БАЯН

Пояснительная записка

 

Музыка – одно из могучих средств воспитания. Она способна выражать глубокие мысли, чувства, переживания.

Начальное обучение игре на музыкальном инструменте – удивительно живой, творческий процесс, в ходе которого дети знакомятся с музыкой, учатся ее понимать, у них формируется эстетический вкус, дети получают первоначальные навыки игры на баяне (аккордеоне).

 Обучение в музыкальной студии направлено на общее музыкальное развитие и обучение детей, формирование их эстетических вкусов на лучших образцах народной инструментальной музыки, а также произведений советских и современных композиторов.

Развитие навыков любительского музицирования сегодня является ядром всей системы общего музыкального образования, которое объединяет профессиональную работу педагога с запросами детей и их родителей, имеет практическое применение в жизни детей.

 

 

 

     Направленность дополнительной общеобразовательной программы

Программа «Баян» учитывает все многогранные возможности данных музыкальных инструментов  и основывается не только на народно-инструментальной культуре, но и предполагает освоение и классической музыки, и оригинальных произведений для  баяна. Программа относится  к программам музыкального направления, имеет художественную  направленность и является общекультурной по уровню освоения.

     Актуальность программы состоит в том, что обучаясь игре на баяне, ребенок не только развивает свои музыкальные способности, эстетический вкус и мышление. Одновременно с этим он знакомится с нашей историей, традициями, обычаями.. Настоящий баянист – это не только техничный музыкант, но и знаток  собственной истории и народно-инструментальной культуры.

Актуальность программы заключается и в ее общедоступности. Она предусмотрена для детей с любыми музыкальными данными, которые желают научиться игре на баяне. Программа предполагает последовательность и постепенность музыкального развития учащихся, с учетом их возрастных особенностей, при индивидуальном  подходе к каждому из них,  создание ситуации успеха, атмосферы радости и творчества. Актуальность данной программы состоит также в возможности творческого самовыражения ребенка и позитивной социализации посредством обучения навыкам исполнительского искусства. Актуальность предлагаемой программы опре­деляется еще и запросом со стороны детей и их родителей на програм­мы художественно-эстетического развития  детей, реализация которых осуществляется в МАУ ДО ЦДТ  на бесплатной основе.

     Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе ее освоения у детей развиваются интеллектуальные и творческие способности. Это достигается за счет развития музыкального слуха, внимания, памяти, координации движений, развития чувства ритма, основ сценического мастерства. Кроме того, программа позволяет познакомить детей с лучшими образцами народной инструментальной музыки, оригинальными произведениями для баяна и аккордеона русских и зарубежных композиторов, а также с музыкальными произведениями мировой классики. В ходе реализации программы у детей воспитывается художественный вкус, трудолюбие, желание постигать азы мастерства.

     Баян является универсальным инструментом. Исполнитель ведет мелодию в правой руке и сам себе аккомпанирует, исполняя партию аккомпанемента, в левой. Так, у детей, обучающихся по классу баяна, развивается как мелодический, так и гармонический слух. А это очень важно в музыкальном развитии ребенка, т. к. гармонический слух не является самостоятельной способностью, поскольку его основа – ладовое чувство и музыкально–слуховые представления. Он формируется при условии достаточно развитого мелодического слуха и представляет собой дальнейшую ступень развития музыкального слуха.

В процессе занятий у учащихся развивается координация движений и двигательный аппарат, а так же слуховая и зрительная память, чувство ритма, моторика. В процессе обучения идет формирование и развитие духовных и моральных качеств. С первых шагов развивается усидчивость, способность к длительной концентрации внимания на одном занятии.

     Занятия музыкой формируют такие положительные качества характера, как терпение, усидчивость, внимательность, способность мобилизоваться в стрессовой ситуации (концертные выступления).

     Музицирование в ансамбле готовит ребенка к жизни в коллективе, а впоследствии и в обществе, научит слушать не только себя, но и бережно относиться к творчеству других.

     Обучение ребенка технике чтения нот с листа раскрывает перед ним дальнейшие перспективы его развития. Самостоятельное музицирование является очень важным фактором самореализации личности ребенка.

     В наше время, когда в потоке музыкальной информации, поступающей в сознание ребенка, превалирует эстрадное направление, приобщение ребенка к классике, народной и современной музыке будет способствовать гармоничному духовному и интеллектуальному развитию, а так же повышению его эмоционального восприятия окружающего мира.

 

     Отличительной особенностью программы является то, что она разработана для учащихся образовательных учреждений, не преследующих цель получения в дальнейшем профессионального музыкального образования. Большая роль отводится  общему музыкальному развитию, домашнему музицированию и ансамблевой игре. Работа над пьесами наполнена образными примерами. В процессе работы формируется чуткость, внимательность, отзывчивость по отношению к окружающим, чему способствует соответствующий подбор материала, включающий в содержание занятия сказки, стихи и песни (в зависимости от возраста учащегося).

     Учитывая желание ребёнка скорее исполнить «настоящую музыку», на занятиях используется ансамбль, состоящий из учащегося и педагога (а в дальнейшем – двух учащихся). Ансамблевое исполнение способствует развитию метроритмического чувства и полифонического слуха.

     Отличительной особенностью также является:

-  набор детей осуществляется, в первую очередь, на основании их желания обучаться игре на баяне, а не на наличии музыкальных способностей;

- внимание направлено на развитие  интеллектуального кругозора и всего мировоззрения  учащегося,  не замыкаясь в рамках узкого профессионализма;

- осуществляется комплексная работа  над развитием  максимальной слуховой активности учащегося, его сосредоточенности, его глубокого вслушивания в исполняемое произведение;

- система занятий делает возможной максимальную индивидуализацию педагогического подхода. Теоретические знания  учащийся  получает одновременно с практикой, что является наиболее продуктивным и целесообразным.

- минимум содержания программы обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе обучения музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков;

- построения содержания программы с учетом индивидуального развития детей;

- обогащён педагогический репертуар: представлен перечень музыкальных произведений по классам, рекомендованных для исполнения на академических концертах, а также произведения, выразительно представляющие образный мир ребенка;

- список примерных исполнительских программ дифференцирован по степени сложности, что позволяет преподавателю осуществлять подбор репертуара с учетом индивидуальных возможностей учащихся;

- предполагает творческий подход преподавателя к задаче развития индивидуальных способностей учащегося.

 

 

     Цель и задачи программы:

     Цель: музыкально-эстетическое образование детей, формирование их художественного вкуса, расширение музыкального кругозора, развитие творческой личности ребенка в процессе овладения знаниями и практическими навыками игры  на баяне.

 

     Задачи программы:

Обучающие:

-       изучение основ музыкальной грамоты;

-       овладение практическими умениями и навыками игры на баяне (аккордеоне);

-       овладение элементарными навыками игры в ансамбле, чтения нот с листа;

- знакомство с жанровым многообразием музыки русских и зарубежных         композиторов, а также народной и оригинальной музыкой для баяна (аккордеона).

