ВОКАЛ
Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг.
К общей проблеме совершенствования методов воспитания школьников относится и проблема поиска новых путей эстетического развития детей. Приобщение учащихся к музыкальному искусству через пение как один из доступнейших видов музыкальной деятельности является важным средством улучшения их художественного и эстетического вкуса.
На современном этапе возрос интерес к новым музыкальным синтетическим жанрам, и одна из задач педагога состоит в том, чтобы помочь ребёнку разобраться во всём многообразии музыкальной палитры и дать возможность каждому учащемуся проявить себя в разных видах музыкальной деятельности.
Дополнительная общеразвивающая программа «Вокал» разработана в соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, с основными нормативными документами:
-Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее - 273-ФЗ);
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Приказ № 196);
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196» (далее – Приказ № 533);
-Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (далее – СП 2.4.3648-20);
-Приказ министерства просвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
-Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678 – р «О концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».
Актуальность данной программы обусловлена также её практической значимостью: занимаясь в вокальной (хоровой) группе, дети приобретают опыт совместной творческой работы, опыт участия в концертной деятельности на разных уровнях.
Актуально на сегодняшний день и то, что содержание программы направлено на создание условий для развития личности ребенка; развитие его творческих способностей, мотивации к познанию и творчеству; социального, культурного и профессионального самоопределения; творческой самореализации; интеграции учащихся в системе мировой и отечественной культур; укрепление их психического и физического здоровья.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что современная модель образования направлена на создание условий, в которых каждый ребенок смог бы получить условия для развития своих способностей, удовлетворения своих интересов и потребностей. Задача дополнительного образования сегодня - дать возможность ребенку реализовать свой творческий потенциал. Важную роль в этом сыграют занятия музыкальным творчеством, в том числе вокальным.
Вокальное искусство наряду с выполнением воспитательно-эстетических функций, обладает еще и мощным оздоровительным потенциалом. Певческая деятельность играет большую роль в здоровьесбережении детей. Она помогает формировать у каждого ребенка здоровый голосовой аппарат, развивать способность к гибкому и разнообразному его функционированию. При регулярной и правильной певческой деятельности улучшается и физическое здоровье детей, а значит, пение можно рассматривать как физиологический процесс. Великий Авиценна считал, что лучшим упражнением для сохранения здоровья является пение. Народная мудрость гласит: «Кто много поет, того хворь не берет!».
Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Вокал» состоит в новом решении проблем дополнительного образования. Данная программа позволяет удовлетворить потребность в занятиях вокально-хоровым творчеством у детей с самой разной мотивацией. Одни придут на занятия, чтобы получить общие музыкальные представления, заполнить свободное время, побороть стеснительность и научиться выступать на сцене, что, безусловно, очень важно для благополучия ребенка при его дальнейшей социализации во взрослую жизнь. Другие – приобретут музыкальную грамотность, вокальный, концертный опыт, которые, возможно, будут использовать в своей будущей профессии.
Отличительная особенность
Особенность данной программы в том, что она разработана для учащихся общеобразовательной школы, которые стремятся научиться красиво и грамотно петь в хоре. При этом дети имеют разные стартовые способности. Данная программа отличается от других подбором репертуара и предназначена для всех желающих детей.
Адресат программы
Программа предназначена для детей 5-17 лет, учащихся младших, средних и старших классов общеобразовательной школы, и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по вокалу.
Возрастные особенности учащихся.
Педагог в своей деятельности должен обязательно учитывать возрастные психолого-педагогические особенности учащихся. Выбор форм и методов обучения должен опираться на ведущую деятельность данной возрастной группы, её особенности.
Так, например важнейшим содержанием психического развития младших подростков становится развитие самосознания, возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. Центральным и специфичным новообразованием этого возраста является возникновение чувства взрослости. Данное новообразование самосознания становится стержневой особенностью личности. Именно оно как бы включает специфическую социальную активность младших подростков: они становятся восприимчивы к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующим в мире взрослых и в их отношениях. Именно в этом возрасте происходит сознательное усвоение ценностей. В этот возрастной период происходит изменение характера познавательной деятельности учащихся, они становятся способными к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. Внимание становится более организованным, все больше выступает его преднамеренный характер. Развивается способность к абстрактному мышлению. Формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения.
Старший подростковый возраст является переходным от подростничества к юности. Этот период имеет свои психолого-возрастные особенности. Среди актуальных потребностей старших подростков можно выделить следующие: потребность в самопознании, в самооценке, в самоопределении, в самовоспитании, в психологической и эмоциональной независимости, в достижении определенного социального статуса. В связи с развитием самосознания усложняется отношение к себе. Если раньше подростки судили о себе категорично, прямолинейно, то теперь они делают это более тонко. Если у младших подростков ведущей деятельностью было интимно-личностное общение со сверстниками, то у старших острота восприятия сверстников притупляется. Больший интерес вызывают взрослые, чей опыт, знания помогают ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью. Будущее же интересует старших подростков в первую очередь с точки зрения профессиональной. В этом возрасте решается вопрос о дальнейшей жизни. По существу, от старшего подростка общество требует профессионального самоопределения, хотя и первоначального. При этом подросток должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области. И помочь ему в этом должны взрослые, в том числе и педагог.
