о чувствах, мыслях, ощущениях, которые вызывает у него тот или иной процесс или явление. Это способствует формированию доверительных отношений, располагает к высказыванию собственных чувств, позволяет вовлечь ребят в дискуссию, помогает созданию ситуации успеха;

-   принцип природосообразности – необходимо учитывать природные задатки ребёнка и, опираясь на них, создавать максимально благоприятные условия для выявления его способностей;

-           принцип психологической комфортности предполагает охрану и укрепление психологического здоровья ребенка; принцип систематичности, т. е. наличие единых линий развития и воспитания.

6.   Формы проведения учебных занятий

Программа совмещает в себе две формы реализации: групповую и индивидуальную.

При изучении данного курса целесообразнее использовать следующие типы занятий:

-   теоретические занятия , где дети познакомятся с материалом, усвоят новые знания, овладеют правилами вокала, получат новые навыки и приемы по вокалу;

-       практические занятия, на которых будет происходить закрепление и повторение пройденного, самостоятельная поисковая работа, применение на практике полученных умений и навыков.

-         программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития учащихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми распевками, вокальными упражнениями.

7.   Охрана труда и техника безопасности

В объединении нужно иметь аптечку первой помощи. Помещение для занятий должно быть хорошо освещенным и проветриваемым, содержаться в чистоте. Важная роль в объединении отводится формированию у обучающихся культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, соблюдению правил безопасности труда. На первых занятиях педагог знакомит ребят с требованиями, предъявляемыми к рабочему месту.

Необходимо привить детям навык организации, содержании в чистоте и порядке рабочего места. Между занятиями помещение проветривается. Ежемесячно целесообразно совместно с детьми производить генеральную уборку помещения.

 

Алгоритм учебного занятия

1 этап - организационный. (3 минуты)

 II этaп - проверочный. (5 минут)

III этап - подготовительный (2 минуты)

IV этап - основной. (25-30 минут)

V этап – контрольный.(5-7 минут)

VI этап - итоговый. (5 минут)

VII этап - рефлексивный. (2-3 минуты)

VIII этап: информационный.(1-2 минуты)

Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей.

 

Работа с родителями

Для реализации воспитательных задач родители (законные представители) принимают активное участие в образовательной  деятельности объединения. Родители оказывают посильную помощь в процессе подготовки к различным конкурсам.

 

Календарный учебный график

 

Программа

Дополнительная                      общеобразовательная общеразвивающая         программа                                       художественной направленности  «Вокал»

1

Начало учебного года

С 01.09.2023  года

2

Продолжительность        учебного

Периода

36 учебных недель

3

Продолжительность

Недели

учебной

5 дней

4

Периодичность

Занятий

учебных

2 раза в неделю по 1  часу

5

Продолжительность

Занятий

учебных

Продолжительность учебного часа 45 минут

6

Время      проведения

Занятий

учебных

Начало не раннее чем через 1 час после учебных

занятий, окончание не позднее 19.30

7

Продолжительность перемен

10-15 минут

8

Окончание учебного года

31.05.2024  года

9

Аттестация обучающихся

Вводный мониторинг –сентябрь 2023 года. Промежуточная аттестация – декабрь 2023 года.

Итоговая аттестация – май 2024  года.

 

 

Программа ежегодно обновляется с учетом заказа родителей и государства, с обновлением материально – технической базы.

Основная литература

Интернет - источники:

1.    Пидкасистый И.П. Педагогика. [Электронный ресурс - М.: 1998] - режим доступа http://www.pedlib.ru/Books/1/0039/1_0039-1.shtml

2.    Сластенин В. А. и др. Общая педагогика. [Электронный ресурс - М.: 2002]- режим доступа http://www.krotov.info/lib_sec/shso/71_slas0.html

3.    Харламов И. Ф. Педагогика. [Электронный ресурс - М.: 1999] -                       режим доступа http://www.koob.ru/pedagogics/

4.       Подласый И. П. Педагогика. [Электронный ресурс - М.: 1999] -                      режим доступа http://www.koob.ru/pedagogics/

5.    Смирнов С. А. Педагогика. (Педагогические теории, системы технологии). [Электронный ресурс - М.: 2001] - режим доступа http://psyinst.ru/library.php?id=2599&part=article.

6.    Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: [Электронный ресурс - М.: 2006] - режим доступа http://psyinst.ru/library.php?id=2599&part=article

 

Дополнительная литература

1.   Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012г. N 273-ФЗ.

2.   Закон Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан» от 01.07.2013г. № 696-з.

3.   Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ: СанПиН 2.4.2.2821 – 10. – 25 апреля 2014 г. http://base.garant.ru/12158477/

4.   Санитарно-эпидемиологические                    требования               к            учреждениям дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические нормы и правила СанПиН 2.4.4.1251-03, 25 апреля 2014 г. http://base.garant.ru/12158477/

5.   Конвенция      ООН «О правах ребенка». [Электронный ресурс - М.: 1989] - режим             доступа

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml

6.   Организация оздоровления, досуга и летнего отдыха детей (новая программа на 2012-2017 г.);

7.   А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России – М., 2011г.Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс - М.: 2014] режим доступа

http://bda-expert.com/2014/04/koncepciya-razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya- detej-v-rossijskoj-federacii-proekt/

8.   Республиканская долгосрочная целевая программа развития образования в Республике Башкортостан на 2013-2017гг.

9.   "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ от 03.12.2011г., утвержденный от 01.09.2012г.)

10.   Программа развития системы дополнительного образования муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан на 2013-2017гг.

Рекомендуемая литература для педагога :

1.     Л.Дмитриев.  Основы                вокальной                                         методики.-М..2015г. http://ale07.ru/music/notes/song/chorus/dmitriev_vok.htm

2.             О.В. Далецкий.Школа пения из опыта педагога. 2014г. http://ale07.ru/music/notes/song/chorus/daleckyi.htm

3.                                                                                                                     Учите                                                             детей петь песни и упражнения для развития голоса у детей. книга для воспитателя и музыкального                                                                      руководителя.

составители                        Т.М.                      Орлова,                       С.И.                      Бекина. http://ale07.ru/music/notes/song/chorus/orlova_bekina.htm

4.                            В.               Садовников.                  Орфоэпия                 в               пении.2014г.

http://ale07.ru/music/notes/song/chorus/sadovnikov.htm

5.Кацер О.В..Игровая методика обучения детей пению.Спб.:Музыкальная палитра.Учебно-методическое                                                            пособие.2012г.                           http://muz- ruk.clan.su/load/knigi_po_vokalu/vokal/o_v_kacer_96_igrovaja_metodika_obuche nija_detej_peniju_96/20-1-0-27

Литература для обучающихся:

1.Абелян.Л..Как                 Рыжик        научился         петь        .2014г.32-с.          http://muz- ruk.clan.su/load/knigi_po_vokalu/vokal/abeljan_l_kak_ryzhik_nauchilsja_pet/20- 1-0-234

2.Песни композиторов-классиков для детей.Хрестоматия.2015г. http://muz- ruk.clan.su/load/knigi_po_vokalu/vokal/pesni_kompozitorov_klassikov_dlja_detej

_khrestomatija/20-1-0-25

3.       Е.    Альбова      и    Н.    Шереметьева.Вокально-хоровые             упражнения для начальной школы.2014г. http://ale07.ru/music/notes/song/chorus/albova.htm

4.                                            Виктор                        Емельянов.Развитие                            голоса.2015г.

http://ale07.ru/music/notes/song/chorus/emelyanov.htm