РИТМИКА

Пояснительная записка

 

Хореографическое искусство– массовое искусство, доступное всем. Благодаря систематическому образованию и воспитанию учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства. Занятия хореографией способствуют развитию общекультурного кругозора, формируют определенные эстетические принципы и ценности, а также позитивные физиологические показатели человека: физическое здоровье и  выносливость, гармоничное телосложение.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритмика» (далее – программа) имеет художественную направленность, предназначена для занятий с детьми 5 – 8 лет и рассчитана на 1 год обучения. Имеет стартовый (ознакомительный) уровень.

Данная программа основывается на следующих нормативно – правовых документах:

-Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее - 273-ФЗ);

-                                    Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Приказ № 196);

-                                    Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196» (далее – Приказ № 533);

-Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (далее – СП 2.4.3648-20);

-Приказ министерства просвещения   России   от   03.09.2019   №   467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

-Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678 – р  «О концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».

 

 

Актуальностьпрограммы «Ритмика» ознакомительного уровня определяется положительным влиянием хореографии на физическое и психическое развитие учащихся. Занятия гимнастикой, ритмикой и танцем (хореографией) помимо физического развития решают задачи эстетического и духовного воспитания детей. Оказывая влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка, совершенствуя его физически и воспитывая духовно, занятия гимнастикой, ритмикой и танцем способствуют раскрытию творческого и познавательного потенциала, дают импульс к самосовершенствованию и постоянному личностному росту.

Занятия по программе дают возможность каждому учащемуся реализовать свои способности в области музыкально-сценическому искусства, приобрести хореографические навыки, исполнительский опыт, а также способствуют развитию и формированию общей и музыкальной культуры, художественного вкуса ребенка. Танец воспитывает коммуникативные способности учащихся, развивает чувство «локтя партнёра», группового, коллективного действия и требует четкого взаимодействия всех участников, повышает дисциплину, чувства ответственности и товарищества.

Особенностью программы является ориентация на ознакомительный уровень физической подготовки детей и синтез трёх элементов хореографической подготовки - гимнастики, ритмики и танца в одной дисциплине. В программе суммированы особенности программ по перечисленным направлениям, что позволяет ознакомить учащихся с основными гимнастическими и танцевальными движениями, а также мотивировать учащихся к раскрытию творческого потенциала и освоению навыков сценической культуры, поэтапному овладению программного материала. Гимнастика способствует физическому развитию учащихся и

подготавливает их к серьёзным физическим нагрузкам. Исходя из анатомо-физиологических особенностей детей, подобраны такие упражнения, которые целенаправленны по воздействию и призваны развить организм, укрепить его, усовершенствовать, оздоровить. Эти упражнения объединены в комплекс партерной гимнастики, который выполняется на гимнастических ковриках. Упражнения на полу, или партерный экзерсис, позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трёх целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Мышцы и суставы подготавливаются к традиционным классическому и народно-сценическому экзерсисам, требующим высокого физического напряжения. Занятия по ритмике способствуют развитию общей музыкальности и чувства ритма и, что особенно важно для детей дошкольного возраста, - координации движений и переключению ребенка на активные виды деятельности, снятию утомления от неподвижного сидения, психологическому раскрепощению ребёнка, формированию уверенности в своих силах.

Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я». Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве.

 

Цель    данной    программы    –    развивать    музыкально-ритмические    и    двигательно- танцевальные способности учащихся в процессе овладения искусством хореографии.

Задачи программы:

-     развивать природные физические данные, укреплять суставно-двигательный и       связочный аппарат.

-     познакомить    с различными музыкально – ритмическими    движениями в соответствии с характером музыки;

-     формировать умение слушать и слышать музыку, развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыки;

-     развивать    посредством    ритмики    и    танца    работоспособность,        самостоятельность, коммуникабельность;

-     расширять представления детей о      многообразии ритмики и танца, совершенствовать стойкий интерес к хореографическому искусству;

-     развивать    основы   музыкальной    культуры,    танцевальности,   артистизма,    координации хореографических движений, исполнительских умений и навыков.

Срок реализации программы – 1 год. Программа предназначена для детей 5 – 8 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Общее количество в год  - 56.. Число занимающихся в каждой группе 10 – 15 человек.