Развивающие:

-       развитие музыкальных способностей (музыкальный слух, чувство ритма и метра, музыкальная память) и координации;

-       развитие музыкального мышления;

-       развитие исполнительских качеств ребёнка (эмоциональный отклик на исполняемые произведения, артистизм);

-       развитие технических способностей, предполагающих овладение основными техническими приемами на материале гамм, арпеджио, этюдов;

-       развитие эмоционально-ценностного отношения к музыке.

Воспитательные:

-       формирование художественного вкуса на лучших образцах народного музыкального искусства, классиков русской и зарубежной музыки;

-       воспитание интереса и любви к занятиям музыкой и музыкальному искусству;

-       воспитание уважения и любви к традициям русского народного инструментального творчества;

-       формирование личностных качеств: целеустремленность, работоспособность, самообладание, исполнительская воля, артистизм, умение продемонстрировать свои результаты;

-       воспитание положительных нравственных качеств и духовной культуры.

 

     Условия реализации программы:

     Программа предназначена для детей 7-18 летнего возраста и рассчитана на 3 года обучения. В студию принимаются все желающие без предварительного отбора (на основании заявления родителей). Приемные экзамены будущие учащиеся не сдают. Педагог проверяет лишь их музыкальные данные: слух, ритм, музыкальную память, для того, чтобы определить наличие музыкальных способностей и уровень музыкального развития, а так же общий уровень развития индивидуальности ребенка.

 

 

Форма организации занятий:   индивидуальная.

Режим занятий:

Основной формой учебной и воспитательной работы является урок в форме индивидуального занятия. Для учащихся   7 - 18 лет по программе  обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут (один академический час). Продолжительность учебных часов в год на одного учащегося – 72 часа из расчета 36 недель.

 

 

Формы проведения учебных занятий:

- учебное занятие, урок;     

- занятие в ансамбле;

- открытое занятие;

- контрольный урок;

- репетиция;

- зачет;

- академический концерт.

Методы обучения

     При обучении игре на баяне широко применяются как традиционные методы, так и методы, отражающие специфику предмета, связанного с музыкально-эстетическим обучением и воспитанием детей.

     Для достижения поставленной цели и реализации задач программы используются в  основном традиционные общепедагогические методы: словесные, наглядные и практические, в основе которых лежит источник знаний: слово, наглядность, практика:

Словесные методы: Рассказ, беседа, объяснение нового материала.

     Рассказом или беседой начинается, например, разговор о музыкальных и шумовых, высоких и низких звуках, о творчестве композиторов и т.д.

     Объяснением сопровождается, например, беседа о меховедении, об особенностях тех или иных приёмов  звукоизвлечения.

     Инструктаж необходим во время ознакомления учащихся с правилами техники безопасности, как во время аудиторных занятий, так и при выходах детей для посещения  мероприятий за пределами студии.

Наглядные методы:

     Личный показ педагога, демонстрация приёмов исполнения музыкальных фрагментов и произведений, а также наблюдение, демонстрация иллюстраций, видеоматериалов, работа с нотным материалом и  наглядными пособиями.

Практические методы:

     Методы, с помощью которых формируются необходимые исполнительские умения и навыки. Среди них ведущий метод – выполнение музыкально-тренировочных упражнений, гамм, этюдов, игра музыкальных произведений.

     Кроме традиционных общепедагогических методов обучения, в ходе освоения программы обучения игре на баяне (аккордеоне) также применяются следующие методы:

·   словесный (рассказ, беседа, объяснение);

·   метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков учащегося, работа над художественно-образной сферой произведения);

·   метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);

·   объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение и объясняет учащемуся);

·   репродуктивный метод (исполнение выученного репертуара, повторение учащимся игровых приемов по образцу педагога);

·   метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом учащемуся разные пути и варианты решения);

·   частично-поисковый (учащийся участвует в поисках решения поставленной задачи);

·   метод музыкального обобщения, который нацелен на освоение детьми ключевых знаний, заключенных в содержании программы и направленных на развитие музыкального мышления;

·   метод сравнения различных музыкальных жанров и средств выразительности;

·   метод наблюдения за музыкой;

·   метод побуждения к сопереживанию;

·   метод исследования музыкального образа;

·   метод прослушивания и анализа выступлений;

·   метод оценивания своего исполнения и исполнения других учащихся;

·   метод самостоятельной работы;

·   демонстрационные (прослушивание музыки, посещение концертов).

       

     Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.

 

     Методы воспитания:  личный пример, стимулирование, похвала, поощрения,  замечания, убеждение, чёткие указания к самостоятельной работе.

 

Приёмы, используемые педагогом:

·         беседа с учащимися, устное изложение материала;

·         освоение знаний и навыков через исполнение на музыкальном инструменте;

·         анализ информации, анализ музыкального произведения, анализ выступлений;

·         обучение исполнительским навыкам посредством показа педагогом на музыкальном инструменте;

·         прослушивание музыки с использованием электронных носителей;

·         воспитательная работа – беседы, посещение концертов, фестивалей, конкурсов, участие в различных мероприятиях.

 

     Все темы учебно-тематического плана изучаются каждый год и на каждом занятии. Отличие заключается только в уровне овладения материалом, в степени сложности усвоения музыкального репертуара, в совершенствовании художественного исполнения. Каждый следующий год обучения характеризуется более высоким уровнем усвоения всего блока знаний,  умений и навыков, т.е. происходит развитие по спирали целого комплекса составляющих элементов искусства игры на баяне. В основе обучения лежит принцип «погружения», когда обучаемому сразу дается большой объем информации, который осваивается им в практической деятельности.

 

     Процесс воспитания музыкальной культуры ребенка (культура поведения на уроке, на сцене) проходит в индивидуальном порядке на занятиях, в группе  на закрытых репетициях перед выступлениями и на выступлениях. Сюда же относится мотивация учащегося к качественным самостоятельным занятиям, без которых невозможно обучение игре на любом музыкальном инструменте.

 

Результативность реализации программы

Контроль и учет успеваемости:

     Общая система диагностики творческих способностей детей и результативности обучения складывается из трех видов: начальная диагностика, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.

     Начальная диагностика музыкальных способностей ребенка заключается в выполнении им заданий, предлагаемых педагогом, который проверяет музыкальные данные: слух, ритм, музыкальную память, для того, чтобы определить наличие музыкальных способностей и уровень музыкального развития, а так же общий уровень развития индивидуальности ребенка.

     Промежуточная аттестация проводится ежегодно для оценки усвоения учащимся знаний, умений и навыков за конкретный год обучения.

Проверка усвоения учащимся знаний, умений и навыков и подведение итогов осуществляется в различных формах: текущий контроль в процессе индивидуальной работы; зачетное занятие; технический зачет; академический концерт; экзамен, а также выступления на различных конкурсах, концертах, прослушиваниях, открытых занятиях для педагогов и родителей.