Подростковый возраст - один из самых сложных возрастных периодов: происходит взросление, перестройка организма. Но для творческого развития - это самый благоприятный возраст. Учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходства и различия, определять причину и следствие. Задача педагога – учитывая возрастные особенности учащихся, сделать учебный процесс познавательным, увлекательным, результативным.
Объем и срок освоения программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Вокал» реализуется в течение 3 лет.
Форма обучения очная, групповая, что обосновывается спецификой профиля деятельности. Состав групп учащихся разновозрастной постоянный, равноуровневый (по уровню подготовки и музыкальных способностей учащихся).
Режим занятий. Общее количество часов в год для каждой группы – 72; количество часов в неделю – два, количество занятий в неделю – два. Каждая группа занимается два раза в неделю, продолжительность занятия – один час (рекомендовано СанПин).
В группу могут быть зачислены дети, уже имеющие опыт и дети без подготовки, но имеющие природные способности к пению.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.
В процессе реализации программы применяются следующие виды контроля:
1. Входной контроль (в начале освоения программы);
2. Текущий контроль (в процессе занятий по данной программе).
3. Промежуточный контроль (в конце 1 года обучения).
4. Итоговый контроль (по окончании освоения программы - в конце 2-ого года обучения).
Входной контроль проводится с целью выявления музыкальных способностей учащихся.
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно педагогом.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.
При прохождении итоговой аттестации учащийся должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.
Контроль результата освоения программы отслеживается и оценивается с помощью следующих форм:
1. Опрос.
2. Наблюдение.
3. Прослушивание.
4. Открытое занятие.
5. Творческий отчет.
6. Концертное прослушивание.
7. Выступления.
8. Конкурс.
9. Фестиваль.
Эти формы позволяют педагогу и учащимся увидеть и обсудить результаты своего труда, позволяют педагогу внести изменения в учебный процесс, определить эффективность обучения по программе, создают хороший психологический климат в коллективе.
В качестве форм фиксации образовательных результатов могут быть использованы аудиозапись, видеозапись, грамоты, дипломы, фотодокументы.
Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов являются концерты, конкурсы, фестивали.
Для успешной реализации программы необходимо определенное обеспечение.
Цель программы: Выявление и реализация творческих исполнительских возможностей ребёнка во взаимосвязи с духовно- нравственным развитием через вхождение в мир музыкального искусства; приобщение ребёнка к искусству сольного пения и пения в вокальной группе, развитие мотивации к творчеству; формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства, практическое овладение вокальным эстрадным мастерством для концертной и дальнейшей профессиональной деятельности, формирование жизненных и социальных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; развитие эстетического воспитания и творчества - через игру.
Образовательные:
- обучение выразительному пению
- обучение певческим навыкам
- сформировать навыки певческой установки детей;
- научить использовать при пении мягкую атаку;
- сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;
- сформировать вокально-хоровые навыки: пение без сопровождения, пение на 2 и 3 голоса, петь в ансамбле слитно, согласованно;
- обучить приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля;
-стимулирование интереса к учению, активизация когнитивных процессов, расширение общего кругозора, формирование мировоззрения, развитие представлений, умений и навыков, необходимых для жизни в обществе;
Развивающие:
- развитие слуха и голоса детей.
- развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально- слуховых представлений, чувства ритма;
- совершенствовать речевой аппарат;
- развить певческое дыхание;
- развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность;
- расширить диапазон голоса;
- развить умение держаться на сцене.
Воспитательные:
- воспитать эстетический вкус детей;
- воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;
- воспитать чувство коллективизма;
- способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнёрами;
- воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества;
- приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества);
-формирование ценностно-мотивационной сферы, воспитание здорового образа жизни, трудолюбия, самостоятельности, способности к самоконтролю и волевой регуляции поведения;
-содействовать созданию условий для нравственного становления обучающихся, снижения уровня тревожности в детском коллективе.