В коллектив принимаются дети, без ограничений и независимо от наличия у них природных и специальных физических данных, по принципу добровольности и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

Обучение по программе предполагает использование групповой, фронтальной, коллективной, индивидуальной формы занятий.

 

Принципы построения программы:

-     принцип индивидуализации;

-     принцип гуманистической ориентации;

-     принцип преемственности в построении программного материала;

-     принцип доступности (от простого - к сложному);

-     принцип многократного повторения;

-     принцип наглядности.

Принцип индивидуализациипредполагает предоставление возможности каждому учащемуся самореализации и самораскрытия. Физическая нагрузка на учебном занятии определяется с учётом индивидуальных качеств и особенностей личности каждого учащегося, возрастных возможностей. Индивидуальные качества и способности учитываются и при постановке ребенка в тот или иной танцевальный номер.

Принцип гуманистической ориентациитребует уважительного отношения к каждому учащемуся, заботу о физическом и психическом здоровье ребёнка, соблюдение правил техники безопасности в процессе проведения занятий.

Принцип преемственности отражается в построении программного материала каждого последующего года обучения с учётом предыдущего, опора на уже имеющиеся знания и танцевальные навыки учащихся.

Принцип доступности (от простого – к сложному) предполагает изучение материала с простых, элементарных движений с их последующим, постепенным усложнением. Учебный материал строится с учетом готовности ребенка на базе усвоенного материала приступить к изучению нового танцевального материала.

Принцип многократного повторения изучаемых движений в максимальном количестве всевозможных сочетаний как необходимое и обязательное условие совершенствования исполнительских навыков и умений.

Принцип наглядности - облегчает запоминание изучаемого материала, предусматривает использование зрительной и слуховой памяти.

Значительное место в образовательной деятельности коллектива уделяется музыкальному сопровождению занятий. Музыкальный материал включает: классические произведения русских и зарубежных композиторов, современную, популярную музыку, детские песни.

Музыкальное оформление занятия является основой музыкально-ритмического воспитания и влияет на развитие музыкальной культуры учащихся. Музыкальное оформление должно быть разнообразным и качественно исполненным.

Используемый музыкальный материал (произведения детской, популярной инструментальной и симфонической музыки) подбирается с учетом возрастных особенностей детей.

В процессе реализации программы предусматривается концертная деятельность, имеющая большую воспитательную роль. Она позволяет ребенку применить на практике то, чему он научился; предоставляет каждому возможность самореализоваться, развивает эмоциональную сферу. В ходе концертной деятельности и подготовке к ней у детей формируется характер, воспитывается воля и такие нравственные качества как доброта, терпение, трудолюбие, потребность оказывать помощь и поддержку ребятам своего коллектива.

Формы концертной деятельности в коллективе разнообразны: сольные концерты в Центре детей и юношества и на других площадках; совместные концерты с другими творческими коллективами; участие в фестивалях, смотрах, конкурсах различного статуса.

Особое место во внеучебной деятельности коллектива хореографии занимают досуговые мероприятия. В основном это совместный отдых, который проходит в разных формах: огоньки, экскурсии, выходы в театр и на концерты. В этом большое участие принимают родители.

Работе с родителями уделяется большое внимание. В начале и в конце учебного года проводятся родительские собрания, по мере необходимости проводятся индивидуальные консультации. Привлекаются родители к подготовке и проведению «огоньков», посвященных праздничным датам или встречам с интересными людьми, участвуют в поездках, экскурсиях.

Взаимозаинтересованность педагогов и родителей в достижении результатов каждым ребенком, взаимоподдержка, взаимовыручка положительно сказывается на работе коллектива в целом.

 

Предполагаемые результаты

Предметные результаты:

-     знание понятий: «вступление», «начало», «конец» хореографического предложения;

-     умение выполнять элементарные хореографические движения в соответствии с музыкой;

-     умение начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, правильно определять начало и конец музыкальной фразы, сильную долю в музыкальном такте;

-     проявление интереса к занятиям хореографией;

-     знание основ хореографического искусства. Метапредметные результаты:

-     умение ориентироваться в пространстве танцевального зала, класса;

-     умения строить взаимоотношения с окружающими. Личностные результаты:

-     умение красиво и правильно стоять, ходить, сидеть, держать спину, голову;

-     образное восприятие музыки;

-     формирование правильной осанки, развитие физических и специальных данных, укрепление здоровья.