     Как правило, промежуточная аттестация  проводится в мае учебного года в форме академического концерта, на котором учащийся должен продемонстрировать приобретенные в течение года знания, умения и навыки.

    

     Итоговая аттестация или конечная диагностика заключается в сдаче учащимся выпускного экзамена после окончания всего 3 - летнего курса обучения.

    

 

Ожидаемые результаты:

     В результате освоения программы предполагается получить следующие результаты:

- учащиеся овладеют основными навыками и приемами игры на баяне (аккордеоне), освоят предложенный репертуар;

- будут знать основы музыкальной теории и основные средства музыкальной выразительности;

- научатся работать самостоятельно, грамотно и выразительно исполнять музыкальные произведения;

- учащиеся выработают способность выступать на публике, получат опыт участия в мероприятиях;

- получат знания о народной музыкальной культуре;

- научатся быть хорошими слушателями;

- повысят уровень своей культуры, а также культуры общения и поведения.

 

     Таким образом, результат освоения программы предполагает, что ребенок должен овладеть основными навыками игры на баяне (аккордеоне), знать основные средства музыкальной выразительности, уметь самостоятельно решать различные музыкальные и художественные задачи, а так же иметь обширные знания о музыке.

 

 

Учебно-тематический план

I    год обучения

 

№ п/п

 

Содержание и вид работы

Количество часов

 на 1 учащегося

Всего

Теория

Практика

I.                   Вводное занятие. Техника безопасности – 1 ч.

1.1

Вводное занятие. Техника безопасности

1

1

 

II.                Знакомство с инструментом – 1 ч.

2.1

Знакомство с инструментом

1

1

 

III.             Работа над посадкой, постановка исполнительского аппарата – 12 ч.

3.1

Основные правила посадки за инструментом, общее положение корпуса, ног, рук, кистей

2

1

1

3.2

Постановка исполнительского аппарата

2

1

1

3.3

Правильное положение руки и правильная работа пальцев

2

1

1

3.4

Непосредственно работа над посадкой

 

2

1

1

3.5

Упражнения на освоение клавиатуры

2

1

1

3.6

Упражнения на постановку пальцев, раскрепощение кистевого, локтевого и плечевого суставов

2

1

1

IV.             Основы музыкальной грамоты – 20 ч.

4.1

Музыкальный звук (высота, длительность, громкость, тембр).

2

1

1

4.2

Освоение нотной грамоты. Названия нот.

2

1

1

4.3

Нотный стан. Скрипичный ключ.

2

1

1

4.4

Расположение нот 1-ой октавы на нотном стане в скрипичном  ключе.

2

1

1

4.5

Понятие ритма. Длительности нот. Паузы.

2

1

1

4.6

Такт. Тактовая черта. Размер 2/4, 3/4, 4/4. Сильная и слабая доли такта.

2

1

1

4.7

Басовый ключ. Расположение нот на нотном стане в басовом ключе.

2

1

1

4.8

Знаки альтерации. Динамические оттенки f, p.

2

1

1

4.9

Темп. Регистр. Лад.

 

1

1

4.10

Проработка с детьми различных упражнений на закрепление знаний  о  двухдольном, трёхдольном, четырёхдольном размерах.

2

1

1

V.                Освоение музыкально-исполнительских навыков – 32 ч.

5.1

Штрихи: non legato,  staccato,  legatо, приёмы исполнения

2

1

1

5.2

Разбор нотного текста (ноты, аппликатура, длительности, штрихи, позже динамика)

2

1

1

5.3

Освоение штрихов non legato, staccato, legato, обозначенное короткими лигами по 2-3-4 звука.

2

1

1

5.4

Упражнения для развития пальцевой беглости, упражнения на координацию рук.

2

1

1

5.5

Работа над формированием навыков меховедения.

2

1

1

5.6

Работа над игровыми приёмами и упражнениями

2

1

1

5.7

Работа над инструктивным материалом

2

1

1

5.8

Знакомство с гаммой C-dur. Разучивание гаммы C-dur правой и левой рукой в одну октаву различными длительностями

4

1

3

5.9

Работа над репертуаром. 

2

1

1

5.10

Разучивание музыкальных пьес

12

2

10

VI.             Ансамблевое музицирование – 4

6.1

Понятие «ансамбль»

2

1

1

6.2

Формирование первоначальных  навыков

ансамблевой игры

2

1

1

VII.          Итоговое занятие – 2 ч.

7.1

Итоговое занятие.

2

 

2

 

Итого:

72

31

41

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения

1.      Вводное занятие (1ч).

Знакомство с учащимися. Проверка музыкальных данных. Составление расписания индивидуальных занятий. Планирование работы. Основные требования к учащимся. Правила поведения на занятиях и правила по технике безопасности.

2.      Знакомство с инструментом (1 ч).

Знакомство с инструментом.  История возникновения баяна. Устройство инструмента. Общее знакомство клавиатурой и её  регистрами (высокий, средний, низкий). Образование звука.  Знакомство с белыми клавишами, объяснение соответствия каждой клавиши своему звуку.

3.      Работа над посадкой, постановка исполнительского аппарата (12 ч).

 Теория:

Основные правила посадки за инструментом, общее положение корпуса, ног, рук, кистей (прямая спина; опора на три точки – пятки, край стула, пальцы; свободные руки). Педагог объясняет учащемуся правила на первых занятиях и в дальнейшем постоянно контролирует их выполнение.

Постановка исполнительского аппарата. Правильное положение руки и правильная работа пальцев.

 Практика:

Непосредственно работа над посадкой. Упражнения на освоение клавиатуры.

Упражнения на постановку пальцев, раскрепощение кистевого, локтевого и плечевого суставов.

4.      Основы музыкальной грамоты (20 ч).

Музыкальный звук (высота, длительность, громкость, тембр). Освоение нотной грамоты. Названия нот. Нотный стан. Скрипичный ключ. Расположение нот 1-ой октавы на нотном стане в скрипичном  ключе. Понятие ритма. Длительности нот. Паузы.

Такт. Тактовая черта. Размер 2/4, 3/4, 4/4. Сильная и слабая доли такта.

Басовый ключ. Расположение нот на нотном стане в басовом ключе.

Знаки альтерации. Динамические оттенки f, p. Темп. Регистр. Лад.

Проработка с детьми различных упражнений на закрепление знаний  о  двухдольном, трёхдольном, четырёхдольном размерах.

Разучивание упражнений с различным ритмическим рисунком.

Упражнения, выполняемые в рабочих тетрадях.

5. Освоение музыкально-исполнительских навыков (индивидуальные занятия на инструменте) (32 ч).

Теория.

Штрихи: non legato, staccato, legatо, приёмы исполнения Объяснение и показ педагогом правильного исполнения конкретного штриха или приёма игры.

Разбор нотного текста (ноты, аппликатура, длительности, штрихи, позже динамика).