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1 |
Музыкальное воспитание. Вокал |
3 |
1 |
2 |
1.1 |
Вокал. Знакомство с термином – вокал. Техника безопасности. Правила поведения и режим работы объединения |
1 |
1 |
|
1.2 |
Музыкальное воспитание |
2 |
|
2 |
2 |
Песня |
8 |
3 |
5 |
2.1 |
Строение. Детальный разбор песни |
1 |
1 |
|
2.2 |
Определение кульминации песни, динамики |
2 |
1 |
1 |
2.3 |
Распределение акцентов на словах текста |
2 |
1 |
1 |
2.4 |
Слушание и разучивание песен |
3 |
0 |
3 |
3 |
Дирижерский жест |
6 |
2 |
4 |
3.1 |
Внимание, дыхание, вступление, окончание, усиление и уменьшение звука, |
2 |
1 |
1 |
3.2 |
Ускорение и замедление темпа, удерживание звука, акценты, развитие фраз |
2 |
1 |
1 |
3.3 |
Дирижерский жест в певческой деятельности |
2 |
|
2 |
4 |
Певческий голос |
4 |
1 |
3 |
4.1 |
Певческий голос. Виды. Классификация. Типы. |
2 |
1 |
1 |
4.2 |
Правила «безопасности» для вокалиста. |
2 |
|
3 |
5 |
Певческая установка. Певческая позиция |
6 |
2 |
4 |
5.1 |
Певческая установка. Певческая позиция |
2 |
1 |
1 |
5.2 |
Постановка корпуса. Типы. |
2 |
1 |
1 |
5.3 |
Певческая установка стоя и сидя |
2 |
|
2 |
6 |
Распевание в детском хоре |
4 |
1 |
3 |
6.1 |
Значение распевания |
2 |
1 |
1 |
6.2 |
Система вокальных упражнений на распевку |
2 |
|
2 |
7 |
Певческое дыхание |
8 |
1 |
7 |
7.1 |
Дыхание. Вдох. Задержка. Выдох |
2 |
1 |
1 |
7.2 |
Основы правильного дыхания при извлечении звука |
2 |
|
2 |
7.3 |
Упражнения на дыхание |
2 |
|
2 |
7.4 |
Овладение простыми навыками по формированию певческого дыхания в процессе работы |
2 |
|
2 |
8 |
Вокально – хоровые упражнения |
10 |
4 |
6 |
8.1 |
Упражнения: для формирования чистоты интонирования |
2 |
1 |
1 |
8.2 |
Упражнения для выравнивания гласных, четкости согласных |
2 |
1 |
1 |
8.3 |
Упражнения для выработки подвижности, активности губ |
2 |
1 |
1 |
8.4 |
Упражнения для формирования равномерного выдоха |
2 |
1 |
1 |
8.5 |
Формированию певческого звука в процессе занятий |
2 |
|
2 |
9 |
Ритмическая четкость |
5 |
1 |
4 |
9.1 |
Ритм, как основа любого музыкального произведения |
1 |
1 |
|
9.2 |
Развитие чувства ритма |
2 |
|
2 |
9.3 |
Формирование чувства ритма |
2 |
|
2 |
10 |
Первоначальные вокально - хоровые навыки |
8 |
2 |
6 |
10.1 |
Звукообразование. Интонация. |
2 |
1 |
1 |
10.2 |
Техника дыхания. Дикция. |
2 |
1 |
1 |
10.3 |
Формирование певческого звука, метроритмических способностей |
2 |
|
2 |
10.4 |
Развитие мелодического и гармонического слуха |
2 |
|
2 |
11 |
Гигиена певческого голоса |
4 |
1 |
3 |
11.1 |
Правила «безопасности» для вокалиста |
2 |
|
2 |
11.2 |
Режим вокалиста |
2 |
1 |
1 |
12 |
Основы музыкальной грамоты |
5 |
1 |
4 |
12.1 |
Музыкальные ступеньки. Трезвучие. Динамика |
2 |
1 |
1 |
12.2 |
Разучивание и исполнение гаммы, трезвучий в разных динамических оттенках |
3 |
|
3 |
13 |
Итоговое занятие |
1 |
|
1 |
13.1 |
Итоговое занятие |
1 |
|
1 |
|
Итого: |
72 |
20 |
52 |
Содержание изучаемого курса первого года обучения
Теория. Музыкальное воспитание. Вокал. Знакомство с термином – вокал. Техника безопасности. Правила поведения и режим работы объединения.
Практика – Музыкальное воспитание.
Теория. Строение. Детальный разбор песни. Определение кульминации песни, динамики. Распределение акцентов на словах текста.
Практика. Слушание и разучивание песен.
Теория. Внимание, дыхание, вступление, окончание, усиление и уменьшение звука, ускорение и замедление темпа, удерживание звука, акценты, развитие фраз.
Практика. Дирижерский жест в певческой деятельности.
Теория. Виды. Классификация. Типы.
Практика. Правила «безопасности» для вокалиста.
Теория. Певческая установка. Певческая позиция. Постановка корпуса. Типы.
Практика. Певческая установка стоя и сидя.
Теория. Значение распевания.
Практика. Система вокальных упражнений (базовые упражнения; упражнения на тренировку артикуляции; на дыхание, и на правильное произношение).
Теория. Дыхание. Вдох. Задержка. Выдох.
Практика. Основы правильного дыхания при извлечении звука. Упражнения на дыхание. Овладение простыми навыками по формированию певческого дыхания в процессе работы.
Теория. Упражнения: для формирования чистоты интонирования ;для выравнивания гласных, четкости согласных; для выработки подвижности, активности губ; для формирования равномерного выдоха.
Практика. Овладение простыми навыками по формированию певческого звука в процессе занятий.
Теория. Ритм, как основа любого музыкального произведения.
Практика. Развитие чувства ритма. Овладение простыми навыками по формированию чувства ритма.
Теория. Звукообразование. Интонация. Техника дыхания. Дикция.
Практика. Овладение простыми навыками по формированию певческого звука, метроритмических способностей, развитие мелодического и гармонического слуха.
Теория. Правила «безопасности» для вокалиста. Режим вокалиста.
Практика. Правила «безопасности» для вокалиста.
Теория. Музыкальные ступеньки. Трезвучие. Динамика.
Практика. Разучивание и исполнение гаммы, трезвучий в разных динамических оттенках.