-     умение слушать музыку, понимать её настроение, характер, темп;

-     развитие музыкальной памяти.

 

Для отслеживания результатов освоения программы используются следующие формы контроля:

Входной контроль– это оценка исходного уровня развития физических данных, выявления музыкально - ритмического и эмоционального развития учащихся перед началом образовательного процесса (сентябрь).

Текущий контроль - проводится в течение всего учебного года, с тем чтобы определить уровень теоретических знаний, практических навыков и умений осуществляется на каждом занятии: беседа, опрос, наблюдение за практической деятельностью, журнал посещаемости, просмотры.

Промежуточный контроль- (промежуточная аттестация) - осуществляется по итогам полугодия и учебного года с целью определения степени усвоения обучающимися материала программы, определения промежуточных результатов обучения, проходит в форме открытого

или контрольного урока, устного опроса, концертного выступления. Контрольные уроки могут проходить в виде просмотров концертных номеров.

Итоговый контроль -(итоговая аттестации) проходит по окончании полного курса обучения (в апреле-мае).

 

Формы      аттестации:      наблюдение, открытые      и контрольные занятия, участие в концертных программах.

Учебно-тематический план

 

 

№ п/п

Тематический блок

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

 

2

Основы музыкальной грамоты

10

2

8

3

Ориентация в пространстве

6

1

5

4

Танцевальные движения

12

2

10

5

Гимнастика

16

2

14

6

Музыкально-танцевальные и развивающие игры

8

1

7

7

Участие в массовых мероприятиях

2

 

2

8

Аттестация

1

 

1

Итого:

56

9

47

 

 

Содержание программы

 

1.   Вводное занятие.

Теория. Знакомство учащихся с учебным кабинетом, его оборудованием. Знакомство с правилами поведения в учреждении и в кабинете. Инструктаж по технике безопасности.

Практика. Радостные поклоны, партерная гимнастика, ритмика, музыкальные игры.

 

2.   Основы музыкальной грамоты.

Музыкальная грамота - это часть музыкального образования, включающая в себя элементарную теорию музыки, которая дает представления о музыкальном языке, а так же сведения о музыке (ее стилях, жанрах, элементах выразительности) и ее создателях (композиторах, исполнителях).

Теория.Знакомство с музыкальными понятиями: музыкальное вступление, «сильная доля»; музыкальный темп: – быстро, медленно; характер музыки - радостный – печальный; динамические оттенки - тихо, громко; аккорд, пауза.

Практика. Определение детьми на слух вступления и основной части музыкального сопровождения, аккорда и паузы, сильной и слабой доли в двухдольном размере апелляция музыкальными понятиями в ходе учебного занятия.

 

3.   Ориентация в пространстве.

Умение ориентироваться в ограниченном пространстве танцевальной площадке, в одноплановых рисунках и фигурах.

Теория.Понятия рисунков и фигур.

Практика. Практические упражнения на изучение рисунков танца и фигур: линейное (шеренга, колонна),

круговое (объемное) построение, в парах, за одну руку. интервал;

повороты вправо, влево; свободное размещение по залу.

 

4.   Танцевальные движения (элементы).

Теория. Знакомство с танцевальными движениями. Правила исполнения танцевальных движений.

Практика. Изучение танцевальных движений: поклон, марш, танцевальный шаг с носка, шаг на полупальцах, на пятках, шаг с высоко поднятым коленом, бег «лошадки», бег с отбрасыванием ног назад, согнутых в коленях, поочерёдное отведение ног вперед на носок, поочерёдное открывание ног вперед на каблук, «елочка», прыжки по 6 позиции на месте и в продвижении, прыжки ноги вместе – врозь, положение рук на талии, перед грудью «дощечка», позиции ног 6,1 свободная, притопы, хлопки в ладоши, хлопки с партнёром, танцевальные этюды.

 

5.   Гимнастика.

Гимнастика    –    совокупность    специфических    средств    и    методов    гармонического физического воспитания.

Теория. Знакомство с гимнастическими упражнениями.