Практика.

Освоение штрихов non legato, staccato, legato, обозначенное короткими лигами по 2-3-4 звука. Упражнения для развития пальцевой беглости, упражнения на координацию рук. Работа над формированием навыков меховедения. Работа над игровыми приёмами и упражнениями. Работа над инструктивным материалом:

Знакомство с гаммой C-dur. Разучивание гаммы C-dur правой и левой рукой в одну октаву различными длительностями.

Работа над репертуаром.  Разучивание музыкальных пьес и работа над ними: 2 этюда, 8-10 разнохарактерных пьес.

6. Ансамблевое музицирование (4 ч).

Теория: понятие «ансамбль».

Практика: формирование первоначальных  навыков ансамблевой игры (дуэт с педагогом).

7.                  Итоговое занятие (2 ч).

Подведение итогов работы за год. Итоговое прослушивание.

Прогнозируемые результаты:

К концу первого года обучения учащийся:

  • Освоит элементы нотной грамоты в пределах программы;
  • Освоит начальные  навыки исполнения несложных упражнений и пьес;
  • Освоит исполнение пьес на все основные штрихи: non legato, staccato, legato,  обозначенное короткими лигами по 2-3-4 звука;
  • Научится играть несложные произведения двумя руками (8 – 10 пьес, 2 этюда).
  • Научится играть гаммы ДО МАЖОР, СОЛЬ МАЖОР, ФА МАЖОР  в одну октаву каждой рукой.

 

Примерный перечень произведений для 1 года обучения:

Гаммы:

До и Соль мажор, Ля и Ми минор в две октавы каждой рукой отдельно.

            Этюды:

Петренко – Этюд

Шитте  - Этюд

В.Б.Пороцкий - Этюд

            Пьесы:

Красев Ёлочка

Шаинский в. Песенка про кузнечика

Татарская народная песня «Апипа»

Латышская песня «Петушок»

Башкирский народный танец «Бурзяночка»

М.Блонтер «Катюша»

Русская народная строевая песня «Солдатушки»

Степовой Я. Гопак

Паулс Р. Сонная песенка

Чешская народная песня «Аннушка»

Башкирская народная песня «Карабай»

Татарская народная песня «Залида»

Башкирская музыка «Тугэрэк кул»

Башкирская народная песня «Любизар»

Татарская народная песня «Баламышкин»

Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»

Русская народная песня «Во поле береза стояла»

Башкирская народная песня «Шэл бэйлэдем».

 

Учебно-тематический план

2 год обучения

 

№ п/п

Содержание и вид работы

Индивидуальные занятия

Количество часов на 1 учащегося

Всего

Теория

Практика

I.                   Вводное занятие – 1 ч.

1.1

Вводное занятие

1

1

 

II. Основы музыкальной грамоты – 14 ч.

2.1

Запись нот второй октавы в скрипичном ключе

2

1

1

2.2

Названия всех октав, 16-е длительности нот и пауз, пунктирный ритм

2

1

1

2.3

Понятие лад

2

1

1

2.4

Знаки сокращения нотного письма, тональности

2

1

1

2.5

Введение в музыкальный синтаксис: мотив, музыкальная фраза, музыкальное предложение, цезура

2

1

1

2.6

Музыкальная форма, исполнительские штрихи

2

1

1

2.7

Динамические оттенки crescendo, diminuendo

2

1

1

III. Освоение музыкально-исполнительских навыков – 44 ч.

3.1

Работа над посадкой и постановкой рук

2

1

1

3.2

Работа над звуком, меховедением

2

1

1

3.3

Работа над  штрихами legato, non legato, staccato

2

1

1

3.4

Работа над координацией движений правой и левой рук при игре на   инструменте

2

1

1

3.5

Развитие исполнительских навыков

2

1

1

3.6

Развитие мелкой техники

2

1

1

3.7

Овладение основными принципами аппликатурной дисциплины

2

1

1

3.8

Работа над качественной сменой направления движения меха, переходами из одной позиции в другую (подкладывание, перекладывание, перенос руки)

2

1

1

3.9

Работа над инструктивным материалом: C-dur, G-dur, F-dur двумя руками в 2 октавы

2

1

1

3.10

А-molle-moll, d-moll (гармонический и мелодический вид) правой  рукой в две октавы

2

1

1

3.11

Арпеджио, аккорды

2

1

1

3.12

Работа над музыкальными произведениями

6

1

5

3.13

Разучивание новых произведений

6

1

5

3.14

Разбор нотного текста

2

1

1

3.15

Работа над средствами музыкально-художественной выразительности

2

1

1

3.16

Развитие музыкально-образного мышления

2

1

1

3.17

Исполнительское дыхание

2

1

1

3.18

Освоение динамических оттенков за счет умения владеть мехом

2

1

1

IV. Ансамблевое музицирование – 11 ч.

4.1

Овладение элементарными навыками игры в ансамбле (дуэт с педагогом)

 

2

 

2

4.2

Одновременное начало и окончание игры

1

 

1

4.3

Точное соблюдение длительности нот, слаженное и уравновешенное по звучанию исполнение

1

 

1

4.4

Единство темпа, согласованное соблюдение изменения силы звука

1

 

1

4.5

Развитие музыкально-слуховой дисциплины

2

 

2

4.6

Изучение пьес

4

 

4

V. Итоговое занятие – 2 ч.

5.1

Итоговое занятие

2

 

2

 

Всего:

72

26

46

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2 год обучения

1.      Вводное занятие (1 ч).

Составление расписания индивидуальных занятий. Планирование работы. Подбор репертуара. Правила поведения на занятиях и правила по технике безопасности. Повторение правил посадки за инструментом, требования к занятиям.

2.      Основы музыкальной грамоты (14 ч).

     Запись нот второй октавы в скрипичном ключе; басовый ключ, запись нот  малой октавы в басовом ключе; названия всех октав; 16-е длительности нот и пауз, пунктирный ритм; понятие лад; знаки сокращения нотного письма; тональности, введение в музыкальный синтаксис: мотив, музыкальная фраза, музыкальное предложение, цезура; музыкальная форма, исполнительские штрихи; динамические оттенки crescendo, diminuendo.

3.      Освоение музыкально-исполнительских навыков (44 ч).

Практика:

Дальнейшая работа над посадкой и постановкой рук. Работа над звуком, меховедением.

Дальнейшая работа над  штрихами legato, non legato, staccato.

Работа над координацией движений правой и левой рук при игре на   инструменте.

Развитие исполнительских навыков. Развитие мелкой техники. Овладение основными принципами аппликатурной дисциплины. Работа над качественной сменой направления движения меха, переходами из одной позиции в другую (подкладывание, перекладывание, перенос руки).

Работа над инструктивным материалом: C-dur, G-dur, F-dur двумя руками в 2 октавы,   a-molle-moll, d-moll (гармонический и мелодический вид) правой  рукой в две октавы, в зависимости от анатомических возможностей рук учащегося -  короткие арпеджио, аккорды.