13. Итоговое занятие.
Дети 1 года обучения должны:
знать, понимать:
- строение артикуляционного аппарата;
- особенности и возможности певческого голоса;
- гигиену певческого голоса;
- понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
- понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
- основы музыкальной грамоты;
- различные манеры пения;
- место дикции в исполнительской деятельности.
уметь:
- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- петь короткие фразы на одном дыхании;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
- петь легким звуком, без напряжения;
- на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
- делать распевку;
- к концу года спеть выразительно, осмысленно.
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1 |
Знакомство элементами сценического действия |
5 |
2 |
3 |
1.1 |
Элементы сценического действия |
1 |
1 |
|
1.2 |
Обыгрывание содержания песни |
2 |
1 |
1 |
1.3 |
Работа с элементами сценического действия вместе с пением |
2 |
|
2 |
2 |
Звуковедение. Основные виды |
5 |
1 |
4 |
2.1 |
Понятие о звуковедении. Виды: легато (связно, плавно) и стаккато (отрывисто, отделяя каждый звук) |
2 |
1 |
1 |
2.2 |
Упражнения, песенки – попевки |
3 |
|
3 |
3 |
Слух. Музыкальный слух. Разновидности. Развитие |
6 |
2 |
4 |
3.1 |
Слух – основной регулятор голоса |
2 |
1 |
1 |
3.2 |
Музыкальный слух. Разновидности. Развитие |
2 |
1 |
1 |
3.3 |
Упражнения на развитие музыкального слуха
|
2 |
|
2 |
4 |
Манеры исполнения |
8 |
2 |
6 |
4.1 |
Знакомство с манерами исполнениями (эстрадная, народная, академическая) |
2 |
1 |
1 |
4.2 |
Сравнение манер исполнения |
2 |
1 |
1 |
4.3 |
Особенности поведения на сцене |
2 |
|
2 |
4.4 |
Манера исполнения народных, эстрадных песен, джазовых песен |
2 |
|
2 |
5 |
Средства музыкальной выразительности |
6 |
2 |
4 |
5.1 |
Темп. Динамика. Регистр. Мелодия. Интонация. |
2 |
1 |
1 |
5.2 |
Тембр. Ритм. Лад. Интонация |
2 |
1 |
1 |
5.3 |
Овладение средствами музыкальной выразительности |
2 |
|
2 |
6 |
Ритм |
6 |
1 |
5 |
6.1 |
Ритмический рисунок песни |
2 |
1 |
1 |
6.2 |
Упражнения и музыкально – ритмические игры |
2 |
|
2 |
6.3 |
Ритмическая четкость |
2 |
|
2 |
7 |
Вокально-хоровые навыки |
6 |
1 |
5 |
7.1 |
Звукообразование. Интонация. Техника дыхания |
2 |
1 |
1 |
7.2 |
Формированию певческого звука, метроритмических способностей |
2 |
|
2 |
7.3 |
Развитие мелодического и гармонического слуха в процессе занятий |
2 |
|
2 |
8 |
Дикция. Артикуляция. Мимика |
8 |
1 |
7 |
8.1 |
Четкая речь. Движение артикуляционного аппарата. Выражение лица |
2 |
1 |
1 |
8.2 |
Выработка кантилены, ровности голоса, его подвижности, гибкости, чистоты интонации |
2 |
|
2 |
8.3 |
Развитие гармонического слуха |
2 |
|
2 |
8.4 |
Четкость дикции. Единая манера звукообразования. |
2 |
|
2 |
9 |
Певческое дыхание |
8 |
1 |
7 |
9.1 |
Голосовой аппарат. Дыхание. Вдох. Задержка. Выдох |
2 |
1 |
1 |
9.2 |
Основы правильного дыхания при извлечении звука |
2 |
|
2 |
9.3 |
Упражнения на дыхание |
2 |
|
2 |
9.4 |
Формирование певческого дыхания |
2 |
|
2 |
10 |
Виды вокала |
8 |
1 |
7 |
10.1 |
Эстрадный, джазовый, народный, академический вокал |
2 |
1 |
1 |
10.2 |
Слушание и сравнение манер исполнения |
2 |
|
2 |
10.3 |
Пение учебно- тренировочного материала |
2 |
|
2 |
10.4 |
Подбор и разучивание песен с приёмами многоголосного пения канон |
2 |
|
2 |
11 |
Ансамбль |
5 |
1 |
4 |
11.1 |
Исполнение песни в ансамбле. |
3 |
1 |
2 |
11.2 |
Развитие ансамблевых навыков, выработка активного унисона, ритмической устойчивости и динамической ровности в произнесении текста |
2 |
|
2 |
12 |
Итоговое занятие |
1 |
|
1 |
12.1 |
Итоговое занятие |
1 |
|
1 |
|
Итого: |
72 |
15 |
57 |
Содержание учебного плана второго года обучения
Теория - Элементы сценического действия, обыгрывание содержания песни.
Практика - Работа с элементами сценического действия вместе с пением.
Теория. Понятие о звуковедении. Виды: легато (связно, плавно) и стаккато (отрывисто, отделяя каждый звук).