Практика. Объяснение последовательности выполнения упражнения на      укрепления общефизического состояния. Упражнения для головы шеи и плечевого пояса:

наклоны головы; повороты головы; подъем и опускание плеч;

Упражнение для развития плечевого сустава и рук

подъём и опускание рук вверх и вниз; круговые движения «мельница»;

вращение кистями (наружу, внутрь) в положении руки в стороны;

«кошкины коготки»

Упражнения на развитие поясничного пояса

наклоны корпуса вперед; наклоны корпуса в стороны;

Упражнения на развития силы мышц и подвижности суставов

полуприседания и приседания; подъем согнутой в колене ноги; подъем на полупальцы. перекаты

Прыжки

прыжки на обеих ногах;

прыжок с просветом (из 6 позиции на 2 позицию и обратно); прыжки на одной ноге;

«мячик».

Партерная гимнастика

упражнение на укрепление мышц спины «Колечко», «Змейка»; вытягивание и сокращение стопы;

упражнения на натянутость ног;

упражнение на гибкость «складочка»; «верблюд»; упражнение на укрепление мышц брюшного пресса « туча»; упражнение на выворотность ног «лягушка»»;

упражнение на растягивание мышц и связок.

 

6.   Музыкально-танцевальные и развивающие игры.

Теория Объяснение правил игр.

Практика. Игра на окончание музыкальной фразы «Снежинки»; игры на отработку сильной доли в такте 2/4 « Эхо», «Заводная игрушка»; игры на смену характера музыки: «День и ночь», «Грустно - весело»; игры на изменения темпа: «Черепаха», « Поезд»;

игра на перестроение: «Конструктор»; игры на образ: « Листопад», «Снегопад»; игры на эмоции в танце: «Ходим как…».

 

7.   Массовые мероприятия.

Посещение новогодних представлений и мероприятий Центра.

 

8.   Аттестация

Практика. Контрольное занятие.

 

Обеспечение программы

 

Методическое обеспечение программы.

 

Методы и формы организации образовательного процесса

Основной формой организации образовательного процесса по программе является учебно- тренировочное занятие. Выбор методов обучения определяется с учётом возможностей обучающихся: возрастных и психофизических особенностей детей, с учётом специфики данного предмета. Основным методом обучения является практическая работа: разнообразные двигательные упражнения, тренировки, репетиции.

Учитывая возраст обучающихся (дошкольники), на занятиях активно используются игровые методы и приёмы обучения. Игровые и практические методы подкрепляются показом выполнения движений и объяснением последовательности выполнения движений.

 

Алгоритм учебного занятия

1.    Вводная часть или подготовительная часть.

Оргмомент (вход в класс, проверка присутствующих по списку), поклон-приветствие. Разминка, построенная на простейших движениях, способствующих разогреву мышц, суставов, связок.

2.    Основная часть.

Изучение танцевальных движений, их комбинирование, работа по развитию физических данных, упражнения и игры на изучение средств музыкальной выразительности, этюды.

3.    Заключительная часть.

Подведение итогов занятия, анализ его продуктивности. Поклон-прощание.

 

 

Формы и методы контроля. Аттестация

 

Для отслеживания результатов освоения программы используются следующие формы контроля.

Входной контроль– это оценка исходного уровня развития физических данных, выявления музыкально - ритмического и эмоционального развития учащихся перед началом образовательного процесса (сентябрь).

Текущий контроль - проводится в течение всего учебного года, с тем чтобы определить уровень теоретических знаний, практических навыков и умений осуществляется на каждом занятии: беседа, опрос, наблюдение за практической деятельностью, просмотры.

Промежуточный контроль- (промежуточная аттестация) - осуществляется по итогам полугодия и учебного года с целью определения степени усвоения обучающимися материала программы, определения промежуточных результатов обучения, проходит в форме открытого или контрольного урока, устного опроса, концертного выступления. Контрольные уроки могут проходить в виде просмотров концертных номеров.

Итоговый контроль -(итоговая аттестации) проходит по окончании полного курса обучения (в апреле-мае).

Формы аттестации: наблюдение, открытые и контрольные занятия, участие в концертных, программах.

 

Мониторинг образовательных результатов

Мониторинг образовательных результатов – это система критериев, показателей и технологий отслеживания образовательных результатов на уровне учащихся. Цель мониторинга соотносится с целью программы.