Работа над музыкальными произведениями: 2 этюда, 8-10 пьес различного характера.

Разучивание новых произведений. Разбор нотного текста. Работа над средствами музыкально-художественной выразительности. Развитие музыкально-образного мышления. Исполнительское дыхание. Освоение динамических оттенков за счет умения владеть мехом. 

 

4.      Ансамблевое музицирование (11 ч).

Овладение элементарными навыками игры в ансамбле (дуэт с педагогом). Одновременное начало и окончание игры. Точное соблюдение длительности нот, слаженное и уравновешенное по звучанию исполнение. Единство темпа, согласованное соблюдение изменения силы звука. Развитие музыкально-слуховой дисциплины. Изучение 1-2 пьес в составе ансамбля.

 

5.      Итоговое занятие (2 ч).

Подведение итогов работы за год.  Академический концерт.

 

Прогнозируемые результаты:

К концу второго года обучения учащийся:

  • Освоит основы  музыкальной грамоты в пределах  программы;
  • Научится играть разнохарактерные пьесы (исполнять по нотам), в том числе этюды, ансамбли, лёгкие обработки народных песен и танцев, а также оригинальные пьесы для баяна (8 – 10 пьес, 2 этюда);
  • Освоит исполнение штрихом  legato в быстрых и кантиленных пьесах;
  • Освоит гаммы: C-dur, G-dur, F-dur двумя руками в 2 октавы,   a-molle-moll, d-moll (гармонический и мелодический вид) правой  рукой в две октавы, в зависимости от анатомических возможностей рук учащегося -  короткие арпеджио, аккорды.

 

Примерный репертуар 2-го года обучения:

Гаммы:

До мажор и Ля минор, Соль мажор и Ми минор, Фа мажор и Ре минор обеими руками, аккорды с обращениями, арпеджио в две октавы отдельными руками.

Этюды:

Л.Петренко – Этюд

Дернейко – Этюд № 6

Гамаюнов – Этюд № 19

Пьесы:

Арро Э. Казачок

Александров А. Новогодняя полька

Савельев Б. Песенка кота Леопольда

Шаинский В. Чунга-чанга

Русская народная песня «То не ветер»

Гладков Г. Песенка друзей

Шаинский  В. «От улыбки»

Польский танец «Кроковяк»

Татарская народная песня «Су буйлап»

Башкирская народная песня «Хатира»

Татарская народная песня «Каз канаты»

Татарская народная песня «Безнен ил»

А.Пахмутова «Старый клен»

Мелодия из мультфильма «Бременские музыканты»

Композиция из мультфильма «Ничего на свете лучше нету»

Шаинский В. «Пусть бегут неуклюже»

Исаковский М. «Огонек»

Шаинский В. «Учат в школе»

Г.Гладков «Джентельмены удачи»

К.Листов «В землянке».

 

        Учебно-тематический план

3  год обучения

№ п/п

Содержание и вид работы

Индивидуальные занятия

Количество часов на 1 учащегося

Всего

Теория

Практика

I.                   Вводное занятие – 1 ч.

1.1

Вводное занятие

1

1

 

II. Основы музыкальной грамоты – 9 ч.

2.1

Запись нот большой октавы в басовом ключе

1

 

1

2.2

Интервалы. Синкопы. Пунктирный ритм

1

 

1

2.3

Триоли. Ключевые и случайные знаки альтерации

1

 

1

2.4

Многоголосье. Гомофония. Полифония

1

 

1

2.5

Мелизмы – мордент и форшлаг

1

 

1

2.6

Исполнительская терминология:  moderato, andante, аdagio, largo, lento

1

 

1

2.7

Исполнительская терминология: аllegro, vivo, ritenuto,   poco a poco, dolce, cantabile,  a tempo, tempo I

1

 

1

2.8

Расширение музыкальных впечатлений, сведений и знаний об исполняемой музыке

1

 

1

2.9

Элементарные понятия о выразительных средствах музыки

1

 

1

III. Освоение музыкально-исполнительских навыков – 50 ч.

3.1

Изучение инструктивного материала: гаммы до 3-х знаков в ключе двумя руками

4

1

3

3.2

Короткие и длинные арпеджио, аккорды

4

1

3

3.3

Разбор этюдов с использованием разных видов техники

4

1

3

3.4

Работа над пальцевой техникой, приёмами исполнения более сложных технических произведений

2

 

2

3.5

Понятие «полифония»

2

1

1

3.6

Работа над голосоведением, умение соединять голоса и слушать их звучание

2

 

2

3.7

Работа над музыкальными произведениями

4

 

4

3.8

Разучивание новых произведений

4

 

4

3.9

Разбор нотного текста

2

 

2

3.10

Работа над средствами музыкально-художественной выразительности

4

 

4

3.11

Аппликатурная дисциплина

2

 

2

3.12

Закрепление навыков быстрого и точного разбора нотного текста

4

 

4

3.13

Развитие умений работать самостоятельно над музыкальным произведением

2

 

2

3.14

Работа над фразировкой

2

1

1

3.15

Формирование элементарных понятий о содержании в музыке, навыков художественного (выразительного) исполнения, умений работать над качеством звука и выразительностью исполнения

2

 

2

3.16

Развитие пальцевой беглости

2

 

2

3.17

Чтение с листа несложных пьес

4

 

4

IV. Ансамблевое музицирование – 10 ч.

4.1

Игра в ансамбле 

4

 

4

4.2

Освоение навыков ансамблевой игры.

2

 

2

4.3

Изучение пьес

4

 

4

V. Итоговое занятие – 2 ч.

5.1

Итоговое занятие

2

 

2

 

Всего:

72

6

66

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3 год обучения

1.      Вводное занятие (1 ч).

Составление расписания индивидуальных занятий. Планирование работы. Подбор репертуара. Правила поведения на занятиях и правила по технике безопасности.

2.      Основы музыкальной грамоты (9 ч).

Запись нот большой октавы в басовом ключе. Интервалы. Синкопы. Пунктирный ритм. Триоли. Ключевые и случайные знаки альтерации. Многоголосье. Гомофония. Полифония. Мелизмы – мордент и форшлаг.

Исполнительская терминология:  moderato, andante, аdagio, largo, lento, аllegro, vivo, ritenuto,   poco a poco, dolce, cantabile,  a tempo, tempo I.

Расширение музыкальных впечатлений, сведений и знаний об исполняемой музыке. Элементарные понятия о выразительных средствах музыки.

3.      Освоение музыкально-исполнительских навыков (50 ч).

Изучение инструктивного материала: гаммы до 3-х знаков в ключе двумя руками, короткие и длинные арпеджио, аккорды.

Разбор этюдов с использованием разных видов техники. Работа над пальцевой техникой, приёмами исполнения более сложных технических произведений. Понятие «полифония». Работа над голосоведением, умение соединять голоса и слушать их звучание.