Практика. Упражнения, песенки – попевки.
Теория. Слух–основной регулятор голоса Музыкальный слух. Разновидности. Развитие. .
Практика. Упражнения на развитие музыкального слуха.
Теория. Знакомство с манерами исполнениями (эстрадная, народная, академическая). Сравнение манер исполнения.
Практика. Особенности поведения на сцене. Манера исполнения народных, эстрадных песен, джазовых песен.
Теория. Темп. Динамика. Регистр. Тембр. Ритм. Лад. Мелодия. Интонация.
Практика. Овладение средствами музыкальной выразительности.
Теория. Ритмический рисунок песни. Пауза. Длительности.
Практика. Упражнения и музыкально – ритмические игры. Ритмическая четкость.
Теория. Звукообразование. Интонация. Техника дыхания.
Практика. Овладение навыками по формированию певческого звука,
метроритмических способностей, развитие мелодического и гармонического слуха в процессе занятий.
Теория. Четкая речь. Движение артикуляционного аппарата. Выражение лица.
Практика. Выработка кантилены, ровности голоса, его подвижности,
гибкости, чистоты интонации. Развитие гармонического слуха. Четкость дикции. Единая манера звукообразования.
Теория. Голосовой аппарат. Дыхание. Вдох. Задержка. Выдох.
Практика. Основы правильного дыхания при извлечении звука. Упражнения на дыхание. Овладение простыми навыками по формированию певческого дыхания.
Теория. Знакомство с понятиями видах вокала - эстрадный, джазовый, народный, академический.
Практика. Слушание и сравнение манер исполнения. Пение учебно- тренировочного материала, направленного на формирование данных манер исполнения. Подбор и разучивание песен с приёмами многоголосного пения канон.
Теория. Исполнение песни в ансамбле.
Практика. Развитие ансамблевых навыков, выработка активного унисона, ритмической устойчивости и динамической ровности в произнесении текста.
12. Итоговое занятие
Обучающиеся 2 года обучения должны:
знать, понимать:
- соблюдать певческую установку;
- понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
- произведения различных жанров; уметь:
- правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- точно повторить заданный звук;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- петь чисто и слаженно в унисон;
- петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
- дать критическую оценку своему исполнению;
- использовать элементы ритмики и движения под музыку;
- работать в сценическом образе;
- принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.
- точно интонировать на всем диапазоне.
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1 |
Основные средства Выразительности |
4 |
2 |
2 |
1.1 |
Теория. Темп. Динамика. Регистр |
1 |
1 |
|
1.2 |
Тембр. Ритм. Лад. Мелодия. Интонация |
1 |
1 |
|
1.3 |
Овладение средствами музыкальной Выразительности |
2 |
|
2 |
2 |
Двухголосное пение |
5 |
3 |
2 |
2.1 |
Понятие о двухголосие в музыке |
1 |
1 |
|
2.2 |
Понятие первых голосов |
1 |
1 |
|
2.3 |
Понятие и функции вторых голосов |
1 |
1 |
|
2.4 |
Овладение навыками двухголосного пения |
2 |
|
2 |
3 |
Классификация голосов по диапазону высоты |
3 |
1 |
2 |
3.1 |
Классификация голосов по диапозону высоты |
1 |
1 |
|
3.2 |
Развитие певческого диапазона |
2 |
|
2 |
4 |
Характеристики хорошо поставленного певческого голоса |
3 |
1 |
2 |
4.1 |
Определяющие и важные качества певческого голоса |
1 |
1 |
|
4.2 |
Формирование певческого голоса |
2 |
|
2 |
5 |
Сценическое мастерство |
7 |
0 |
7 |
5.1 |
Первоначальные сценические способности |
1 |
|
1 |
5.2 |
Гармония голоса и физической конструкции, мимики и жестов |
1 |
|
1 |
5.3 |
Речевая и эмоциональная выразительность |
1 |
|
1 |
5.4 |
Особенности поведения на сцене |
2 |
|
2 |
5.5 |
Манера исполнения песен разных жанров (народной, эстрадной, а капелла) |
2 |
|
2 |
6 |
Атака звука. Виды |
5 |
1 |
4 |
6.1 |
Виды атаки звука: мягкая и твердая |
1 |
1 |
|
6.2 |
Навык бесшумного и глубокого вдоха |
2 |
|
2 |
6.3 |
Начало и характер звучания |
2 |
|
2 |
7 |
Развитие диапазона голоса |
14 |
2 |
12 |
7.1 |
Понятие о певческом диапазоне |
1 |
1 |
|
7.2 |
Вопросы возрастных особенностей в расширении диапазона |
1 |
1 |
|
7.3 |
Упражнения для развития голоса |
2 |
|
2 |
7.4 |
Расширение диапазона голоса |
2 |
|
2 |
7.5 |
Укрепление дыхания |
2 |
|
2 |
7.6 |
Выработка кантилены, ровности голоса, его подвижности, гибкости, чистоты интонации |
2 |
|
2 |
7.7 |
Развитие гармонического слуха |
2 |
|
2 |
7.8 |
Четкость дикции. Единая манера звукообразования |
2 |
|
2 |
8 |
Постановка концертных Номеров |
8 |
1 |
7 |
8.1 |
Правила поведения во время выступления на сцене |
2 |
1 |
1 |
8.2 |
Работа с микрофоном. |
2 |
|
2 |
8.3 |
Самостоятельное придумывание движений, помогающих передаче образа песни, ее характера, эмоциональный настрой перед пением |
2 |
|
2 |
8.4 |
Работа над умением держаться на сцене |
2 |
|
2 |
9 |