Цель программы: развивать музыкально-ритмические и двигательно-танцевальные способности учащихся в процессе овладения искусством хореографии.

Цель мониторинга: определить уровень развития музыкально-ритмических и двигательно- танцевальных способностей учащихся в процессе овладения искусством хореографии.

Мониторинг образовательных результатов проводится периодически: в начале учебного года, в середине учебного года для выявления промежуточных результатов и в конце учебного года для определения уровня усвоения учащимися программного материала.

Мониторинг образовательных результатов представлен в таблице.

 

 

Предполагаемые результаты

(в соответствии с задачами)

 

Критерии

 

Показатели

Средства отслеживания результата

 

Предметные результаты

уровень сформированно сти двигательных умений и

навыков

высокий: технически правильное исполнение хореографических движений в соответствии с музыкой

средний: допускает незначительные ошибки при исполнение движений

низкий: неуверенные, ошибочные движения, не всегда в соответствии с музыкой

наблюдение, опрос

 

уровень усвоения

музыкальной грамоты

высокий:владеет ритмическим рисунком исполнения движений

средний: неуверенно воспроизводит ритмический рисунок движений

низкий: исполнение движений не в соответствии музыкальному сопровождению

наблюдение, опрос, беседа

 

проявление интереса к занятиям хореографией

высокий: проявляет стабильный интерес к занятиям хореографией

средний: не всегда проявляет активность и упорство в процессе занятия

низкий: пассивный уровень восприятия на занятии

наблюдение

 

Метапредметные

результаты

Уровень

ориентации в

пространстве зала, класса, сцены

высокий: умение ориентироваться на любой

сценической площадке

средний: ориентируется только на знакомой сценической площадке

низкий: неуверенно чувствует себя в

пространстве зала, сцены

наблюдение,

концерты

 

 

 

уровень развития

коммуникативн ых способностей. навыков публичного

выступления

высокий: уверенно чувствует себя на сценической площадке, правильное и артистичное исполнение

уважительно относится к товарищам, не толкается, соблюдает очередность и дистанцию. Сохраняет спокойствие, когда внимание педагога направлено на другого ребенка. средний: не всегда уверенно чувствует себя на сценической площадке

не всегда проявляет чувство такта по отношению к товарищам, торопиться, не соблюдает очередность. Не может долго сохранять спокойствие при отсутствии к себе внимания.

низкий: неуверенно чувствует себя на сценической площадке, допускает ошибки в исполнении, боится зрителя

неуважительно относится к товарищам, толкается, не соблюдает очередность. Требует повышенного внимания к себе.

наблюдение, концерты

 

Личностные

результаты

Уровень

развития физических данных

высокий: знание и грамотное исполнение

упражнений, достижение высокой степени развития физических данных (выворотность, гибкость, эластичность растяжка, прыжок) средний: не все упражнения для развития физических данных исполняются грамотно

низкий: недостаточно развиты физические данные

наблюдение,

тестирование, контрольные задания

 

уровень укрепления здоровья

высокий: ярко выраженная положительная динамика в физическом развитии (правильная осанка, высокая координация движений, низкий уровень заболеваемости)

средний: положительная динамика в физическом развитии (уменьшение частоты заболеваемости)

низкий: незначительная динамика в физическом развитии (частые заболевания, высокая

утомляемость)

наблюдение, журнал посещаемост и

 

уровень проявления личностных качеств

(выносливости, трудолюбия, самодисциплин

ы)

высокий:серьезное, вдумчивое отношение к предлагаемому материалу, регулярное посещение занятий

средний: не хватает на всё занятие внимания, сосредоточенности к окончанию занятия легкая утомляемость и отвлеченность

низкий: не всегда готов к занятиям физически и

эмоционально

наблюдение, опрос

 

 

Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и степень освоения им программного материала. Формы промежуточной аттестации - контрольные уроки, концерты, устные опросы. Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации

проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях. Контрольные уроки, могут проходить в виде просмотров концертных номеров.

Итоговая аттестация проводится в конце учебного года с целью определения результатов обучения и ориентирования на дальнейшее обучение. Форма итоговой аттестации – отчетный концерт. В основе 3-х бальная система оценок: 1 низкий уровень, 2 средний уровень и 3 высокий уровень.