Работа над музыкальными произведениями: 2 этюда, 6 - 8 пьес различного характера.

Разучивание новых произведений. Разбор нотного текста. Работа над средствами музыкально-художественной выразительности. Аппликатурная дисциплина. Закрепление навыков быстрого и точного разбора нотного текста, развитие умений работать самостоятельно над музыкальным произведением. Работа над фразировкой. Формирование элементарных понятий о содержании в музыке, навыков художественного (выразительного) исполнения, умений работать над качеством звука и выразительностью исполнения. Развитие пальцевой беглости.

Чтение с листа несложных пьес.

4.      Ансамблевое музицирование (10 ч).

Игра в ансамбле. Освоение навыков ансамблевой игры. Изучение 1-2 пьес в составе ансамбля.

 

5.      Итоговое занятие (2 ч).

Подведение итогов работы за год. Академический концерт.

 

Прогнозируемые результаты:

К концу третьего года обучения учащийся:

  • Освоит основы  музыкальной грамоты в пределах программы;
  • сможет исполнять разнохарактерные пьесы различной сложности: этюды, ансамбли, пьесы из педагогического репертуара, обработок народных песен  и танцев;
  • освоит гаммы до 3-х знаков в ключе двумя руками в две октавы, короткие и длинные арпеджио, аккорды;
  • научится читать с листа несложные мелодии;
  • овладеет навыками ансамблевого исполнения.

 

 

Примерный репертуар 3-го года обучения:

 

 

Гаммы:

Ре  мажор и Си минор, Си-бемоль мажор и Соль минор, Ля мажор и  Фа диез минор, Ми-бемоль мажор и До минор (Ля бемоль мажор и Фа минор) в прямом и расходящемся видах обеими руками, аккорды, арпеджио в три октавы.

 

Этюды:

А.Гедике – Этюд, соч. 6, № 5

О.Питерсон – Джазовый этюд ми бемоль мажор

В.Новожилов – Этюд

М.Шух – Джазовая импровизация - Этюд

 

Пьесы:

А.Зацепин – Найди себе друга

Латвийская народная полька

Музыка из телепередачи «В мире животных»

Петербургский Е. «Синий платочек»

Музыка из телесериала «Элен и ребята»

Музыка из кинофильма «Титаник»

Гендель «Пассакалия»

Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»

Композиция «Кондор»

Заставка из телепередачи «Прости мне этот каприз»

Иванович И. «Дунайские волны»

Жиро Ю. «Под небом Парижа»

Гендель «Золотая секвенция»

Музыка из кинофильма «Профессионал»

Татарская народная песня «Утыр эле яннарыма»

Кубашев П. «Эх, сез матур кызлар»

Тухманов Д. «День Победы»

Мелодия из кинофильма «Цыган»

Покрас Д. «Три танкиста»

Музыка из кинофильма «Кавказская пленница»

Композиция Д.Ласта «Одиокий пастух».

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

При реализации программы используются следующие общедидактические  принципы:

·         принцип наглядности обучения предполагает показ педагогом выразительных возможностей игры на баяне (аккордеоне), использование аудио- или видеозаписей выступлений как известных исполнителей, так и самих учащихся, применение в образовательном процессе иллюстративных материалов (названия музыкальных терминов, портреты композиторов и выдающихся исполнителей, репродукции картин);

·         принцип доступности в образовательном процессе направлен на установление определенного темпа изучения учебного материала в соответствии с индивидуальными возможностями и возрастными особенностями учащихся;

·         принцип ассоциативности применяется на занятиях с каждым учащимся для повышения уровня понимания музыкального материала, особенностей постановки исполнительского аппарата, выразительности динамических оттенков и штрихов, для более точной передачи содержания музыкального произведения;

·         принцип последовательности и систематичности основывается на изложении учебного материала с позиции «от простого к сложному», а также на регулярности учебных занятий, подкрепленных выполнением домашних заданий;

·         принципа сознательности и творческой активности состоит в сочетании различных педагогических приемов, способствующих развитию интереса к овладению знаниями, выработке самостоятельного подхода к изучаемому материалу;

·         принцип прочности и действенности результатов музыкального образования выражается в уровне сформированных исполнительских навыков и степени эмоционального отношения в исполнении.   

Формы организации занятий:

Основной формой организации образовательного процесса является учебное занятие-урок, наряду с которым используются такие формы, как  концерты для родителей, детей, педагогов, конкурсные выступления на уровне студии, Центра. Во время проведения занятия педагог использует индивидуальную форму работы.

На  занятиях приобретаются основные исполнительские навыки: постановка корпуса и рук, свобода и пластичность рук, координация движений, меховедение и приемы звукоизвлечения. Осваивается метроритмическое содержание, закладываются навыки чтения нотного текста. Учащийся знакомится с разнообразными произведениями различных жанров. Большинство  из них тщательно прорабатываются, доводятся до уровня публичных выступлений  на концертах.

Важным условием для овладения игрой на баяне (аккордеоне) является  правильное систематическое  выполнение домашних заданий. Педагог разъясняет, как распределить свободное время, составить расписание для занятий, на что необходимо обратить внимание. Работа над уже выученным произведением, осмысление его образного содержания происходит через показ  педагога, использование художественных иллюстраций, образов литературных героев. Слушая игру педагога, учащийся старается запомнить динамические градации, штрихи, обращает внимание на звучание произведения в целом.  Преодолеть трудности в исполнении помогает индивидуальный подход, учитывающий возрастные особенности и физические данные учащегося. С начинающими учащимися используются игровые формы работы.

                     

Формы работы с учащимися на занятии:

1. Устный отчет о подготовке домашнего задания: чего было труднее добиться, какими способами устранялись встретившиеся трудности, каков был режим занятий и т.д.

2. Самостоятельный анализ своего исполнения на уроке: следует указать на допущенные ошибки и наметить способы их устранения, оценить свою игру, проанализировать исполнение своего товарища, обратив особое внимание на те произведения, которые ученик сам играл прежде и хорошо изучил.

3. Самостоятельный устный и практический разбор на инструменте нового задания в классе под наблюдением педагога.

4. Словесная характеристика замысла или настроения произведения и анализ средств музыкальной выразительности, использованных композиторов.

5. Определение особенностей произведения: его характеристика (песенный, танцевальный, маршевый и т.д.), лад, размер, форма (границы фраз). Определение динамических оттенков, повторяющихся элементов фактуры.

     Особое внимание уделяется одному из самых важных периодов обучения музыке – его начальному этапу. При необходимости увеличивается «донотный» период в обучении (введение записи нот и чтение их уже посте того, как ребенок играет и поет ряд песенок, показанных ему педагогом).

Занятия по анализу музыкальных произведений целесообразно начинать с песенного материала, так как связь слова и мелодии способствует более яркому образному восприятию художественного содержания, заостряет внимание ученика на музыкальном языке как средстве выражения эмоционального состояния и музыкального содержания, интенсивно развивает его художественное мышление и вкус.