Вокально – хоровые навыки |
8 |
2 |
6 |
9.1 |
Звукообразование. Интонация |
2 |
1 |
1 |
9.2 |
Техника дыхания. Дикция |
2 |
1 |
1 |
9.3 |
Формирование певческого звука, метроритмических способностей |
2 |
|
2 |
9.4 |
Развитие мелодического и гармонического слуха в процессе занятий |
2 |
|
2 |
10 |
Одноголосие и двухголосие в музыке |
14 |
5 |
9 |
10.1 |
Унисонное и октавное исполнение мелодии |
2 |
1 |
1 |
10.2 |
Понятие одноголосия и двухголосия в музыке |
2 |
1 |
1 |
10.3 |
Терцовая втора |
2 |
1 |
1 |
10.4 |
Понятие первых голосов |
2 |
1 |
1 |
10.5 |
Понятие и функции вторых голосов |
2 |
1 |
1 |
10.6 |
Формирование певческого звука, метроритмических способностей |
2 |
|
2 |
10.7 |
Развитие мелодического и гармонического слуха в процессе занятий |
2 |
|
2 |
11 |
Итоговое занятие |
1 |
|
1 |
11.1 |
Итоговое занятие |
1 |
|
1 |
|
Итого: |
72 |
18 |
54 |
Содержание учебного плана третьего года обучения
Теория. Темп. Динамика. Регистр. Тембр. Ритм. Лад. Мелодия. Интонация.
Практика. Овладение средствами музыкальной выразительности
Теория. Понятие о двухголосие в музыке. Понятие первых голосов. Понятие и функции вторых голосов.
Практика. Овладение навыками двухголосного пения.
Теория. Классификация голосов по диапазону высоты.
Практика. Развитие певческого диапазона. Упражнения.
4. Тема - Характеристики хорошо поставленного певческого голоса.
Теория. Определяющие и важные качества певческого голоса.
Практика. Овладение простыми навыками по формированию певческого голоса в процессе занятий по вокалу.
Теория. Первоначальные сценические способности. Гармония голоса и физической конструкции, мимики и жестов. Речевая и эмоциональная выразительность.
Практика. Особенности поведения на сцене. Манера исполнения песен разных жанров (народной, эстрадной, а капелла).
Теория. Виды атаки звука: мягкая и твердая.
Практика. Специальные упражнения. Упражнения на разучиваемом материале. Навык бесшумного и глубокого вдоха. Начало и характер звучания.
Теория. Понятие о певческом диапазоне. Вопросы возрастных особенностей в расширении диапазона.
Практика. Упражнения для развития голоса. Расширение диапазона голоса. Укрепление дыхания. Выработка кантилены, ровности голоса, его подвижности, гибкости, чистоты интонации. Развитие гармонического слуха. Четкость дикции. Единая манера звукообразования.
Теория. Правила поведения во время выступления на сцене.
Практика. Работа с микрофоном. Самостоятельное придумывание движений, помогающих передаче образа песни, ее характера, эмоциональный настрой перед пением; работа на умением держаться на сцене, репетиции перед зеркалом, отрабатывание песни детально, добиваясь качества интонирования, пригодного для концертного выступления.
Теория. Звукообразование. Интонация. Техника дыхания. Дикция.
Практика. Овладение навыками по формированию певческого звука, метроритмических способностей, развитие мелодического и гармонического слуха в процессе занятий.
Теория. Унисонное и октавное исполнение мелодии. Понятие одноголосия и двухголосия в музыке. Терцовая втора. Понятие первых голосов. Понятие и функции вторых голосов.
Практика. Овладение простыми навыками по формированию певческого звука, метроритмических способностей, развитие мелодического и гармонического слуха в процессе работы.
11.Итоговое занятие
Обучающиеся 3 года обучения должны:
знать:
- основные типы голосов;
- жанры вокальной музыки;
- типы дыхания;
- поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
- особенности многоголосого пения;
- обоснованность сценического образа. уметь:
- петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
- петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
- исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;
- принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах.
- иметь высокую вокальную позицию.
1. Кадровые условия. Педагогические работники, реализующие данную программу должны удовлетворять квалификационным требованиям, указанным по соответствующим должностям Профессионального Стандарта.
- учебный кабинет;
- ученические парты;
- стулья;
- музыкальный центр;
- методические материалы, сборники песен, нотные книги;
учебный план;
календарный учебный график; содержание программы;
методические материалы и разработки; расписание занятий.
4. Организационно-педагогические условия реализации программы должны обеспечивать реализацию в полном объеме, соответствие качества подготовки обучающихся требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.
Для определения соответствия применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям и способностям обучающихся организация, осуществляющая образовательную деятельность, проводит проверку знаний обучающихся с помощью созданной комиссией и соответствующих созданных вокальных заданий, прослушиванием или тестированием.