 

Материально-техническое обеспечение

 

Материальную базу,обеспечивающую образовательную деятельность, составляют:

-     учебный класс, оборудованный зеркалами и станками для занятий классическим и народным экзерсисом;

-     аудиоаппаратура, компьютер, диски.

Работа с родителями

Для реализации воспитательных задач родители (законные представители) принимают активное участие в образовательной  деятельности объединения. Родители оказывают посильную помощь в процессе подготовки к различным конкурсам.

 

Календарный учебный график

 

Программа

Дополнительная                      общеобразовательная общеразвивающая         программа                                       художественной направленности «Ритмика»

1

Начало учебного года

С 01.10.2023  года

2

Продолжительность        учебного

Периода

28 учебных недель

3

Продолжительность

Недели

учебной

5 дней

4

Периодичность

Занятий

учебных

2 раза в неделю по 1  часу

5

Продолжительность

Занятий

учебных

Продолжительность учебного часа 45  минут

6

Время      проведения

Занятий

учебных

Начало не раннее чем через 1 час после учебных

занятий, окончание не позднее 19.30

7

Продолжительность перемен

10-15 минут

8

Окончание учебного года

30.04.2023  года

9

Аттестация обучающихся

Вводный мониторинг – октябрь 2023 года. Промежуточная аттестация – декабрь 2023 года.

Итоговая аттестация – апрель 2024 года.

 

Программа ежегодно обновляется с учетом заказа родителей и государства, с обновлением материально – технической базы.

Список информационных источников

 

1.         Базарова Н. Мей В. Азбука классического танца. Л. Москва 1964.

2.         Барышникова Т. К. Азбука хореографии. М., 2000.

3.         Богоявленская Т. Дополнительная    образовательная программа танцевального ансамбля

«Санта Лючия». М., ООО «Век информации», 2009.

4.         Васильева Т.И. Балетная осанка — основа хореографического воспитания детей /сост. Т. И. Васильева. — М., 1993.

5.         Ведерникова М.И. Партерная гимнастика. Учебная рабочая программа для 1-2 классов хореографического отделения. Екатеринбург, 2011.

6.         Вихрева Н.А. Экзерсис на полу для подготовки к занятиям классическим танцем. – М.: Московская государственная академия хореографии, 2004.

7.         Варшавская Р.А., Кудряшова Л.Н. Игры под музыку. – М.: Просвещение, 1964.

8.         Гусев Г. «Методика преподавания народного танца», 2004.

9.         Горшкова Е. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5 – 7 лет творчества в танце. – М.: Издательство «Гном и Д»., 2002. – 120с.

10.     Збруева Н.П. Ритмическое воспитание: Пособие для театр. техникумов, вузов, студий. – М.: Худ. лит-ра, 1955.

11.     Иванов, В. А. Основы хореографии / В. А. Иванов. — М., 2002.

12.     Каява В. Музыкальные игры и пляски в детском саду. – М.: Учпедгиз, 1963.

13.     Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике в I и II классах музыкальной школы. Выпуск 1, издательство «Музыка». М., 1972.

14.     Конорова Е.В. Ритмика в театральной школе: Учеб. пособие для театр. учеб. заведений и театр. студий. – 2-е изд., дополненное. – Л.-М.: Искусство, 1947.

15.     Левин М.В. «Гимнастика в хореографической школе». М., 2001.

16.     Лифиц И., Франио Г. Методическое пособие по ритмике. М., 1987.

17.     Музыка и движение: Из опыта работы муз. руководителей дет. садов. – М.: Просвещение, 1981.

18.     Пинаева Е.А. Новые дискотанцы: Учебно-методич. пособие. – Серия «Учебники для Вас». – Вып. 1. – М.: ПБОЮЛ Монастырская М.В., 2003.

19.     Раевская Е., Руднева С., Соболева Г., Ушакова З. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. – Изд. 2-е, испр. – М.: Просвещение, 1969.

 

20.     Ритмика. В 2-х ч. Ч.1: Учебно-методическое пособие / Пермский областной колледж искусств и культуры; сост. Е.А. Пинаева. – Пермь, 1997.