Навыки звукоизвлечения и меховедения учащиеся осваивают и совершенствуют под руководством педагога на протяжении всего периода обучения, работая над динамикой, штрихами, фразировкой и различными характерными приемами. Учитывая слабую, еще не развитую координацию движения и двигательную память детей, нельзя злоупотреблять быстрыми темпами и преувеличенной динамикой, что может привести к зажатию рук и станет серьезным препятствием на пути технического и музыкального развития учащегося.

В течение всего периода обучения педагог уделяет внимание вопросам постановки, посадки, положения инструмента и рук во время исполнения.

Учитывая, что занятия на баяне требуют от учащегося физической силы и выносливости, педагог должен вовремя заметить признаки усталости ребенка и сделать небольшой перерыв, или изменить характер деятельности учащегося. Во время перерыва необходимо поставить инструмент и сделать физические упражнения на расслабление мышц или немного походить по классу.

Занятия в классе должны сопровождаться  внеклассной работой - посещением выставок и концертов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром музыкальных фильмов.

 

Материально-техническое обеспечение программы.

1.  Материально-технические условия:  

Для успешной реализации данной программы необходимы следующие материально-технические условия:

·         учебное помещение (класс, кабинет), соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям по площади и уровню освещения, температурному режиму;

·         музыкальные инструменты – баяны разных размеров по возрасту учащихся;

·         пюпитры для нот;

·         подставки для ног и на сидения, если не хватает разновысоких стульев;

·         аудио- и видеоаппаратура.

 

2. Дидактический материал:

·         методическая и специальная литература;

·         репертуарные сборники, нотные сборники;

·         таблицы музыкальных терминов;

·         видеозаписи, аудиозаписи.

                                             

3. Методические условия:

В соответствии с музыкальным репертуаром, предлагаемым для реализации данной программы, используются различные виды методической продукции:

- памятки, методические рекомендации;

- разработки игр;

- карточки с заданиями;

- нотный материал;

- музыкальные словари.

В работе используется наглядный материал:

     - дидактические плакаты (тематические):  «Ноты первой октавы в скрипичном ключе и ноты малой октавы в басовом ключе», плакат «Основные длительности нот и пауз», плакат «Знаки в тональностях» и другие.

     - дидактические пособия, карточки;

     - сборники музыкального материала (пьесы, этюды, упражнения и произведения для баяна или аккордеона), индивидуальные для каждого учащегося;

     - материал для практических заданий по теории музыки (нотные тетради, карандаши, учебные пособия);

     - эстетическая наглядность для оформления кабинета и показательных мероприятий.

На каждом занятии учащийся пользуется рабочей тетрадью, нотными изданиями, дневником.

 

Алгоритм учебного занятия

1 этап - организационный. (3 минуты)

 II этaп - проверочный. (5 минут)

III этап - подготовительный (2 минуты)

IV этап - основной. (25-30 минут)

V этап – контрольный.(5-7 минут)

VI этап - итоговый. (5 минут)

VII этап - рефлексивный. (2-3 минуты)

VIII этап: информационный.(1-2 минуты)

Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей.

 

Работа с родителями

Для реализации воспитательных задач родители (законные представители) принимают активное участие в образовательной  деятельности объединения. Родители оказывают посильную помощь в процессе подготовки к различным конкурсам.

 

Календарный учебный график

 

Программа

Дополнительная                    общеобразовательная общеразвивающая       программа                                       художественной направленности «Баян»

1

Начало учебного года

С 01.09.2023  года

2

Продолжительность     учебного

Периода

36 учебных недель

3

Продолжительность

Недели

учебной

5 дней

4

Периодичность

Занятий

учебных

2 раза в неделю по 1  часу

5

Продолжительность

Занятий

учебных

Продолжительность учебного часа 45 минут

6

Время     проведения

Занятий

учебных

Начало не раннее чем через 1 час после учебных

занятий, окончание не позднее 19.30

7

Продолжительность перемен

10-15 минут

8

Окончание учебного года

31.05.2024  года

9

Аттестация обучающихся

Вводный мониторинг –сентябрь 2023 года. Промежуточная аттестация – декабрь 2024 года.

Итоговая аттестация – май 2024 года.

 

 

Программа ежегодно обновляется с учетом заказа родителей и государства, с обновлением материально – технической базы.

 

Нормативно – правовая база

-Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее - 273-ФЗ);

-                                    Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Приказ № 196);

-                                    Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196» (далее – Приказ № 533);

-Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (далее – СП 2.4.3648-20);

-Приказ министерства просвещения   России   от   03.09.2019   №   467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

-Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678 – р  «О концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Литература для учащихся:

1. Барабошкина А.,Боголюбова Н. Музыкальная грамота для детей. -Л.:Музыка, 1985.

2. Газарян С. В мире музыкальных инструментов: Книга для учащихся старших классов. – М.: Просвещение,1985 – 223 с., ил.

3. Говорушко П. Школа игры на баяне. - Л.: Музыка,1970.

4. Герольд К. Музыкальная грамота. Справочник для начинающих музыкантов. –ПИТЕР, 2015.

5. Жакович В.В. Музыкальная грамота для самых маленьких в сказках, стихах и картинках. Учебное пособие для ДМШ.-Феникс, 2015.

6. Кончаловская Н. Музыкальная азбука. - Музична Украина, 1984.

7. Мирек А. …И звучит гармоника.-М., 1979.

8. Мирек А. Из истории аккордеона и баяна. - М., 1967.

9. Онегин А. Школа игры на баяне.-М., 1981.

10. Хочу быть баянистом: учебное пособие для начинающих./ Сост. П.Сиротюк.-М., 1994.

 

Литература для  педагога:

1. Агафонов О., Лондонов П., Соловьев Ю. Самоучитель игры на баяне. М.,1982.

2. Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя-музыканта.-М: Гуманит.издат. центр ВЛАДОС, 2005.

3. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой.-М., 1975.

4. Альбом для детей и юношества. Пьесы для баяна и аккордеона.Часть1./Сост. В.Ушаков, С.Ставицкая. - Спб., 2003.

5. Баян. Подготовительная группа. /Сост. Денисов А., Угринович В.-Киев: Музична Украина,1984.

6. Баян. 1 класс. /Сост. Алексеев И.Д.,Корецкий Н.И.-Переизд.-М.:Кифара,2003.

7. Баян. 2 класс. Издание 13. - Киев: Музична Украина, 1987.

8. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-3 кл. вып.64./ Сост. Ф.Бушуев,-М: Советский композитор, 1991.

9. Баян в музыкальной школе. Пьесы дл 1-3 кл. вып. 58, сост. Ю.Бушуев, -М: Советский композитор,1988.

10. Баян 1-3 классы ДМШ. Пьесы, этюды, ансамбли, народные песни /Сост.Д.Самойлов.-М.:Кифара, 2003.