Теоретическое обучение проводится в кабинете по вокалу с использованием учебно-материальной базы, соответствующей установленным требованиям.
1.Методы организации учебно-воспитательного процесса.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- традиционные (словесный, беседа, практический, наглядный).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся:
- познавательные (объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично- поисковый, исследовательский).
Преобладающими методами обучения являются- словесные методы (объяснение, инструктаж, беседа, рассказ), наглядный (демонстрация), практический метод ( вокальные упражнения, песни, распевки). Важное место в программе занимает игровой метод, поскольку игра является потребностью растущего детского организма. В программе предусмотрено изучение народных песен, народного фольклора, национальной культуры.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях: групповой, индивидуальный.
Для проведения занятий в объединении «Мелодия» необходимо иметь следующие дидактические материалы:
- наглядные пособия и программное обеспечение;
- нотные брошюры, песенные брошюры;
- пособие с вокальными упражнениями;
- справочная литература.
Весь материал систематизирован по разделам и темам занятий. Разработана методика проведения занятий. Её основные особенности:
- применение вокальных упражнений;
- пение в коллективе;
- учет детских интересов и свобода творчества;
- использование игровой деятельности;
- применение танцевальных элементов во время пения.
В работе с обучающимися могут использоваться современные образовательные технологии:
-технология развивающего обучения,
- здоровье-сберегающие,
- информационно-коммуникационные технологии интерактивные технологии;
- проектные;
-игровые технологии.
Технология развивающего обучения: система направлена на развитии у учащихся умения мыслить, наблюдать, действовать практически. Обучающиеся учатся во процессе формирования универсальных учебных действий, развития теоретического мышления. Здоровье-сберегающие: реализуются на каждом занятие при проведении перемены и физкульминутки.
Проектные:
- побуждают учащихся проявлять способность:
-к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода;
- к целеполаганию; к самообразованию и самоорганизации;
- к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников;
- к умению и делать выбор и принимать решения.
Информационно-коммуникационные технологии: становятся новым средством творческого развития учащихся. Одним из очевидных достоинств применения ИКТ на занятиях является усиление наглядности.
Интерактивные технологии: в ходе интерактивного обучения у учащихся развиваются навыки анализа произведения, учащиеся развивают в себе умения самостоятельно учиться, формировать собственное мнение.
Игровые технологии: в отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно- познавательной направленностью.
4. Учет возрастных особенностей детей. Программа «Вокал» рассчитана на детей от 6 до 17 лет.
В процессе обучения активно используется культурологический материал, направленный на формирование нравственности воспитанников, патриотизма.
Содержание программы даёт ребёнку возможность развиваться в теоретической и в практической деятельности.
- принцип гуманизации и демократизации педагогических отношений: личностные отношения (любовь к детям, заинтересованность в их судьбе, оптимистическая вера в ребёнка, сотрудничество, мастерство общения) являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно- воспитательного процесса;
- принцип интенсивного восприятия предполагает максимальное использование сенсорных каналов и разнообразное их сочетание. Такое многоканальное восприятие дает обучающимся возможность лучше узнать себя, позволяет найти способы решения ранее выявленных проблем, открывая путь к развитию;
- принцип открытого общения: педагог говорит обучающимся о чувствах, мыслях, ощущениях, которые вызывает у него тот или иной процесс или явление. Это способствует формированию доверительных отношений, располагает к высказыванию собственных чувств, позволяет вовлечь ребят в дискуссию, помогает созданию ситуации успеха;
- принцип природосообразности – необходимо учитывать природные задатки ребёнка и, опираясь на них, создавать максимально благоприятные условия для выявления его способностей;
- принцип психологической комфортности предполагает охрану и укрепление психологического здоровья ребенка; принцип систематичности, т. е. наличие единых линий развития и воспитания.
Программа совмещает в себе две формы реализации: групповую и индивидуальную.
При изучении данного курса целесообразнее использовать следующие типы занятий:
- теоретические занятия , где дети познакомятся с материалом, усвоят новые знания, овладеют правилами вокала, получат новые навыки и приемы по вокалу;
- практические занятия, на которых будет происходить закрепление и повторение пройденного, самостоятельная поисковая работа, применение на практике полученных умений и навыков.
- программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития учащихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми распевками, вокальными упражнениями.
В объединении нужно иметь аптечку первой помощи. Помещение для занятий должно быть хорошо освещенным и проветриваемым, содержаться в чистоте. Важная роль в объединении отводится формированию у обучающихся культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, соблюдению правил безопасности труда. На первых занятиях педагог знакомит ребят с требованиями, предъявляемыми к рабочему месту.
Необходимо привить детям навык организации, содержании в чистоте и порядке рабочего места. Между занятиями помещение проветривается. Ежемесячно целесообразно совместно с детьми производить генеральную уборку помещения.
Алгоритм учебного занятия
1 этап - организационный. (3 минуты)
II этaп - проверочный. (5 минут)
III этап - подготовительный (2 минуты)
IV этап - основной. (25-30 минут)
V этап – контрольный.(5-7 минут)
VI этап - итоговый. (5 минут)
VII этап - рефлексивный. (2-3 минуты)
VIII этап: информационный.(1-2 минуты)
Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей.