11. Баян. 3 класс. Издание 11. –Киев: Музична Украина, 1986

12. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-3 кл. вып.62/ Сост. Ф.Бушуев, -М: Советский композитор, 1990.

13. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 3-4 кл. вып. 48./Сост. М.Цыбулин, -М: Советский композитор, 1983.

14. Баян. 4 класс.- Киев: Музична Украина, 1986

15. Баян 3-5 классы ДМШ. Пьесы, этюды, ансамбли, народные песни /Сост. Д.Самойлов – М.: Кифара, 2003.

16. Баян. 5 класс.- Киев: Музична Украина, 1989.

17. Баян 5-7 классы ДМШ. Пьесы, этюды, ансамбли, народные песни /Сост. Д.Самойлов – М.: Кифара, 2003.

18. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 4-5 кл. вып. 33, /Сост. В.Нестеров, - М: Советский композитор, 1979.

19. Баранов А.Б. «Развитие артистизма у детей» - Дополнительное образование, 2003.

20. Беляев Г.А. Краски музыки: сборник пьес и песен для баяна (аккордеона): 1-3 классы ДМШ / Г.А.Беляев.-Ростов-н/Д: Феникс, 2012. -77 с.

21. Беляев А. Ностальгия. Концертные обработки популярных мелодий прошлых лет.- М., 1994.

22. Баян и баянисты. – М.,1970.

23. Баян и баянисты. Вып.3. – М.,1977.

24. Баян и баянисты. Вып.5. – М.,1979.

25. Варфоломос А. Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов. Выпуск 1. -Л.:Музыка, 2012.

26. Вахромеев Элементарная теория музыки.-М.,1975.

27. В мире танца. Вып.1: Менуэты, гавоты, контрдансы, кадрили. Переложение для аккордеона или баяна/Сост. Г. Бойцова.- М.: Музыка, 2012.

28. Власов В. Альбом для детей и юношества. СПб, 2001.

29. Дмитриев В. Эстрадные композиции и обработки для аккордеона или баяна. Вып.1 – С.-П.: Композитор, 2002.

30. Коробейников А. Альбом для детей и юношества. Пьесы для баяна и аккордеона.Часть1/Сост. В.Ушаков,  С.Ставицкая. -СПб., 2003.

31. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке?-М.,1989.

32. Лондонов П. Народная музыка в обработке для баяна или аккордеона. –М.: Советский композитор, 1988.

33. Малиновский Л. Девичий хоровод. Пьесы и обработки народных мелодий для баяна (аккордеона).- Барановичи, 2006.

34. Мирек А. Школа игры на аккордеоне.

35. Малых В. К. Вопросы звукоизвлечения в классе баяна/аккордеона: методические рекомендации / В. К. Малых. - Сыктывкар, 2010.- 26 с.

36. Нотная папка баяниста. Младшие классы музыкальных школ. В.1. /Сост. С.Севастьянова, Л.Мартынова.-М.,2005.

37. Нотная папка баяниста и аккордеониста. Золотая библиотека педагогического репертуара. Средние и старшие классы ДМШ. Вып.2 / Сост. В.Баканов.-М., 2006.

38. Народные мелодии для баяна (аккордеона) – С.-П.: Советский композитор, 1998.

39. Новые произведения российских композиторов юным баянистам-аккордеонистам: 1-2 класс ДМШ: учебно-методическое пособие / ред.-сост. В.Ушенин.- Ростов-н/Д: Феникс, 2010.- 77 с.

40. Обертюкин М. Расчлененность музыки и смена направления движения меха. //Баян и баянисты. вып. 4, -М: Советский композитор, 1978.

41. Перевезенцев Н. Ступеньки мастерства. Вып.1.-Иваново: Изд. Епишева О.В., 2013.

42. Педагогический репертуар баяниста и аккордеониста ДМШ. 1-7 кл../ Сост. из произв.В.Ефимова, Л.Кленкова,  А.Коробейникова.- М., 2001.

43. Педагогический репертуар баяниста детских музыкальных школ (3-5 классы). Вып.10. / Сост. В.Нестеров, А.Чиняков.-М.,1981.

44. Полифонические пьесы для баяна.1-3 классы ДМШ.-М.: Кифара, 1997.

45. Пьесы и обработки на фольклорной основе. Баян, аккордеон. / Сост. А. Судариков – М., 2003.

46. Пособие для руководителей ансамблей баянистов. / Сост. С Рубинштейн. -М.,1970.

47. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов.

48. Русская пляска. Сборник русских народных танцев для баяна или аккордеона. / Сост.А.Салин. – М., 1963.

49. Сонатины и рондо в переложении для аккордеона. -СПб, 2005.

50. Сонатины и рондо. Вып.2 / Сост.Б. Беньяминов – Л., 1999.

51. Самойлов Д. 15 уроков игры на баяне.-М: Кифара, 2004.

52. Смородников Ю. Этюды для баяна (аккордеона).- М., 2006.

53. Судариков А. Основы начального обучения игре на баяне. – М., 1978.

54. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте.- М., 1985.

55. Хрестоматия баяниста: Младшие классы ДМШ/Сост. А.Крылоусов. В.1.-М.:Музыка, 2005.

56. Хрестоматия для баяна 1-2 классы ДМШ./Сост.Р.Гречухина, М.Лихачев.-Спб.:Композитор,2005.

57. Хрестоматия баяниста 3-4 кл. /Сост. В.Грачев.- М.:Музыка,1984.

58. Хрестоматия баяниста для детских музыкальных школ (5 класс)./ Сост. В.Нестеров, А.Чиняков. - М., 1982.

59. Этюды для баяна на разные виды техники. 1 класс. Издание 5  -Киев: Музична Украина, 1984

60. Этюды для баяна на разные виды техники. 2 класс. Издание 4 –Киев: Музична Украина, 1981.

61. Этюды для баяна и аккордеона: 1-2 классы ДМШ и ДШИ / Сост. Т.Лукьянова – Спб: Союз художников, 2011.- 67 с.

62. Этюды для баяна. Выпуск 16 / Сост. Л.Гаврилов. М., 1988.

63. Этюды для баяна на разные виды техники. 3 класс. Издание 5 –Киев: Музична Украина, 1986.

64. Этюды для баяна на разные виды техники. 4 класс.–Киев: Музична Украина, 1986.

65. Этюды для баяна. Вып.3 / Сост. С.Чапкий.-Киев, 1988.

66.   Юному музыканту баянисту – аккордеонисту: первый класс ДМШ: учебно-методическое пособие/ ред.-сост. В.В.Ушенин. – Ростов-н/Д: Феникс, 2010.- 73 с.

67. Юному музыканту баянисту – аккордеонисту: подготовительный класс ДМШ: учебно-методическое пособие/ ред.-сост. В.В.Ушенин. – Ростов-н/Д: Феникс, 2011.- 57 с.