Работа с родителями
Для реализации воспитательных задач родители (законные представители) принимают активное участие в образовательной деятельности объединения. Родители оказывают посильную помощь в процессе подготовки к различным конкурсам.
Календарный учебный график
№ |
Программа |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Вокал» |
|
1 |
Начало учебного года |
С 01.09.2023 года |
|
2 |
Продолжительность учебного Периода |
36 учебных недель |
|
3 |
Продолжительность Недели |
учебной |
5 дней |
4 |
Периодичность Занятий |
учебных |
2 раза в неделю по 1 часу |
5 |
Продолжительность Занятий |
учебных |
Продолжительность учебного часа 45 минут |
6 |
Время проведения Занятий |
учебных |
Начало не раннее чем через 1 час после учебных занятий, окончание не позднее 19.30 |
7 |
Продолжительность перемен |
10-15 минут |
|
8 |
Окончание учебного года |
31.05.2024 года |
|
9 |
Аттестация обучающихся |
Вводный мониторинг –сентябрь 2023 года. Промежуточная аттестация – декабрь 2023 года. Итоговая аттестация – май 2024 года. |
Программа ежегодно обновляется с учетом заказа родителей и государства, с обновлением материально – технической базы.
Интернет - источники:
1. Пидкасистый И.П. Педагогика. [Электронный ресурс - М.: 1998] - режим доступа http://www.pedlib.ru/Books/1/0039/1_0039-1.shtml
2. Сластенин В. А. и др. Общая педагогика. [Электронный ресурс - М.: 2002]- режим доступа http://www.krotov.info/lib_sec/shso/71_slas0.html
3. Харламов И. Ф. Педагогика. [Электронный ресурс - М.: 1999] - режим доступа http://www.koob.ru/pedagogics/
4. Подласый И. П. Педагогика. [Электронный ресурс - М.: 1999] - режим доступа http://www.koob.ru/pedagogics/
5. Смирнов С. А. Педагогика. (Педагогические теории, системы технологии). [Электронный ресурс - М.: 2001] - режим доступа http://psyinst.ru/library.php?id=2599&part=article.
6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: [Электронный ресурс - М.: 2006] - режим доступа http://psyinst.ru/library.php?id=2599&part=article
Дополнительная литература
1. Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012г. N 273-ФЗ.
2. Закон Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан» от 01.07.2013г. № 696-з.
3. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ: СанПиН 2.4.2.2821 – 10. – 25 апреля 2014 г. http://base.garant.ru/12158477/
4. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические нормы и правила СанПиН 2.4.4.1251-03, 25 апреля 2014 г. http://base.garant.ru/12158477/
5. Конвенция ООН «О правах ребенка». [Электронный ресурс - М.: 1989] - режим доступа
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
6. Организация оздоровления, досуга и летнего отдыха детей (новая программа на 2012-2017 г.);
7. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России – М., 2011г.Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс - М.: 2014] режим доступа
http://bda-expert.com/2014/04/koncepciya-razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya- detej-v-rossijskoj-federacii-proekt/
8. Республиканская долгосрочная целевая программа развития образования в Республике Башкортостан на 2013-2017гг.
9. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ от 03.12.2011г., утвержденный от 01.09.2012г.)
10. Программа развития системы дополнительного образования муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан на 2013-2017гг.
Рекомендуемая литература для педагога :
1. Л.Дмитриев. Основы вокальной методики.-М..2015г. http://ale07.ru/music/notes/song/chorus/dmitriev_vok.htm
2. О.В. Далецкий.Школа пения из опыта педагога. 2014г. http://ale07.ru/music/notes/song/chorus/daleckyi.htm
3. Учите детей петь песни и упражнения для развития голоса у детей. книга для воспитателя и музыкального руководителя.
составители Т.М. Орлова, С.И. Бекина. http://ale07.ru/music/notes/song/chorus/orlova_bekina.htm
http://ale07.ru/music/notes/song/chorus/sadovnikov.htm
5.Кацер О.В..Игровая методика обучения детей пению.Спб.:Музыкальная палитра.Учебно-методическое пособие.2012г. http://muz- ruk.clan.su/load/knigi_po_vokalu/vokal/o_v_kacer_96_igrovaja_metodika_obuche nija_detej_peniju_96/20-1-0-27
Литература для обучающихся:
1.Абелян.Л..Как Рыжик научился петь .2014г.32-с. http://muz- ruk.clan.su/load/knigi_po_vokalu/vokal/abeljan_l_kak_ryzhik_nauchilsja_pet/20- 1-0-234
2.Песни композиторов-классиков для детей.Хрестоматия.2015г. http://muz- ruk.clan.su/load/knigi_po_vokalu/vokal/pesni_kompozitorov_klassikov_dlja_detej
3. Е. Альбова и Н. Шереметьева.Вокально-хоровые упражнения для начальной школы.2014г. http://ale07.ru/music/notes/song/chorus/albova.htm
http://ale07.ru/music/notes/song/chorus/emelyanov.htm